Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
На основе имеющихся у учащихся знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни египетских вельмож, жилище, одежде и быте древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий “миф”, “многобожие”, “жрец”, “фараон”, “культ”, раскрыть сущность традиции обожествления фараона, показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека, о его представлении о “картине мире”. Развить знания о мифе, как наиболее ранней форме духовной культуры человечества, показать, что миф являлся для древних людей своеобразным способом постижения мира и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.
Развивающие:
Способствовать развитию у учащихся способов анализа социальной структуры и умения сравнивать ее с социальной структурой первобытного общества. Продолжить работу над формированием умения анализировать различные “модели” религиозных представлений не только разных временных эпох (первобытное общество и Древний Восток), но и одной эпохи (Древний Восток и Античный мир). Продолжить формирование умения составления таблиц и схем.
Воспитательные:
Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных мopaльных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.
Литература к уроку:
- Атлас истории Древнего мира: 5 кл., - М., 1998.
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М., 1998.
- Книга для чтения по истории Древнего мира. / Сост. А. И. Немировский. – М., 1996.
- Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.
- Манфред Л. Египетский символизм. – М., 1998.
- Мифы Древнего Востока – любое издание.
- Монтэ П. Египет Рамсесов. – М., 1989
- Paк И. В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.
- Тураев Б. А. История Древнего Востока. – СПб., 2001.
- Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.
Домашнее задание:
См. задания для учащихся.
План урока:
- Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.
- Внешность жрецов в Древнем Египте.
- Обязанности жрецов в Древнем Египте.
- Обожествление царя и заупокойный культ фараона.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: лекция
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ
III тыс. до н. э. – строительство Великих пирамид.
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Оpaкул – 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который испрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей.
Пятичлeнная титулатура – Официальное, полное имя фараона, состоящая из пяти частей: 1) имя правителя как воплощение бога Гора, 2) имя фараона как воплощение двух владычиц – богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, 3) имя фараона как “Золотого Гора”, 4) Царь Верхнего и Нижнего Египта, 5.)сын бога Ра.
Фараон – титул египетских царей.
ТЕКСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.
На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Геpaклеополе – он помощник бога Амона – Ра.
Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии.
Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.
Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно – человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений таким образом донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.
Внешность жрецов в Древнем Египте.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь – сандалии. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней – широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами ног и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было одевать на ногу как башмак или туфлю. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия. Вместо обычного в старину передника, как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, хлынувшие из Азии, оставляя передник лишь для некоторых совершенно исключительных случаев. Вообще же передник – это древнейшая и первоначально единственная одежда, которая затем стала традиционной одеждой коренных жителей Нильской долины.
Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Так одежда знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда в еще один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади. Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделенную шкуру животных. Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса – Имиута. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить в конечном счете изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии. Важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после cмepти исполнял так называемый заместитель жреца, и в качестве одежды служителя культа он носил шкуру пантеры. Богато украшенные шкуры животных служили одеяниям верховным жрецам, которые при некоторых церемониях надевали кроме шкуры еще длинные вышитые пояса и другие украшения – например браслеты. Так мужские украшения состояли из широких колец или обручей, которые одевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги вокруг щиколотки. Эти обручи изготовлялись из различных металлов, и были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались. Кроме обручей мужчины носили перстни разной формы – металлические с неподвижным или вращающимся гнездом из глазурованной каменной массы в форме какого – либо иероглифического знака. Носили как одно, так и несколько колец. Национальным украшением египтян, общим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник, закрывавший плечи и верхнюю часть гpyди. В эпоху Нового царства возросли и объем этого предмета одежды, и его ценность. Делались такие воротники сообразно со средствами каждого: или из куска подклеенного и расписанного полотна, или из сетки крупной вязки, по ячейкам которой нашивались рядами и в симметричном порядке символические фигурки разного цвета и формы, бусы и т. п. Воротники изготовляли и из благородных металлов (даже иероглиф, обозначающий "золото" имеет форму такого воротника с украшениями из разноцветной эмали). Золото (небу) имело в Древнем Египте не только экономическую ценность, но и культовое значение. Золото считалось металлом богов, особенно это относилось к сияющему богу Солнца. Богиня неба Хатхор имела прозвище "золотая" или просто "золото". Помимо этого, неизменность благородных металлов является символом дальнейшей жизни после cмepти. Даже мастерские по изготовлению гробов и помещений для захоронений назывались "золотыми домами".
