Тема урока: "Рим эпохи царей"
План урока
Курс: История древнего мира
Тема урока: Рим эпохи царей
Тип и форма урока: Лабораторная работа
Учебник: История древнего мира. /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 1996.
§ 44. Древнейший Рим.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. | Приветствует учащихся, проводит перекличку. | Здороваются с учителем, участвуют в перекличке. |
2. Опрос. | 1) Природные условия Апеннинского
полуострова (географическое положение, климат, средиземноморская триада). 2) С помощью карты (настенной и 3) Когда и кем по легенде был основан Рим? 4) Что говорят о возникновении Рима данные археологии? |
Отвечают на вопросы: 1) Апеннинский полуостров с трех сторон – с юга, запада и востока -омывается морями, а с севера его от материковой части Европы отделяют Альпийские горы. Три крупных острова находятся недалеко от полуострова – Сицилия, Корсика и Сардиния. Климат теплый, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами. Природные условия и климат более всего благоприятны для выращивания “средиземноморской триады” – зерновых, оливок, винограда. 2) На севере Апеннинского полуострова жили племена галлов, на северо-западном побережье – этруски, чуть южнее, в центральной части Апеннин – латины, сабиняне, на самом юге – греческие колонии, между латинами и греками – самниты, на восточном побережье – умбры, апулы. 3) Рим по легенде был основан в 753 г. до н.э. Ромулом, сыном бога Марса. 4) Согласно археологическим раскопкам, проводящимся в наше время, город возник не сразу. Задолго до его легендарного основания на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления, выбирали общих правителей. |
3. Переход к изучению нового материала. (организация групповой формы работы учащихся) |
Объявляет тему урока. Делит класс на две группы. Каждую группу просит перенести в тетрадь свою таблицу, из двух, начерченных на доске. Раздает распечатки документов с вопросами (документальные материалы см. ниже). Объясняет задание: каждый учащийся письменно отвечает на вопросы в конце документа на том же листочке. После этого каждая группа обсуждает общее задание, результаты работы записываются в тетради и на доске в начерченной там таблице (задание для группы – заполнение таблицы – см. макет доски ниже). | Записывают в тетрадь тему урока. Делятся на группы. Получают от учителя раздаточный материал. Слушают задание. |
4. Работа с документами. | Наблюдает за работой учащихся, отвечает на возникающие вопросы. | Отвечают на вопросы в конце документа. Обсуждают задание. Заполняют совместно таблицу вначале в тетрадях, затем по одному человеку от каждой комaнды заполняют свою часть таблицы на доске. |
5. Подведение итогов работы с документами. | Просит учащихся занести в тетрадь
таблицу, заполненную другой группой. После того,
как учащиеся закончат эту работу, обсуждают
таблицы (образец заполнения таблицы см. ниже). Записывает на доске основные признаки, отличающие государство от организации власти в первобытном обществе (см. макет доски). Просит ответить на вопрос: можно ли назвать Рим государством после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Совместно подводят итог: в конце Царского периода, после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия Рим становится государством. |
Заполняют вторую часть таблицы.
Участвуют в обсуждении таблицы. Высказывают свои
мнения относительно итогов деятельности Нумы
Помпилия и Сервия Туллия. Записывают в тетрадь
признаки государства, отвечают на вопрос
учителя. После обсуждения записывают итоги в тетрадь. |
6. Объяснение домашнего задания. | § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3. К/к (из-во “Дрофа”): стр.13 Зад. 1-4. |
Записывают домашнее задание, слушают пояснения учителя. |
Макет доски.
Признаки государства: 1) территория; 2) налоги; 3) власть отделена от родовой организации; 4) государственная власть осуществляется людьми, специально для этого организованными – чиновниками. |
Число, месяц. Тема: Рим эпохи царей. Таблица 1. Реформы Нумы Помпилия.
Таблица 2. Деятельность Сервия Туллия.
(табл. см. ниже) |
Д/з: § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3. К/к: стр.13 Зад. 1-4. |
Задания для учащихся (документальные материалы и вопросы к ним).
Группа 1. Реформы Нумы Помпилия.
“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.
