Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов)


    Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов)

1. Оргмомент.

Встречают учащихся начальной школы дeвoчки – экскурсоводы, одетые в русские народные костюмы. При входе, всем ребятам раздаются жетоны разных цветов (желтый, красный, зеленый, синий).

Приветствие и программа экскурсии.

Здравствуйте гости дорогие! Мы рады познакомить вас в Музее одного дня с русской избой и миром добрых и злых духов». Сегодня вы узнаете, как строился деревянный дом, как выбирался материал для строительства и место для новостройки. Как защищал человек свой дом от нечистой силы и зла. Жетончики, которые вы получили при входе, не теряйте, они вам пригодятся, чуть позже. Вы станете активными участниками нашей беседы, будьте внимательны и постарайтесь отвечать на наши вопросы.

2. Постройка дома. Интеpaктивная экскурсия.

Объяснение проводится на Интеpaктивной доске либо с помощью программы Notebook или StarBoard

Материал для постройки. Выбор деревьев.

Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины: дешевизну, легкость обработки, прочность, способность сохранять тепло, сравнительную долговечность. В деревянном доме всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Правда у дерева есть враги.

Как вы думаете, что это за враги?

Правильно это огонь и влага. А еще есть такие жучки – древоточцы, которые портят древесину.

Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев. Назовите, какие вы видите здесь деревья.

(На ИД картинки деревьев и названия).

Действительно это лиственница, сосна и ель. Они имеют прямые стволы, что очень ценится в строительстве. Все хвойные деревья смолисты, а значит мало подвержены гниению. В строительном деле также используются лиственные породы.

Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной.

Немало примет учитывалось при постройке жилища, которое строилось не только для себя, но и для следующих поколений. Подбор дерева требовал соблюдения ряда запретов. Нельзя брать старые деревья – они должны умереть своей cмepтью. В этом отражался славянский культ дерева. Нельзя рубить дерево на перекрестке дорог, так как там хоронили людей, умерших не своей cмepтью. А следовательно, в дереве может оказаться нечистая сила – навь. Если три первых дерева для рубки не подошли, лучше вернуться домой. При валке дерева следовало постараться. Чтобы оно не упало на север, - дом будет холодным.

Выбор места строительства. Работа с планом местности и обсуждение с ребятами, где лучше поставить дом.

Столь же осмотрительно выбирали место для будущего дома: чтобы не затопило в паводок, чтобы не было в доме холодно и сыро от ветра, особенно осеннего. Старались не занимать угодья для земледелия и выпаса скота. Проверялось отсутствие ряда нехороших примет и знаков. Хорошо ставить дом там, где лег домашний рогатый скот, так как рога считались символом плодородия и достатка. Часто перед началом постройки учитывали приметы: наползли муравьи под специально оставленный деревянный кружок – к добру, к достатку в доме (муравьи – символ домовитости), подмокла за ночь шерсть под перевернутым горшком – к прибыли.

Попробуйте выбрать на этом плане место для будущей постройки дома.

(Работа на ИД. Учащийся на плане местности ищет место, где лучше поставить дом).

Спасибо. Мы выбрали неплохое место для строительства, теперь пора выбрать инструмент.

Выбор нужных инструментов.

Вы видите на доске разные инструменты, попробуйте выбрать те, которые понадобятся плотнику для постройки дома.

(Работа на ИД. Вызывается к доске желающий ученик, он передвигает в специальное место нужные плотнику инструменты и называет их, если знает).

Спасибо большое за выполненную работу. А теперь все посмотрим, правильно ли выполнил задание ваш товарищ.

В старину пpaктически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Этот глагол «срубить» не случайно заменяет привычный ныне «построить» Раньше чуть ли не единственным инструментом плотника был топор. Но были, и другие инструменты: потес, тесло, струг, долото и др.

Топор (секира) – универсальный инструмент, он использовался для рубки, раскалывания и обтесывания древесины. При обработке топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают воду.

Потес с его широким и длинным лезвием помогал стесывать, ровнять поверхность изделий.

Тесло было незаменимым при выбирании пазов, канавок.

Стругом обдирали кору с бревна.

Пила применялась редко, т.к. древесина утрачивала при пилении свою прочность: на месте распила рыхлились древесные волокна и впитывали влагу.

Как возводили дом без единого гвоздя, вы узнаете дальше.

Собираем дом. Знакомство с частями дома и секретами мастерства строителей.

