Интеpaктивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс
Цели урока.
Ход урока
I. Создание проблемной ситуации.
Показ слайдов с изображением пирамид, гробниц, статуй, рисунков Древнего Египта.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Итак, тема нашего урока: “Древнеегипетские мастера”. Вы просмотрели слайды с изображением памятников искусства Древнего Египта.
Чем они между собой связаны? Для кого и почему создавались?
Дл того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны ближе познакомиться с этими памятниками культуры. Давайте начнем с древнеегипетских пирамид, которые являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившемся до наших дней. Какое впечатление произвели на вас эти сооружения? Как вы думаете, легко ли было построить пирамиду без машин, техники, которой тогда не было в Египте? Существует множество теорий о происхождении пирамид. Одни специалисты утверждают, что пирамиды построены инопланетянами, другие придерживаются более земной версии. Согласно их исследованиям, пирамиды были построены людьми. Каким же образом?
II. Версии.
Учащиеся делятся на 3 группы.
1 группа читает текст учебника §13 с.59.
2 группа изучает документ “Строительство пирамид”.
Строительство пирамид
II. 124. .. .Хеопс1 вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше, до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы,— работа едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий длины, а шириной в 10 opгий2, в самом высоком месте 8 opгий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал3. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной в 8 плефров4 и такой же высоты и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной по крайней мере в 30 футов.
1 Хеопс — царь IV династии (2600—2480 гг. до н. э.).
2 Opгий — мера длины – 1,85 м.
3 Имеется в виду канал, по которому доставлялись строительные материалы к месту сооружения пирамиды.
4 Плефр — мера длины – 30 м.
3 группа работает по иллюстрациям, изображающим строительство пирамид.
В итоге дети выдвигают предположения, которые сводятся к тому, что эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают удивление и восторг.
Вывод: строительство пирамид занимало много времени и сил египтян (записывается на доске и в тетради).
Учитель: Давайте узнаем, для кого возводили египтяне эти грандиозные сооружения.
Обучающиеся читают учебник с.58 п.1 и фиксируют в тетради (пирамиды строились для фараонов). Что такое пирамиды? (Это гигантские каменные гробницы.)
Какие у вас есть предположения, почему египтяне тратили так много сил ради одного фараона?
Версии: 1) заставляли, 2) боялись, 3) любили.
III. Актуализация знаний.
1) На сколько личность фараона была связана с религиозными представлениями египтян о мире и существовании Египта?
Египтяне наделяли фараонов божественной силой, благодаря которой существовал Египет. Считалось, будто само Солнце – Ра – было отцом фараона; фараон являлся живым воплощением бога Света – Гора. Божественная сила фараона обеспечивала урожай по всему Египту.
2) Что знали египтяне о “царстве мертвых”?
Для существования в “царстве мертвых” человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне заботились о сохранении тела умершего (превращали в мумию), затем клали в гроб и строили дом покойного (для фараона - пирамиду).
3) Что, по религиозным представлениями египтян, должно произойти с фараоном после его cмepти?
Фараон становился воплощением возрождающейся силы Осириса. От этого зависела жизнь на Земле.
Выводы:
1. Фараон после cмepти – воплощение Осириса.
2. Благодаря божественной силе фараонов существует Египет.
3. Египтяне хотели возродить фараона, так как без него невозможна жизнь на Земле.
IV. Открытия нового знания.
1. С середины II тысячелетия до н.э. фараонов начали хоронить в гробницах в скалах. Но они были столь же величественны.
Обучающиеся смотрят слайды с изображением гробницы в сколе и читают текст учебника на с. 60.
2. До нас дошли тысячи статуй обитателей Древнего Египта – от царей до слуг. Объясните, почему древнеегипетские мастера создали так много статуй (учебник с.61 текст и иллюстрации).
Версии:
1) Они были связаны с представлениями о загробной жизни.
2) Считались двойниками умерших.
3) Обладали сверхъестественной силой.
3. Среди храмов и гробниц много изображений и надписей. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Это были прекрасные картины из жизни богов и людей, наполненные всем, что надо для блаженства. Египтяне верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться всем этим совершенством. Произведения искусства создавались по строгим правилам - канонам.
На основании учебника (§13 с.60-61) учащиеся самостоятельно заполняют памятку “Правила для художников и скульпторов Древнего Египта”.
V. Выражение решения проблемы.
Древнеегипетское искусство отражает главную идею загробного культа. Оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Памятники искусства создавались для верхушки египетского общества – фараонов и знати, и так или иначе были связаны с религией.
В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. В Москве вы можете посетить Музей изобразительного искусства, а в Санкт-Петербурге – Эрмитаж. В этих музеях вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.
VI. Применение нового знания.
Письменный ответ на вопрос: Как в Древнеегипетской культуре отразились представления о загробной жизни?
Домашнее задание: §13, вопросы с. 62; подготовить сообщение о египетских пирамидах.
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
28 03 2024 11:47:42
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
27 03 2024 11:43:35
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
26 03 2024 11:43:20
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
25 03 2024 3:41:17
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
24 03 2024 0:28:30
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
23 03 2024 0:34:40
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
22 03 2024 4:23:20
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
21 03 2024 7:47:16
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
20 03 2024 10:50:48
Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
19 03 2024 22:38:29
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
18 03 2024 20:53:56
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
17 03 2024 11:50:23
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
16 03 2024 16:45:22
Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
15 03 2024 19:47:20
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
14 03 2024 4:36:47
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
13 03 2024 9:57:19
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
12 03 2024 0:19:12
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
11 03 2024 20:32:35
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
10 03 2024 6:35:26
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
09 03 2024 12:59:25
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
08 03 2024 9:41:52
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
07 03 2024 10:13:35
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
06 03 2024 3:39:15
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
05 03 2024 19:48:20
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
04 03 2024 11:34:47
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
03 03 2024 3:34:59
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
02 03 2024 15:51:33
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
01 03 2024 7:58:14
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
29 02 2024 19:40:19
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
28 02 2024 10:57:57
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
27 02 2024 19:57:23
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
26 02 2024 10:32:55
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
25 02 2024 19:47:29
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
24 02 2024 11:48:26
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
23 02 2024 13:37:15
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
22 02 2024 19:29:18
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
21 02 2024 15:58:24
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
20 02 2024 4:51:53
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
19 02 2024 16:19:21
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
18 02 2024 8:43:15
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
17 02 2024 13:59:45
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
16 02 2024 1:52:48
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
15 02 2024 10:53:16
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
14 02 2024 19:25:36
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
13 02 2024 16:54:17
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
12 02 2024 4:55:34
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
11 02 2024 5:22:23
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
10 02 2024 12:13:29
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
09 02 2024 20:14:12
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
08 02 2024 7:59:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::