Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"
Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления.
И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Идеи о решающей роли нравственного воспитания личности осознавались с давних времён.
Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только, он формирует добродетельный хаpaктер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Поэтому он считал, что нравственная сторона формирования личности является главной задачей воспитания. Есть много родов воспитания, отмечает Белинский, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Основной задачей являются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются в учебно-воспитательном процессе, через историко-краеведческую работу:
- Для мopaльного воспитания учащихся необходимо вовлекать каждого из них в разнообразные виды пpaктической деятельности. Сюда относятся учение, соблюдение правил внутреннего распорядка, общественно-политическая и военно-патриотическая, историко-краеведческая деятельности.
- Оказывать учащимся пpaктическую помощь при формировании у них умений, навыков и привычек поведения, т. е. в процессе воспитания разъяснять учащимся, как нужно выполнять те или иные действия, используя метод убеждения, положительного примера.
- Укреплять коллективистические взаимоотношения между учащимися путём разъяснения общественного значения организуемой деятельности, постановки перед учащимися конкретных задач и правильного распределения между ними отдельных участков работы.
- Развивать самостоятельность учащихся при организации пpaктической деятельности и оказывать действенную помощь школьникам в достижении успехов в решении поставленных задач.
Таким образом, воспитательный процесс это не только сумма слагаемых элементов, в нём формируется целостная личность. Но основным и главным, ведущим в этом комплексе, является нравственное воспитание. И через общение, труд, учёбу, спорт, игру реализуется деятельность не только познавательная, но и нравственно-патриотическая, историко-краеведческая.
Формы нравственно-патриотического воспитания, применяемые в нашей школе:
- походы, экскурсии;
- встречи с ветеранами войны и туда, “Уроки мужества”;
- празднование дней воинской славы;
- встреча с выпускниками, родителями, гостями;
- посещение музеев и памятных мест города Елабуги;
- работа в школьных музеях;
- проведение мероприятий: предметные недели, День памяти, мecячник оборонно-массовой работы, Дни здоровья, День Республики Татарстан, День России;
- проведение праздников: Сабантуй, Масленица, Новый год, День матери, День пожилых людей и т. д. ;
- творческие конкурсы (песни, рисунков, сочинений и т. д. );
- шефская помощь
Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы.
Программа и примерное количество часов курса “Краеведение”“Уважение к минувшему –
вот черта, отличающая
образованность от дикости”А. С. Пушкин
Блок № 1. Тема: “Музей и культура”.
П/№ | Тема | Кол – во часов | Цели | Задачи |
1. | Образовательная программа “Музей и культура” | 1 | Воспитание интереса и любви к истории родного края. | Организация работы музея, правила пребывания в музее. |
2. | Какие бывают музеи | 1 | Знакомство с музеями г. Елабуги и школ района | Изучение работы музея. |
3. | Семейный уклад | 1 | 1. Творческое задание “Изучение жителей
села Сарали” 2. Знакомство с родословной семьи, описание жизни или подвига лучших из представителей |
Нравственное воспитание школьников на традициях культуры жителей села. |
4. | Дом | 1 | 1. Воспитание интереса к жизни, быту и
культуре села Сарали. 2. Ближе познакомиться с людьми пожилого возраста, записать их воспоминания о застройке деревни, о их жизни прежде. |
1. Изучение интерьера, жилища, быта
крестьян (экскурсия по деревне, сбор предметов
быта) 2. Творческое задание “Предки – вещей”. |
5. | Занятия и ремесла | 1 | 1. Приобщение учащихся к ценностям и
традициям русского народа 2. Знакомство с предметным миром, который их окружает. Знать историю вещей. |
Знакомство с традиционной технологией изготовления предметов быта (покрывало, платки, костюм). |
Блок № 2. Тема: “Введение в фольклористику и этнографию”
П/№ | Тема | Кол – во часов | Цели | Задачи |
1. | Введение. Что такое фольклор? | 1 | Формирование внутренней культуры учащихся и умение толерантно относится к людям. | Расширить круг представлений о традиционной культуре. |
2. | Народные игры. | 1 | Развитие у учащихся осознанного восприятия исторических игр. | Расширить знания детей о народных играх. |
3. | Знакомство с народными музыкальными инструментами. | 1 | Пробудить у детей интерес и любовь к народным музыкальным инструментам, обучить игре на них. | Научить детей чувствовать красоту народной музыки. |
4. | Знакомство с устным народным творчеством. | 1 | Воспитание нравственности и культуры души через общение с людьми и миром различных культурных традиций. | Сформировать у учащихся понимание устного народного творчества и его роль в жизни людей. |
5. | Народный календарь. | 1 | Знакомство с основными праздниками народов Поволжья. | Развивать общий культурный кругозор детей. |
Блок № 3. Тема: “Развитие учебно – исследовательской деятельности в области краеведения”.
