Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

Цели:
- познакомить с одной из страниц истории Кубани – рассказать об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, представить документальные факты;
- воспитывать в детях чувство толерантности – уважения к людям любой национальности, терпимости;
- развивать познавательный интерес к истории родного края.
Оборудование: Карта Краснодарского края, ТСО: мультимедийная система, магнитофон; книги о военных события на территории Краснодарского края, об узниках лагерей.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
На экране плакат на военную тематику. Звучит песня “Священная война” Муз. А.В.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.
1-й ученик:
Валерий Клебанов (кубанский поэт)
ГЕРОЙ И ПЕДАГОГ
Герою Советского Союза Николаю Николаевичу Вербину
Мечтал он стать учителем, но грянула война.
Геройским и мучительным была она полна.
Кубанцу Коле Вербину, безусому пока,
приказом рота вверена гвардейского полка.
От взрывов мир крошился; какой уж тут диплом?
Но разобьем фашистов, доучимся потом...
В огне, где нету брода, геройский путь торя,
прорвалась к Висле рота в разгаре января.
Откуда прыть такая, враги не взяли в толк.
А следом, все сметая, уже врывался полк!..
Запомнил город Варка, где немцам стало жарко,
а с ним река Пилица, как могут наши биться,
как, обливаясь кровью, с восхода до восхода
держала оборону отчаянная рота!
И – верьте иль не верьте, но, фрицам дав урок,
поныне жив наш Вербин, Герой и Педагог.
Учитель: 21 июня 1945 года очень
изменилась жизнь в нашей стране. Какое событие
произошло в этот день?
С этого дня мечтам многих юных и молодых людей
уже не суждено было сбыться. Кто-то ушел на фронт,
другие остались дома, но все стали на защиту
своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не
остались в стороне от происходящих событий.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете об одной из страниц истории Кубани – об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии, увидите фотографии прошлых и настоящих лет.
2-й ученик: Начало войны нарушило
мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили
врага с оружием в руках на западных границах
Родины. Они были в рядах героических защитников
Брестской крепости и военно–морской базы на
Балтийском море.
В городах и станицах края жизнь перестраивалась
на военный лад. Проходила мобилизация. Началось
формирование добровольческих воинских
соединений. Предприятия переходили на выпуск
военной продукции. Рабочие и колхозники
трудились с удвоенной силой, выполняя военные
заказы.
3-й ученик: Летом 1942 года фашистские захватчики предприняли мощное наступление в излучине Дона и на Сталинград. В это же время враг направил удар на Кавказ. Гитлеровское комaндование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани и тем самым экономически обеспечить себе дальнейшее ведение войны.
4-й ученик: В начале августа война
пришла на Кубань. Казаки 17-го кавалерийского
корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и
Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи
фашистских солдат и офицеров, а также много
танков, орудий, минометов.
Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он
овладел Армавиром, Майкопом и предпринял
яростные атаки в туапсинском направлении. В это
же время были брошены крупные силы на Краснодар.
Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская
Краснознаменная дивизия не только сдерживала
противника, но контрударами выбила его из города.
И лишь по приказу комaндования Краснодар был
оставлен.
5-й ученик: В августовских боях
гитлеровцам удалось овладеть восточным
побережьем Азовского моря. Во второй половине
августа вражеские войска начали продвижение к
Новороссийску и 6 сентября прорвались к окраине
города.
Не считаясь с потерями, гитлеровцы упopно
штурмовали наши позиции. Однако прорваться за
рубеж у цементного завода “Октябрь” и овладеть
городом полностью враг так и не смог.
III. Работа над новым материалом
(Во время рассказа учителя на карте Краснодарского края обозначаются названные населенные пункты.)
1. Рассказ учителя о злодеяниях фашистов.
Учитель: Фашисты вторглись в наш край
как грабители и насильники Расстрелы, казни на
виселицах, истязания и пытки стали обычными для
фашистов средствами управления на занятой
территории края. В Краснодаре появились
“душегубки” – машины с герметически закрытыми
кузовами и специальным устройством для
отравления людей. В них вталкивали людей и
отправляли к противотанковому рву на окраине
города. По пути люди погибали в муках, удушенные
углекислым газом, поступавшим от работающего
мотора машины. В Ейске фашисты учинили дикую
расправу над детьми из детского дома. Двести
мальчиков и девочек были брошены в кузова
автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в
землю.
Теперь на месте захоронений людей в Первомайской
роще г. Краснодара установлен памятник всем
погибшим.
На борьбу с врагом поднялись не только взрослые,
но и дети. Если такие дети попадали в руки
фашистов, то враги издевались, как хотели. На
допросах каждый раз секли. Потом уводили на
расстрел, а перед этим заставляли детей рыть для
себя могилу.
