Проблемы оценивания знаний учащихся по обществознанию в современной школе
Говорят, что однажды он (Будда) взял в руку пучок сухих листьев и спросил у своего любимого ученика Ананду, есть ли кругом еще листья, кроме тех, что находятся у него в руке. Ананда ответил: "Осенние листья падают повсюду, и их не счесть" И тогда сказал Будда: "Вот так и я дал вам лишь горсть истин, но кроме них есть еще бесчисленное количество других истин и их тоже не счесть".
Дж. Неру.
Сегодня часто перед нами встает вопрос: "Всегда ли мы даем возможность нашим детям
принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор?"
Порой такие вопросы остаются вне поля нашего зрения и забывается важность формирования умения быстро разобраться в альтернативной ситуации и быть ответственным за принимаемые решения.
Важной целью сегодняшнего российского образования признано разностороннее развитие детей, формирование у них навыков самообразования и самореализации".*
Государство признало на уровне нормативного акта непрерывность образования человека в течение всей его жизни. Действительно, способность к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий становится очень значимой.
Сегодня, когда окружающее нас общество ориентированно на западную систему ценностей, а индивидуализм, выгода, предприимчивость становятся превалирующими оценками личности, перед учителем встает задача помочь ученику прочувствовать себя значимым субъектом общества, полноценным участником политической жизни, научить ребёнка учиться осознавать, по каким законам живет мир и что оказывает влияние на ход общественной жизни.
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать только путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Каждая личность ребёнка – это целый мир удивительных затаенных возможностей, способностей, а потому не менее важной при изучении этого курса является задача научить самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию, дискутировать, выдвигать неординарные точки зрения на проблему.
Для процесса обучения не менее важным является возможность увидеть определенный результат сформировавшихся знаний, умений, навыков ребят в процессе знакомства с основами наук.. При профессиональной диагностике учитель имеет возможность скорректировать дальнейшее обучение конкретного ребенка, помочь более способному, раскрыть свои таланты, не упустив шансов их совершенствования.
Перед учителем встает закономерный вопрос: как же проверить качество обученности ученика? На какие критерии следует особо обратить внимание?
Каждое действие учителя на уроке направлено на результат. Приступая к изучению нового курса, педагог пытается представить себе ученика, который сформируется после того, как закончится обучение. Для учителя он является идеалом, некоей абстpaктной моделью ученика-выпускника школы. Каков же он? Это ученик, способный перенести полученный комплекс знаний, умений в рамки нестандартной ситуации, способный принимать самостоятельные решения, имеющий высокий уровень социализации, творческий потенциал, которые играют важную роль в становлении профессионально-грамотной личности.
Контроль за качеством усвоения учебного материала – важный элемент любого образовательного процесса. Несмотря на попытку современной российской школы отойти от оценочных показателей при хаpaктеристике знаний ученика, сложившаяся пpaктика показывает, что представители органов управления образования обращают особое внимание на процент успеваемости, а сегодня и качества, число отличников и медалистов, забывая о том, что эти критерии не могут являться показателем эффективности труда педагогов.
Ведь их рассматривают без учета требований, которые предъявляет учитель к своим ученикам при выставлении оценок, контингента обучаемых.
Часто можно услышать замечания: "Как можно выставлять за полугодие (четверть) "5", при наличии "троек"? Но как можно высчитывать какой-то средний балл, когда ребенок старается. Все, что не получалось у него вначале, получилось в конце. Он достиг того уровня знаний и умений, который требуется на "5". Почему учитель должен ставить ему отметку ниже? Разве нужно наказывать ребенка за то, что у него не получалось ранее.
Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу общения с ребенком должно стать главным правилом педагога. Пpaктика показывает, что любые формы интеpaктивного обучения и проведение традиционных уроков будут успешными только при выработке у учащихся положительной установки на обучение. Традиционная система отметок критикуется давно: очень трудно иногда точно оценить достигнутый уровень обученности, когда кажется, что это не "3", но и не "4". Не возможно учитывать "+" и "-" , которые в журнал не ставятся, а следовательно не учитываются. В школе учитель использует пятибалльную (на пpaктике-четырехбалльную и даже трехбальную) систему, т. к. "единица" не ставится, а двойку "не рекомендуют" ставить.
