Элективный курс "Школьникам – о некоторых профессиях" (профессия – работник прокуратуры)
ПРОКУРОР АНДРЕЙ РЯБЦЕВ: Я “КРЫШУЮ” ЗАКОН
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать “Эхо Москвы” и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола.
В классе звучит песня А.И. Золотавина “Прокуроры России”.
“Прокуроры, прокуроры, нам доверены судьбы людей.
Прокуроры, прокуроры, мы служим России своей.
Прокуроры, прокуроры, во имя её светлых дней
Мы служим во славу Отчизны своей”.
Слова этой пафосной песни сопровождаются слайдовой презентацией с фотографиями Прокурора (Умника) - персонажа “Обитаемого острова”.
В.Тиханов: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас в гостях Андрей Александрович Рябцев. Ничего не буду о нём говорить, а сразу приступлю к нашему разговору. Добрый день, Андрей Александрович.
А.Рябцев: Добрый день.
В.Тиханов: Очень хотелось бы, чтобы вы не заснули у нас на элективе, и помогли нам всё-таки узнать - насколько должность прокурора почётна и привлекательна.
Есть такое мнение, что один вид прокурора должен вызывать у окружающих “животный страх”. Но о вас я бы этого не сказал.
Существует вненаучный метод определения типа личности человека - физиогномика. Мы разместили вашу фотографию в социальных сетях и попросили людей, которые вас не знают, высказаться, что они думают о ваших душевных качествах, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.
Ограничусь лишь несколькими поступившими отзывами:
- классно выглядит;
- форма к лицу;
- взгляд открытый, это хорошо;
- сразу видно, что “настоящий полковник”, мужчина, а не тряпка;
- ямочка на подбородке свидетельствует о воле, твёрдом хаpaктере и решительности.
Однако был и такой критический отзыв: “засудит, глазом не моргнёт”. (Гость смеётся). По-видимому, кто-то по ошибке принял вас за работника судейского корпуса.
Давайте определим в общих чертах полномочия прокурора. У вас, наверное, много задач и направлений деятельности, и все важны, но нельзя ли выделить, что же является основным?
А.Рябцев: Основное - это защита прав и законных интересов простых граждан (обращаясь к ученикам), то есть вас и ваших родителей. Это - главное.
В.Тиханов: А чем вы не занимаетесь? С чем к вам обращаются, а вы говорите: "Это не к нам"?
А.Рябцев: Прокурору до всего есть дело. Занимаемся абсолютно всем!
В.Тиханов: Вы увлекаетесь историей?
А.Рябцев: Да, так можно сказать.
В.Тиханов: Не догадываетесь, чья это роспись на экране?
А.Рябцев: Нет.
В.Тиханов:
“Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия!
Сегодня в гости к нам пришёл
Лаврентий Палыч Берия...”
(Смех в классе).
Как в целом относитесь к персонажу, михалковский стих про которого только что прозвучал?
А.Рябцев: Это Сергeй Михалков написал?
В.Тиханов: Говорят, что да. Хотя нельзя исключать, что это – народный фольклор.
А.Рябцев: Берия был не хуже остальных члeнов сталинского руководства. Более того: он мог бы стать "советским Дэн Сяопином", зайдя в реформах гораздо дальше Н.С.Хрущёва. Моё отношение к нему в целом непростое, но не резко негативное, скажем так. Генеральный комиссар госбезопасности - одна из наиболее спopных и неоднозначных фигур в нашей истории. Дело в том, что об этом человеке на самом деле известно больше с одной стороны, с другой же - известно меньше. Чтобы долго не говорить по этому поводу, замечу, что он много чего сделал, в том числе и хорошего, для страны. Он, например, организовывал оборонную промышленность во время Великой Отечественной войны, руководил ядерным проектом, был инициатором освоения сибирских месторождений углеводородов. Берия был уникальной личностью – технократ, управленец высочайшего уровня, человек с безграничной энергией.
Это не говорит о том, что Берия не делал плохого, делал очень плохое, и вы знаете, что он не реабилитирован до сих пор, несмотря на то, что были жалобы. Это говорит о том, что всё-таки человек остался виновен, в отличие от других, которые были реабилитированы, но повторяю, он сделал много хорошего для страны.
Он, конечно же, не был шпионом империалистических держав, а вот государственным деятелем, обеспечившим безопасность советского государства, на мой взгляд, являлся. Поэтому хотелось бы, чтобы оценка этого исторического персонажа была взвешенной и объективной.
