Память о Холокосте – путь к толерантности
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Актуальность темы “Холокост” определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остpaкизму, поэтому нам педагогам необходимо создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.
Но за одно занятие невозможно осветить данную тему, поэтому нами была предпринята попытка разработать комплекс мероприятий. В рамках этих мероприятий мы считаем необходимым дать детям информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов, имевших место в истории, в частности – о Холокосте, подвести их к пониманию, психологически и этически, уроков Холокоста, заложить основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия. И, как показывает пpaктика, после таких мероприятий заметно снижается конфликтность и растет интерес к изучению других культур.
Главной целью данных мероприятий является углубление знаний учащихся по вопросам Холокоста, формирование у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.
Задачи:
- углубление знаний о Холокосте - трагедии еврейского народа в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн;
- формирование сочувствия к жертвам немецкого геноцида;
- воспитание толерантного сознания, исторического мышления, в основе которого должно лежать неприятие проявления антисемитизма, ксенофобии, шовинизма, неонацизма;
- усвоение важности уроков Холокоста для понимания проблем современного развития нашей страны и мира;
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, умения выделять логические связи, приобщение к способам и культуре научного познания.
Данный комплекс мероприятий рассчитан на 11-12 часов внеурочных занятий:
- Введение в тему (1 час)
- Киноклуб. Просмотр фильма “Список Шиндлера” (2 часа)
- Внеурочное мероприятие по теме “Не предать забвению!” (2 часа)
- Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру” (5 часа)
- Круглый стол “Историческая память” (2 часа)
1. Занятие. Введение в тему
Цель - проверить информированность учащихся о Холокосте
- Обсудить с учащимися комплекс мероприятий.
- Провести вводную диагностику уровня знаний учащихся о Холокосте. (Приложение 1)
2. Занятие. Киноклуб. Показ фильма “Список Шиндлера”
Цели:
- изучить информированность учащихся по теме “Холокост”;
- способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности через критическое осмысление таких явлений истории как репрессивная политика фашистской Германии.
- Какие эпизоды запомнились вам более всего?
- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
3. Занятие. Внеурочное мероприятие по теме: “Не предать забвению!..”
Форма внеурочного мероприятия: вечер Памяти с элементами правового пpaктикума.
Цель: Ознакомить учащихся с историей Холокоста.
В ходе проведения занятия учащиеся смогут:
- узнать об истории Холокоста;
- сформировать представление о таких понятиях, как Холокост, Шоа, геноцид, ксенофобия, шовинизм, антисемитизм, коллаборационизм;
- дать личную мopaльно–нравственную оценку нацистскому режиму в годы Третьего Рейха;
- более осознанно относиться к выбору жизненных ценностей и установок;
- ознакомиться с “Энциклопедией Холокоста”.
Оборудование урока:
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- компьютерные презентации учащихся;
- слайды, сопровождающие выступления педагогов и учащихся.
Ход внеурочного мероприятия
Учитель создает эмоциональный настрой урока. На фоне музыки В.А.Моцарта “Реквием” звучит стихотворение:
Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
Вступительное слово. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности. Холокост – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, геев, масонов, безнадежно больных и др.) в период Третьего Рейха.
Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в ХХ веке.
Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.
Вопрос учителя: Что вам говорят такие слова, как Бабий Яр, геноцид, ксенофобия, коллаборационизм, антисемитизм?
Выслушав ответы учащихся, учитель отмечает, что символами трагедии еврейского народа стали… (Приложение 2)
I. Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии. (Приложение 3)
1. Учитель отмечает, что прежде, чем перейти к основной работе по истории Холокоста, необходимо ознакомиться с основными понятиями темы.
В результате составляется небольшой глоссарий: Антисемитизм, Геноцид, Ксенофобия, Шовинизм, Коллаборационизм.
2. Становление Холокоста. Работа с документами (работа в группах):
Группам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов:
- Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года.
- Закон о гражданстве Рейха.
- Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года. (Приложение 4)
II. Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР. (Приложение 5)
1. Кратко хаpaктеристика учителем оккупационного режима на территории СССР.
2. Сообщение учащегося о трагедиях еврейского населения:
а) в Бабьем Яру в сентябре 1941 года:
Учащимся предлагается ознакомиться со свидетельскими показаниями людей, спасшихся от расстрела в Бабьем Яру (Приложение 6). В заключение звучит песня А.Розенбаума “Бабий Яр”.
б) в лагере cмepти Собибор.
Подводя итог занятия, учитель проводит рефлексию учащихся. Он просит выразить свое мнение о том, что узнали учащиеся на уроке, в одном предложении, которое начинается со слова “Оказывается…”.
