Рабочая программа учебного курса "Краеведение" (5-й класс)
В соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ от 02.06.2004 г. №1271) и учебным планом МОУ Рассветовской СОШ на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Курс «Краеведение» для 5 класса разработан учителем I категории МОУ Рассветовской СОШ Ковалевой С.Н.. Данный курс составлен на основе программы «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин., Ростов-на - Дону., « Донской издательский дом», 2005г.) в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского хаpaктера.
Цели курса:
- формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы в обучении;
- здоровьесберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
- Контрольная работа: по теме «Донской край в древности».
- Самостоятельная работа: по теме «Киммерийцы и скифы ».
Пpaктические работы:
- знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
- Составление генеалогического древа моей семьи.
Творческие работы:
- по темам «Один день из жизни сарматского поселения», «Амaзoнка». «Я – сарматский воин».
- «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
- последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
- источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
- хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;
- виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.
Уметь:
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
- осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
- объяснять значение основных понятий;
- соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
- показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
- составлять своё генеалогическое древо.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
- объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
Так как некоторые учащиеся обучаются по программе СКОУ VII вида, в рабочую программу вносятся коррекционно-развивающие задачи:
1. Коррекция и развитие психофизиологических функций:
– прострaнcтвенных представлений,
– темпа деятельности,
– объема слухового (зрительного) восприятия,
– устойчивости слухового (зрительного)
восприятия,
– развитие цветовосприятия.
2. Обогащение кругозора, общей осведомленности:
– формирование отчетливых разносторонних
представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности,
– формирование временных представлений.
3. Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
– активности, познавательного интереса,
– учебной мотивации,
– учебной мотивации,
– самостоятельности,
– произвольности, волевых качеств,
– эмоциональной сферы,
– потребности в преодолении собственных
недостатков,
– умений ориентироваться в задании,
– умений планировать предстоящую работу.
4. Коррекция и развитие психических процессов:
– объема внимания,
– переключение внимания,
– распределение внимания,
– устойчивости внимания,
– объема слуховой (зрительной, моторной,
комбинированной) памяти,
– процессов запоминания (сохранения,
воспроизведения)
– краткосрочной (долговременной) памяти,
– процессов сравнения (умений сравнивать,
находить общее и различное),
– уровня обобщения (умений находить обобщенные
понятия, осуществлять пpaктическую
группировку),
– умений классифицировать, систематизировать,
– логического мышления,
– абстpaктного мышления (умений отвлекаться,
абстрагироваться от конкретного), понятийного
мышления,
– наглядно-образного, образного мышления.
5. Коррекция и развитие навыков коммуникации,
общения:
– умений слушать собеседника,
– умений понимать,
– навыков эффективного невербального
взаимодействия,
– ораторских умений и навыков,
– толерантности, терпимости к мнению другого
человека,
– приемов сдерживания импульсивных реакций,
– приемов и методов релаксации,
– тревожности (беспокойства, страхов,
застенчивости),
– тренировка взаимодействия со сверстниками,
взрослыми.
Учитывая особенности учеников
обучающихся по программе СКОУ VII вида
должен регулироваться объём заданий,
применяться особые приёмы стимуляции их
усилий. Для эмоционального восстановления
используются произведения живописи, скульптуры
и т.п. В программе предусмотрены вводные и
повторительно – обобщающие уроки, которые
способствуют формированию у учащихся
познавательной деятельности.
Содержание программы
Раздел I. Введение. Донской край в древности – 23 часа.
Введение – 1 ч.
Географическое и культурно-историческое прострaнcтво Донского региона. Почему наш край называют Донским? Направления краеведения: историческое, географическое, литературное и т.д.
Тема 1. Источники комплексного изучения родного края – 3 ч.
Источники знаний о прошлом. Методы изучения прошлого и настоящего родного края. Науки-помощницы истории. Топономика – язык земли Донской. Этнография об обычаях и традициях жителей нашего края. Археология – сочетание тщательного наблюдения, описания и анализа, научных методов, тяжелой физической работы, воображения и догадок. Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник. Пpaктическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание.
Тема 2. Первобытные племена на территории Дона – 5 ч.
