Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"
Цели урока:
- Способствовать формированию конкретного исторического знания о развитии международных отношений в конце XIX-начале XX вв. ведущих стран Европы (Франции, Германии, Великобритании, России, Австро-Венгрии, Италии).
- Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, формируя умения работы с документами и учебным текстом.
- Способствовать формированию коммуникативных и организационных навыков.
Оборудование:
- Карта “Европа 1870-1914гг. ”,
- Тексты документов:
- Из речи Б. Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899 г. ;
- Речь Бисмарка в рейхстаге 6 февраля 1888 г. ;
- Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгeйму 21 августа 1891 г.
- Из воспоминаний немецкого адмирала А. Тирпица.
- Контрольные листы групп и класса.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
II. Основная часть.
1. Историческая разминка “Международная обстановка в конце XIX в. ”
2. Работа в группах с текстами документов.
3. Работа с текстом учебного пособия “Создание военных блоков” (§31”Международные отношения: дипломатия или войны?” учебное пособие “Новая история,1800-1913. ” А. Я. Юдовская, П. А. Бapaнов, Л. М. Ванюшкина. )
4. Работа по подбору эпиграфа к теме урока.
5. Закрепление изученного материала.
III. Подведение итогов урока. Оценки группам.
I. 1. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока “ Международные отношения конца XIX - начала XX века. ”. На протяжении нескольких уроков мы с вами рассматриваем различные вопросы касающиеся международных отношений конца XIX века, которые сильно изменились по целому ряду причин- важнейшей из которых является, усиление экономического соперничества между великими державами. В поисках дешевого сырья, низких цен на землю и дешевой рабочей силы великие державы устремляются в конце XIX века в борьбу за колонии, очень часто стремятся к борьбе за передел уже поделенного мира. Задача нашего урока – всесторонне рассмотреть процесс складывания международных отношений на рубеже XIX-XX веков.
Сегодня, работая с документами тех лет и текстом учебного пособия (§31), мы должны ответить на главный вопрос темы: - Почему Европа в начале XX в. оказалась перед угрозой мировой войны?
Учитель. Для того чтобы лучше понять основные международные события конца XIX века, проведём “Историческую разминку”.
II. 1). “Историческая разминка”.
1. Как называли государства, играющие ведущую роль в международных отношениях? (Великие державы)
2. Какие государства Европы XIX века можно отнести к числу “великих держав”? (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Франция, Англия, Италия)
3. Покажите их на карте?
4. Какое название соответствует обозначению общего курса государства в международных делах? (Внешняя политика)
5. Что такое экспансия? (Расширение территории стран при помощи захватов чужих территорий)
6. Что явилось началом экспансии европейцев? (Великие географические открытия)
7. Как называются государства, имеющие колонии? (Метрополии)
8. Что составляло основу расистской теории? (Учение о неравноценности рас. )
9. Какая колония Великобритании была самой богатой? (Индия)
10. Какой полуостров в Европе находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии? (Балканский)
11. Покажите его на карте.
12. Какое название получили Балканы в конце XIX века? (“Пороховой погреб”)
Ученики отвечают на вопросы “разминки” и получают жетоны за правильные ответы.
2). Учитель. А сейчас переходим к очень важной и интересной части нашего урока, работе с документами. У вас на столах у каждой группы лежат тексты документов с вопросами к ним. Хаpaктер международных отношений определяли 4 великие державы Германия, Англия, Россия, Франция.
По этим документам мы должны выяснить, как эти страны относились друг к другу, и сделать вывод о международной обстановке тех лет.
В работе над документом вам помогут “Памятки” лежащие на столах.
“Памятка по работе с документом”
- Внимательно прочтите документ.
- Определите, о каком событии идет речь.
- Какого отношение автора документа к отраженной в нем проблеме.
- Определите основные положения данного документа.
Ученики. Изучают документы, а затем отвечают на поставленные вопросы.
Учитель. Входе знакомства с документами мы увидели - какой сложной была международная обстановка тех лет, как непросто складывались международные отношения на рубеже XIX-XX веков.
Как вы думаете, к чему могли привести данные отношения между великими державами?
Ученики. (к войне, к созданию военных союзов и т. д. )
3). Учитель. Сейчас при помощи текста (§31 с. 250) мы постараемся определить, насколько правильны наши выводы, сделанные в ходе работы с документами. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- Назовите основные противоречия, которые возникли между великими державами на рубеже XIX-XX вв.?
- Определите названия, время образования, состав участников двух противоборствующих военно-политических блоков?
- Назовите основные цели участников данных военно-политических блоков?
Ученики. Отвечают на поставленные вопросы. (На доске крепятся символические изображения данных блоков. )
Учитель обращает внимание на вопрос поставленный в начале урока
- Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой мировой войны?
Ученики отвечают, о том, что оба противника стремились достичь превосходства друг над другом и не желали идти на уступки.
Учитель. Действительно пройдет 7 лет после окончательного оформления военных блоков и в 1914 году начнется мировая война, в которой примут участие 38 государств.
4). Учитель. А сейчас в завершении работы над темой, когда мы знаем ответ на наш главный вопрос, мы попробуем подобрать эпиграф к данной теме.
Группы одна за другой, предлагают эпиграфы. (лучший получает 10 баллов, остальные по 5 баллов).
5). Учитель. В завершении нашего урока давайте еще раз вспомним
- О каких военно-политических союзах конца XIX - начала XX вв. и странах, участницах этих союзов?
Ученики отвечают на вопрос.
III. 1. Учитель подводит итоги. Дает оценку работы групп. Благодарит всех за работу.
Приложение 1
Приложение 2
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
18 03 2024 14:15:38
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
17 03 2024 1:13:15
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
16 03 2024 4:53:16
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
15 03 2024 5:31:40
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
14 03 2024 0:50:18
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
13 03 2024 18:47:35
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
12 03 2024 7:37:44
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
11 03 2024 11:45:44
Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
10 03 2024 14:37:21
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
09 03 2024 7:56:28
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
08 03 2024 8:28:58
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
07 03 2024 6:56:19
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
06 03 2024 13:24:25
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
05 03 2024 0:36:19
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
04 03 2024 19:56:17
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
03 03 2024 13:18:34
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
02 03 2024 7:42:21
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
01 03 2024 0:21:57
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
29 02 2024 9:14:48
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
28 02 2024 23:10:50
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
27 02 2024 2:53:56
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
26 02 2024 16:44:58
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
25 02 2024 16:57:50
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
24 02 2024 10:26:23
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
23 02 2024 17:11:34
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
22 02 2024 10:53:57
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
21 02 2024 16:36:14
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
20 02 2024 8:36:51
Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
19 02 2024 0:50:46
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
18 02 2024 5:29:43
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
17 02 2024 16:33:13
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
16 02 2024 8:50:12
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
15 02 2024 6:27:39
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
14 02 2024 9:39:34
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
13 02 2024 17:54:16
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
12 02 2024 20:11:40
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
11 02 2024 0:16:15
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
10 02 2024 18:53:50
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
09 02 2024 7:16:30
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
08 02 2024 1:31:39
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
07 02 2024 4:12:50
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
06 02 2024 9:28:45
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
05 02 2024 4:18:52
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
04 02 2024 16:55:20
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
03 02 2024 17:22:56
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
02 02 2024 17:33:44
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
01 02 2024 20:52:34
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
31 01 2024 23:23:42
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
30 01 2024 23:15:56
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
29 01 2024 3:49:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::