Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере"


    Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере"

Возраст учащихся: 14-15 лет

Цели урока:

  • Раскрыть значение и основное содержание памятников Большого Кремлёвского сквера и Тайницкого сада
  • Показать историю создания Большого Кремлёвского сквера
  • Сформировать представление учащихся о Московском Кремле и Большом Кремлёвском сквере как памятниках всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

Задачи урока:

  • Развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление учащихся
  • Воспитывать любовь к Родине и её культуре, активную гражданскую позицию
  • Сформировать навык самостоятельной работы

Вспомогательные материалы: YouTubeфильм “Москва в снежном убранстве” 1908 г; интернет-ресурсы Открытие Кремля (интернет-тур по Кремлю) http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5 (10.11.2013)

Портреты: император Александр II, В.И. Ленин

Иллюстрации: мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II, памятник В. И. Ленину, Благовещенская церковь с Житийным двором, храм святых Константина и Елены, Московская берестяная грамота № 3, шатер ливийского лидера Муаммара Каддафи в Кремле, вертолётная площадка в Тайницком саду, “Вождь несёт бревно на субботнике”.

Наглядные пособия: схема мер длины в Древней Руси

Реквизит: карта-схема Московского Кремля, карточки с изображением памятников Большого Кремлёвского сквера, двухсторонний скотч

Образовательные методики:деятельностный подход, КСО (коллективный способ обучения); учебно-исследовательская и творческая деятельность учащихся

Ход урока

Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.
Б. Горбовский “Берегите Москву”.

1. Понятие сквер

Вступительное слово учителя:Московский Кремль – красивое сооружение в центре Москвы. Но если остановиться и прислушаться к шелесту ветра, проносящемуся сквозь зубцы его стен, становится ясно – это неприступная крепость, с которой не могла сравниться ни одна другая крепость в мире.

Кремль всегда утопал в зелени. Липовая аллея считается исторической ценностью, наравне с другими архитектурными памятниками. Липы любил Петр I, и со времён его правления повелось сажать их у дворцов. У этой породы была и пpaктическая ценность: липа считается “противопожарной”. Не меньшей ценностью в России обладал дуб.

О ценности древесины также говорят дошедшие до нас исторические сведения. Если за заповедное дерево какой-либо породы при Петре I налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался cмepтной казни. В 1719 году рубить дуб было запрещено по всей России.

Наша экскурсия будет проходить в Кремлёвском сквере. В каждом городе можно найти местечко, где растет много аккуратных деревьев, выложены дорожки, вдоль которых стоят небольшие уютные скамеечки. Такие места пользуются спросом у людей, желающих отдохнуть на свежем воздухе, и носят они название скверы.

? Так что же такое сквер?

Сквер (англ. square – четырехугольник, площадь) – это небольшая озеленённая и благоустроенная территория города, размещённая обычно на площади и предназначенная для кратковременного отдыха пешеходов и художественного оформления архитектурного ансамбля.

?Что включает в себя планировка сквера? Какие факторы учитываются при проектировании сквера?

Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, деревья и кустарники. При проектировании сквера учитываются такие факторы как рельеф местности, климат, особенности окружающей архитектуры, а также хаpaктер использования прострaнcтва.

С такими местами у вас могут быть связаны особые воспоминания, которые вы пронесете через всю жизнь. Чтобы познакомиться с историей Кремлёвского сквера нам понадобится карта Кремля и карточки с изображением исчезнувших памятников, располагавшихся на его территории.

? Учитель ставит задачу перед учащимися: составить карту Тайницкого сада и Кремлёвского сквера, отмечая на ней исчезнувшие и ныне существующие памятники.? (Приложение 1)

2. Большой Кремлёвский сквер

Учитель:Большой Кремлёвский сквер – историческая достопримечательность Москвы, расположенная на территории Кремля и занимающая верхнюю часть Тайницкого сада. Он был основан в память освободителя Александра II в конце XIXвека, здесь был открыт мемориальный комплекс царю-освободителю.

?За какие заслуги народ окрестил АлександраII получил прозвищем Освободитель? (Рис. 1)

Сведений о возникновении Тайницкого сада немного. Своё название он получил из-за расположения рядом с Тайницкой башней Кремля. Говорят, что к проекту строительства и заложения садового комплекса приложила руку сама Софья Палеолог. Тайницкий сад занимает территорию, начиная от дальнего края южной стены (где ранее находились Тайницкие ворота или как иногда они называются в архивных документах – Водяные ворота) до спуска к Москве-реке. В саду высажены не только хвойные деревья, что так хаpaктерно для Московского Кремля, но и большое количество фруктовых деревьев.