В станице Старотитаровской был госпиталь для
немецких солдат. Однажды из этой станицы у 40
детей выкачали всю кровь для раненых немцев, а
детей в бессознании вывезли за станицу и там их
бросили. Был случай, когда детей от 2 до 14 лет не
расстреливали, а проводили на них опыты с
препаратами. Им смазывали губы какой-то
жидкостью и бросали в могилы. Примеров такого
варварства, бессердечия, зверства можно привести
ещё великое множество.
В Мостовском районе оккупанты полностью
уничтожили рабочий поселок Фарский и
расстреляли его жителей. Они убили на Кубани 61
тысячу советских граждан. 130 521 человек были
вывезены из Краснодарского грая в Германию,
среди них 38 022 ребёнка до 16 лет. В немецкое
рабство людей везли на открытых железнодорожных
платформах для скота, несмотря на дожди, снег и
леденящий ветер. Многие пытались бежать, но их
расстреливали. Люди погибали от голода, холода,
болезней. В концлагерях людей еврейской
национальности сразу сжигали в огромных печах. С
особой ненавистью относились к людям славянской
национальности. Немецкое комaндование призывало
своих солдат: “У тебя нет сердца и нервов, на
войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и
сострадание, убивай всякого, не останавливайся,
если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или
мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя и
прославишь на веки”.
Каждому человеку в лагере был дан его порядковый
номер. На фотографии изображена жительница
Краснодара Ираида Ивановна Афанасьева. В то
время её было 12 лет. Она попала в концлагерь
Майданек. Ей был дан номер 3380. Эти номера были
нанесены на одежду и руку человеку. Их надо было
запомнить и произносить на немецком языке. При
перекличке надо было всегда показывать руку со
своим номером. Сейчас на месте концлагеря
Майданек установлен памятник – символ борьбы и
мук, символ трагедии, надежды и победы. Все дети
быстро становились взрослыми. Они, чувствуя
опасность, во время болезней не стонали. При
появлении надзирателей больных детей прятали, а
они при этом лежали и не шевелились. Каждое утро в
4 часа гудела сирена, и взрослые должны были идти
на работу. Старшие дети оставались,
присматривали за младшими, занимались уборкой,
чинили одежду. За неповиновение детей секли
плётками, издевались, проводили над ними опыты,
морили голодом, а затем убивали.
2. Показ фотографий детей – узников концлагерей (Приложение). На этих детях проводили опыты немецкие врачи.
VI. Знакомство с документальными материалами.
1. Показ на экране сведений о численности бывших несовершеннолетних узников фашизма, проживающих в Краснодарском крае.
Населенный пункт |
Количество на 1.03.2005 г. |
г. Краснодар | 816 чел. |
г. Анапа | 842 |
г. Армавир | 118 |
г. Геленджик | 181 |
г. Горячий Ключ | 37 |
г. Ейск, Кропоткин | 95 |
г. Новороссийск | 5859 |
г. Сочи | 291 |
г. Тихорецк, Туапсе | 82 |
Из всего края | 16395 |
2. Рассказы узников концлагерей, которые во время войны были детьми.
Учащиесяся заранее готовятся по документальным материалам: часть пересказывается, часть зачитывается дословно.
Юрий Анатольевич Пухляк. В
декабре 1942 года восьмиклассник краснодарской
средней школы № 40 Юрий Пухляк вместе с другом
Володей решил съездить в город Усть-Лабинск,
обменять кое-что из вещей на еду. Здесь ребят и
схватили фашисты, чтобы, как и многих других,
отравить в Германию на каторжные работы.
Теперь уже взрослому человеку, Юрию Анатольевичу
непросто было вернуться к тому тяжелому периоду
своей жизни, чтобы восстановить в памяти
подробности лагерных кошмаров, где узника
сначала лишают сил, затем человеческого облика.
Заключенные теряют внешний мир, затем у них
путаются дни, числа, часы, и силы угасают с
головокружительной быстротой...
– Привезли нас в город Саарбрюккен, что на
границе Германии с Лотарингией. Мы должны были
работать подсобными рабочими на
электротехническом заводе. Убирали
металлическую стружку, разный мусор. На рассвете
нас поднимала заводская полиция, которая и
сопровождала на работу. Лагерь находился в двух
километрах от завода, в нем содержалось около
четырехсот заключенных разных национальностей.
Лагерь был окольцован проволокой, охранялся
полицаями.
Суточный рацион состоял из баланды, в которой
плавали кусочки брюквы или кормового картофеля.
Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками,
присыпанный какими-то семенами. Иногда на него
клали граммов пятнадцать маргарина. По
праздникам давали кружок кровяной колбасы
величиной с пятак. Естественно, многие не
выдерживали и через определенное время погибали
от истощения.
