Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс
Цель: повторить, закрепить изученный материал.
Задачи:
- образовательные: обобщить, систематизировать, закрепить изученный материал;
- развивающие: развивать творческую и познавательную активность учащихся, формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с историческим материалом;
- воспитывающие: вовлечение учащихся в самостоятельный поиск решения проблем; привитие навыков работы в группе.
Форма урока: игра-соревнование.
Организация класса: учащиеся разбиваются на 2 комaнды, каждая комaнда выбирает название, готовит эмблемы.
Домашнее задание: составить кроссворд; нарисовать блюда русской кухни XVII – XVIII вв.
Комaнды занимают места за сдвинутыми столами.
Жюри, состоящее из старшеклассников, заполняет в ходе игры оценочный лист.
Ход занятия
1 этап. Представление комaнд.
Каждая комaнда готовит краткое представление, в ходе которого раскрывает смысл выбранного названия и эмблемы.
2 этап. Историческая разминка.
Учащимся предстоит дать как можно больше правильных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 1 комaнде.
А. Предприятие капиталистического типа, на котором существует разделение труда. (Мануфактура)
Б. Ограждение национального производителя от иностранной конкуренции. (Протекционизм)
В. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. (Абсолютизм)
Г. Документ, регламентирующий порядок прохождения государственной и военной службы. (“Табель о рангах”)
Д. Первый учитель Петра I. (Никита Зотов)
Е. Народное название Немецкой слободы. (Кукуй)
Ж. Что такое “двоевластие”? (Одновременное пребывание на престоле двух правителей)
З. Как звали отца Петра I? (Алексей Михайлович)
И. Какое название носил первый отечественный корабль? (“Орел”)
К. Кто контролировал деятельность государственных учреждений, в т. ч. и Сената. (Генерал-прокурор)
Л. В каком месте Санкт-Петербурга Петр I приказал заложить Свято-Троицкий Александро – Невский монастырь?
(При впадении Черной речки в Неву, где, по преданию, князь Александр Невский разбил шведов в 1240 г)
Вопросы 2 комaнде.
А. Фамилия Петра I? (Романов)
Б. Политика, направленная на преобладание вывоза товаров над ввозом.
(Меркантилизм)
В. Коллегия, ведавшая морским флотом? (Адмиралтейств-коллегия)
Г. Почему иностранцев, живших в немецкой слободе, местные жители называли “немыми”? (“Немцами” т. е. “немыми” русские люди звали всех западноевропейцев)
Д. Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган, созданный Петром I. (Сенат)
Е. Какое сражение Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Сражение под Лесной)
Ж. Почему в народе ПетраI называли “царем-антихристом” ? (Царь велел колокола отправить на переплавку и изготовить из них пушки)
З. Город, в котором был подписан мирный договор с Швецией по окончании Северной войны. (Ништадт)
И. Какая морская крепость защищала с моря Санкт-Петербург? (Кронштадт)
К. Какой город был переименован Петром I в Шлиссельбург? (Нотебург, бывший Орешек)
Л. С застройки какого острова началось создание Санкт-Петербурга? (С Заячьего острова)
3 этап. Исторические персоналии.
На экране воспроизводятся портреты видных деятелей времен Петра I, фамилии которых учащиеся должны назвать, а также охаpaктеризовать их вклад в развитие российского общества. Каждая комaнда должна узнать пять исторических персон.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
4 этап. Исторические задачи.
Учитель зачитывает содержание задачи, комaнды, посовещавшись, должны дать правильный ответ.
За каждый правильный ответ – 3 балла.
Задача 1. В 1706 – 1709 гг. по указу Петра I вся страна перешла на единый суточный отсчет времени и на Спасской башне были установлены новые голландские часы с 12-часовым циферблатом и “перечасьем” - они отбивали часы и четверти. Помимо этого, они играли мелодию. Новые часы имели дополнительное усовершенствование, позволявшее узнать точное время между четвертями часа. Какое? (Минутная стрелка)
Задача 2. Петр I приказал угощать посетителей чаем, водкой или кофе. , а на закуску давать бутерброд. Какой из этих напитков был новшеством, вкус к которому Петр I ранее силой пытался привить русской знати? (Кофе)
Задача 3. Юст Юль отметил пристрастие петербуржских жителей к чесноку. От цинги при строительстве новой столицы страдали все. Нужные витамины содержатся в хвое деревьев, однако заставить мужиков – строителей есть эту горечь было невозможно.
Какое решение было найдено? (Строители ежедневно получали водку, настоянную на хвое)
Задача 4. В “Походных и путевых журналах императора Петра I” сообщается следующее:
“В 5-й день Ея величество приехала на заводы Петровские, и кушали в доме своем, играли в бирюльки и шахматы.
В 8-й день Его величество принимал лекарство, начал пить воды и ездил на озеро и каждый день играли в бирюльки.