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1. | Историко-краеведческая работа | 1 | Воспитание чувства патриотизма. Развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций. | Развитие у учащихся познавательной и творческой деятельности. |
2. | Работа над введением научного исследования. | 1 | Научить культуре работы с архивными публицистическими материалами. | Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать. |
3. | Фольклорно – этнографическая работа. | 1 | Популяризация краеведческой работы. | Изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа. |
4. | Работа над основной частью исследования. | 1 | Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения. | Обучать детей использовать различные источники краеведческой информации и научно вспомогательных материалов. |
5. | Краеведение как научная дисциплина. | 1 | Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов отечественной и местной истории. | Научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями. |
Блок № 4. Тема: “Сыны Отечества”
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1. | Превращение школьного музея в центр гражданского патриотического воспитания. | 1 | Совершенствование форм работы музея, углубление и расширение его деятельности. | Развитие школьной гуманистической системы воспитания. |
2.
|
Формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотического направления. | 1 | Развитие форм музейной педагогики. | Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе. |
3.
|
Знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества. | 1 | Изучение военной и трудовой истории Отечества. | Воспитание понимания Отечества как неприходимой ценности, связь с предыдущими поколениями. |
4.
|
Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана и чеченских событий. | 1 | 1. Воспитание готовности к защите своей
Родины. 2. Подготовка к служению Отечеству. |
Связь с ветеранами ВОВ, воинами интернационалистами, с воинскими частями. |
5. | Мероприятия, проводимые совместно с музеем. | 1 | Научить детей работать над сценариями. | Развивать организаторские способности детей. |
Блок № 5. Тема: “Владимир Михайлович Бехтерев”
П/№ | Тема | Кол-во часво | Цели | Задачи |
1. | Детство В. М. Бехтерева. | 1 | Знакомство и обобщение ранее полученных знаний учащимися о детстве В. М. Бехтерева, его родителях. | Формирование патриотических качеств и гордости за край, в котором ты родился и живешь. |
2. | Годы учебы. | 1 | Углубление знаний учащихся о годах учебы В. М. Бехтерева в г. Кирове и Санкт-Петербурге. | Воспитать ощущение причастности к своим корням. |
3. | Работа в Военно – медицинской академии. | 1 | Воспитание интереса к жизни и деятельности уроженца с. Сарали. | Обучение учащихся работать с источниками. |
4. | Создание психоневрологического института мозга и работа в нем. | 1 | Научить работать с архивными документами. | Обучение детей вести посильную исследовательскую работу. |
5. | В. М. Бехтерев – как личность в истории нашей Родины. | 1 | Воспитание гражданственности, стремление к сохранению реликвий прошлого. | Обучать детей собирать материалы, развитие познавательного интереса. |
Блок № 6. Тема: “Татарстан - моя Родина, предков очаг”
П/№ | Тема | Кол-во часов | Цели | Задачи |
1.
|
Ветры Волжских Булгар. | 1 | Активизация литературно-творческой и поисковой исследовательской деятельности учащихся. | Обучить увлекательной форме изучения своего края. |
2. | Таланты уездного города. | 1 | Развитие у школьников умения наблюдать, собирать ценный материал. | Искать и находить новые таланты. |
3. | Знаменитые дворянские купеческие фамилии. | 1 | Приобщение школьников к журналистскому творчеству как увлекательной форме изучения купеческих фамилий. | Воспитывать ощущение причастности к своим корням. |
4. | Школьные и мемориальные музеи выдающихся деятелей культуры. | 1 | Воспитание гражданской зрелости, стремление к сохранению реликвий прошлого. | Изучение состояния охраняемых объектов. |
5. | Из современной культурной жизни Республики Татарстан. | 1 | Духовно-нравственного оздоровления, роста национального самосознания. | Развивать у школьников умения наблюдать. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РТ “О языках народов РТ” Казань, 2003.
- Закон РФ “Об образовании” Казань, 2004.
