Урок по теме: "Права несовершеннолетних"
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
- познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.
Развивающие:
- развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.
Основные вопросы урока:
- Права ребёнка, закреплённые в международных документах;
- Личные и имущественные права ребёнка.
Умения и навыки, отpaбатываемые на уроке:
- Работать с текстом учебника, словарём (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ, ГК РФ).
- Составлять схемы (личные и имущественные права ребёнка, дееспособность несовершеннолетних).
- Выбирать главное и правильно формулировать выводы.
- Отстаивать свою точку зрения.
- Применять полученные знания на пpaктике (выполнение пpaктических заданий).
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия урока: декларация, конвенция.3
Внутрипредметные связи: обращение к понятиям – государство, суд, прокуратура, дееспособность, договор, сделка.
Межпредметные связи: русский язык, история.
Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каждую группу), подборка заданий по группам, алгоритм работы в группах.
Формы и методы работы на уроке: групповая форма, с использованием ролевых ситуаций, частично-поисковый метод, иллюстративный метод.
На доске: дата, тема, цели урока, понятия, эпиграф.
Счастье всего мира не стоит одной одной слезы на щеке невинного ребёнка.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и определение задач урока.
Учитель: Ребята! Тема нашего урока – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? (Дети отвечают, учитель корректирует, если есть необходимость). Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев из новых независимых государств, с каждым годом всё меньше процент новорожденных детей с заключением врача “здоров”). Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:
- Познакомится с международными документами о правах ребёнка.
- Познакомиться с правами ребёнка, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, в Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ.
Я бы хотела предложить в качестве эпиграфа к нашему уроку слова великого русского писателя-гуманиста – Фёдора Михайловича Достоевского: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”. Как вы думаете, ребята, о чём хотел сказать нам писатель, какой смысл он вкладывает в эти строки?
Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: (записаны на доске)
- Международные документы по правам ребёнка.
- Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (Приложение 1)
- Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ. (Приложение 2)
- Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. (Приложение 3)
III этап урока: Алгоритм работы в группе.
Каждая группа получит свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу.
Алгоритм работы в группе.
- Выбрать комaндира группы.
- Выбрать помощника комaндира.
- Выбрать хранителя времени.
- Все участвуют в обсуждении.
- Время работы в группе – 12 минут.
- Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).
- Составить план ответа, схему, таблицу (если есть необходимость).
- Ответить на пpaктическое задание.
- Оценить работу каждого в группе.
- При знакомстве с новым материалом необходимые сведения записывать себе в тетрадь.
Критерии оценивания.
“5” – ответ полный, последовательный, логически выстроенный; речь лексически богатая, правильная; умение применить знания на пpaктике.
“4” – полное владение содержанием вопроса, но есть небольшие недочёты, неточности; рассказ полный, но отсутствует логика (и т.д.).
“3” – ответ по образцу.
IV этап урока: Работа в группах.
Учитель: следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность учащихся.
Каждая группа по окончанию ответов может задать свои вопросы отвечающей группе и внести свои дополнения. Время работы в группах – 12 минут, время выступлений – 3-4 минуты.
V этап урока: Выступление групп.
VI этап урока: Закрепление нового материала (пpaктическая работа по ситуациям).
Ситуации
1. Папа с мамой осуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взгляну на неё, сказала: “Помолчи, не доросла ещё”.
Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
2. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения о дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет.
Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
3. Мать пятнадцатилетнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.
Правомерно ли требование матери?
Подарки Александры и Владимира.
(конфликтная ситуация)
Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя, как и хотел, получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе, спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.
Сначала брат и сестра были очень довольны, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила Володю сделать перерыв в прослушивании и подпевании песен, записанных на кассете, и дать возможность поиграть ей на гитаре. Володя сказал, что её “бренчание” на “балалайке” не беспокоит, и он может усилить звук. Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт подпевая какие-то отрывки из песен. Тогда Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.
Вопросы к ситуации:
- Как произошёл этот конфликт? Почему?
- Что чувствовали действующие лица?
- Счастливый ли был конец?
- Как это конфликт был предотвращён?
- Какие ещё могли быть варианты его завершения?
- Какие и чьи права были проигнорированы?
Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.
Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.
Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем, и какая доля ответственности и обязанностей возникает в связи с правоспособностью.
Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?
- Как мы это делали?
- Зачем мы это делали
- Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?
Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа – ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: “Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд”.
Дети, идите же только вперёд!
VIII. Домашнее задание.
Прошу вас сдать оценочные листы и запишите задание на дом:
Д/з: параграф № 11, вопросы пpaктикума, подобрать публикации из периодической печати по данной теме.
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
28 03 2024 19:56:25
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
27 03 2024 16:37:25
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
26 03 2024 4:52:30
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
25 03 2024 4:46:53
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
24 03 2024 5:43:39
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
23 03 2024 16:51:36
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
22 03 2024 13:29:59
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
21 03 2024 7:24:28
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
20 03 2024 11:37:39
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
19 03 2024 7:57:52
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
18 03 2024 12:26:20
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
17 03 2024 18:49:50
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
16 03 2024 15:58:14
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
15 03 2024 1:45:50
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
14 03 2024 3:18:56
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
13 03 2024 16:19:41
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
12 03 2024 5:49:53
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
11 03 2024 20:52:59
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
10 03 2024 19:32:39
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
09 03 2024 12:13:45
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
08 03 2024 21:37:45
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
07 03 2024 0:26:25
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
06 03 2024 12:38:44
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
05 03 2024 7:43:16
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
04 03 2024 19:15:58
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
03 03 2024 3:28:20
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
02 03 2024 14:25:12
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
01 03 2024 18:28:29
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
29 02 2024 8:58:13
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
28 02 2024 0:46:24
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
27 02 2024 20:13:59
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
26 02 2024 1:30:39
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
25 02 2024 14:38:17
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
24 02 2024 4:48:30
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
23 02 2024 22:21:30
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
22 02 2024 13:20:10
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
21 02 2024 18:50:18
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
20 02 2024 8:43:30
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
19 02 2024 9:49:43
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
18 02 2024 14:47:32
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
17 02 2024 23:25:45
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
16 02 2024 15:14:23
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
15 02 2024 14:26:51
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
14 02 2024 3:22:55
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
13 02 2024 16:38:49
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
12 02 2024 16:45:40
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
11 02 2024 16:23:18
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 02 2024 5:45:45
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
09 02 2024 22:41:17
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
08 02 2024 1:12:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::