Итак, Берия - вдохновитель репрессий или талантливый организатор и несостоявшийся реформатор? Я рассуждаю по старинке. Лично для меня его имя - синоним слова "палач". На протяжении более полувека эта фигура остаётся одним из самых мрачных символов сталинской эпохи. Это не самый симпатичный персонаж не только отечественной, но и мировой истории. Не случайно прокурор упомянул об известном определении Военной коллегии Верховного суда РФ. Берия, согласно ему, как организатор на государственном уровне политических массовых репрессий в отношении собственного народа, был признан не подлежащим реабилитации.
60 лет назад члeн президиума ЦК КПСС, вице-премьер и министр внутренних дел СССР, Маршал Советского Союза, члeн правящего триумвирата и самый влиятельный на тот момент человек в стране - Лаврентий Павлович Берия - был арестован.
Причём Л. П. Берию расстреляли 23 декабря 1953 года в бункере штаба Московского военного округа в присутствии тогдашнего генерального прокурора СССР Романа Андреевича Руденко.
Не могу не сослаться на авторитет Петра Леонидовича Капицы. Это был своеобразный человек, воспитанный Резерфордом и английской университетской жизнью. Великий учёный не побоялся написать Сталину 49 писем. Письма эти плюс ещё 70 писем Молотову, свыше сотни – другим небожителям – опубликованы. Безоглядно смелые письма, никакого поклонения. Капица осуждал действия высших чиновников всегда конкретно, поимённо. В одном из писем Сталину Капица дал уничтожающую хаpaктеристику Берии – невежде, мстительному, злому человеку. Такого по отношению к всесильному чекисту тогда себе никто не позволял. Только одна цитата: “У тов. Берии основная слабость в том, что дирижёр должен не только махать палочкой, но и понимать партитутру... Я ему прямо говорю: “Вы не понимаете физику, дайте нам, учёным, об этих вопросах судить...” У меня с ним совсем ничего не получается”.
В.Тиханов: Вы знакомы с “разговорным” радио “Эхо Москвы”?
А.Рябцев: Когда есть такая возможность, то даже слушаю его.
В.Тиханов: А чем объяснить, что прокурор позволяет себе слушать самую свободную радиостанцию в стране?
А.Рябцев: Это объясняется тем, что среди многих радиостанций “Эхо Москвы” уверенно лидирует, находится на первой позиции. Это самая цитируемая радиостанция в России. Всё, что есть значимого и интересного вокруг нас, эта радиостанция привлекает, она не боится приглашать людей с разными взглядами. Я стараюсь черпать информацию из разных источников, но выводы всегда делаю сам. То есть те умозаключения, которые звучат на этом радио, я стараюсь сравнивать со своим видением мира. “Эхо Москвы” имеет свою самостоятельную точку зрения, которая часто отличается от других. Когда я слушаю эту радиостанцию, у меня есть ощущение полной свободы, ведь журналисты на “Эхе” не озадачиваются этим внутренним “можно/нельзя”. К тому же у радиостанции Алексея Венедиктова очень сильный образовательный блок. Мне нравятся программы по истории.
Продолжение статьи.
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
28 03 2024 2:22:46
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
27 03 2024 18:24:24
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
26 03 2024 12:19:40
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
25 03 2024 7:29:24
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
24 03 2024 6:50:48
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
23 03 2024 9:31:51
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
22 03 2024 21:46:19
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
21 03 2024 22:46:27
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
20 03 2024 23:41:31
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
19 03 2024 12:33:21
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
18 03 2024 21:20:34
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
17 03 2024 15:28:44
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
16 03 2024 20:51:59
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
15 03 2024 22:24:55
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
14 03 2024 9:41:47
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
13 03 2024 15:13:35
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
12 03 2024 7:36:56
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 03 2024 12:10:20
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
10 03 2024 16:19:12
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
09 03 2024 6:51:21
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
08 03 2024 22:46:52
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
07 03 2024 2:10:36
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
06 03 2024 17:30:52
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
05 03 2024 4:52:41
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
04 03 2024 16:44:27
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
03 03 2024 7:49:42
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
02 03 2024 22:50:25
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
01 03 2024 9:50:48
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...
29 02 2024 10:39:48
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
28 02 2024 6:39:53
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
27 02 2024 11:18:34
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
26 02 2024 18:36:57
Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
25 02 2024 7:39:16
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
24 02 2024 16:55:15
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
23 02 2024 2:27:27
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
22 02 2024 8:27:26
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
21 02 2024 12:47:11
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
20 02 2024 15:53:57
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
19 02 2024 23:30:44
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
18 02 2024 1:38:58
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
17 02 2024 3:46:50
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
16 02 2024 16:36:52
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
15 02 2024 1:52:14
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
14 02 2024 20:13:24
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
13 02 2024 10:36:38
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
12 02 2024 13:56:26
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
11 02 2024 5:22:55
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
10 02 2024 9:54:23
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
09 02 2024 0:50:50
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
08 02 2024 19:52:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::