Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В 1856 году великий русский врач педагог и просветитель Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье “Вопросы жизни” сформулировал ключевую педагогическую аксиому. В эпиграфе к этой статье Пирогов задавал вопрос: “К чему вы готовите вашего сына – быть негоциантом, солдатом, механиком, моряком, врачом, юристом?”
И отвечал: “Быть человеком”.
В подходе к истории как средству нравственного воспитания наша школа делает лишь первые шаги.
Только с начала 80-х гг. стали появляться первые методические работы по этой проблеме. В мopaльном воспитании до недавнего времени существовал значительный перекос: акцент делался на классовом хаpaктере морали. Из этого выводились якобы особые свойства пролетарской морали с её лозунгами: “Кто не с нами, тот против нас!”, “Если враг не сдаётся, его уничтожают!”, которые должны были оправдать жестокость и беспощадность к истинным и мнимым врагам.
В обучении истории внимание не привлекалось к проявлениям гражданского мужества,
способности идти против господствующих взглядов, индивидуального протеста против любого самовластия. В годы культа и застоя смельчаки пытавшиеся отстаивать свободную мысль, погибали с клеймом “враг народа”, а в дальнейшем зачислялись в разряд диссидентов.
А большинство народа не понимало, что свободно мыслить и выражать свои мысли - это неотъемлемое право каждого человека, способ естественного существования личности.
Другой изъян состоял в том, что теория и пpaктика воспитания не занималась по существу в предшествующие десятилетия формированием общечеловеческих норм нравственности, образующих фундамент цивилизации, её незыблемую основу.
Начиная с детского сада и начальной школы, детям твердили о “высоких материях”: коллективизме, патриотизме, интернационализме, преимуществах социалистического образа жизни и пр., но мало учили самым простым, элементарным нормам нравственности: - как относится к людям, - как жить по совести, чтобы не стыдиться своих поступков.
Элементарные нормы нравственности должен твёрдо усвоить каждый человек со школьной скамьи.
“Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения” писал В.О. Ключевский.
Жизнь постоянно преподносит “сюрпризы”, рождает сложные мopaльные проблемы, когда человек стоит перед выбором решений и поступков.
Давайте вспомним события в России в период гражданской войны 1918 – 1922 гг. Тогда люди тоже стояли перед выбором, кого поддержать красных или белых? И этот выбор был очень сложным. Я предлагаю своим ученикам, после изучения данной темы, проанализировав документы, а также ряд стихотворений, попытаться тоже сделать выбор.
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ |
Смело, мы в бой пойдём За власть Советов. И, как один, умрём. В борьбе за это! |
Смело, мы в бой пойдём За Русь Святую И, как один, прольём Кровь молодую |
Поэт Волошин в 1919г. писал:
“Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздатьИ там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас - тот против нас
Нет безразличных: правда, с нами”
И ХОЧУ ВАС ЗАВЕРИТЬ, ЧТО РЕБЯТАМ СДЕЛАТЬ ЭТОТ ВЫБОР БЫЛО НЕЛЕГКО!
“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд
Осторожно с прошлым, осторожно -
Не разбейте глиняный сосуд!” из песен Владимира Высоцкого.
Историю нельзя “переиграть”, вернуться к исходной точке и прожить события заново. Но мысленный эксперимент не только возможен, а и полезен. Можно учесть уроки события и в аналогичной ситуации поступить иначе.
Чтобы история стала не только научной, но и поучительной, воспитывающей и развивающей культуру мысли, необходимо в процессе обучения анализировать, обсуждать возможные альтернативы развития. Интересно рассмотреть их возможные последствия, как для данной страны, так и с точки зрения всемирно-исторического развития.
Здесь-то и заключена возможность введения подлинной проблемности в обучении.
Задание для студентов:
Что важнее для России, День Победы или день рождения Гитлера? Ваше отношение к скинхедам. Моему поколению сделать такой выбор было легко, сегодняшняя молодежь размышляет, пытается найти истину.
Признав альтернативы в историческом развитии, придётся изменить отношение к такой категории, как случайность. Проявление случайного в истории часто связано с решениями и действиями выдающихся исторических личностей.
Иногда то или иное решение, принятое в результате выбора из разных возможностей, могло на десятилетия определить развитие страны или народа, а отдалённые последствия могут проявляться в веках.
Задание для студентов:
После изучения блока “Россия в XX веке”: Ваше отношение к лидеру, который находился у власти в России с 1917 по 1990 гг. И здесь чётко прослеживается позиция автора.
Полезно показать студентам альтернативы исторического развития, обсуждать с ними возможные варианты хода событий, причины победы осуществившегося (реализованного) варианта.
Из этого следует, что надо найти разумное равновесие в освещении различных сторон жизни людей: наверно, имеет смысл меньше уделять внимания социально-экономическим вопросам, а больше политической борьбе, социальной психологии, действиям народных масс и выдающихся личностей.
А чтобы представить реально, чем вызывались действия людей, надо знать их интересы и идеологию, веру и мораль, уровень культуры.
Таким мне представляется новый подход, к освещению учебного материала в программах и учебниках истории. Он не является открытием, чего-то принципиально нового, а основан на использовании и развитии идей выдвинутых некоторыми философами, историками, писателями.
“Смысл истории, значенье лиц,
может быть, нам растолкует гений
нас убережет от небылиц
и замусоренных представлений”
При выработке концепции преподавания истории надо учитывать также современные подходы и методы обучения. В связи с этим надо иметь в виду следующий момент: если XIX век был веком энциклопедизма, а XX век – теоретизма, то XXI век станет, по мнению многих историков науки, веком методологизма.
Этим обусловлен тот факт, что, всё большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, а в области методики преподавания преимущество отдаётся тем методам, которые ориентируются не на репродукцию знаний, а на активизацию познавательной самостоятельности студентов.
В этом плане можно сформулировать и некоторые цели преподавания истории. Конечно, студент должен уметь описывать исторические события, т.е. знать фактический материал, но факты не должны иметь самодовлеющего значения. Он должен знать алгоритмы объяснения исторических событий, используя при этом возможность выбора той или иной системы теоретического знания.
И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого. Студент должен уметь самостоятельно получать исторические знания в смысле мышления и возможностей индивидуальной интерпретации истории.
Задание для студентов:
