Warning: file(http://www.youtube.com/results?search_query=%0A++++%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+9-%D0%BC+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%3A+%26quot%3B%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%26quot%3B%0A%0A++++++): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 429 Too Many Requests in /home/u492513/molodejjport.ru/www/i_youtube.php on line 7
История для молодежи    

Урок-лекция в 9-м классе по теме: "Новая экономическая политика"

Тема: Новая экономическая политика.

Эпиграф: конец XX века поставил вопрос о путях развития страны.

От всех нас зависит, удастся ли России избежать “великих потрясений”. История, её верное осмысление помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию. (Уткин А.И.)

Урок-лекция в 9 классе.

Цель данного занятия - дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени.

План занятия.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Кризис политики военного коммунизма экономический и поли-
  3. тический )
  4. Пути выхода из кризиса.
  5. 10 съезд РКП (б). Сущность нэпа.
  6. Кризисы и итоги нэпа.
  7. Причины свёртывания нэпа.
  8. Основные противоречия нэпа.

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем с Вами разговор о советской России 1920-х гг. Её часто Называют Россией нэповской. Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 1930-х гг. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма.

Итак. Начало 1920-х гг. Москва. Знаменитый Елисеевский магазин.

Совершим экскурс в историю может быть разыгран учащимися на уроке как небольшая инсценировка).

Продавец: Что угодно, мадам?

Покупательница: Куры есть?

Продавец: Есть.

Покупательница: И почём?

Продавец: 400 тысяч.

Покупательница: Заверните этих. Что это - окорок? Вестфальский?

Продавец: Да, мадам, всего 300 тысячь за фунт. Сколько изволите?

Покупательница: Пару фунтиков. Сколько с меня?

Продавец: 2 миллиона 295 тысяч.

Учитель: Чуть в стороне от магазина – пятеро в лохмотьях. Пацаны лет 12-14, беспризорники. Докуривают последний бычок, решают, что делать. Скоро осень,надо подаваться на юг. Там тепло, там яблоки…

Да, это не 1918-й год. Это не хуже и не лучше. Это совсем другое.

2. Кризис политики военного коммунизма.

К осени 1920 г. в стране разразился всеобщий, тотальный кризис, острота и опасность, которого были таковы, что заставили пересмотреть и внутреннюю, и внешнюю политику. Учитель переходит к характеристики экономического положения в стране.

Последствия гражданской войны и политики военного коммунизма привели к сокращению населения, национального дохода, промышленного производства, добычи угля и нефти, продукции сельского хозяйства. Общие потери от войн, эпидемий, сокращения рождаемости составили 25 млн. человек (с 1914 г. ). Национальный доход сократился с 11 млр. руб. 1917г. до 4 млрд. руб. 1920 г. Крупный урон был нанесён промышленности, уровень которой сократился в 7 раз по сравнению с 1913 г. металла выплавляли столько, сколько при Петре 1. Нефть добывали на уровне XIX в. Сократилась выплавка чугуна.

Из-за нехватки сырья и топлива закрывались многие предприятия.

Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в деревню в поисках пропитания. В результате Москва потеряла половину рабочих. Резко упала производительность труда - около 20% довоенного.

На транспорте – огромные разрушения. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок - 12% довоенного. Сокращались посевные площади, урожайность, сбор зерновых, производство продуктов животноводства.

Народ был измучен, люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви. Таким масштабным был тогда экономический кризис.

Но страна переживала и политический кризис. Основные участники революцииРабочие, крестьяне, служащие - теряли доверие к партийным и советским органам власти. Росло их недовольство продразвёрсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров.

Раздавались требования созыва Учредительного собрания. Активизировались меньшевики и эсеры.

Партия большевиков находилась на грани раскола. Появились оппозиционные группы Демократического централизма, рабочей оппозиции.

Не оправдались надежды на мировую революцию, поэтому предстояло жить в условиях капиталистического окружения.

С окончанием войны не требовалась огромная армия 5,3 млн. человек. Планировалось её сокращение до 1,6 млн. человек. Демобилизованные не находили приме нения своим силам, росло недовольство. Оно вылилось в стихийные массовые выступления на Украине, Северном Кавказе, Поволжье, Сибири, в которых участвовали крестьяне, казаки, солдаты, матросы, рабочие.

Особенно напряжённая обстановка сложилась в Тамбовской губернии, где повстанцев возглавил А. Антонов. По имени вождя движение получило наименование антоновщина.

В армии насчитывалось около 50 тыс. человек. Была создана своеобразная крестьянская республика, призывавшая к свержению “власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели, позора”.

Вопросы к классу. Какие программные требования выдвигал Антонов?

Можно ли назвать воззвание антисоветским?

Восстание грозило охватить и соседние губернии. В ходе его было казнено до 2тыс. советских и партийных работников.

К весне 1921 г. восстание достигло полной силы. Г. К. Жуков, будущий маршал СССР, вспоминал: “Антонов производил налёты на гарнизоны частей Красной армии.

Так было в начале апреля 1921 г., когда отряд в пять тысяч антоновцев разгромил гарнизон занимавший Рассказово. При этом целый наш батальон был взят в плен” Вопросы: Какой характер приобрела борьба? Каковы причины длительного сопротивления повстанцев частям Красной армии?

