Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»
Цели
1. Научить выделять причины и последствия возвышения Владимиро-суздальского княжества.
2. Объяснять преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
3. Создать условия для возможности оценить поступки людей того времени с позиции современного человека.
Обязательный минимум содержания:
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
Основные виды деятельности учеников:
Объяснять смысл понятий: исторический источник, политическая раздробленность, династия, великий князь, дружина.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности.
Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.
Хаpaктеризовать особенности географического положения и социально-политического развития княжества
План урока.
I. Проблема урока: Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем остальным главным политическим центрам Руси?
II. Поиск решения проблемы.
1. Особенности Северо-Восточной Руси
Примерный вывод по проблеме: Северо-Восточная Русь изначально была обособленным центром в пределах Древнерусского государства.
2. Первые князья.
Примерный вывод по проблеме: при Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальская земля стала великим княжеством, а при Всеволоде Большое гнездо достигло своего расцвета.
3. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества.
Примерный вывод по проблеме: Политика Всеволода Большое Гнездо способствовала расцвету княжества.
Примерный вывод по проблеме урока: С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры, поэтому авторы учебника уделили этому княжеству больше внимания.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1. - Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - А на сегодняшний день, какую территорию можно назвать главным политическим центром России? А почему? - Наша история изучается по различным историческим источникам, каким? - А летописи относятся к каким источникам? - Как называется самый первый летописный источник по древнерусской истории? - Одним из источников является и “Слово о полку Игореве”. Посмотрим, как неизвестный автор говорит нам о князьях того времени. Слайд 2 Скажите, выделяет ли он каким-то образом владимиро-суздальского князя? - Откроем параграф 10-11 с.92 и посчитаем, сколько страниц авторы учебника уделили изучению истории Владимиро-Суздальского княжества - Какое наблюдается противоречие? |
- Какие территории являлись
главными в Древней Руси. - Москва. - Столица нашей Родины, в Москве находятся главные органы власти, работает президент. Есть 2 вида источников: письменные и вещественные. - Письменным. - “Повесть временных лет” написанная в XII в, монахом Нестором - Ученики должны указать, что автор “Слова” никак не выделяет владимиро-суздальского князя. - В “Слове” не выделяются владимиро-суздальские князья, а в истории их княжеству придаётся большое значение. - 5 страниц, а на изучение Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества меньше. |
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Слайд 3 - Какую проблему урока нам предстоит решить? Как вы думаете, какие могут быть версии по решению этой проблемы? |
- Почему авторы учебника истории
Владимиро-Суздальского княжества уделили больше
внимания, чем истории других политических
центров? - Наверное, потому, что оно было самым сильным государством |
|
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 - Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. (Соотнести понятия и определения: великий князь, дружина, политическая раздробленность, династия, государство) - Проверим. Слайд 5 Слайд 6 – Мы помним, что Древнерусское государство распалось. Когда это произошло, и на какие части распалось государство? |
Учащиеся выполняют задание
слайда. Учащиеся указывают век и называют части, на которые распалось Древнерусское государство (Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь). |
|
IV. Планирование деятельности. | Слайд 7 - Итак, сегодня мы изучаем историю Владимиро-Суздальское княжества. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Что является определяющим для развития государства? |
- Нам необходимо узнать, где находилось это княжество, выявить особенности территории и познакомиться с правителями этого княжества | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. “Особенности
Северо-Восточной Руси” Слайд 8. Рассмотрим внимательно карту, и попробуем дать хаpaктеристику территории Владимиро-Суздальского княжества. Найдите в тексте учебника факты, говорящие о особенностях этих земель/ 2. “Первые князья” Слайд 9, 10 - Успешное развитие государства во многом зависит от того человека, который является руководителем. Назовите фамилию сегодняшнего руководителя нашего государства. - А кто же тогда в в. был правителем Северо-Восточной земли? В домашнее задание входила подготовка сообщений. Слайд 11 - Сравним правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Какие плюсы и минусы они имели на ваш взгляд: 1) Юрий Долгорукий, 2) Андрей Боголюбский. (Работа с цветными карточками + -) Слайд 12 Третьим князем Владимиро-Суздальского княжества был Всеволод Большое Гнездо Слайд 13 - Как вы думаете - Почему правление Всеволода Юрьевича называют временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества? |
(Называют особенности). 1. Лес мог защитить от набегов кочевников, лес давал возможность иметь заниматься охотой. 2. Здесь была пригодная для земледелия почва. 3. Развивались ремесла. 4. Земли осваивались самими князьями и поэтому эти земли они считали своими. Вывод. Территория Владимиро-Суздальского княжества изначально была обособленным княжеством Путин В.В. Учащиеся выступают по очереди с сообщениями, (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, работают с картой. Отмечают основные события, связанные с князьями, и дают хаpaктеристику их правления. Сообщение о Всеволоде Всеволод Большое Гнездо) работают с картой. - При Всеволоде княжество стало большим, могущественным, а княжеская власть была очень сильной, и князь вмешивался в дела соседних княжеств |
|
VI. Выражение решения проблемы. | Слайд 14 - И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: - Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем истории других политических центров? |
С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры. | |
VII. Применение нового знания. | Слайд 15 - Мы узнали, какие действия совершали князья Владимиро-Суздальской земли, попробуем оценить их действия с точки зрения людей XXI века… Какие качества князей я считаю положительными, а какие недопустимыми? И почему? Слайд 16 - А здесь вы видите факты, связанные с князьями. Определите в парах - какой князь, какие действия совершал. Проверим. Слайд 17 |
Любая точка зрения должна быть
аргументирована. Работа в парах. |
|
Самооценка действий учеников | Учащиеся оценивают свои действия | ||
VIII. Домашнее задание. | Слайд 18. - На следующем уроке мы выясним особенности Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Д/з: прочитать до конца п.10-11, ответить на вопросы, приготовить сообщения-презентации о правителях этих княжеств |
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
28 01 2023 6:44:41
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
27 01 2023 15:54:17
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
26 01 2023 11:24:14
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
25 01 2023 11:27:48
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
24 01 2023 6:37:32
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
23 01 2023 23:25:56
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
22 01 2023 21:18:59
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
21 01 2023 22:28:52