Поскольку рядом с лагерем проходила железная
дорога, то ребята все время думали о побеге,
считая, что, если смогут добраться до Варшавы, то
там и до Родины недалеко.В одну из ночей им
удалось осуществить задуманное. Но благополучно
сев на поезд Париж – Берлин, беглецы все-таки
были задержаны во Франкфурте-на-Майне, откуда их
отравили в гестаповский следственный изолятор,
где находилось около ста пятидесяти таких же
беглых заключенных. В феврале 1943 года Юрия
переправили в концентрационный лагерь Гидргайм
на юге Германии. Здесь нечеловеческий труд,
холод, зверские издевательства, голод не
оставляли никаких надежд на выживание. Четыре
месяца, проведенные в этом фашистском логове,
показались вечностью.
В Гидргайме в десяти баpaках содержал ось около
двух тысяч человек. Лагерь находился под охраной
службы безопасности. Заключенных избивали
дубинками, внутри которых были железные 6олты,
чтобы ужесточить силу удара. Каждый день в четыре
утра эсэсовцы выгоняли всех на построение,
пересчитывая дубинкой. Рабочий день
заканчивался с наступлением сумерек. Ходить по
территории лагеря запрещалось, можно было
передвигаться только бегом. За малейшую
провинность с людьми расправлялись жесточайшим
образом.
В зимний период заключенные просто замерзали,
так как были одеты только в полосатую
арестантскую униформу, натягивали на себя
бумажные мешки из-под овощей, прорезав дыры для
головы и рук.
В декабре 1944 года немцам было уже не до
заключенных. Пятнадцать узников бежали, в их
числе и Юрий Пухляк. Около трех месяцев
счастливчики жили в подвалах частных домов,
питаясь консервами и слушая по радио информации
об успешном наступлении советских войск. Позднее
все были определены в лагерь перемещенных лиц,
где и находились до репатриации.
Вернувшись на Родину, Юрий окончил вечернюю
школу, затем Бакинский политехнический институт,
работал по специальности до самой пенсии.
Людмила Григорьевна Васильева.
Людмила Григорьевна Васильева, председатель
Краснодарского краевого отделения Союза бывших
малолетних узников фашистских концлагерей,
прошла через ад Майданека. Ей в то время было
одиннадцать лет. Отца дeвoчки оккупанты сожгли
раненого в сарае. Она жила с партизанами в лесу.
Однажды, прочесывая леса, фашисты наткнулись и на
их лагерь. Так малолетняя дeвoчка Мила Симонович
(это ее девичья фамилия) была схвачена
гитлеровцами и отравлена в Майданек. Детская
память сохранила не только самые страшные
эпизоды из лагерной жизни, ничего из пережитого
не забыто. И об этом можно рассказывать
бесконечно...
– Была в лагере надсмотрщица Фрида, немка из
Поволжья. Однажды, – вспоминает Людмила
Григорьевна, – она принялась избивать
металлическим ковшом девочек, они везли одежду
на тележке, которая перевернулась, и что-то упало
на землю... Била их Фрида старательно, все метила
попасть по голове.
Мальчика, как сейчас помню, Карпом звали, зарезал
сын хозяина из-за одного буряка (свёклы). Ребенок
тайком пробрался на участок, чтобы утолить голод.
До этого нас трое суток не кормили.
В те дни, когда давали пищу, она все равно была
чисто символической: кусочек хлеба с маргарином
или одна картофелина в день.
Фашисты использовали малолетних узников в
качестве дармовой рабочей силы, ставили над нами
медицинские эксперименты, заражали тифом,
гепатитом, а потом наблюдали. Мы, дети, были и
донорами.
Наша рабочая неделя равнялась 72-м часам. Рабочий
день начинался в пять утра. Вечером, если днем
была бомбежка, отработав положенное время, шли
еще разбирать завалы.На левую сторону нашей
одежды пришивалась четырехугольная полосатая
нашивка с номером, красным треугольником с
буквой R внутри, что означало “политический”.
Какие тяжелые душевные муки испытывала я,
сортируя детские вещи... собирая в большие мешки
остриженные женские волосы, пепел владельцев
которых уже вылетел через трубы крематория, –
продолжает свой рассказ Людмила Григорьевна. –
Болеть было нельзя, сразу отправят для опытов
медикам. Один раз я попала в спецбаpaк. Дeвoчки,
что постарше, едва уберегли меня от лагерного
“лечения” Фашисты развлекались, издеваясь над
нами. Детей, истощенных до предела, заставляли
прыгать лягушкой, поливали ледяной водой... двух
ударов специальной плеткой со свинчаткой,
обмотанной бычьей кожей, хватало для малолетних
заключенных, чтобы отключилось сознание...
В послевоенное время Людмила Григорьевна долгие
годы работала учителем, сейчас на пенсии. Она
считает своим долгом отыскать тех, кто, как и она,
был малолетним узником фашистских лагерей.
