Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"
Цель – установить причины обращения князя Владимира к христианству. Показать своеобразный спор религий, в ходе которого отдается предпочтение православию.
Задачи:
– развивать способности выступать, убеждая в правоте своих взглядов;
– обучить умению приводить аргументы “за” и “против” той или иной религии;
– воспитать в духе толерантности.
Предварительно учащиеся получают тексты с монологами действующих лиц. Остальные учащиеся разделены на бояр, горожан, крестьян. Эксперты оценивают выступления учащихся при подведении итогов.
Ход урока
Учитель знакомит учащихся с темой урока и предлагает высказаться по поводу того, что предстоит решить на уроке.
Ученики. Какую веру выбирает князь и почему?
Учитель. Нам надо в этом вопросе разобраться. Ведь сейчас интерес к религии возрастает. Открыт православный храм в нашем поселке. Значит, в этом нуждаются люди. В жизни во что-то надо серьезно верить. Не зря говорят, на Бога надейся, да сам не плошай.
Предлагаю выслушать представителей религий, которые будут убеждать князя Владимира принять именно их веру на Руси. А вы будете боярами, горожанами и крестьянами. Вам предстоит вместе с князем принимать ответственное решение – какой вере быть на Руси.
Приглашается иудей. Выступление:
Религия моего народа – иудаизм. У нас самая древняя и самая знаменитая религия. Мы считаем себя богоизбранным народом. Родина наша – Палестина. Бог наш – Яхве. Он нам указал пути спасения человечества, выполняя его заповеди. Бог обещал возвеличить еврейское государство, будет тогда установлено царство Божие на земле.
Учащиеся в лице бояр, горожан, крестьян высказываются о положительных и отрицательных чертах иудаизма. Могут быть приведены самые разнообразные хаpaктеристики: от имени бояр – “Поостеречься надо, слишком уж возносятся над другими, как бы худа не вышло”. От имени горожан – “А нам и без этого бога неплохо живется, у нас своих богов достаточно”. От имени крестьян –“ Да мы свои праздники ни на какие не променяем”.
Князь Владимир приглашает для выступления мусульманина.
Мусульманин. Наша религия называется ислам. Мы верим только в одного бога Аллаха. Других богов не признаем. Молимся, опускаясь, на колени, на коврик. У нас жизнь идет по строгим правилам. За воровство отсекают руки. Запрещается употрeбление вина и свинины. Мусульманину разрешено иметь 4-х жен. Каждый мусульманин должен совершить за свою жизнь паломничество в Мекку на Аравийский полуостров. У нас все в жизни происходит по велению Аллаха. Человек зависит от его воли. Мы ведем войну против неверных. За гибель в священной войне мусульманин обязательно попадет в рай.
Учащиеся высказываются по поводу услышанного от мусульманина. Могут быть приведены такие высказывания – “Да мы свиней выращиваем, что ж нам их теперь не есть. Слишком суровые законы – человеку руки рубить! И воевать стараются против всех. В такую жару в пустыню идти нам в паломничество не хочется. А как нам 4-х жен прокормить? А 4 тещи?!”.
Князь Владимир приглашает католика.
Католик. Мы придерживаемся католической веры. Главный над нами – папа римский. Он живет в Италии в Папской области. Его власть настолько сильна, что его слушаются и повинуются императоры. Один из императоров 3 дня вымаливал прощение, стоя на коленях. На 4 день папа его принял как раскаявшегося грешника. В наших храмах – статуи, молимся, сидя на скамьях, платим за обряды. Наша церковь самая богатая, у нас сокровищ больше, чем у императоров.
Учитель. Определите, что не понравилось князю Владимиру в католической церкви?
Ученики высказывают свои предположения – Главным считается папа римский, а не император. А князю Владимиру надо быть главным над всеми князьями.
Князь Владимир приглашает византийца.
Византиец. В нашей церкви – храме святой Софии выражают уважение Иисусу Христу. Великомученица София и ее малые дети не отреклись под страхом пыток от Христа. И в смолу кипящую их кидали, и слабые детские ручонки побивали. И вознеслись они на небо с именем бога
Мы научим вас иконописанию. До каких пор русскому человеку придется укрываться по лесам подобно диким, невежественным варварам да молиться на деревянных истуканов. Слышал я, что в жертву им приносят людей. Не подобает это делать человеку! Обращайтесь в нашу веру, люди русские!
Порядок и процветание будет на Руси. Князь ваш киевский примет от небесного владыки власть и проявит заботу о вас, как о чадах своих.
Учитель. Определите, могла ли византийская вера придти по душе князю?
Учащиеся могут привести такие мнения – Укрепление государства будет зависеть от крепкой княжеской власти. Ведь получит власть от самого бога. Ему надо подчиняться.
Учитель объявляет: К киевлянам явился волхв.