Основой любой деревянной постройки – жилища, церкви, амбара, бани и прочих – являлся сруб. Стены сруба делали из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, по краям вырубив округлые углубления. В них – то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Так постепенно возводились стены сруба (клети) – коробки будущей избы. Крышу делали покатой с двух сторон. Покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Это у богатых крестьян. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. После покрытия солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Во время дождя вода стекала с крыши в специально выдолбленные желоба, которые удерживались под крышей крюками, называемые «курицами». Верх кровли прижимали тяжелым бревном - охлупнем, конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название – конек. Конь для русского крестьянина был древним символом солнца. Поэтому конь на крыше стал солнечным знаком, защищающем дом и людей, живущих в нем. Фундамента под домом не было, зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы. Оконные проемы делали небольшими. Как вы думаете почему? Для сохранения тепла. Совсем маленькие оконца с задвижкой в виде доски назывались «волоковые». Большие окна носили название «красных». Просветы в окнах затягивали бычьим пузырем, промасленным полотном или слюдой.

(Во время объяснения экскурсовод на ИД собирает модель избы)

На постройку дома на Севере России нужно было 115 бревен длиной по 6 м 39 см. и 120 досок по 10 м 65 см. Дружная артель плотников могла сложить жилой дом за один день.

Попробуйте правильно расставить названия частей избы на этой модели.

(Учащийся расставляет названия на ИД – венец, сруб (клеть), крыша, охлупень, конек, курицы, красное окно, волоковое окно)

Украшаем наружную часть дома. Сравнение с лицом человека по А.В.Аркадьевой.

Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище. Уподоблял его живому человеку. И это проявилось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков.

Вслушайтесь в них! Во – первых. У избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. Улица – это дорога, которая проходит перед лицом домов. С лица избы глядят на мир глаза – окна. Окно, око, очи – это однокоренные слова. А ведь око – славянский синоним слову глаз! «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник – украшение на лице дома. Наконец, у избы передняя часть – фронтон – носит название чело (по - древнерусски – лоб), а боковые планки, которыми обрамлена двускатная крыша по фасаду – причелины. Итак, на лице дома есть лоб – чело, причелины, глаза – окна… А рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь употрeбляли слово ворота. Через ворота попадали в усадьбу к русскому крестьянину. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.

(Во время объяснения экскурсовод на ИД сравнивает фасад избы с лицом человека)

Русский бревенчатый дом был для нашего предка не просто жильем, укрывающим его от непогоды. Он казался ему живым, очеловеченным существом.

Мир добрых и злых духов.

Для древнего славянина мир был населен добрыми и злыми силами и духами. Поэтому, чтобы обеспечить и обезопасить себя и свою семью, человек совершал ряд ритуалов, помогающих «договориться» со злыми силами, привлечь для защиты добрые силы.

Демонстрируется фрагмент мультика «Домовенок Кузя» о надобности в доме иметь домохозяина, т.е. домового. (1 мин.32.сек.)

На Руси повсеместно переносили в новостройку домового. В селах и городах Дмитровского района этот обряд совершали так: брали хлеб и соль, в полночь шли к новому дому, обходили его по движению солнца, становились против двери и три раза звали: домовой, домовой, пойдем домой! Экскурсовод берет рушник с хлебом и солью и предлагает:

Давайте ребята, позовем домового:

- Домовой, домовой, пойдем домой!(3 раза). Хозяин – хозяин. Просим милости к нам на новую постройку!»

Инсценировка с куклами: домового, лешего и Бабы Яги. (Кукольный театр ДК «Октябрь»)

Домовой: Здравствуйте ребята! Я Домовой, счастье в дом приношу. Я стаж не только дома, но и главным образом всех живущих в нем. Живу я под печкой или за ней. Я добрый дух, но люблю и поозорничать. То одеяло со спящих людей стяну, то муку рассыплю. А бывает, и помогу: дров наколю, укачаю ребенка. В доме я вижу все неполадки и подсказываю хозяину и хозяйке, где и что нужно сделать. Мне подчиняются все остальные духи усадьбы: дворовой, банник, овинник и кикимора. (Показывает на соответствующие картинки).

Экскурсовод: Все помощники Домового духи злые, их надо задабривать. Дворовому по всему двору угощение расставляли. Баннику в бане оставляли веник, мыло и чистую воду в шайке – дух моется после всех. Овинник жил в хозяйственной постройке для сушки снопов и молотьбы. К нему ходили дeвyшки на Святки гадать о своей судьбе. Вокруг человека было множество враждебных, злых духов, нечистой силы, нечисти. Они принадлежали к потустороннему миру, «нечистому», «нездешнему». В русских народных сказках есть такие персонажи как Баба Яга, Кощей Бесcмepтный, Водяной, Леший. Они пришли туда из древних народных верований. Давайте познакомимся с Лешим.

