Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории
В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме «Система работы школы по развитию исследовательско-проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами второго поколения, но и пробовали разpaбатывать и апробировать свои уроки.
Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока, постановка предполагаемых целей-результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка способов достижения поставленных целей-результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени достижения поставленных целей, реального результата) [1., с.4].
Предлагаю вам ознакомиться с уроком истории, разработанным в рамках курсов и проведенным для коллег. К уроку даются методические комментарии, с целью введения в логику системно-деятельностного подхода.
Учебник | А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. История России. XIXвек. |
Цель-результат | Учащиеся узнают условия освобождения
крестьян; переведут текстовую информацию в
таблицу, смогут определять положительные и
отрицательные стороны реформы для крестьян и
помещиков, будут учиться устанавливать
причинно-следственные связи (по таксономии Б.
Блума уровни – знание, понимание, анализ). Комментарий: уровень знания начальный. Цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения (назвать, перечислить, указать). На уровне понимания учащиеся должны изложить материал своими словами. При анализе предполагается, что обучаемые в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие части, могут описать его внутреннюю организацию[1., с.7]. |
Оборудование | Слайд-программа, карточки с датами на
доске, Рабочие листы по теме для учащихся
(содержат ленту времени, 2 таблицы). Содержание слайд-программы:
|
Время урока | 45 минут |
Конспект урока
1. Вводная часть
Актуализация знаний. Формулировка темы
Разминка «Даты». На доске карточки с датами, один учащийся выходит к доске, класс называет события отечественной истории, учащийся показывает карточку с датой. Учитель может задавать дополнительные вопросы.
Беседа с классом.
– Что объединяет даты: 1581, 1597, 1649? (Этапы
закрепощения крестьян).
– Что такое крепостное право?
– Как оно влияло на развитие России в XIX веке?
– Представители каких общественных движений в XIX
веке выступали за отмену крепостного права?
– Какие попытки предпринимали российские
императоры в XIX веке для изменения положения
крепостных?
– Как высказывался о крепостном праве Николай I
(с.69 учебника)?
– После какого события отмена крепостного права
стала неизбежной? (Поражение России в Крымской
войне)
– Какая сегодня тема урока? (Отмена
крепостного права в России).
– Запишите тему в Рабочий лист урока.
Комментарий: актуализация знаний на данном уроке необходима, она позволяет не только повторить изученный материал, но и легко подводит ребят к формулированию темы урока.
Целеполагание
Введение даты отмены крепостного права. Дети работают с лентой времени в Рабочем листе урока.
Рабочий лист по теме «Отмена крепостного права в России»
– На ленте времени отметьте годы Крымской
войны и год отмены крепостного права (найдите в
учебнике). Сверяем с эталоном (слайд 1).
– Сколько лет прошло от окончания войны до
отмены крепостного права?
– Почему не отменили в 1857? (Подготовка реформы,
ведь изменится жизнь большей части населения
страны).
– Чья жизнь изменится в первую очередь?
(Крепостных крестьян и помещиков). Созданы
комитеты, комиссии, по разработке реформы, в
состав которых вошли помещики и чиновники.
– В 1861 году Александр II подписал Манифест об
отмене крепостного права и Положения об
освобождении крестьян (слайд 2). Но…
– Проанализируйте диаграмму на слайде.
– Сформулируйте проблемный вопрос.
«Почему освобождение крепостных привело к
массовым крестьянским выступлениям»?
Недовольство освобождением!
– Что мы должны сделать, чтобы понять и объяснить
эту ситуацию?
– Какие цели мы поставим на урок?
Цель 1: узнать, на каких условиях
происходило освобождение крестьян.
Цель 2: проанализировать + и – реформы
для крестьян и помещиков.
Комментарий: проблемный вопрос и цели урока формулируются детьми и обязательно фиксируются на доске. Для достижения каждой цели создается учебная ситуация.
II. Основная часть
Первая учебная ситуация
– Работая с учебником (с.141-142, отрывок «Основные положения крестьянской реформы») выделите основные условия освобождения крестьян, опираясь на таблицу в Рабочем листе и словарь урока. Можно работать в парах.
Основные положения реформы
Опopные слова | Положения реформы |
Гражданские права | Крестьяне получили гражданские права. |
Земля | Крестьяне могли выкупить землю у помещика. |
Выкуп | 20% стоимости земли платил крестьянин, 80% государство. Эти деньги с процентами нужно вернуть государству в течение 49 лет. |
Временнообязанные крестьяне | До выхода на выкуп крестьяне считались временнообязанными (платили оброк, работали на барщине). Выкуп с 1863г. |
Комментарий: в таблице даны только опopные слова, условия освобождения дети должны найти сами.
Самостоятельная работа 10-15 минут. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. Для пояснения используются слайды 4-5.
Рефлексия после учебной ситуации.
– Какова была первая цель на уроке? Достигли ее?
Вторая учебная ситуация
Работая в группах, заполнить таблицу.
Комментарий: коллеги, привожу вариант уже заполненной таблицы.
Приобретения и потери крестьян и помещиков
+ для крестьян |
– для крестьян |
|
|
+ для помещиков |
– для помещиков |
|
|
Совместное обсуждение. Корректировка таблицы.
– Для кого реформа более выгодна?
– Почему так получилось?
III. Рефлексия
– Какие у нас были цели урока?
– Удалось ли нам их достичь?
– Какие условия отмены крепостного права узнали?
– Кто получил больше выгоды от реформы?
– Сможем ответить на проблемный вопрос?
– Где нам эти знания могут пригодиться? (При
чтении художественных текстов).
Комментарий: на следующий урок учащиеся будут применять полученные знания при анализе отрывков из художественных произведений.
Выводы. Урок изменился. Дети сами должны формулировать тему, цели-результаты, самостоятельно получают знания, рефлексируют по поводу своей деятельности. От учителя требуется большая подготовка к уроку, но на самом уроке работают дети.
Литература.
- Гoлyбева Л.М. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системно-деятельностном подходе с применением процессуального мониторинга.г.Канск, 2013.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение. М., 2007.
- Данилов Д.Д., Данилова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». Школа 2100.М., 2012.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX века. М., 2005.
- Ступакова Ю.В. Основные положения реформы 1861г. (урок проблемного обучения)//ПИШ №3, 2004.
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
27 05 2023 22:39:35
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
26 05 2023 21:26:56
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
25 05 2023 7:23:28
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
24 05 2023 13:57:35
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
23 05 2023 6:10:13
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
22 05 2023 22:24:20
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
21 05 2023 5:10:50
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
20 05 2023 4:46:26
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
19 05 2023 16:24:28
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
18 05 2023 0:20:33
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
17 05 2023 21:52:59
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
16 05 2023 16:27:49
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
15 05 2023 10:30:45
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
14 05 2023 9:44:37

Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
13 05 2023 7:33:13
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
12 05 2023 14:13:46
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
11 05 2023 12:47:22
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории.
...
10 05 2023 1:36:48
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
09 05 2023 6:12:26
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
08 05 2023 5:50:11
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
07 05 2023 1:24:13
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
06 05 2023 15:12:49

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
05 05 2023 1:20:51
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
04 05 2023 17:36:24
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
03 05 2023 18:59:27
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
02 05 2023 18:48:24
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
01 05 2023 14:50:13

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
30 04 2023 15:30:11
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
29 04 2023 14:19:11
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
28 04 2023 23:49:10
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
27 04 2023 15:29:17
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
26 04 2023 8:51:24
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
25 04 2023 5:27:42
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
24 04 2023 14:28:52
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
23 04 2023 5:26:48
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
22 04 2023 1:20:52
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
21 04 2023 15:19:12
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
20 04 2023 4:16:10
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
19 04 2023 1:48:19
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
18 04 2023 11:31:32
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
17 04 2023 3:24:18
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
16 04 2023 23:14:23
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
15 04 2023 21:15:36
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
14 04 2023 9:55:58
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
13 04 2023 6:48:40

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
12 04 2023 13:50:45
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
11 04 2023 9:37:35
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
10 04 2023 9:11:32
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
09 04 2023 18:48:26
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
08 04 2023 6:48:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::