Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию)


    Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Источник:
  • Гидромоторы ms
  • точку страны! Гидромоторы, гидронасосы, гидроцилиндры
  • pkmcom.ru

Звучит песня “Если завтра война”.

22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать, другой просто не могло не быть, потому что наш народ сделал, казалось, всё невозможное. 1418 дней и ночей наша страна боролась и трудилась, работала и сражалась во имя одного великого дня – Дня Победы.

Наш вечер называется “Память о войне”. И мы вспомним некоторые страницы этих незабываемых событий. Июнь 1941 года. В школах страны у десятиклассников выпускные вечера.

Сцена 1

Звучит песня “Рио-Рита”, на экране видеоряд фотографий предвоенных годов.

На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования.

Фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник: Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года, 204 школа Ленинграда, наш 10 “А”.

Десятиклассница: Нас 35.

Десятиклассник: 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница: Через 5 лет из нашего класса выйдут: 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Десятиклассники делятся своими мечтами. Вдруг гаснет свет, и диктор (запись голоса Левитана) сообщает о внезапном нападении фашистской Германии на СССР.

И встала страна огромная на cмepтный бой. Расчёты Гитлера на молниеносную войну не оправдались. Можно оккупировать город, даже много городов, но нельзя победить народ, который назвал навязанную ему войну Отечественной. Эту истину оккупанты познали с первых дней вторжения. У них не было тыла, прифронтовым оставался каждый город, каждое село. Сотни тысяч людей, не подлежащих призыву, обращались в военкомат с просьбой послать их на фронт.

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами.
Попадали мальчики в страшные баpaки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа. (Б. Окуджава)

(На экране видеоряд “Начало ВОв”). Звучит песня “Священная война”.

Сцена 2

1941 год. После поэты назовут его “сорок трудным”, “сорок горестным”, “сорок памятным”. Да, он был таким. В июле 1941 началось наступление фашистской армии на Ленинград.

Враги хотели на месте Ленинграда
Оставить груду пыли и камней…
Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская, Дубровка,
Приневские дымилися луга

И Ленинград пожары эти видел,
А враг, наживой жадною гоним,
Всё наседал, cмepтельно ненавидя
Всё русское, всё, связанное с ним. (А. Прокофьев “За Ленинград”)

В сентябре гитлеровцы отрезали город от всей страны, решив задушить его страшным кольцом блокады. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинградцев, и продолжалась она 900 дней. Видеоряд: занесённый сугробами Невский проспект, очереди у булочных, голодные глаза ленинградцев, блокадный паёк…

“125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам” - это не поэтическая гипербола Ольги Берггольц. Так было. Но город выстоял. Самоотверженно сражались бойцы на фронтах под Ленинградом.

Сцена с письмами. Ведущая: Я навсегда запомню этот страшный ленинградский декабрь 41 года. 24 декабря я пошла навестить Таню. Я знала, что от голода она стала совсем слабой и уже сама не могла выходить на улицу. Но, когда я вошла в её комнату, то поняла, что пришла слишком поздно. Таня была мертва. А 25 почтальон принёс для Тани письмо с фронта. В письме лежала похоронка. Дима геройски погиб на Ленинградском фронте.

На окнах грязь. Наплывы льда
И кипы серых писем всюду –
И не отправленных туда,
И не разбросанных оттуда –
Тех, кто скопил их с декабря,

Мы упрекать уже не вправе
И мартовские штемпеля – в молчанье
На конверты ставим.
И знаем мы, что письма в них –
Конвертах смятых и потёртых:
Одни – умершим от живых,
Другие – выжившим от мёртвых.

Блокада продолжалась 900 дней. Но город, который Гитлер обрекал на полное уничтожение, этот город-герой выстоял. В 1944 году над Невой прогремел праздничный салют.

Сцена 3

Гитлер в плане “Барбаросса” поставил цель – захватить Москву любой ценой. Нашей столице угрожал враг. Хор поёт песню “Моя Москва”.

“Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Эти слова отважного политрука Василия Клочкова стали девизом защитников столицы. Они жили в сердце каждого воина. В битве за Москву навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии.

Видеоряд о битве за Москву.

В минуту затишья воины писали письма своим любимым. Слайд с письмом на экране.

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен, к последнему краю
Прорвётся такая любовь!

… Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной! (И. Уткин)

Хор поёт песню “В землянке”.

Ведущая читает письмо: Мой дорогой, любимый Саша! Каждую минуту я вижу тебя во сне. Однажды мне снился такой упоительный сон! Мы с тобой танцуем вальс. В ушах моих так часто звучала мелодия “Большого вальса”, и мы так легко, чуть касаясь земли ногами, неслись куда-то. Любимый мой, я проснулась с таким ярким ощущением твоих рук, так нежно и так крепко обнимавших меня в танце! Если бы ты знал, как я люблю тебя и мечтаю о встрече с тобой.