В наше время Тайницкий сад находится под охраной и закрыт для широкого доступа. Тогда как Большой Кремлёвский сквер, разбитый в конце 1930-х – начале 1940-х годов, открыт для всех посетителей Кремля.

?Какие самые большие скверы мира вам известны?

(Золотой сквер в Киеве; сквер Батиньоль в Париже; GordonSquare, TrinitySquareGardensв Лондоне.)

3. Памятники Большого Кремлевского сквера, которых нет

Традиционному взгляду на памятники как часть городского пейзажа Россия обязана Западной Европе. Это касается и городской скульптуры, запечатлевшей прежде всего первых лиц государства, национальных героев.

Мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II (XIX век). “Царь-будка”.

Памятник, благодаря которому появился сквер – памятник Александру II. В качестве места для увековечения памяти царя-освободителя сразу же был назван Кремль – средоточие русской истории и русской святости. Москва была выбрана не случайно – это родина Александра II. Памятник располагался на южном склоне Кремлёвского холма: в 24 саженях от Кремлёвской стены и в 51 сажени от Малого Николаевского дворца, где и появился на свет 17 апреля 1818 года будущий император.

?В XIX веке для определения расстояния использовались другие меры длины. Попробуйте посчитать, чему равнялось это расстояние в современных мерах длины?(Приложение 2)

Учитель раздает учащимся схему мер длины в Древней Руси и просит провести расчёты, которые учащиеся указывают на карте Кремля.

В апреле 1881 года был объявлен открытый конкурс на составление проекта. В жюри вошли крупные художники и архитекторы, представители общественности и церковной иерархии. Конкурс не дал удовлетворительных результатов. Бесплодность творческих исканий серьёзно обеспокоила императора Александра III.

Осенью 1889 года художник П. В. Жуковский (сын поэта В. А. Жуковского) создал эскиз памятника, о котором Александр IIIсказал: “Просто и священно”. Для более детальной разработки проекта император посоветовал Жуковскому обратиться к видному архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Н. В. Султанову, который в итоге и стал основным автором и строителем монумента. Третьим участником творческого коллектива явился скульптор А. М. Опекушин, создавший статую императора.

Монумент стал самым грандиозным и дорогостоящим памятником России (работы стоили более 1 млн 800 тыс. руб.). Его создавали в течение шести лет (1893-1898 гг.) на добровольные пожертвования, собранные по всей России. Крупнейшими жертвователями выступили Московская дума, губернское земство, купеческая управа, великие князья Сергeй, Владимир и Павел Александровичи, представители богатейших купеческих фамилий.

В ходе подготовительных земляных работ на плац-параде перед Малым Николаевским дворцом были раскрыты фундаменты древних Приказов и обнаружено большое количество предметов старины. Это послужило причиной для начала полноценных археологических раскопок. Все выявленные артефакты были переданы в Исторический музей. Завершено строительство было уже в царствование Николая II, летом 1898 года.(Рис. 2, Рис. 3)

Основа памятника – мощное квадратное основание, поднимающееся от Тайницкого сада до вершины холма. Своды аркады выложили мозаикой – 33 портретами русских государей, начиная от Владимира Мономаха и заканчивая Николаем I.В куполе сени была помещена летопись жизни царя.Центральный, самый высокий шатер опирался на четыре колонны. Под ним располагалась величественная статуя императора, изображённого в парадной генеральской форме и мантии. В правой руке он держал свёрнутый с указом об освобождении крестьян, а в левой – скипетр.Сама фигура императора была установлена на гранитном постаменте с надписью “Императору Александру IIлюбовию народа”. По фризу колоннады было написано: “Сооружён доброхотным иждивением русского народа”.

Видео YouTube “Москва в снежном убранстве”, 1908 год

Огромный памятник, выполненный в традициях древнерусской архитектуры и в то же время с использованием элементов итальянского Возрождения, выглядел чужеродно на фоне строгих, величественных стен и башен Кремля. Поэтому тотчас же появились различного рода шутки. Памятник назвали “Царь-будка”, а по Москве ходила эпиграмма (граф А. А. Игнатьев, принимавший участие в церемонии открытия памятника, в своих мемуарах указал, что накануне открытия кто-то оставил надпись на прилегавшем заборе):

Безумного строителя
Архибезумный план:
Царя-освободителя
Поставить в кегельбан.