После изучения периода “Россия с1900-1918 гг.”: Представьте, что вы живёте в России с 1900 по 1918гг, как, по вашему мнению, повлияли бы на вас события, происходившие в стране. Выступите в роли рабочего, крестьянина, члeна какой-либо партии.
Работы выполнялись в виде дневника, и поражает не только знанием исторических событий, но и выводами, которые делает автор.
Воспитывающая функция истории связана с тем, что многие исторические факты заслуживают нравственной оценки. Нравственность отражается в истории потому, что это- наука о человеке. Известный французский историк Марк Блок определил историю как науку о “людях во времени” и хаpaктеризовал исторические факты как “психологические по преимуществу”.
Важнейшая задача - обучения гуманитарным предметам, в том числе истории,- пробудить у студентов желание постоянно размышлять о нравственности.
Их надо держать в непрерывном потоке событий, поступков имеющих нравственное содержание. Задумываясь над проблемами морали, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки товарищей, различать мотивы действий, качество личности. А это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости выполнять мopaльные нормы и требования.
Жизнь каждого человека - в определенном смысле творчество. На протяжении жизненного пути человеку приходится многократно принимать нестандартные решения, совершать тот или иной выбор, определять свое отношение к различным фактам действительности.
Задание для студентов:
После изучения темы “Складывание тоталитарной системы”:
Однажды Сталин получил письмо от большевика Ф.Раскольникова, а какое письмо написал бы ты?
Ребята выражают свои взгляды на проблемы общества данного периода. Эта тема, так затронула ребят, что свои чувства многие раскрывали в стихах.
Творить самого себя - это творческий труд, требующий большого напряжения и воли. Изучение истории должно дать импульсы в стремлении творить самого себя, ориентируя самосозидание личности, либо “К добру и злу постыдно равнодушны”, либо “Душа обязана трудиться” - третьего не дано.
Было бы серьезной ошибкой рассматривать студента только как, объект воспитательного воздействия, у подростка возникает ощущение, что ему “что-то внушают”. А это может породить внутренний протест. При таком подходе лучшие намерения оборачиваются неудачей.
эффективность воспитания - зависит от активности сознания студента и развитости его эмоциональной сферы. Без внутреннего побуждения осмысливать нравственные ситуации, без подлинного желания приобрести нравственный опыт, воспитательная работа в значительной мере, идет в холостую.
Задание для студентов:
После изучения темы “Христианская Европа и исламский мир в средние века”: Представь, что ты рыцарь, какую бы клятву ты дал при посвящении в рыцари.
Наша современная молодёжь тоже стремится соблюдать элементарные нормы нравственности и понимает, что в их жизни она играет не последнюю роль. Наверно поэтому одна из работ заканчивается такими словами: “Клянусь запомнить клятву эту и выполнять её всегда”.
Только в ходе самостоятельного обдумывания и переживания фактов и ситуаций, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими студентами их знания перерастают в убеждения. Поэтому в оценочной деятельности должны преобладать эвристические моменты, неизбежны элементы дискуссий, которые заранее планирует учитель.
Воспитанию нравственности на уроках истории служат и тесты, которые я часто провожу с ребятами. Например: Проставьте цифры по степени важности причин, по которым декабристы остались в памяти народной:
а) восхищение нравственным выбором декабристов;
б) смелость и мужество;
в) решимость идти в осуществлении своих целей до конца;
г) самопожертвование;
д) преданность делу;
В обучении истории для воспитания нравственности особую ценность имеют следующие виды материалов: сведения о морали, утвердившейся в ту или иную эпоху в разных слоях общества, поведение масс людей в ходе исторических событий; биографические данные о выдающихся личностях, оставивших отчётливый след в истории, с их хаpaктеристиками и поступками.
Вот уже много лет я со своими студентами занимаюсь научно-исследовательской работой, она способствует сохранению исторической памяти и сближению поколений, привлекает ребят к изучению российской повседневности, региональной и семейной истории, которая исчезает с уходом старших поколений.
Написать историческую работу, казалось бы, несложно: всех в своё время в какой-то степени заставляли. Действительно, не сложно, если относиться к истории формально – как к набору дат и имён, как к школьной дисциплине, о которой забываешь сразу же после экзамена.
Сейчас слишком многие не осознают, что история состоит из отдельных судеб, что за строчками в учебниках скрывается реальная жизнь, а жизнь рано или поздно становится строчкой в учебнике. Многие осознают, но не все.
Мои ученики используют в своих работах не только архивные документы и печатные издания, но и привлекают в качестве источников воспоминания и дневники очевидцев, семейные фотоальбомы.
Нравственность - не врожденное качество. Люди не рождаются мopaльно воспитанными: младенец не ведает о добре и зле, по истине у него нет ни стыда, ни совести.
Но люди испытывают различные влияния, у них неодинаковый жизненный опыт. В душе у каждого происходят тонкие и сложные изменения. А потому складываются разные жизненные цели, идеалы и установки.
Неведомо, когда и как
Зашевелится совести червяк.
В этих словах английского средневекового поэта Джеффри Чосера выражена сложность и недостаточная изученность пробуждения в человеке нравственного сознания и чувства.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
18 01 2021 7:30:52
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
17 01 2021 22:37:55
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя.
...
16 01 2021 15:35:35
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
15 01 2021 9:18:13
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
14 01 2021 13:39:35
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
13 01 2021 0:47:10
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
12 01 2021 8:45:38
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
11 01 2021 12:20:45
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
10 01 2021 13:56:30
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
09 01 2021 4:22:26
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
08 01 2021 0:59:52
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
07 01 2021 1:16:45
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
06 01 2021 4:15:40
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
05 01 2021 19:16:38
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
04 01 2021 13:33:54
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
03 01 2021 16:32:46
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
02 01 2021 4:47:33
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
01 01 2021 3:49:58