Донской край в трудах выдающихся ученых
древности. Археологические памятники Ростовской
области. Археологическая периодизация
древнейшей истории Дона (каменный,
меднокаменный, бронзовый, железный века).
Заселение Нижнего Дона первобытными людьми.
Первые стоянки. Основные занятия населения.
Орудия труда. Изменения в жизни людей на
протяжении каменного века. Поселения Матвеев
курган II, Paкушечный Яр. Влияние климата и
природных условий на образ жизни человека.
Начало эпохи металлов. Поселение
Константиновское. Занятия населения. Зарождение
торговых отношений с племенами Кавказа. Следы
гончарного т металлургического производства.
Ливенцовское поселение. Воинственность и борьба
пастушечьих племен. Курганы как исторические
источники: назначение, особенности конструкции.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Первобытные племена на территории Дона».
Тема 3. Таинственные киммерийцы – 1 ч.
Первый известный народ на территории нашего края. Вещественные и письменные источники. Памятники культуры. Образ жизни, занятия, быт. Греческие авторы о народе киммерийском. Военное искусство киммерийцев. Борьба со скифами. Поединок киммерийских царей и его значение.
Тема 4. Скифы – 3 ч.
Кто такие скифы и откуда они пришли в донские
степи. Греческие авторы о Скифии. Скифы –
кочевники, скифы – пахари, царские скифы.
Расселение, занятия, быт, верования. Скифы –
воины. Скифы в войне с персидским царем Дарием.
Общественная организация. Контакты с соседними
племенами и греческим миром. Влияние греческой
культуры на скифскую. Скифский «звериный стиль».
Мужская и женская одежда, украшения.
Самостоятельная работа по темам: киммерийцы и
скифы.
Тема 5. Греки на Дону – 5 ч.
Причины Великой греческой колонизации.
Проникновение греков на берега Азовского моря и
устье Дона. Трудности освоения Приазовья. Первые
поселения. Кремны – первое поселение греков в
Приазовье? О чем спорят ученые?
Елизаветинское городище. Занятия – рыбная ловля,
скотоводство, земледелие, ремесла. Торговля –
одно из основных занятий поселенцев. Танаис –
город боспорских греков. Танаисские укрепления.
Особенности городской застройки. Жители Танаиса:
греки, миоты, сарматы. Городское самоуправление.
Культура, быт. Танаис – город греческой
культуры. Верования. Набеги кочевников.
Разрушения Танаиса гуннами.
Урок-экскурсия: Танаис – исторические
реконструкции. (Судьбы и биографии
жителей Танаиса. Экскурсии по древнему
Танаису).
Тема 6. Сарматы – 5 ч.
Савроматы. Греческие авторы о сарматах. Особое
положение женщин в сарматском обществе. Легенды
об амaзoнках. Сокровища сарматской царицы из
кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и
др.). Занятия сарматов, быт, общественное
устройство. Паниардис и Патарва – города
сарматов. Сарматы – воины. Великое переселение
народов. Готы на Дону. Нашествие гуннов.
Творческая работа: написать рассказ на одну из
предложенных или самостоятельно выбранных тем:
- «Один день из жизни сарматского поселения».
- «Я – сарматский воин».
- «Амaзoнка».
Контрольная работа по теме: «Донской край в древности».
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Познавательная деятельность:использование
для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение, измерение).
Информационно-коммуникативная:адекватное
восприятие устной речи и способность передавать
содержание прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного
задания.
Рефлексивная:оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности,
своего физического и эмоционального состояния.
Деятельность учителя: разработка памяток,
алгоритмов, схем, таблиц.
Раздел II. Моя малая Родина – 12 ч.
Тема 1. Мой дом.– 4 ч.
Связь поколений. Семейные традиции, реликвии.
Нравственно-ценностные ориентации поколений.
Судьба моей семьи в судьбе края, страны. Что такое
генеалогическое древо, правила его составления.
Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила
их создания.
Пpaктическая работа: «Составление
генеалогического древа моей семьи».
Творческая работа: «Рассказ моей (моего) бабушки
(дедушки) о памятном историческом событии».
Тема 2. История моего поселка.– 3 ч.
История возникновения, развития поселков Рассвет, Мускатный, Степной, Красный Колос. Выдающиеся люди. Посещение школьного музея.