Домашнее задание (для дальнейшего обсуждения на Круглом столе):
Подумайте над вопросами:
- Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
- Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
- Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
Напишите небольшое ЭССЕ, которое начиналось бы словами:
- зачем нам эта память ….
- я думаю, что…
4. Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру”
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
1. Введение в проблему
Групповой просмотр короткометражного фильма "Страна игрушек" (Spielzeugland) и последующее его обсуждение. Фильм повествует о серьезных вопросах – геноцид, ксенофобия, антисемитизм в годы фашистского режима.
Почему именно фильм? Кино учит – смотреть, видеть, думать, понимать. Есть фильмы, которые не забываются сразу после просмотра – выключив телевизор или выйдя из кинотеатра, зритель продолжает думать, анализировать, представлять себя на месте героев, размышлять о том, как бы он поступил в подобной ситуации. Такие фильмы зритель не просто смотрит – он проживает все события вместе с его героями, вместе с ними радуется и страдает, любит и ненавидит.
Фильм "Страна игрушек" получил 23 награды на разных международных фестивалях, в том числе премию "Оскар" в 2009 году.
Год выпуска: 2007, Германия
Жанр фильма: Драмы, Короткометражные
Продолжительность: 13 минут
Награды: [Премия "Оскар" (2009)]
Режиссер фильма: Йохан Фрейданк
Обсуждение:
- Какие эпизоды запомнились вам более всего?
- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
- Какие чувства, настроения вызывает этот фильм?
- Существует ли данная проблема в нашем обществе?
При обсуждении фильма подвести детей к проблемам толерантности.
2. Анкетирование
Тест 1. “Насколько вы толерантны?”. (Приложение 7)
Тест 2. “Проявляешь ли ты толерантность?”. (Приложение 8)
3. Тренинговые занятия
Занятие 1. Общее понятие о толерантности
Цели занятия: познакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.
Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, диагностика (тест).
1. Упражнение Чем мы похожи 5 мин:
2. Упражнение Комплименты 5 мин:
3. Работа по группам 5 мин: Участники обсуждают и записывают ответ на вопрос Что такое толерантность (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности. Потом докладчик от каждой группы зачитывает определение. Определение должно быть кратким и как можно более точным.
Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.
4. Вывод делает учитель 5 мин: Толерантность уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя.
5. Вопрос к классу 5 мин:
Вспомните примеры толерантного и нетолерантного поведения:
1) в истории мира;
2) в истории России;
2) в истории школы или класса.
6. Тест на коммуникативную толерантность. 15 мин. (Приложение 9)
Занятие 2. Толерантность: свобода от предрассудков
Цель занятия: развитие независимости суждений, отказ от догматизма, предрассудков и абсолютизации истины, развитие способности взаимодействия через диалог и изучение.
Методы: тест, лекция, мозговой штурм, дискуссия.
1. Лекция о предрассудках: 20 мин. Подвести к понятию дискриминация.
Закончить лекцию: Примите для себя правило:
- Я не сужу о человеке по его внешности.
- Я не отталкиваю странное, я его изучаю.
- Я делаю выводы только на основании опыта.
- Каждый человек уникальные и неповторимый, а, значит, нет одинаковых людей и стереотипов.
2. Мозговой штурм: приведите примеры дискриминаций в нашем обществе.
3. Вопросы классу:
- Почему нелегко расстаться с предрассудками? (Они связаны с эмоциями)
- Что нужно сделать, чтобы отказаться от предрассудков? (Перейти от эмоций к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции).
- У кого-нибудь здесь было когда-нибудь такое, что он хранил в себе предрассудок, но однажды, познакомившись с человеком или явлением, в отношении чего питал предрассудок, понял, что ошибался? (Попросить класс уважать опыт рассказывающего).
Занятие 3. Толерантность: принятие другого
Цель занятия: развитие способности принимать многообразие социальной, личностной и культурной идентичности.
Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.
1. Упражнение по группам “Белая ворона” 10 мин.
2. Лекция 5 мин.
3. Вопросы к классу 10 мин.:
- Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей? (Они отличаются от нас)
- Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей? (Нацией, расой, профессией, вероисповеданием, политическими убеждениями, социальным статусом и др.)
- Почему существуют различия национальные, расовые? (Условия жизни и развития расы)
- Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные обычаи страны заслугой человека? (Нет). Почему? (Человек не выбирал и не создавал свою нацию или расу; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека)
4. Вывод: человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.
5. Работа по группам 15 мин. Группы обсуждают и записывают свое отношение к ряду утверждений:
- Все евреи — жадные люди.