В 13-й день. Их Величества слушали часы и кушали вместе и, покушав, играли в бирюльки. ” Что такое бирюльки? (Бирюльки – популярная русская семейная игра прошлого. Бирюльки – мелкие деревянные формы – горкой высыпаются на коробочки – укладки. Игроки стараются растащить в сторону детальки таким образом, чтобы не сдвинуть с места другие детали. Цель игры – соблюдая очередность растащить всю горку, не дав ей рассыпаться)
Задача 5. Мы до сих пор употрeбляем выражение “кричать караул”. Это выражение родилось в петровское время. В каких случаях раньше прибегали к такому выражению?
Что оно означает в наше время? (Выражение “кричать караул” означало звать на помощь стражников, в наши дни “кричать караул” - выражать свой испуг)
Задача 6. Первый русский военный корабль двухпалубный “Орел” был построен в 1669 году недалеко от Коломны. Корабль обошелся казне в 9021 рубль, 25 алтын и полденьги. Почему кораблю было дано такое имя? (Имя кораблю было дано в честь русского Государственного герба)
5 этап. “Одень манекен”.
На доске закреплены два манекена. На столе лежат бирки с названием одежды, которую носили россияне в раннее петровское время. Комaндам предлагается “одеть” манекен, выбрав бирки с нужным названием и закрепив их в соответствующем месте на манекене.
Первая комaнда “одевает” женский манекен, вторая – мужской. Закончив работу комaнды поясняют свой выбор, давая краткое описание выбранной одежде.
(Подготовлены бирки с названиями мужской одежды: шуба, ферязь, опашень, однорядка, мурмолка, зипун, кафтан, сапоги, горлатные шапки.
Женской: холодная шуба, оплечье, рубашка, летник, опашень, телогрея, коруна, волосник, убрус, кика)
После того как комaнды закончат процесс “одевания”, на экране появляется изображение видов вышеназванной одежды и ребята смогут проверить правильность сделанного выбора.
За каждый правильный выбор – 2 балла. Если комaнда сможет назвать что изменилось в одежде русских людей в соответствии с петровским указом от 20 августа 1700 г., то дополнительно получает 3 балла.
6 этап. “Расположи в правильной последовательности”.
Каждая комaнда, получив 10 карточек с названиями исторических событий конца XVII – первой четверти XVIIIв. , должна расположить их в правильной хронологической последовательности. Цена правильного ответа – 5 баллов.
7 этап. “Идем в гости”.
Каждая комaнда “накрывает” стол для комaнды соперников. На столе – рисунки с изображением различных яств, подаваемых на стол в праздничные дни в изучаемый период времени. Среди названий блюд есть такие, которых в XVIII веке быть не могло. Комaнда противников должна обнаружить ошибку. Цена правильного ответа – 3 балла.
8 этап. Решение кроссвордов, подготовленных комaндами для соперников.
Каждое правильно названное слово – 1 балл.
В конце урока жюри подводит итоги.
Урок заканчивается саморефлексией учащихся. Дети делятся впечатлениями об игре, о трудностях, с которыми встретились при выполнении тех или иных заданий, о том, как им работалось в группе и какие навыки работы в группе они приобрели.
Использованная литература.
- История России конец XVI – XVIII вв. Дидактический материал. /авт-сост. Н. Ю Колесниченко. - Волгоград. : Учитель, 2005.
- Преподавание истории в школе. 1997г. №4, 7; 1998г. № 7.
- В. В. Шаповал. Дидактические материалы по истории России XVI-XVIIIвв. М. : Экзамен,2006.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
18 03 2024 11:53:22
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
17 03 2024 6:24:48
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
16 03 2024 5:46:36
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
15 03 2024 2:16:59
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
14 03 2024 1:12:47
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
13 03 2024 9:28:14
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
12 03 2024 14:22:32
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
11 03 2024 10:25:41
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
10 03 2024 19:50:13
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
09 03 2024 5:20:25
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
08 03 2024 3:33:43
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
07 03 2024 16:16:18
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
06 03 2024 5:41:58
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
05 03 2024 8:59:24
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
04 03 2024 0:26:28
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
03 03 2024 8:51:13
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
02 03 2024 21:23:52
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
01 03 2024 14:47:57
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
29 02 2024 15:29:18
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
28 02 2024 7:28:58
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
27 02 2024 13:13:25
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
26 02 2024 4:19:34
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
25 02 2024 17:54:47
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
24 02 2024 0:24:41
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
23 02 2024 20:30:20
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
22 02 2024 12:57:33
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
21 02 2024 13:27:32
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
20 02 2024 5:57:35
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
19 02 2024 1:51:51
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
18 02 2024 2:27:31
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
17 02 2024 6:54:16
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
16 02 2024 11:18:59
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
15 02 2024 20:11:43
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
14 02 2024 22:59:45
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
13 02 2024 8:52:16
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
12 02 2024 5:36:54
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
11 02 2024 0:22:18
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
10 02 2024 14:56:43
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
09 02 2024 2:16:26
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
08 02 2024 19:57:56
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
07 02 2024 0:17:53
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
06 02 2024 6:23:57
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...
05 02 2024 15:54:52
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
04 02 2024 5:13:19
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
03 02 2024 20:51:31
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
02 02 2024 13:54:15
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
01 02 2024 18:41:59
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
31 01 2024 2:23:53
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
30 01 2024 22:38:17
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
29 01 2024 15:33:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::