Тема 3. Родная школа – история и традиции.– 1 ч.
Источники сведений об истории нашей школы. Основные этапы. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции школы. Современная жизнь школы.
Тема 4. География моего поселка.– 4 ч.
Рельеф местности. Климат, его влияние на условия жизни и деятельности жителей. Внутренние воды. Почвы, их использование и охрана. Растительный и животный мир. Экология поселка. Население: численность, виды деятельности, национальный, этнический состав. Культурная жизнь. Проблемы и перспективы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Познавательная деятельность:определение
адекватных способов решения учебной задачи на
основе заданных алгоритмов
Информационно-коммуникативная:владение
монологической и диалогической речью. Умение
вступать в речевое общение.
Рефлексивная:владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные последствия
Деятельность учителя:умение оценивать
результаты учебной деятельности учащихся.
Информационно-методическое обеспечение:
- Учебник: Веряскина О.Г. История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2009.
- Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.
- Бойко А.Л. В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002.
- Веряскина О.Г. История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
- Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2006.
- Гуркин С.В. К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990.
- Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г.П.Долженко. Ростов-на-Дону, 1997.
- История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
- Нагорный Б., Левченко В. На донском меридиане: учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1994.
- Никонова М.А. Пpaктикум по географическому краеведению. М.Просвещение. 1995.
- Флерова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим – Москва: Гешарим – Мосты культуры. 2001.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном Дону… Ростов-на-Дону, 1998.
- Астапенко М.П. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1991.
- Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
- Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920. Ростов-на-Дону. «Логос». 1992.
- Картины былого Тихого Дона. т.1. М., «Граница», 1992.
- Крюков Ф.Д. Рассказы. М, 1990.
- Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1996.
- Линевский А. Листы каменной книги. М, 1992.
- Мифы и легенды древней Греции (любое издание).
- Петров (Бирюк) Д.И. Дикое поле. КН. 1-3, Ростов-на-Дону, 1945.
- Чеснок В.Ф. Вначале была легенда: Рассказы о Танаисе. Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во, 1987.
- Чеснок В.Ф. Античный мир юга России. Танаис. Продолжение легенды. Издательство «NB», 2005.
- Шолохов М.А. Донские рассказы (любое издание).
Приложение 1
Приложение 2
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
28 03 2024 16:35:50
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
27 03 2024 20:16:43
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
26 03 2024 6:27:56
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
25 03 2024 1:46:58
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
24 03 2024 3:52:15
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
23 03 2024 23:11:19
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
22 03 2024 2:52:21
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
21 03 2024 16:17:17
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
20 03 2024 7:26:58
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
19 03 2024 1:59:37
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
18 03 2024 13:59:56
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
17 03 2024 7:23:35
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
16 03 2024 14:59:20
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
15 03 2024 14:53:35
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
14 03 2024 13:57:36
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
13 03 2024 10:13:55
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
12 03 2024 12:11:58
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
11 03 2024 17:29:52
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
10 03 2024 5:30:30
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
09 03 2024 23:21:11
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
08 03 2024 15:50:43
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
07 03 2024 5:50:36
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
06 03 2024 17:52:15
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
05 03 2024 7:21:44
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
04 03 2024 19:55:50
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
03 03 2024 7:30:54
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
02 03 2024 18:27:10
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
01 03 2024 20:14:24
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
29 02 2024 4:31:58
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
28 02 2024 9:28:29
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
27 02 2024 2:46:18
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
26 02 2024 9:19:38
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
25 02 2024 7:15:39
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
24 02 2024 4:11:45
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
23 02 2024 12:47:23
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
22 02 2024 15:34:10
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
21 02 2024 13:26:13
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
20 02 2024 15:49:41
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
19 02 2024 13:38:23
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
18 02 2024 3:30:33
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
17 02 2024 13:17:39
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
16 02 2024 6:56:47
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
15 02 2024 3:27:15
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
14 02 2024 6:14:28
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
13 02 2024 4:34:26
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
12 02 2024 15:33:54
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
11 02 2024 3:56:17
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
10 02 2024 13:44:18
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
09 02 2024 10:21:23
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
08 02 2024 13:50:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::