Средневековая литература и искусство
Особенность: Изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации «Средневековая литература и искусство» и прослушивание аудиозаписи «Белый шиповник» А.Рыбникова, «Молитва Француза Вийона» Г.Хомчик, «Баллада о любви» – В.Высоцкого.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать представления у учащихся о средневековой литературе и искусстве.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с жанрами средневековой литературы, художественными произведениями, стилями архитектурных памятников средневекового искусства, подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные и музыкальные произведения этого времени.
- Развивающие: продолжать формировать умения анализировать различного рода произведения, сопоставлять и делать выводы.
- Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, милосердия, доброты, взаимного уважения.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, презентация в Power Point, картинки архитектурных строений (готический и романский храм), раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляет тему урока.
Слайд №1 (Презентация)
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературе и искусстве средневековья.
– Скажите, что бы вы хотели узнать на уроке по нашей теме? (Дети отвечают и совместно учителем формируются цели урока)
Слайд №2
– Цель нашего урока: познакомиться с выдающимися произведениями литературы, скульптуры, архитектуры. Понять, что ценили люди того времени, что их огорчало, а что радовало, к чему они стремились.
Проблемный вопрос:
– Ребята, в конце урока вы должны ответить на вопрос: Какие ценности средневекового человека воспевались в литературе и искусстве? Слайд №3
– У нас есть специальные сердечки, на которых вы в конце урока должны записать ценности средневекового человека
II. Изучение нового материала.
– Запишите тему урока и план в тетради. Слайд №4
– Как вы думаете, о чем могли писать в средневековье, какие виды литературы распространялись? (ответы учащихся)
1. Рыцарская литература
Рассказ учителя о рыцарской литературе: В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты-певцы назывались – трубаДypaми. Среди поэтов встречались короли, знатные феодалы, но было много рыцарей. Был создан образ рыцаря рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались не только верность сеньору, щедрость. Благородство – рыцарь должен быть изящным, вежливым. Привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, ухаживать за женщинами. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне, божьей матери и земной прекрасной женщине. Рыцарская поэзия создавалась на родном языке. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы.
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверы и миннезингеры (певцы любви). Слайд №5
Термины, выделенные жирным шрифтом, записываются учащимися в тетрадь.
Слайд №6
В это же время возникли рыцарские романы и повести. Очень популярная легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды. Тристан был верен своему королю, поэтому не мог открыто любить Изольду. Поверив ложному донесению о cмepти Изольды, сердце рыцаря разорвалось. Найдя возлюбленного умершим, Изольда обняла бездыханное тело и тоже умерла. По велению короля Марка рыцаря Тристана и Изольду похоронили в одной часовне. Вскоре из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, и перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Трижды король приказывал срезать этот куст, но всякий раз он являлся на следующий день, столь же прекрасный, что и прежде.
Слайд №7, 8
Чтобы лучше прочувствовать, понять, рыцарскую литературу, послушайте современное музыкальное произведение Алексея Рыбникова, Андрея Вознесенского «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и. Авось» на стихи рыцарской литературы. Слайд №9
Какие ценности жизни воспевались в произведениях рыцарской литературы? (ответы учащихся)
Городская и крестьянская литература.
Слайд №10
– Другой жанр средневековой литературы – городская и крестьянская литература. Горожане любили короткие рассказы, басни на бытовые темы. Их героями чаще становились ловкий и хитрый бюргер или находчивый, веселый крестьянин. Они оставляли в Дypaках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.
Широко распространялась в это время поэзия вагантов, стихи вагантов (бродяг).
Слайд №11
Опережающее задание. Сообщение о вагантах. Приложение 1
Кого называли вагантами, и какие ценности воспевали они?
– Особенно прославился своими стихами Франсуа Вийон. Его стихи – это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями. Он часто говорил о власти cмepти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он меньше всего был праведником и аскетом. В наше время положена музыка на стихи Француза Вийона. Слайд №12
– Давайте послушаем песню в исполнении Галины Хомик « Молитва Франсуа Вийона»
– Ребята, что вы почувствовали? Что хотел сказать автор?