В таком же одеянии исполняли жреческие обязанности и фараоны, "служебные костюмы" остальных жрецов были очень разнообразны. Они видоизменялись не только для каждой отдельной ступени жреческой иерархии, но и в пределах этих ступеней варьировались для разных церемоний. Некоторые разряды жрецов отличались особыми, только им одним присвоенными знаками. Так главные жрецы в храме Пта носили особым образом заплетенные головные косы, писцы или толкователи священных писем – два пера и письменный прибор, сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным животным, – перстень с символом человеческой жертвы, жрецы – судьи носили на шее амулет из ляписа – лазури с надписью "истина". Ляпис – лазурь – синий с золотыми крапинками драгоценный камень – неправильно называемый сапфиром. Напоминая своим видом усыпанный звездами небосвод, он был священным камнем древних египтян. Его синий цвет указывает на небесное происхождение (синий цвет был цветом богов, особенно Амона).
Так же верховные жрецы некоторых божеств имели и другие отличительные признаки своего высокого сана. Верховные служители бога Птаха носили особый, так называемый "ливийский" парик ибес, украшенный сбоку заплетенным локоном, их белое одеяние украшалось особым золотым ожерельем: с узкого воротника на цепочках спускалась металлическая полоска, закрывающая верхнюю часть гpyди, поднимающаяся на плечах вверх и заканчивающаяся с двух сторон головами шакалов, снабженных руками в позе адорации. В папирусе Харрис есть упоминание о том, что Рамсес III лично распорядился выдать необходимое количество золота для изготовления такого ожерелья, когда его сын Хаэмуас вступил в должность верховного жреца в Мемфисе.
Хотя Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей не мужского, ни женского божества, но уже в Египте Древнего царства можно найти упоминания о женщинах – жрицах носивших титул "служанка бога" (хемет – нечер). Как и других жрецов, жриц можно было узнать по костюму, однако, в Новом царстве он уже пpaктически не отличался от повседневного одеяния знатных женщин (но необходимо учитывать, что фактически именно эти знатные женщины и составляли коллектив жриц). Со времен Древнего царства "служанки бога" носили прямую набедренную повязку, но со времен Нового царства наблюдается тенденция к отходу от этой традиционной одежды, костюм жриц становится "более женственным". В Древнем Египте требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины и только не ранее конца Древнего Царства, когда египетская культура начинает попадать под влияние азиатской, в женском костюме появились отклонения от старинного обычая. Так древнейшая одежда египтянок состояла из тканного платья, которое плотно прилегая к телу, закрывало его от гpyди до ступней ног и держалось на помочах. Иногда платье закрывало и плечи – тогда оно ткалось с воротниками и узкими рукавами. В период Нового царства знатные женщины (= жрицы) стали носить и тонкие прозрачные материи, из которых изготовлялись накидки. Таким образом, в эпоху Нового царства костюм знатной женщины состоял из широкой сорочки, короткой юбки (= набедренная повязка) и большого четырехугольного с закругленными краями плаща, который накидывался сверху и, несмотря на свою простую форму, мог быть задрапирован самым причудливым образом. В источниках существуют упоминания о верхней одежде "калазирисе", которая оборачивалась вокруг тела наподобие передника и была особенно распространена в позднее время у женщин.
Нельзя забывать и о том, что влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной и культовой одежде. Так Плутарх рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений. Так же женщины носили все те же украшения, что и мужчины. Жрицы всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами, на голове "служанки бога" носили пышные парики.
Общей особенностью жречества Древнего Египта (независимо от пола, титула и божества, которому служил жрец) было то, что оно презирало традиционное гофрированное платье, не носило одеяний из шерстяных тканей, общий покрой одежды был довольно простым, основным цветом одеяний был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась – лен. Белому цвету жрецы отдавали предпочтение неслучайно, согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как "белые стены" (т. е. Мемфис). Также говорится о "белых сандалиях", использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости, даже глазной зрачок египтянин называл "белым", так же белый цвет считался цветом радости и использовался в тех или иных религиозных праздниках.
Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: "… в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…". Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась по сомнение. Даже над входом в храм часто было написано: "Вступающий в храм, будь чист!". Стоящие перед воротами храма емкости с водой должны были дать возможность выполнить это предписание.