- Японцы и корейцы не представляют себе ужин без риса.
- Все русские пьют водку.
- Москва для москвичей.
- Все лица кавказской национальности торгуют на рынке и обманывают покупателей.
- Все теpaкты совершаются чеченцами.
Представители групп зачитывают ответы на вопросы.
Занятие 4. Толерантность: этническое меньшинство.
Цель занятия: осознание причин нетолерантного отношения к этническим меньшинствам; идентификация групп этнических меньшинств и формирование корректного отношения к ним.
Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.
1. Упражнение “Слепой и зрячий” 5 мин.
После выполнения задания задать вопросы слепому участнику:
- Что ты чувствовал, когда тебе завязали глаза?
- Что ты чувствовал, когда тебе не досталась булочка?
2. Лекция о мультикультурном обществе 15 мин.
Вопрос к классу:
В плане уважения, какое чувство у вас вызывает слово Славянин, когда вы слышите его? (уважение), а еврей, чукча и др.
Почему возникает разница в ощущениях? Выслушать ответы.
Вывод: Исследования показывают, что неуважение к этническим меньшинствам складывается в большей мере из-за незнания истории этого народа. Мы часто просто не знаем, как история народа повлияла на развитие нашей страны или мира. Элементарное незнание приводит сначала к изоляции этнического меньшинства, а затем к появлению все более и более тяжелых форм нетерпимости.
3. Мозговой штурм. Выpaбатываются правила отношения к этническим меньшинствам в рамках толерантности.
Занятие 5. Мы разные, но мы вместе
1. Мозговой штурм 5 мин.
Назовите как можно больше этнических меньшинств. Выписать названия на доске.
2. Работа по группам 20 мин. Группа, соблюдая правила отношения к этническим меньшинствам, отвечает письменно на следующие вопросы:
- Каковы отличительные хаpaктеристики данного этнического меньшинства?
- Известны ли вам какие-либо факты исторической роли данного этнического меньшинства в истории России или мира? Если известны, то приведите их.
- Известны ли вам представители данного или любого другого этнического меньшинства в нашем городе? Чем они занимаются в обществе?
- Есть ли связь между поощрением расизма или национализма и введением понятия этнического меньшинства?
- Приведите примеры нарушения прав этнических меньшинств, приведшие к серьезным конфликтам?
3. Рефлексия проведенных занятий. Написание отзыва учащихся о пройденном курсе занятий “Толерантность – это”…
Заключительное мероприятие Круглый стол “Историческая память”
Вопросы для обсуждения на круглом столе:
- Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
- Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
- Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
- Дети зачитывают эссе на темы: “Зачем нам эта память?”, “Я думаю, что…”.
- Повторное анкетирование.
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
27 03 2024 18:27:34
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
26 03 2024 4:46:47
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
25 03 2024 2:10:38
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
24 03 2024 7:57:33
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
23 03 2024 3:44:17
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
22 03 2024 12:54:12
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
21 03 2024 15:48:35
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
20 03 2024 3:46:11
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
19 03 2024 21:44:42
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
18 03 2024 18:54:26
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
17 03 2024 9:18:20
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
16 03 2024 14:38:29
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
15 03 2024 1:52:21
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...
14 03 2024 3:24:13
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
13 03 2024 11:29:26
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
12 03 2024 11:51:55
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
11 03 2024 9:18:54
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
10 03 2024 1:54:43
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
09 03 2024 2:31:23
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
08 03 2024 22:21:59
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
07 03 2024 9:15:20
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
06 03 2024 19:22:21
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
05 03 2024 14:17:51
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
04 03 2024 3:15:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
03 03 2024 13:54:48
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
02 03 2024 5:29:14
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
01 03 2024 23:58:43
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
29 02 2024 4:36:54
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
28 02 2024 22:43:36
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...
27 02 2024 15:42:22
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
26 02 2024 18:30:41
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
25 02 2024 13:28:45
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
24 02 2024 10:59:59
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
23 02 2024 22:15:55
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
22 02 2024 6:57:43
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
21 02 2024 3:38:21
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
20 02 2024 3:13:29
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
19 02 2024 5:40:57
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 02 2024 3:29:19
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
17 02 2024 14:18:31
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
16 02 2024 16:57:20
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
15 02 2024 19:23:36
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
14 02 2024 17:25:51
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
13 02 2024 2:45:49
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
12 02 2024 1:11:22
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
11 02 2024 0:48:51
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
10 02 2024 3:10:45
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
09 02 2024 4:34:38
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
08 02 2024 19:54:57
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
07 02 2024 22:10:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::