Ведущий читает письмо: Моя любимая! Мимо скольких cмepтей надо пройти, чтобы возвратиться к тебе. Но я уверен, что мне не суждено погибнуть на этой войне. Я не выпущу из рук оружия, пока в состоянии его держать, я не боюсь cмepти, я привык к ней, вижу её ежеминутно, но я мечтаю о жизни, о тебе, о мирном очаге, только теперь я по-настоящему понял и оценил, что значит родной дом, твоя любовь

Я вернусь, и мы ещё потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

К сожалению, встреча не состоялась, Саше не суждено было вернуться домой.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Гудят накатанные рельсы,
Просторно, холодно, высоко.

И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4

В истории есть критические вехи, от которых целые народы ведут новый отсчёт времени. Такой критической точкой была для судеб нашей страны и всей Европы битва за Сталинград. Именно Сталинград предопределил конец гитлеровского рейха. И хотя до окончательного разгрома фашистской Германии было далеко, но именно в Сталинграде история вынесла фашизму окончательный приговор.

Видеоряд

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал
Злой и упрямый, по гpyдь в земле,
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и cмepтью грозил
Он, притаившись в канаве, с плеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулей. Снаряд за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Видеоряд. Женщины на войне.

Ведущая: Я ушла на Сталинградский фронт медсестрой.

“Только что пришла с передовой,
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого
И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью

Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Cмepть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец, сестра!”-
Крикнут мне товарищи в награду”. (Ю. Друнина)

Ведущая: я мечтала быть врачом, но навсегда осталась лежать в земле Сталинграда.

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Песня “На всю оставшуюся жизнь”.

Сцена 5

Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе ВОв. Но впереди была ещё Курская битва 1943 года. В районе Курского выступа окружением и разгромом группировки советских войск гитлеровцы намеревались взять реванш за Сталинград. Предстояло грандиозное сражение.

Завыли бомбы. Чёрный вихрь
Засыпал не один блиндаж.
Приземистые танки “Тигр”
Передний край прорвали наш.

Но всё ж никто не побежал,
Не дрогнули порядки рот.
И каждый мёртвый здесь лежал
Лицом к врагу, лицом вперёд.

И вот остановился враг
В огне, в крови, в дыму, в пыли
На поле танковых атак
Столбы металла и земли.

Здесь не было ни гор, ни скал,
Здесь не было ни рвов, ни рек,
Здесь русский человек стоял,
Советский человек. (Е. Долматовский)

Сопротивление немцев было окончательно сломлено под Прохоровкой. За один день фашисты потеряли более 400 танков, которые были превращены в металлический лом. Немецкий летний план наступления полностью провалился.

Видеоряд о Курской битве.

Сцена с письмами

Ведущий: Милая Галя! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это моё последнее письмо. Сейчас идёт бой, жаркий, cмepтельный, танк подбит… Ты не плачь. Мы, воины, не боимся умереть за Родину. За меня врагам отомстят и Родину спасут. Прощай, твой Алёша.

Если я на поле ратном,
Испустив предcмepтный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражён,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд
И. зажав винтовку твёрдо,
Отомстил за cмepть мою,
За страдания народа
И за Родину свою. (В. Чугунов)

Автор стихотворения погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку.

Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны.

Немецкие изорванные карты
Валяются в разбитых блиндажах.
Фашисты, что в разбойничьем азapте,
Пришли сюда, убитые лежат.
Но как прекрасно небо гoлyбое.

Как травы луговые хороши.
Здесь судьбы мира взвешивались строго,
Здесь наши танки шли как корабли,
Победные широкие дороги
Среди цветов на Запад пролегли.

Песня “Эх, дороги”.

После разгрома на Курской дуге фашисты откатывались на Запад. В 1944 году была полностью восстановлена государственная граница СССР от Баренцева моря до Чёрного моря. Но война ещё не была закончена. Военные действия продолжались на территории стран, оккупированных гитлеровскими войсками. И советский солдат прошёл славный путь от Сталинграда до Берлина, освобождая Европу от фашистской чумы.

По мартовскому снегу босиком
Ко мне бежала дeвyшка навстречу…
Какая боль на дне бессонных глах,
Какую сердце вынесло невзгоду.
Так вот кого от гибели я спас!
Так вот кому я возвратил свободу!

Далёкие и грустные края,
Свободы незатоптанные тропы…
- Как звать тебя, печальница моя?
- Европа! (С. Наровчатов)

Видеоряд “Освобождая Европу” Песня Б. Окуджавы “Нам нужна одна победа” и видеоряд.

Сцена 7

Через потери и поражения наша страна неуклонно шла к Победе. Последним шагом к ней были бои за Берлин. До тех пор, пока наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо помнили наши бойцы – от рядового солдата до генерала. Видеоряд о боях в Берлине

Мы шли и шли в атаки неустанно.
Берлин пылал. Дымился каждый дом.
А май свечами укрывал каштаны
В разрытом парке, где катился гром.

Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ,
Валились башни в сломанных крестах.
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит Рейхстаг.

25 апреля 1945 года Берлин был окончательно окружён. Чем ближе к центру, тем враг оказывал большее сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогаясь от выстрелов и разрывов, берлинская земля.

Ведущий: среди боёв я всё же выбрал несколько минут, чтобы написать письмо любимой.