Данная шкала позволяет оценить успешность выполнения учащимися полученных заданий, т. е. конечного результата их работы. Учитывая важность оценки результатов работы, следует помнить, что существуют и другие элементы, которые позволяют оценивать процесс изменений, осуществить индивидуальный подход и включить мотивационную часть в систему оценивания. Среди этих элементов выделяют: активность в работе (мотивация, готовность работать), работоспособность и трудолюбие (способность работать в течение длительного времени, упорство в достижении цели), творческий подход (нестандартность мышления, стремление использовать новые пути и методы), умение анализировать свои действия.
Каждый учитель "мечтает", чтобы ученик научился работать творчески, свободно решать нестандартные задачи, формировать свою собственную гражданскую позицию.
Но очень часто ученик (родители) ставит перед собой цель: запомнить как можно больше информации, превращая свою память в хранилище чужих идей, мыслей, цитат авторитетных лиц.
На сегодняшний день, кода не выработан конкретный оценочный инструментарий по курсу "Обществознание", актуальны вопросы о том, что считать результатом современного школьного образования, каковы критерии его эффективной проверки и оценки
В современном процессе оценивания в школе существует несколько проблем и сложных вопросов, которые нужно учитывать всем участникам образовательного процесса. Среди этих проблем первое место занимает субъективность и несправедливость оценки.
Не секрет, что учитель часто использует оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины, оценка может зависеть от настроения учителя, внешнего вида ученика (неопрятная или вызывающая одежда), личных отношений учителя и ученика. Решение данной проблемы является одним из аргументов сторонников ЕГЭ и перехода к тестовой системе оценивания.
Вместе с тем встаёт проблема оценивания открытых тестов (в виде эссе или анализа документа) и корректности составления закрытых тестовых заданий. Тесты сужают кругозор и механизируют процесс образования, ограничивают развитие личности определёнными рамками и стандартами. Поэтому, не уменьшая значения тестирования, как формы оценки знаний учащегося , не следует придавать тестам значения панацеи в решении проблемы оценивания в школе. В самой природе тестов заложено условие,
ограничивающее сферу их применения в учебном процессе. Задания стандартной формы выявляют знание учащимися только точных, объективированных, исторических сведений, оставляя в стороне собственное, личностное отношение школьников к фактам прошлого, их рассуждения по поводу неоднозначности оценок исторических событий, их попытки самостоятельно разобраться в противоречивости взглядов и мнений. Проверка результатов обучения с помощью тестов проходит, в основном, на репродуктивном уровне, препятствует развитию развернутой устной и письменной речи, формированию широкого спектра познавательных умений и обусловленных ими логических и образных способностей, проявлению творческой индивидуальности учащихся, обретению ими собственного социального опыта. А между тем именно эта, личностная сторона познания является наиболее значимой и актуальной при изучении обществоведческих дисциплин.
Поэтому, проверка учебных результатов не может ориентироваться только на формализованные компоненты и ограничиваться тестами.
В повседневной пpaктике работы оценка ассоциируется с проставленной в журнал отметкой за определенную работу. В справедливом оценивании заинтересованы все участники учебного процесса: ученики, (оценка напрямую отражает результат их учебного труда), Учителя, (оценивание является функциональной обязанностью педагога, а на сегодняшний день и является критерием оценки результативности труда учителя ), администрация (руководители учебного заведения заинтересованы как в статистических данных, о количестве хороших и плохих отметок, так и в оценивании всей системы работы учебного заведения), родители.
Учитывая все сказанное выше, учитель должен руководствоваться двумя принципами оценивания:
- оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;
- следует стремиться к получению максимально объективной оценки.
Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:
- рейтинговая оценка (учащиеся набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
- словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
- зачетная система (текущее оценивание не проводится, а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);
При оценивании учащихся, следует обращать внимание на следующие моменты:
- умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
- умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
- умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
- умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
- умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
- умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
- умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
- умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).
Таким образом, в процессе оценивания учитель комплексно развивает разнообразные способности учащихся: вербальные и лингвистические, способность к рефлексии и анализу высказываний. Особо обращается внимание на то, что эти способности нужно не только и не столько оценивать, а именно развивать в процессе оценивания, способствуя дальнейшему развитию индивидуальности.