Леший: Здравствуйте ребята! Я дух леса. Я добрый и сговорчивый. Мне послушны все лесные звери. Очень я люблю, есть мох, шишки и живу со своим семейством в дупле старого дерева. Люблю пугать людей, завести их в глубь леса, а потом хлопать в ладоши и радоваться. Но по секрету вам скажу, чего боюсь (шепчет): я боюсь сухого липового полена, огня и ругани, а если одежду оденете наизнанку. Тогда и потерянная дорожка из леса найдется.

Экскурсовод: Сказочные герои Баба Яга и Кощей Бесcмepтный пришли к нам из мифологии. Они не являются духами. Это лесная старуха – волшебница. А вот и она сама.

Баба Яга: Фу, фу, фу! Прежде тут русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочию является, в нос бросается! Знаете ли вы ребята, почему нога у меня костяная? Потому что я из царства мертвых, а избушка моя, не что иное, как гроб. Избушка моя на курьих ножках без окон и дверей тесная и я в ней еле помещаюсь: костяная нога из угла в угол лежит, губы на полке, нос в потолок врос. Мне подвластны дикие звери. На службе у меня ворон, змеи и черные коты. К одним героям я добра и помогаю к другим зла. А как я передвигаюсь, вы и сами знаете.

Экскурсовод: Какими предметами крестьянской утвари часто пользуется Баба Яга? (Ступа, помело, пест). Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

Слово руководителя музея. Сегодня мне хочется поблагодарить тех, кто принял участие в работе музея одного дня. Экспонаты сегодняшней выставки предоставлены: музем школы №5, ЦДЮТЭ и собрание личных коллекций. Мы выражаем слова благодарности кукольному театру ДК «Октябрь».

Сейчас дeвyшки - красавицы ждут вас у столов с цветовыми табло. В руках у вас жетончики, подойдите к столу цвета вашего жетончика, отдайте его дeвoчкам. За столами вас ждут интересные задания. После их выполнения вы можете познакомиться с экспозицией нашего музея и задать интересующие вас вопросы. У девочек вы получите домашние задания к следующему Музею одного дня.

3. Задания по группам.

Учащиеся делятся на 4 группы по цвету кружочков полученных на входе и подходят к столам соответствующего цвета. Дeвoчки – экскурсоводы собирают жетончики и предлагают ребятам разные задания и вручают им задания памятки для следующего Музея одного дня.

Задания: см. Приложение 1.

  1. Собрать аппликацию русской избы из отдельных частей и назвать их.
  2. Отгадать загадки.
  3. Назвать сказки, в которых встречаются злые и добрые духи.
  4. Вставить пропущенные слова в стихотворение.

Ребята получают распечатки домашнего задания.

  • Нарисовать рисунки или сделать поделки из природных материалов добрых и злых духов.
  • Сделать оберег своими руками.
  • Сфотографировать и напечатать фотографии деревянных домов, декоративных строений из дерева в нашем городе и близ лежащих деревнях Тверской и Московской областей.

Лучшие работы примут участие в качестве экспонатов в Музее одного дня в марте 2010 г. «Уют и пpaктичность русской избы». Работы сдавать классным руководителям для проведения отборочных классных выставок.

4. Знакомство с музейной экспозицией.

Для вас подготовили сегодня экскурсию «Активисты школьного музея». Перечисляются имена экскурсоводов. Спасибо за внимание. До новых встреч!

5. Литература.

  1. А.В.Аркадьева. Этнографическое краеведение. Часть II. Дмитровский район. Учебное пособие по краеведению. Издательский дом «Авангард» 2003 г.
  2. И.П. Фрейтаг, Л.Л.Аникина. Они живут в сказке. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. Выпуск второй. С - П. СМИО Пресс 2004.
  3. И.П. Фрейтаг, Л.Л.Аникина. Жилище. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. Выпуск третий. С - П. СМИО Пресс 2004.
  4. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. Книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М. «Русское слово». 1998 .


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 3:56:51

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 18:26:34

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 13:37:11

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 4:52:31

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 20:58:54

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 18:45:45

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 16:50:11

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 15:36:33

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 1:42:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 6:53:48

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 22:13:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 15:52:14

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 2:59:35

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 17:58:15

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 20:36:12

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 13:30:13

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 21:56:59

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 10:17:35

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 19:21:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 14:56:28

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 22:13:23

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 15:56:55

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 11:18:19

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 20:47:58

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 5:44:56

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 18:50:44

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 16:57:39

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 15:49:13

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 13:38:46

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 21:29:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 8:16:27

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 21:49:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 20:19:35

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 14:20:26

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 10:34:56

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 21:40:22

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 21:44:15

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 19:18:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 17:53:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 18:16:56

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 1:39:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 9:49:34

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 1:29:29

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 7:31:14

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 1:33:57

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 20:34:31

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 14:11:47

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 10:47:46

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 2:56:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 16:44:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::