Поисковую работу ведет, чтобы помочь этим людям.
Ведь порой они больны и одиноки.Людмила
Григорьевна считает, что в мире есть единое
человеческое сообщество, движут которым
взаимовыручка и поддержка, гуманизм и
сострадание.
В своих выступлениях на встречах с молодым
поколением она обращает внимание на то, что любая
человеконенавистническая теория или движение,
появившееся в обществе, ведут к его
деморализации, разобщению и гибели. Она
призывает беречь мир, не допускать деления
народов на господ и рабов.
VII. Итог урока.
Учитель:
– Что нового для себя вы вынесли из урока?
– Какой вывод надо сделать из всего сказанного
на уроке?
– Какие пожелания жителям нашей планеты вы
хотели бы высказать?
VIII. Домашнее задание.
По выбору:
а) Оформить в письменном виде пожелания
молодому поколению Земли.
б) Подготовить рассказ о том, как отразились
события ВОВ на прошлых поколениях вашей семьи.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
16 04 2021 14:52:59
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
15 04 2021 3:31:47
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
14 04 2021 15:19:40
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
13 04 2021 4:52:50
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
12 04 2021 11:58:16
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
11 04 2021 0:33:37
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
10 04 2021 3:19:38
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
09 04 2021 16:33:46
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
08 04 2021 8:47:48
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
07 04 2021 6:36:19
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
06 04 2021 5:43:30
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
05 04 2021 16:35:20
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
04 04 2021 5:14:51
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
03 04 2021 14:31:50
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
02 04 2021 16:30:47

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
01 04 2021 20:10:45
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
31 03 2021 6:44:37
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
30 03 2021 9:30:15
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
29 03 2021 2:39:42
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
28 03 2021 9:49:14
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
27 03 2021 1:55:56
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
26 03 2021 13:15:33
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
25 03 2021 14:41:44
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
24 03 2021 11:14:35
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
23 03 2021 11:12:46
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
22 03 2021 13:15:43

Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
21 03 2021 22:46:40
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
20 03 2021 22:41:32
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
19 03 2021 19:58:21
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
18 03 2021 2:33:15
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
17 03 2021 23:29:38
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
16 03 2021 13:48:55
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
15 03 2021 14:50:44
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
14 03 2021 3:35:19
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
13 03 2021 6:34:20
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
12 03 2021 10:49:26

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
11 03 2021 22:42:16
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
10 03 2021 19:48:21
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
09 03 2021 14:32:11
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
08 03 2021 15:31:18
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
07 03 2021 17:38:44
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
06 03 2021 2:52:38
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
05 03 2021 2:17:58
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
04 03 2021 9:24:18
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
03 03 2021 21:14:37
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
02 03 2021 4:41:52
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
01 03 2021 7:18:53
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
28 02 2021 9:16:29
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
27 02 2021 10:13:14
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
26 02 2021 3:42:56
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
25 02 2021 0:14:49
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
24 02 2021 19:21:23
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
23 02 2021 18:52:23
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
22 02 2021 13:46:29
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
21 02 2021 21:42:17
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
20 02 2021 16:17:18
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
19 02 2021 9:41:32
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
18 02 2021 12:12:58
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
17 02 2021 12:57:25
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
16 02 2021 7:47:20

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
15 02 2021 4:30:34
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
14 02 2021 19:44:40
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
13 02 2021 4:52:15
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
12 02 2021 2:16:27
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
11 02 2021 16:49:14
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
10 02 2021 7:29:57
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
09 02 2021 17:36:44
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
08 02 2021 12:39:47
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
07 02 2021 18:12:22
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
06 02 2021 16:54:36
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
05 02 2021 21:52:46
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
04 02 2021 12:38:22
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
03 02 2021 8:42:42

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
02 02 2021 8:19:59
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
01 02 2021 12:56:52
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
31 01 2021 0:18:18
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
30 01 2021 18:28:20
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
29 01 2021 11:53:59
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
28 01 2021 12:37:38
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
27 01 2021 1:24:46
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
26 01 2021 13:32:27
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
25 01 2021 1:29:56
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
24 01 2021 6:21:53
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
23 01 2021 16:27:22
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
22 01 2021 11:46:38
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
21 01 2021 3:43:37
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
20 01 2021 17:36:11
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
19 01 2021 18:19:17
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
18 01 2021 3:40:32
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
17 01 2021 10:20:29
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
16 01 2021 15:53:50
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
15 01 2021 2:40:34
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
14 01 2021 1:24:11
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
13 01 2021 19:37:52
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
12 01 2021 19:18:19
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
11 01 2021 4:23:17
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
10 01 2021 0:25:19
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
09 01 2021 11:17:53
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
08 01 2021 6:27:11
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
07 01 2021 9:46:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::