“Возможно, будет мрачная погода,
Тебе покажется, что мало строк,
Что я тебе за целые полгода
И полстраницы написать не смог.

Не доверяй погоде и досаде
И хоть открытку в ящик оброни…
Торопимся к Берлинской автостраде
И письма пишем, не сходя с брони”.

Ведущая: это было его последнее письмо с фронта. Ваня погиб в 45-м в центре Берлина. Сколько ещё солдат полегло на фронтах войны! О павших в боях воинах проникновенные слова написал Владимир Высоцкий.

Мне этот бой не забыть нипочём
Cмepтью пропитан воздух,
А с небосклона бесшумным дождём
Падали звёзды.

Вот снова упала, и я загадал
Выйти живым из боя.
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

Я уж решил, миновала беда
И удалось отвертеться,
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце.

Нам говорили – нужна высота
И не жалеть патроны.
Вон покатилась вторая звезда
Вам на погоны.

Звёзд этих в небе, как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою,
Если б не наcмepть, ходил бы тогда
Тоже героем.

Я бы звезду эту сыну отдал
Просто на память.
В небе висит, пропадает земля,
Некуда падать.

Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал.

8 мая 1945 года в предместья Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Весь мир облегчённо вздохнул: Победа!

Видеоряд “Парад Победы”.

9 мая 1945 года наш народ праздновал Победу. 24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы, гремел победный салют. И он, этот салют в честь великой Победы, звучит с тех пор каждый год 9 мая. А в 1945-м это был праздник великого ликования. И то же время ни в один праздник люди так не плакали, потому, что это были не только слёзы радости, но и слёзы о тех, кто не дожил до этого великого дня.

Сцена 8

Ведущая просматривает фотоальбом.

Как дороги мне эти фотографии нашего выпускного вечера.

Звучит музыка вальса и в глубине сцены появляются солдаты.

Первый: Я шлю тебе письмо из 45-го,
Взгляни на снимок, сверстник дорогой,
На нём я вместе с нашими ребятами,
Ты посмотри, какой я молодой.

Второй: Земля дымилась вся в огне, в пожарищах,
И мы за мир ввязались в бой.
А рядом наземь падали товарищи
И каждый был такой же молодой.

Третий: Я не слыхал, как злая пуля свистнула,
Как я упал и стал землёй сырой,
Как обелиском стал и песней чистою,
Ты посмотри, какой я молодой.

Четвёртый: Я говорю с тобой из 45-го,
Взгляни на снимок – я на нём живой.
Не допусти же вновь войну треклятую,
Пусть будет чистым небо над тобой.

Звучит вальс, и молодые люди начинают перестраиваться, располагаясь как на старой фотографии.

Ведущая продолжает говорить.

Наш 10 “А” класс, 35 человек. Среди них могло быть 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста. Но в живых осталась только я одна.

Звучит “Аве Мария”.

Входят мальчик и дeвoчка.

У нас нет фотографий в чёрных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны, но они рассказывают, что мой прадедушка не мог смотреть фильмов о войне, боялся, что не выдержит сердце.

Глянь на живых,
Пока они живые.
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Низкий поклон ветеранам той страшной войны.

А наш исторический вечер мы посвятили не только ветеранам, но и вам, молодым.

Вам, кому ещё нет и 17.
Вам, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
И сохранили мир на земле.

Звучит песня “Мир вам, люди!”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

21 05 2024 13:12:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

20 05 2024 20:17:15

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

19 05 2024 1:42:54

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

18 05 2024 6:32:43

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

17 05 2024 6:26:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

16 05 2024 22:25:41

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

15 05 2024 14:35:42

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

14 05 2024 0:21:45

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

13 05 2024 17:38:48

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

12 05 2024 11:48:58

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

11 05 2024 2:28:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

10 05 2024 3:29:38

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

09 05 2024 4:49:33

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

08 05 2024 12:27:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

07 05 2024 15:39:35

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

06 05 2024 9:33:10

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

05 05 2024 13:42:15

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

04 05 2024 5:43:25

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

03 05 2024 16:37:59

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

02 05 2024 0:28:24

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

01 05 2024 4:38:28

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

30 04 2024 11:31:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

29 04 2024 12:57:16

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

28 04 2024 1:58:57

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

27 04 2024 15:49:53

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

26 04 2024 5:12:21

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

25 04 2024 6:23:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

24 04 2024 23:48:26

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

23 04 2024 8:13:12

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

22 04 2024 5:46:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

21 04 2024 13:32:31

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

20 04 2024 6:59:18

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

19 04 2024 14:45:30

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

18 04 2024 12:27:13

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

17 04 2024 21:51:13

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

16 04 2024 20:32:40

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

15 04 2024 12:34:26

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

14 04 2024 23:36:31

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

13 04 2024 15:18:21

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

12 04 2024 22:19:31

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

11 04 2024 22:20:36

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

10 04 2024 6:12:24

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

09 04 2024 19:55:56

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

08 04 2024 12:44:37

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

07 04 2024 13:46:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

06 04 2024 0:39:38

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

05 04 2024 15:18:25

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

04 04 2024 18:52:29

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 04 2024 15:36:57

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

02 04 2024 23:14:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::