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
20 01 2023 13:37:34
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
19 01 2023 20:41:52
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
18 01 2023 22:50:29
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
17 01 2023 20:58:34
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
16 01 2023 13:19:17
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
15 01 2023 7:43:12
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
14 01 2023 6:49:10
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
13 01 2023 13:44:59
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
12 01 2023 22:53:35
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
11 01 2023 16:29:37

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
10 01 2023 23:34:28
В статье приводится пример урока-диспута.
...
09 01 2023 11:32:48

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
08 01 2023 9:25:43
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
07 01 2023 20:37:35
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия.
...
06 01 2023 15:38:27
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
05 01 2023 8:46:11
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
04 01 2023 19:14:26
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
03 01 2023 12:33:47
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
02 01 2023 1:47:59
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
01 01 2023 18:23:52
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
31 12 2022 10:45:44
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
30 12 2022 14:18:42

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
29 12 2022 12:48:47
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
28 12 2022 14:17:15
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
27 12 2022 0:48:49
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
26 12 2022 15:27:25
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
25 12 2022 22:41:57
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
24 12 2022 4:44:36

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
23 12 2022 21:22:20
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
22 12 2022 14:43:54
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
21 12 2022 9:12:19

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
20 12 2022 16:34:20
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
19 12 2022 10:12:10
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
18 12 2022 9:57:39
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
17 12 2022 4:31:13
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
16 12 2022 12:23:28
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
15 12 2022 7:13:54
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
14 12 2022 1:41:15
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
13 12 2022 17:48:25
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
12 12 2022 3:21:27
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
11 12 2022 6:20:59
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
10 12 2022 20:48:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::