Как видно из этого обзора, внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте был строго регламентирован, что позволяло безошибочно выделять жрецов из общей массы населения, но вместе с тем можно отметить, что в период Нового царства наблюдается отход от многих традиционных канонов в костюме, что во многом объясняется влиянием азиатской культуры, костюм же жриц становится пpaктически полностью идентичным повседневной одежде знатных женщин. Но вместе с тем необходимо отметить, что ни одной лишней детали в костюмах жрецов не было, все имело свой магический смысл и было понятно любому египтянину. В костюмах были как общие "предписания" для всех жрецов Древнего Египта, так и те, которые зависели от того, какому богу служит этот жрец и от его статуса в иерархии жреческого коллектива.
Обязанности жрецов в Древнем Египте.
Каждый храм представлял собой подобие маленького города, где за храмовой оградой жили чиновники, стражники и земледельцы, они зависели от храма, но не были его служителями, это понятие распространялось лишь на жрецов.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. Так во времена Нового царства клир фиванского Амона – Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.
Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: хему нечер и хентиу ше . К хему нечер относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, т. е. фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив хентиу ше входили те, чьими обязанностями было снабжение храма провизией и всеми другими необходимыми материальными благами. Титул хентиу ше распространялся на храмовых крестьян, садовников, т.е. на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя. Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные "комaнды" или "отряды", которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял "смотритель жрецов", у которого был личный помощник.
Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов. Наравне со жрецами в храмовом коллективе были и жрицы, правда, устав женского жречества был куда более "гибким", чем мужского. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного и социального положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном из местных храмов, но, тем не менее, многое зависело и от самой женщины, ее желания участвовать в культе.
Следует учитывать и то, что только духовенство (как женское, так и мужское) высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.
Клир не был чем – то постоянным и неизменным. Жрецы далеко не всегда служили всю жизнь одному и тому же богу. Так, например Сети, верховный жрец Сетха, был в то же время и держателем свитка на церемониях Уаджет – "владычицы Обеих земель". Небуненеф, которого Рамсес II назначил верховным жрецом Амона, никогда до этого не принадлежал к служителям этого бога. Он был великим жрецом Онуриса в Тине и Хатхор в Дендере, но все свои должности жрецы занимали последовательно.
Говоря о жреческом сословии необходимо сказать несколько слов об их образовании. К сожалению, на основе дошедших до нас источников трудно воссоздать полную картину получения "жреческого образования", но можно утверждать, что при храмах существовали специальные "школы", в которых готовили будущих жрецов и жриц. Так, например, жрец Бакенхонсу учился четыре года в писцовой школе при храме Мут, а в храмах существовали даже специальные жрецы – ит нечер, которые были непосредственными "педагогами" в жреческой школе при своем храме. В резиденции Супруги бога располагалась особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичная школа для жриц, называвшаяся "Место чистое женщин", существовала и в Мемфисе, при храме бога Птаха. Ученицы этой школы были известны своим благочестием и образованностью как в самом Египте, так и за его пределами. Были и те школы, которые готовили профессиональных жриц – певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась жрицей – певицей. В этом храме она получала необходимое музыкальное образование, училась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа.
Вообще же те, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, должны были научиться читать, писать, Знать образы богов, их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все, относящиеся к ним обряды. По окончании обучения они держали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив снимал свои мирские одежды, его купали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем, в священном жреческом одеянии, он вступал в "небесный горизонт" и наконец приближался к богу в его святая святых.
Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции – обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой и т. д., так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый члeн коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном, а его жена, как правило, являлась верховной жрицей того же храма. В Древнем Египте были как мужчины – жрецы, так и женщины – жрицы, и те и другие должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это хаpaктерно для костюма высших жреческих должностей. До того, как поступить в услужение бога, и жрецы и жрицы обучались в специальных "школах" при храмах, где и получали необходимые знания; интересен и тот факт, что в этих же школах обучались и принцы и принцессы Египта.
Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено прежде всего тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Т. е. Любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.