- Зарипов Р. “Краеведение и школьный музей – центр воспитания гражданственности и национального самосознания”.
- Зарипов Р. “Уткэннэр эзеннэн” журнал “Мэгариф” № 12, 1997.
- Исламшин Р. “НРК обогащает содержание школьных курсов” журнал “Народное образование” № 6, 1993.
- Лисова К. “Кто мы, откуда вышли, что передали потомкам?”. Журнал “Сельская школа” № 6, 1999.
- Романенко Н. “Краеведение – путь познанию своей Родины”. журнал “Народное образование” № 4, 2001
- Студеникин “Методика преподавания истории в школе” М. , 2002.
- Шмидт Г. “Краеведение на уроках” журнал “Сельская школа” № 5, 2004.
- Фокеева И. М. “Историческое образование в РТ” журнал “Народное образование” № 6, 1993.
- Фокеева И. М. “Национально-региональный компонент исторического образования” Казань, 2003.
- Цагин А. А. “Методика преподавания истории в средней школе” М. , 1968.
- “О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования”. Журнал “Преподавание истории в школе” № 4, 1993.
Аннотация на программу “Краеведение” по предмету “История Татарстана”
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
- опыта познавательной деятельности или знаний;
- опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
- опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
- социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, и в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области “Общественные дисциплины” в РТ большое внимание уделено преподаванию истории Татарстана, которое рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической задачи – граждане РТ должны знать историю и культуру своего края и народов, проживающих на территории РТ.
В решении этой задачи весьма важную роль может сыграть образование в широком значении этого слова и, в частности, включение в учебные планы школ курса “Краеведение”.
Программа курса “Краеведение” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Закона “О языках народов РТ”, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, она служит дополнением к блоку образовательной области “Общественные дисциплины”, изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект подготовки личности, с изучением истории родного края.
Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса является важным фактором социализации личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма.
Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения РТ и, в частности, самих учащихся.
У учащихся формируется ассоциативная основа для освоения национальной истории в контексте с мировой историей. Данный подход позволяет, не замыкаясь на национальных аспектах, познавать и адекватно воспринимать историю и культуру других народов, осознавать место своего народа в масштабе российской и мировой истории и культуры.
Целью изучения истории в данном курсе являются:
* формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, “приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества”.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
* овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона;
* развитие навыков исторического познания: сравнительно – сопоставительного анализа региональных источников, соотнесение и синхронизация однородных событий и явлений регионального и общероссийского хаpaктера, установление взаимосвязей между ними;
* приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
* воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко – культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.
Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интеpaктивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
18 03 2024 1:12:55
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
17 03 2024 16:14:13
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
16 03 2024 20:22:52
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
15 03 2024 15:20:32
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
14 03 2024 4:41:34
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
13 03 2024 7:38:11
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
12 03 2024 10:39:35
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
11 03 2024 5:54:19
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
10 03 2024 21:47:53
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
09 03 2024 3:41:47
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
08 03 2024 5:24:11
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
07 03 2024 17:48:53
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
06 03 2024 23:56:54
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
05 03 2024 12:31:29
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
04 03 2024 8:26:55
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
03 03 2024 15:39:41
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
02 03 2024 14:32:46
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
01 03 2024 16:32:31
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
29 02 2024 14:42:37
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
28 02 2024 10:41:45
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
27 02 2024 2:42:30
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
26 02 2024 22:35:24
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
25 02 2024 5:59:11
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
24 02 2024 0:38:12
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
23 02 2024 9:36:33
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
22 02 2024 5:38:39
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
21 02 2024 19:49:23
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
20 02 2024 6:26:51
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
19 02 2024 3:52:18
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
18 02 2024 7:48:17
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
17 02 2024 15:17:24
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
16 02 2024 10:16:13
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
15 02 2024 19:32:55
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
14 02 2024 21:45:39
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
13 02 2024 11:14:18
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
12 02 2024 17:34:48
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
11 02 2024 23:28:39
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
10 02 2024 3:29:52
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
09 02 2024 2:26:48
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
08 02 2024 23:44:57
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
07 02 2024 10:18:46
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
06 02 2024 11:37:21
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
05 02 2024 0:48:36
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
04 02 2024 11:42:44
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
03 02 2024 4:20:58
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
02 02 2024 7:36:56
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
01 02 2024 0:24:37
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
31 01 2024 9:14:21
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
30 01 2024 1:35:55
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
29 01 2024 9:15:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::