“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.
Вопросы:
- Какую сферу жизни римского общества реформировал Нума?
- Перечислите должности, введенные Нумой, объяснив их назначение.
Группа 2. Деятельность Сервия Туллия.
По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходные налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.
Вопросы:
- Что изменил в устройстве римской общины Сервий Туллий?
- С какими еще законами, изученными ранее, вы можете сравнить реформы Сервия Туллия?
Образцы выполнения заданий по таблицам.
Группа 1.
Реформы Нумы Помпилия.
Должности | Обязанности |
1) авгуры 2) весталки 3) салии 4) фециалы 5) понтифик 6) фламины |
1) толкователи посылаемых богами
знамений; 2) жрицы богини Весты; 3) двенадцать жрецов бога Марса; 4) жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир; 5) жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями; 6) жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина. |
Группа 2.
Деятельность Сервия Туллия.
Нововведение | Содержание |
1. Классы. | В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. |
2. Налоги. | Подоходный налог, собирался ежегодно в праздник Паганалии. |
3. Границы города | Построил стену и ров, обозначив границу города. |
Документы для учащихся.
Реформы Нумы Помпилия.
“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.
“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.
Деятельность Сервия Туллия.
По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.
Образец заполнения таблицы.
Нума Помпилий | Сервий Туллий | |
Основные мероприятия | Создал жреческую организацию: 1) авгуры – толкователи посылаемых богами знамений; 2) весталки – жрицы богини Весты; 3) салии – двенадцать жрецов бога Марса; 4) фециалы – жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир; 5) понтифик – жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями; 6) фламины – жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина. |
1. В соответствии с имущественным
положением разделил всех граждан на пять
классов. Каждый из классов выставлял
определенное количество центурий –
подразделений римской пехоты и одновременно
единиц для голосования во вновь созданных
собраниях по центуриям – центуриатных комициях. 2. Ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии. 3. Построил стену и ров, обозначив границу города. |
Значение | Создал первые назначаемые должности, не связанные с родовой организацией и независимые от нее. | Разрушил в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создал новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. |
Схема (образец).
территория | налоги | ||
|
|||
власть отделена от родовой организации | власть осуществляется людьми
специально для |
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...
18 03 2024 6:44:26
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
17 03 2024 12:42:56
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
16 03 2024 23:12:43
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
15 03 2024 10:25:11
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
14 03 2024 3:57:33
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
13 03 2024 17:34:36
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
12 03 2024 5:50:44
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
11 03 2024 5:38:44
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
10 03 2024 14:28:25
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
09 03 2024 19:53:19
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
08 03 2024 15:19:40
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
07 03 2024 6:28:37
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...
06 03 2024 9:20:42
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
05 03 2024 3:32:50
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
04 03 2024 15:44:47
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
03 03 2024 13:49:58
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
02 03 2024 7:51:12
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
01 03 2024 16:50:26
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
29 02 2024 20:34:10
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
28 02 2024 17:59:34
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
27 02 2024 17:35:47
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
26 02 2024 12:51:17
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
25 02 2024 15:40:53
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
24 02 2024 6:44:34
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
23 02 2024 19:37:40
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
22 02 2024 7:46:36
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
21 02 2024 13:18:29
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
20 02 2024 13:27:22
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
19 02 2024 15:42:39
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
18 02 2024 7:15:29
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
17 02 2024 0:34:36
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
16 02 2024 16:16:48
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
15 02 2024 12:45:38
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
14 02 2024 7:11:22
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
13 02 2024 3:50:20
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
12 02 2024 11:40:23
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...
11 02 2024 14:33:45
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
10 02 2024 18:26:58
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
09 02 2024 12:13:34
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
08 02 2024 14:45:31
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
07 02 2024 0:27:21
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
06 02 2024 0:53:19
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
05 02 2024 5:24:52
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
04 02 2024 9:17:59
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
03 02 2024 13:43:51
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
02 02 2024 5:53:50
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
01 02 2024 18:32:53
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
31 01 2024 2:33:26
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
30 01 2024 16:30:10
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
29 01 2024 17:41:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::