Вот что говорил об этом памятнике один из его авторов Н. В. Султанов: “Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами: Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников”.

?Учитель: расположите памятник АлександраII карте Кремля и Кремлёвского сквера с учётом полученной информации?

Монумент Александру IIбыл разрушен поэтапно с 1918 по 1923 г. В 1918 г. убрали статую императора, а в 1923 г. – сломали все остальное.Подобная участь постигла и многие другие сооруженияТайницкого сада - это Благовещенская церковь с Житийным двором, Храм Святых Константина и Елены (XIV века). Их история тоже осталась в прошлом и храниться на изображениях старых гравюр и фотографий. (Рис. 4, Рис. 5)

Памятник В. И. Ленину (1967-1985 гг.) (Рис. 6)

С 1967 по 1995 год в сквере,примерно в том же месте, где стоял памятник царю-освободителю, находился памятник В. И. Ленину (творение скульптора В.Б. Пинчука совместно с архитектором С.Б. Сперанским), открытый к 50-й годовщине Октября. Но и его постигла, по иронии судьбы, та же участь. До разрушения, правда, дело не дошло. Памятник Ленину в 1995 году просто перенесли в Горки Ленинские.

Любопытно, что памятник Александру II запечатлён на заднем плане одной из самых известных фотографий с изображением В. И. Ленина: на субботнике вождь несет бревно. Что довольно символично. (Рис. 7)

?Расположите на карте памятник В. И. Ленину?

4. “Живая вода” в Большом Московском сквере.Фонтан “Счастья вольная птица”.

Продолжим наш маршрут. Согласно историческим хроникам, в Кремлёвском саду существовали четыре фонтана, но со временем они исчезли, не оставив даже образов “живой воды”, так называли фонтаны в старину. Замысел создания фонтана “Счастья вольная птица” появился в 2005 году и был одобрен дирекцией Музеев и службой коменданта.

?Как вы думаете, почему в старину фонтаны называли “живая вода”?

Фонтан открыли 18 мая 2008 года в день, когда в стране проходил Международный день музеев, в Тайницком саду Московского Кремля. Автор фонтана – художник-монументалист О. В. Ершов.(Рис. 8)

Фонтан представляет собой гранитную чашу в форме круга, по парапету которой установлено ажурное сплетение. В центре расположена скульптура фазана на постаменте, из под которого веером пробивается водный поток. Нынешний фонтан в Тайницком саду, как считают организаторы, стал возрождением традиций устройства дворцовых фонтанов на территории Кремля.

?Расположите изображение фонтана на вашей карте Московского Кремля?

5. Загадки и легенды Тайницкого сада.Московская берестяная грамота № 3.

Не только сам сад, но и земля Кремля хранит загадки. Некоторые из них пополнили сведения об истории Москвы. К ним можно отнести Московскую берестяную грамоту № 3. Грамота была обнаружена в Тайницком саду Московского Кремля при раскопках 12 августа 2007 года и в некоторых моментах уникальна:

- первый и пока единственный содержательный берестяной документ из Москвы (грамота № 1, найденная в 1989 году и № 2 из сезона 2007 года – небольшие фрагменты);

- самая большая до сих пор известная берестяная грамота по количеству слов (около 370 слов, 52 строки);

- одна из двух читаемых берестяных грамот, написанных чернилами.

Берестяная грамота, найденная в Московском Кремле, стала главной археологической сенсацией нулевых годов. Документы по истории Москвы XIV – начала XVвв. исключительно редки и каждый новый источник, который может добавить новые данные об эпохе становлении Московии, драгоценен для историков. Лингвистам потребовалось более двух месяцев кропотливой работы, чтобы прочесть записи на бересте. Эта работа была выполнена академиком А. А. Зализняком и доктором филологических наук А.А.Гиппиусом.

Грамота была расчлeнена на 5 относительно широких и несколько очень узких вертикальных полосок. Грамоты чаще уничтожались (разрывали или разрезали) перед тем, как их выбрасывали.

?Какова цель уничтожения грамот?

Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочел посторонний.в роли такого "постороннего" и оказываются современные исследователи. (Рис. 9)

Берестяная грамота раскрывает мир повседневной хозяйственной жизни московской знати конца XIV-XV вв., показывая сложную организацию хозяйства, и знакомит с именами людей, населявших Москву в эпоху Д. И. Донского и его сына Василия Дмитриевича. Содержание грамоты – опись богатого имущества некого Турабия. В него входят перечисленные поименно работники и другие зависимые от феодала люди, большое количество лошадей, различного рода утварь. Присутствие в грамоте восточных имен (Турабий, Елбуга, Баирам, Ахмед) свидетельствует об “отъезде” выходцев из Орды на службу московским князьям в конце XIVвека.

Продолжим маршрут. Тайницкий сад, будучи отнесенным к режимным зонам Кремля, успел обрасти новыми легендами, связанными с историей второй половины века.

Дуб “Космос” - В Тайницком саду есть 48-летний дуб, посаженный 13 апреля 1961 года первым космонавтом – Юрием Гагариным. Его называют по-разному: “Гагаринский дуб”, “Дуб Космос”, “Дуб Гагарина”. Говорят, что когда Гагарин погиб 27 марта 1968 года, то и дуб стал погибать. Он страшно болел и от него отказались кремлёвские садовники. Но один из них не отступал. Когда дерево стало пpaктически рассыхаться и давать трещину, он опоясал его прутами. С ним разговаривал, умолял дуб не покидать Кремль. И он выжил. (Рис. 10)

?Расположите карточку дуба на карте Кремля?

Есть своя легенда и у фонтана “Счастья вольная птица”.Считается, что если потереть ветку у ног птицы и положить монетку под paкушку, на которой птичка стоит – то любое желание сбудется.

Тайницкий сад - живописное место. В нем иногда прогуливаются важные делегации и лица первой величины. Деревья, розарий, аккуратно вымощенные брусчаткой прогулочные дорожки... Наверное именно из-за всей этой красоты ливийский лидер Муаммар Каддафи попросил разместить свой шатёр для проживания во время своего пребывания с визитом в Москве в 2008 году. (Рис. 11)

К маю 2013 года в саду построена вертолётная взлётно-посадочная площадка, которую предполагается использовать для полётов в Кремль президента России.

6. Тайницкий сад – часть Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Всемирное наследие ЮНЕСКО – это природные объекты или объекты, созданные руками человека, которые необходимо сохранять и оберегать. Это памятники природы и истории, которые играют важную роль в экологической, исторической и культурной жизни всего человечества.в 1972 году на сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в Париже была принята конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.

Сегодня в список Всемирного наследия входит 936 объектов в 148 странах мира. Московский Кремль и Красная площадь стали объектом Всемирного культурного наследия в 1990 году.

Одном из таких объектом мы сегодня посетили. Это стало возможным ещё в XIX веке. Император с семьёй бывал в своей московской резиденции нечасто, поэтому, взяв бесплатный билет в дворцовой конторе, посетитель имел право пройтись по всем Кремлёвским дворцам. Но с 1918 года вход в Кремль закрыли, так как он стал резиденцией и местом проживания советских вождей. И только лишь к 1955 году Кремль частично открыли для посещения.

?В чём ценность архитектурных и природных памятников Кремля, как всемирного наследия ЮНЕСКО?

Домашнее задание

Использованная литература:

1. Романюк С. К. Памятник Александру II// Москва. Утраты – М., 1992

2. “Царям, героям, творцам, учёным... Монументальные памятники старой Москвы. Материалы для экскурсий. 5-11 классы \ История № 13\ 2005

3. Лебедева Е. “Император – освободитель”\ Новые хроники

4. Официальный сайт Президент России

5. Электронная славянская энциклопедия. Макаров Н. А. “Московская берестяная грамота № 3”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 17:36:59

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 7:58:39

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 16:55:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 10:12:47

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 13:26:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 10:10:27

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 14:10:56

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 10:24:54

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 15:39:32

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 10:59:10

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 4:41:10

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 23:35:41

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 14:13:50

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 19:20:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 17:36:58

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 15:51:22

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 3:39:45

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 22:47:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 1:17:46

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 15:48:21

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 17:49:39

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 14:58:57

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 16:18:52

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 17:43:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 10:10:34

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 0:20:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 12:10:44

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 16:30:16

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 20:52:17

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 22:52:23

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 0:20:12

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 1:39:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 4:59:46

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 17:25:53

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 12:51:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 12:40:18

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 2:22:20

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 18:59:18

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 8:43:42

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 2:31:34

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 0:38:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 10:23:21

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 19:42:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 12:38:52

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 16:35:12

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 2:47:13

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 18:17:52

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 18:40:58

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 22:17:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 14:56:34

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::