Важной особенностью деятельности храмового суда была процеДypa испрашивания божественного оpaкула – т. е. мнения бога по тому или иному вопросу. Как правило, этой процедурой руководил верховный жрец того храма, где проходило судебное заседание. Жрец задавал вопрос, обращаясь к статуе бога, находившейся в храме, и получал ответ “да” или “нет”, в виде соответствующего движения руки статуи. Понятно, что рукой двигала не сама статуя, а движение было вызвано специальным механизмом, который приводили в движение жрецы, находившиеся в соседнем помещении и остававшиеся невидимыми для всех, присутствующих на судебном процессе. Подобная процеДypa получения оpaкула и ее секрет хранились в строгой тайне и простые египтяне были уверены, что ответ дается самим богом, воплощенным в виде той или иной статуи. Также, становится понятным, что накануне публичного испрашивания оpaкула, жрецы, входившие в состав храмового суда, уже принимали то или иное решение по рассматриваемому делу, чтобы определить какой ответ “даст бог”.
Обожествление царя и заупокойный культ фараона.
Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта, которые не могли рассматриваться в отрыве друг от друга, - роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон – это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после cмepти.
Подобное обожествление царя нашло свое отражение и было закреплено в его пятичлeнной титулатуре: на первом месте стояло имя правителя как воплощение бога Хора, обязательно включающее имя бога, на втором месте стояло имя фараона как воплощение “двух владычиц” - богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, третий члeн титулатуры состоял из имени фараона как “Золотого Гора”, четвертый члeн титулатуры начинался словами “Царь Верхнего и Нижнего Египта”, за ним следовало личное имя правителя, на пятом месте стояло второе личное имя фараона, предварявшееся словами “сын Ра.”. Как мы видим, в титулатуре фараона отражалась не только его божественность, и фактически закреплялось многобожие, существовавшее в Древнем Египте. Огромное количество богов, которым поклонялись египтяне, выполняли самые различные функции – управляли солнцем, посылали редкие спасительные дожди, ведали разливами Нила, и даже оберегали и помогали царю в управлении государством. Имена главных таких богов – помощников, а скорее защитников, зафиксированные в царской титулатуре также служили некими оберегами или талисманами царствующему фараону.
Возникновение легенды, согласно которой фараон не просто объявлялся “сыном Ра”, т. е. сыном верховного бога, а “был рожден” от самого бога, представшего перед царицей в образе фараона – ее мужа, относится к эпохе Древнего царства. Свое отражение она нашла в сказании “Фараон Хуфу и чародеи”, в котором рассказывается о том, как жена жреца бога Ра, зачала от бога Ра троих детей, которые, согласно предсказаниям бога будут затем править всей страной, а старший из них станет известным верховным жрецом.
Однако в XIV в. до н. э., эта легенда, просуществовавшая довольно долго в своем первозданном виде, претерпела некоторые изменения. Фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, суть которой была в том, что верховным богом Египта объявлялся не Амон – Ра, а бог Атон, фараон даже изменил свое имя, став Эхнатоном. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны. Однако уже следующий после Эхнатона правитель Египта – Тутанхамон вернулся к прежним представлениям, о главенстве бога Амона – Ра.
Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона – Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его cмepти.
Независимо от того, каким царством суждено было править фараону в иной жизни, земные правители уносили с собой в могилу несметные богатства. Сокровища гробниц неизбежно влекли к себе воров, что еще больше сгущало туман тайн, окружавших места захоронения фараонов, так как, далеко не все грабители могли найти выход из гробниц, состоящих из многочисленных ходов и ловушек, образующих настоящий лабиринт.
Поскольку усыпальницы фараона строились на века, их стены были облицованы самыми твердыми камнями, чаще всего черным гранитом, добываемом в районе Асуана. В гробницах, строящихся еще при жизни фараона, уже во время строительства устанавливался саркофаг, где должно было покоиться тело фараона.
Сам обряд захоронения выглядел следующим образом: при мерцающем свете масляной лампады жрецы, произнеся последнюю молитву, опускали гроб в саркофаг, а рядом ставили канопу (4 сосуда) с внутренними органами фараона, которые должны были также пригодиться усопшему в загробной жизни. Затем жрецы совершали несколько операций, призванных обезопасить захоронение от возможных грабителей. Для этого, как только последний жрец покидал гробницу, рабочие замуровывали вход в главную галере: массивные каменные глыбы, приготовленные заранее, с большой платформы, находящейся здесь же, были опущены на пол и приведены в движение. Скатившись вниз по пологому полу коридора, они заваливали узкий вход в смежную с усыпальницей комнату. Затем рабочие покидали гробницу по узкому запасному туннелю, который потом также был замурован.
