Основы государства и права
План:
1. Понятие и значение государства и права.
2. Формирование государства и права.
Цели:
1. Сформировать понятия: государство, право.
2. Сформировать мнение о значении государства и права.
3. Формировать умение рассуждать на заданную тему.
1. Существует значительное количество значений термина “право”. Давайте порассуждаем, что это такое. Подберите синоним слову “ право”. (Обучающиеся предлагают свои версии, останавливаемся на понятии “ нормы и правила”). Следующий вопрос: “Кем установлены эти правила?” (государством).
“Государство следит за исполнением этих норм?” (Да и наказывает тех, кто нарушает.)
“ А для чего нужны эти правила?” (Чтобы регулировать отношения между людьми.) Теперь формулируем определение: “Право – это совокупность, установленных и охраняемых государством, норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе”.
“А для чего нужно регулировать отношения между людьми?” (Обучающиеся, как правило, отвечают: чтобы был порядок.) Возникает вопрос: “Что такое порядок?”. Для того чтобы расширить это понятие, предлагаем обучающимся поразмышлять над словами Цицерона: “Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам”. Что за “свобода” подразумевается в данном случае?
Рассуждая, обучающиеся начинают со свободы физической: нарушишь закон – посадят в тюрьму – потеряешь свободу. Напоминаем им, что не за каждое нарушение выносится столь строгое наказание – лишение свободы.
Следующий этап рассуждений – свобода душевная: не нарушили закон и совесть чиста (по аналогии: заплати налоги и спи спокойно). К сожалению не все граждане имеют высоко развитое чувство ответственности.
На следующем этапе доходим до понятия: закон стоит на страже свободы каждого человека. Нарушая даже незначительные правила, мы посягаем на свободу другого человека. А значит, если большое количество граждан в той или иной степени нарушают закон, то значительное количество людей теряют часть своей свободы. Делаем вывод: закон нужен не сам по себе, не является целью и само наказание. Закон нужен дли того, чтобы никто не посягал на свободу другого человека. Тогда все мы станем по настоящему свободными людьми.
Определений государства также много. Например, одно из них: “это аппарат управления со своими особыми законами”. (Размышление над вопросом, для чего нужен аппарат управления, неизбежно приводит к тому же выводу, что и значение права).
2. При рассмотрении второго вопроса составляем опopную схему:
Разделение труда
*
Обмен
*
Деньги
*
Расслоение общества
*
Государство (власть = армия + деньги)
*
Право.
Вопрос: “Было ли время в истории человечества, когда не было государства?” (Первобытное общество.)
Слаборазвитые первобытные люди жили сообща и были абсолютно равны между собой, находясь на примитивном уровне развития. Но человек совершенствовался, развивался умственно и физически, начал создавать продукты труда, что в последствии привело к разделению труда.
Так как началась специализация, то есть каждый производил не все необходимое для жизни, это привело к появлению обмена.
Обмен со временем усложнялся, рынок обогащался различным товаром, стали образовываться запасы. А также люди начали понимать, что стоимость (затраты) товара различна. Обмениваться становится проблематично. И сначала выделяется товарный эквивалент (пушнина, драгоценные камни, металлы). Затем появляются деньги.
Наличие денег приводит к расслоению общества на богатых и бедных, которые являются конфликтующими сторонами. А значит – и богатым от бедных, и бедным от богатых нужна защита. Бедные, понятно, такую защиту создать не могут. Богатые же создают армию, которая служит для защиты от внутренних и внешних врагов. Для формирования и содержания армии собираются деньги. Со временем человек (люди) возглавляющие армию, сосредотачивают в своих руках власть, опираясь на армию и деньги. Таким образом, формируется аппарат управления, то есть – государство.
Вначале в государстве порядок основывался на армии. Затем правители формируют более широкий аппарат и составляют для населения правила поведения – то есть законы.
Одно из первых государств на Земле – Вавилон, где были созданы одни из первых законов – законы Хаммурапи.
Первое государство на территории России возникло в 9 веке. Первые русские законы – “ Русская правда” Ярослава Мудрого.
Здесь можно рассмотреть некоторые выдержки из “ Русской правды”:
“Аще ли перст утнеть которыи любо, 3 гривны за обиду.”
“Аво усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.”
“Оже ли кто вынезь меч, а не тнеть, то тои гривну положить” и другие (обучающиеся переводят текст и дают хаpaктеристику данным нормам).
В конце урока обучающиеся анализируют, достигли они цели урока.
Для закрепления можно дать задание: на основе опopной схемы рассказать о формировании государства и права.
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
27 01 2023 12:18:22
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
26 01 2023 8:34:25
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
25 01 2023 21:50:48
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
24 01 2023 10:43:58
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
23 01 2023 1:14:13
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
22 01 2023 14:14:32
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
21 01 2023 20:26:37
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
20 01 2023 21:54:28
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
19 01 2023 6:51:57
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
18 01 2023 2:55:11
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
17 01 2023 7:17:13
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
16 01 2023 8:21:17
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
15 01 2023 11:29:44
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
14 01 2023 4:33:29
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
13 01 2023 20:17:52
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
12 01 2023 14:39:49
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
11 01 2023 17:52:13
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
10 01 2023 22:56:17
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
09 01 2023 11:21:10
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
08 01 2023 0:14:46
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
07 01 2023 3:54:14
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
06 01 2023 21:55:57
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
05 01 2023 19:50:27
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
04 01 2023 11:54:16
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
03 01 2023 16:18:22
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
02 01 2023 22:15:16
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
01 01 2023 23:48:21
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
31 12 2022 18:22:13
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
30 12 2022 19:14:58
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
29 12 2022 14:11:26
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
28 12 2022 18:12:18
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
27 12 2022 5:25:18
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
26 12 2022 20:51:22
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
25 12 2022 15:40:37
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
24 12 2022 8:24:33
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
23 12 2022 14:32:35
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
22 12 2022 19:58:30
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 12 2022 6:36:49
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
20 12 2022 19:32:16
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
19 12 2022 23:37:34
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
18 12 2022 4:43:14
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
17 12 2022 3:41:53
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
16 12 2022 17:33:39
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
15 12 2022 23:59:56
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
14 12 2022 19:35:23
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
13 12 2022 18:53:39
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
12 12 2022 6:14:26
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
11 12 2022 5:21:18
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
10 12 2022 20:37:35
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления.
...
09 12 2022 21:37:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::