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
31 12 2020 20:28:18
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
30 12 2020 5:25:39
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
29 12 2020 16:41:31
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
28 12 2020 19:54:25

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
27 12 2020 14:25:43
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
26 12 2020 3:26:38
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
25 12 2020 10:40:48
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
24 12 2020 5:51:23
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
23 12 2020 1:25:11
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
22 12 2020 12:48:36
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
21 12 2020 18:32:33
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
20 12 2020 23:51:59
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
19 12 2020 10:52:15

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
18 12 2020 6:13:47
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
17 12 2020 8:16:44
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
16 12 2020 1:56:29
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
15 12 2020 17:35:20
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
14 12 2020 17:30:30
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
13 12 2020 21:39:17
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
12 12 2020 13:20:13
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
11 12 2020 14:49:32
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
10 12 2020 22:37:12
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
09 12 2020 18:50:42
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
08 12 2020 21:15:57
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
07 12 2020 23:51:31
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
06 12 2020 1:49:35
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
05 12 2020 1:20:43
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
04 12 2020 5:51:10
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
03 12 2020 15:26:32
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
...
02 12 2020 21:33:30
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
01 12 2020 15:47:47
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
30 11 2020 8:14:39
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
29 11 2020 5:20:49
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
28 11 2020 14:32:37
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
27 11 2020 12:31:11
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
26 11 2020 1:55:19
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
25 11 2020 3:11:35
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
24 11 2020 21:40:47
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
23 11 2020 9:59:20
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
22 11 2020 20:21:42
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
21 11 2020 8:44:33
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
20 11 2020 17:41:10
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
19 11 2020 14:54:32
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
18 11 2020 23:55:38
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
17 11 2020 18:45:22
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
16 11 2020 2:40:48
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
15 11 2020 11:33:57
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
14 11 2020 16:16:38
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
13 11 2020 5:16:21
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
12 11 2020 6:57:27

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
11 11 2020 3:38:47
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
10 11 2020 1:14:21
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
09 11 2020 21:24:12
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
08 11 2020 19:42:22
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
07 11 2020 4:38:26
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
06 11 2020 5:46:43
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
05 11 2020 18:24:55
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
04 11 2020 5:37:58
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
03 11 2020 21:53:41
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
02 11 2020 9:58:58
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
31 10 2020 11:57:38
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
30 10 2020 0:33:52
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
29 10 2020 12:29:57
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
28 10 2020 7:16:59
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
27 10 2020 2:31:53

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
26 10 2020 13:20:44
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
25 10 2020 22:16:49
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
24 10 2020 14:37:33
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
23 10 2020 14:38:50
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
22 10 2020 17:32:22
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
21 10 2020 8:47:40
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
20 10 2020 21:36:22
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
...
19 10 2020 16:36:48
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
18 10 2020 10:23:48
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
17 10 2020 20:46:37
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
16 10 2020 13:41:28
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
15 10 2020 7:20:20
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
14 10 2020 18:46:56

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
13 10 2020 9:41:15
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
12 10 2020 12:59:11
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
11 10 2020 19:43:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::