– Были в средние века произведения, которые вошли в мировую литературу. Одним из самых великих поэтов мыслителей был Данте Алигьери.
Сообщение учащегося о Данте Алигьери. Приложение 2. Слайд №13-17
Какие ценности жизни воспевал этот поэт?
2. Архитектура.
Работа по группам.1 группа – читает стр. учебника и отвечает на вопрос: Какие хаpaктерные черты романского храма? (учитель дополняет Слайд №18-22)
2 группа – читает стр. учебника и отвечает на вопрос: Какие черты готического храма? (учитель дополняет Слайд №23-28)
Задание на закрепление материала: Составить коллаж и объяснить свой выбор.
Каждой группе учащихся дается набор картинок и готического и романского стиля архитектуры.
1 группа – составляют коллаж готического храма
2 группа – составляют коллаж романского храма. Приложение 3
3. Скульптура
Работа в парах. «Средневековая скульптура». Приложение 4
– Чем отличается средневековая скульптура от античной? Слайд №29-30
III. Возвращение к проблемному вопросу. Вывод урока
– Ребята, какие же ценности средневекового человека воспевались в литературе, отражались в архитектуре и скульптуре?
Учащиеся на сердцах пишут одну из ценностей средневекового человека, называют ее и прикрепляют к доске.
Учитель: Не надо думать, что тема « Литература и искусство Средневековья» уводит нас в глубь веков и не имеет никакого отношения к современности. Такие понятия, как честь, верность, благородство, истинная любовь, актуальны во все времена. Возвышенное представление о любви, прославление рыцарских доблестей звучит, например, в балладах Владимира Высоцкого. « Баллада о любви» Высоцкого утвердит нас в мысли, что время рыцарей не прошло, что вечные ценности не стареют. Слайд №31
Прослушивание В.Высоцкого « Баллада о любви».
IV. Закрепление. Выполнение теста. Приложение 5
Самопроверка выполнения теста. Слайд №32
V. Рефлексия. Слайд №33
– Ребята, мне хочется, чтобы вы дополнили предложения и высказали свои впечатления.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно …
- Я понял, что …
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
VI. Домашнее задание. §28 Слайд №34
Задание по выбору:
- Составить схему романского или готического храма в тетради
- Написать мини-сочинение «Путешествие по готическому храму»
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
18 03 2024 23:14:42
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
17 03 2024 14:23:19
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
16 03 2024 23:22:49
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
15 03 2024 4:20:33
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
14 03 2024 21:52:12
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
13 03 2024 12:46:46
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
12 03 2024 3:16:38
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
11 03 2024 3:34:29
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
10 03 2024 0:16:38
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
09 03 2024 2:59:36
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
08 03 2024 9:16:47
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
07 03 2024 19:42:55
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
06 03 2024 18:51:37
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
05 03 2024 17:11:33
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
04 03 2024 7:29:20
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
03 03 2024 3:38:23
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
02 03 2024 19:40:31
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
01 03 2024 16:15:35
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
29 02 2024 5:59:45
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
28 02 2024 8:58:20
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
27 02 2024 4:13:25
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
26 02 2024 22:37:46
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
25 02 2024 0:28:10
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
24 02 2024 15:53:42
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
23 02 2024 19:22:17
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
22 02 2024 22:31:56
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
21 02 2024 18:52:27
Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
20 02 2024 7:22:41
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
19 02 2024 3:25:49
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
18 02 2024 13:27:55
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
17 02 2024 5:37:15
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
16 02 2024 4:51:18
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
15 02 2024 6:57:37
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
14 02 2024 13:40:47
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
13 02 2024 0:17:17
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
12 02 2024 7:49:24
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
11 02 2024 0:49:29
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
10 02 2024 7:41:35
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
09 02 2024 10:12:54
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
08 02 2024 9:40:14
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
07 02 2024 0:33:12
Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
06 02 2024 4:42:10
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
05 02 2024 11:47:47
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
04 02 2024 4:56:19
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
03 02 2024 3:12:46
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
02 02 2024 4:34:14
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
01 02 2024 21:12:44
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
31 01 2024 10:55:40
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
30 01 2024 20:25:35
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...
29 01 2024 3:46:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::