Волхв. Князь Владимир, лицом ты просветлел! Не поддавайся искушению стать поверх всех на земле Русской. Мы не поступимся своей верой. Не позволим поганым византийским речам дойти до сердца русичей. Не дадим в обиду наших богов – Перуна, Даждьбога, Стрибога, Велеса. Мы сами защитим землю, лес, реки от иноземных напастей.
Учитель. Как вы думаете, чем привлекало язычество русских людей?
Могут быть приведены ответы учащимися – Веселые праздники в разные времена года, беседы с волхвами о заступничестве перед богами, приношения богам.
Теперь послушаем князя Владимира и определим, почему он выбирает в качестве истинной веры православие.
Князь Владимир. Я из всех религия выбираю православие Византийской империи. Почему эта религия будет по душе русскому человеку? Иисус Христос пострадал за весь род человеческий, за нас с вами. Бог велел терпеть, сносить все тяготы в жизни достойно. Все люди, богатые и бедные, равны перед богом. Бедным людям приходится тяжело, поэтому они за свой труд тяжкий попадут в рай. И богатый человек может попасть в рай, если будет помогать бедным и пожертвует на строительство храма.
Бог ко всем людям относится, как к чадам своим. Он возлюбил нас, и мы должны отвечать ему любовью.
Бог даст мне власть над людьми, меня, как бога, подобает слушаться.
Чтобы никаких идолов больше не видел! Сжечь, утопить, разрубить этих деревянных истуканов! Волхвов непокорных прогнать. Давно запрещено приносить человеческие жертвы Перуну.
Доколе мы будем необразованными, дикими людьми? Над нами вся Европа смеется, нехристями называет. Меня за правителя Руси не считают, варваром величают. Не буду такой позор терпеть, вас заставлю креститься.
Учащиеся приводят такие ответы заинтересованности князя в православии.
– Эта вера заставляет человека быть крепче в борьбе с невзгодами, трудностями, испытаниями. Она закаляет его дух.
Все люди чувствуют себя равными и не злятся друг на друга, богатые и бедные.
Все подчиняются в государстве власти князя, как наместника Бога на земле.
И также государство русское станет в один ряд с христианскими европейскими государствами, повысится его роль.
Эксперты оценивают выступления учащихся по следующим критериям: активность, правильные полные ответы, существенные дополнения, задаваемые вопросы, оригинальные суждения, умение слушать выступающего.
Эксперты просят высказаться по проблеме: Новая вера – православие была принята на Руси в 988 году. Почему же тогда Путята и Добрыня крестили в Новгороде мечом и огнем?
Предлагают объяснить происхождение названия улицы в Киеве – Крещатик.
Закрепление: Почему выбрано православие в качестве государственной религии в отличие от иудаизма, ислама, католичества, язычества?
Выставление отметок учащимся с комментариями – за активность, за полные аргументированные ответы, за оригинальность высказываний.
Домашнее задание – найти недостающие положения значения принятия христианства на Руси по тексту параграфа № 5 на стр. 41. Ответ оформить в виде рисунка.
Поговорить с родителями, каково их отношение к православию. И подготовить устный ответ “Мнение взрослого человека”.
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
27 03 2024 0:48:47
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
26 03 2024 10:44:23
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
25 03 2024 17:10:44
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
24 03 2024 12:15:30
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
23 03 2024 13:17:25
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
22 03 2024 19:17:53
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
21 03 2024 4:30:21
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
20 03 2024 7:17:51
Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
19 03 2024 19:31:50
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
18 03 2024 15:26:37
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
17 03 2024 20:10:26
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
16 03 2024 23:52:20
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
15 03 2024 2:48:23
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
14 03 2024 18:23:50
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
13 03 2024 17:24:42
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
12 03 2024 23:20:40
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...
11 03 2024 13:43:38
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
10 03 2024 16:51:59
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
09 03 2024 19:27:39
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
08 03 2024 5:39:27
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
07 03 2024 0:54:25
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
06 03 2024 12:33:17
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
05 03 2024 10:53:47
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
04 03 2024 22:52:51
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
03 03 2024 13:21:10
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
02 03 2024 16:37:15
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
01 03 2024 4:49:37
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
29 02 2024 6:47:15
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
28 02 2024 2:17:37
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
27 02 2024 6:37:38
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
26 02 2024 2:20:30
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
25 02 2024 21:40:21
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
24 02 2024 22:38:17
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
23 02 2024 4:42:36
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
22 02 2024 3:53:59
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
21 02 2024 6:26:55
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
20 02 2024 12:29:39
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
19 02 2024 3:36:54
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
18 02 2024 11:23:50
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
17 02 2024 16:33:19
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
16 02 2024 9:15:33
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
15 02 2024 13:30:34
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
14 02 2024 16:38:36
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
13 02 2024 18:36:14
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
12 02 2024 6:28:14
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
11 02 2024 16:38:44
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
10 02 2024 12:56:18
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
09 02 2024 2:44:57
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
08 02 2024 8:24:53
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
07 02 2024 9:31:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::