СХЕМЫ К УРОКУ.
ТИТУЛАТУРА ФАРАОНА
ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГАХ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
ОБЯЗАННОСТИ ВЕРХОВНЫХ ЖРЕЦОВ
СХЕМА ИСПРАШИВАНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОРАКУЛА
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Тесты:
1. Великие пирамиды были построены в
А.) II тысячелетии до н. э.
Б.) III тысячелетии до н. э.
В.) I тысячелетии до н. э.
2. Оpaкул – это
А.) Ответ даваемый богом или его статуей.
Б.) элемент жреческого костюма
В.) бог правосудия в Древнем Египте.
3. Жрецы в Древнем Египте могли использовать в своем одеянии
А.) шкуры любых животных
Б.) шкуры некоторых животных
В.) не могли использовать шкуры животных
4. Эхнатон провел религиозную реформу в
А.) XVI веке до н. э.
Б.) XV веке до н. э.
В.) XIV веке до н. э.
5. Согласно реформе Эхнатона, фараон считался сыном бога
А.) Атона
Б.) Тота
В.) Амона – Ра
Г.) Анубиса
6. Полное имя фараона состояло из
А.) трех частей
Б.) четырех частей
В.) пяти частей.
Вопросы и задания для учащихся.
- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
- Недавно археологи, работающие в Египте, обнаружили папирус, но большая его часть была испорчена. Однако ученые смогли расшифровать фразу, в которой фараон называется сыном бога Атона. Как ученые смогли определить век, когда был написан этот папирус? О каком фараоне мог бы рассказать этот документ?
- Однажды будущий фараон Тутмос после охоты заночевал в пустыне недалеко от великих пирамид Гизы. Во сне он увидел Сфинкса, который обращаясь к принцу сказал: “…Смотри на меня, сын мой Тутмос…Засыпан я песком….обещай мне, что ты откапаешь меня… И тогда я признаю в тебе своего сына и подарю тебе престол Египта…”. Какие религиозные представления древних египтян нашли свое отражение в этой древней легенде.
- Зная, каким образом жрецы в Древнем Египте получали божественный оpaкул, определите, что влияло на то решение, которое принимал храмовый суд: мнение жрецов – судей или воля бога, к статуе которого жрецы обращались за оpaкулом. Объясните почему.
- Соедините соответствующие части схемы:
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
18 03 2024 16:49:39
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
17 03 2024 20:10:25
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 03 2024 14:44:33
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
15 03 2024 3:55:16
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
14 03 2024 7:16:59
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
13 03 2024 22:54:11
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...
12 03 2024 23:16:53
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
11 03 2024 22:51:23
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
10 03 2024 2:16:48
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
09 03 2024 20:20:32
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
08 03 2024 12:40:54
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
07 03 2024 23:21:25
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
06 03 2024 1:53:41
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
05 03 2024 3:39:58
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
04 03 2024 16:41:42
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
03 03 2024 2:15:52
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
02 03 2024 1:37:21
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
01 03 2024 2:54:41
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...
29 02 2024 13:41:35
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
28 02 2024 22:14:47
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
27 02 2024 13:29:18
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
26 02 2024 3:54:22
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
25 02 2024 13:28:34
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
24 02 2024 0:40:49
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
23 02 2024 2:43:24
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
22 02 2024 22:49:58
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
21 02 2024 14:47:26
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
20 02 2024 1:36:51
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
19 02 2024 2:57:29
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
18 02 2024 5:12:15
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
17 02 2024 17:21:35
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
16 02 2024 5:23:54
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
15 02 2024 18:42:45
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
14 02 2024 22:47:33
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
13 02 2024 17:20:41
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
12 02 2024 9:34:20
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
11 02 2024 10:51:38
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
10 02 2024 0:19:37
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
09 02 2024 1:32:17
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
08 02 2024 3:30:42
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 02 2024 5:34:51
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
06 02 2024 22:24:35
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
05 02 2024 13:56:39
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
04 02 2024 5:24:29
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
03 02 2024 15:38:12
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
02 02 2024 19:48:16
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
01 02 2024 1:25:43
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...
31 01 2024 0:52:33
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
30 01 2024 3:13:34
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
29 01 2024 12:15:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::