Рассматривая проблемы оценивания в современной российской школе, необходимо обратить особое внимание на психолого-педагогические требования, которые предъявляются к организации оценочных ситуаций в учебном процессе. Они сформулированы известным российским психологом Е. Д. Божович в сборнике "Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка":
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчёта становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности;
- оптимистический взгляд на учащихся: ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже самого небольшого продвижения в усвоении материала;
- использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жёсткого контроля, давления;
- контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, как можно более частое использование развёрнутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;
- эмоциональная включённость учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;
- создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик
Сегодня всё больше говорят о компетентностном подходе в образовании, который не отменяет задачи развития знаний, умений и навыков, но делает ее комплексной и системной. Среди ключевых компетенций выделяют информационную, коммуникативную, социальную, гражданско-правовую, аналитическую, рефлексивно-оценочную. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования, но несмотря на имеющийся опыт, специальные комплексные исследования, остается открытым вопрос о системе оценивания компетенций. В определенных ситуациях можно организовать наблюдение, но их оценка пока что является вопросом недостаточно изученным и дискуссионным. В системе ключевых компетенций, с точки зрения И.С. Сергеева кандидата педагогических наук Московского института развития образования, ведущими методами являются те, которые основаны на организации проектной деятельности. Перед учителем, использующим данную методику, закономерно встает вопрос: " По каким критериям оценивать проект"?
В своей пpaктике учитель должен учитывать следующие факторы:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
- коллективный хаpaктер решений;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- соблюдение требований к избранному жанру;
- использование дополнительной информации;
- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- оформление результатов проекта;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
В данной статье сделана попытка найти тот созидательный инструментарий, который способен всесторонне и адекватно оценить учебные достижения школьников и стимулировать их дальнейшее продвижение в личностном, заинтересованном познании окружающего мира, т.к. главная задача школы – не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь "сегодняшнего дня" – лучшая подготовка к жизни "завтрашнего дня".
ЛИТЕРАТУРА
- О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ: инструктивно-методическое письмо Министерства образования № 13-51-08/13 от 15. 01. 2003.
- Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие. /Под ред. В.А. Ясвина и В. А. Карпова. М., 2002.
- Божович Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка./Сборник под ред. Божович Е. Д. М.,МИРОС,1998.
- Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении.//История и обществознание в школе. № 3., 2004.
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
18 03 2024 3:47:17
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...
17 03 2024 16:16:14
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
16 03 2024 19:14:10
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
15 03 2024 19:27:26
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
14 03 2024 4:11:30
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
13 03 2024 12:38:29
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
12 03 2024 18:54:48
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
11 03 2024 2:32:30
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
10 03 2024 2:34:38
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
09 03 2024 6:18:17
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...
08 03 2024 23:31:54
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
07 03 2024 6:10:41
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
06 03 2024 6:54:15
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
05 03 2024 20:52:14
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
04 03 2024 21:11:39
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
03 03 2024 17:23:22
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
02 03 2024 19:39:37
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
01 03 2024 4:36:46
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
29 02 2024 9:44:43
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
28 02 2024 10:56:45
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
27 02 2024 11:19:43
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
26 02 2024 13:43:30
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
25 02 2024 12:40:25
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...
24 02 2024 19:11:11
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
23 02 2024 20:28:57
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
22 02 2024 19:41:11
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
21 02 2024 14:57:56
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
20 02 2024 13:15:15
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
19 02 2024 9:26:11
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
18 02 2024 18:25:20
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
17 02 2024 18:16:48
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
16 02 2024 19:25:25
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
15 02 2024 5:43:27
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
14 02 2024 0:15:25
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
13 02 2024 2:49:21
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
12 02 2024 18:15:48
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
11 02 2024 6:18:42
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
10 02 2024 3:46:59
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
09 02 2024 15:17:45
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
08 02 2024 23:31:22
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
07 02 2024 9:50:49
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
06 02 2024 15:59:17
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
05 02 2024 16:10:18
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
04 02 2024 22:53:37
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
03 02 2024 11:51:47
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
02 02 2024 13:34:25
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
01 02 2024 15:27:19
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
31 01 2024 0:23:47
Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
30 01 2024 15:35:56
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
29 01 2024 9:44:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::