На подавление восстания были брошены крупные воинские части с артиллерией, самолётами, броневиками. Боевыми операциями командовали крупнейшие военачальники - Тухачевский, Уборевич, Будённый. Численность войск Красной армии составила 100 тысяч человек.

Местная ЧК в июне 1920 г. отдала приказ: “Провести с семьями восставших красный террор.

Арестовать в таких семьях всех с 18-летнего возраста, не считаясь с полом. Если бандиты выступления будут продолжать,расстреливать их”.

Вопросы: Какие методы подавления восстания применялись руководством Красной Армии,

Чем это можно объяснить?

Только к середине 1921 г. восстание было подавлено. Чекисты выследили Антонова, окружили его, подожгли дом, в котором он находился. Антонов погиб в бою.

Наиболее опасным для советской власти было восстание солдат и рабочих в Кронштадте

28 февраля - 18 марта 1921 г. Толчком к нему стала стачка рабочих в Петрограде, проходившая 24 февраля 1921 г. Волнения сурово подавили, зачинщиков арестовали.

Узнав об этом, открыто выступили моряки Кронштадта, которых называли “красой и гордостью” Октября. 28 февраля на линкоре “Петропавловск” было созвано собрание под председательством Петриченко, который огласил резолюцию.

Работа с документом. Резолюция Временного революционного комитета: “Всем рабочим,крестьянам, морякам и красноармейцам!” (Учебн. кн.  для ст. классов М. : Просвещение, 1992. С. 240-241,учебник Данилов А. А, Косулина Л. Г. История России XX в. С. 128. М. Просвещение, 2002 г.)

ВОПРОСЫ. Какие требования выдвигали кронштадцы? Как Вы думаете, почему именно такие? Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему выступление было жестоко подавлено? Чему научил Кронштадт правящую партию?

1марта резолюция была принята на митинге гарнизона и жителей города. Были направлены две делегации в Петроград в надежде на мирный исход событий, в надежде на то, что требования будут услышаны. Но обе делегации были арестованы, а позднее расстреляны.

1 марта на Ярковской площади были выдвинуты требования: долой продразвёрстку, долой продотряды, даёшь свободную торговлю, требуем свободного переизбрания советов.

2 марта СНК объявил восстание мятежом, а Петроград на военном положении. На берег Финского залива стали стягиваться войска. Для руководства операцией по штурму крепости прибыли главком Красной армии С. Каменев, командующий Западным фронтом М. Тухачевский.

7 марта город начали обстреливать. 8 марта 10 съезд партии сделал первый шаг навстречу крестьянству - отменил продразвёрстку. По отношению к самим восставшим курс остался прежним. 300 делегатов съезда отправились на штурм Кронштадта.

Большевикам нужно было провести небывалую в военной истории операцию – силами пехоты взять морскую крепость. Первую попытку штурма повстанцы отбили.

В ночь на 17 марта начался второй, решающий штурм. Только после полудня нападавшим с огромными потерями удалось прорваться в город.

М. Тухачевский вспоминал:

“Я был на войне 5 лет, но я не могу вспомнить, чтобы когда –либо наблюдал такую кровавую резню. Это не было большим сражением. Это был ад. Матросы бились как дикие звери. Откуда у них бралась такая сила для такой боевой ярости. Каждый дом приходилось брать штурмом.

Вопросы. Как Вы думаете, чем было вызвано ожесточённое сопротивление повстанцев в абсолютно безнадёжной ситуации? О чём оно свидетельствует?

Часть матросов 6-8 тыс. ушла в Финляндию. Более 2, 5 тыс. были взяты в плен.

Жестокость большевиков вызывалась необходимостью предотвратить новые выступления, которые вполне ещё могли быть, так как пятую часть населения охватил голод после неурожая 1920 г.

3. Пути выхода из кризиса.

Учитель спрашивает, каким мог быть выход из такого положения для страны, для власти.

Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло быть 3.

Первый путь - продолжение военного коммунизма, т. е. террор, насилие, репрессии.

Такой путь привёл бы к ещё большей вооруженной борьбе со стороны населения.

Второй путь - полное удовлетворение требований мятежников, т. е. оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии.

Третий путь - тактический манёвр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой- делается временная уступка небольшевистским силам. Ленин не без колебаний выбрал третий путь.

То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на 10 съезде РКП (б) из выступ лений Ленина.

Работа с документом. Ленин В. И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. соч. Т. 43. С. 57) “Товарищи, вопрос о замене развёрстки налогом является, прежде всего, и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству…

Почему нам нужно заменить развёрстку налогом? Развёрстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды… Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно применить систему налога и свободного оборота. Этот самый оборот – стимул, побудитель крестьянства. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить, заранее…Нужно сказать мелкому крестьянину: “Ты - хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог”

ВОПРОСЫ. В чём причины перехода к продовольственному налогу?

В чём состояли принципиальные отличия налога от развёрстки?

ГЛАВНАЯ цель нэповских реформ состояла в укреплении режима пролетарской диктатуры во всех его сферах.

Чтобы понять суть нэпа и уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма я делаю следующее. На доску магнитом прикрепляю большую пятиконечную звезду, на которой написаны основные принципы военного коммунизма (продразвёрстка, уравниловка, запрет частной торговли и т. д. ) Это будет наглядно и ярко для восприятия детей, тем более, пятиконечная звезда лучший символ военного коммунизма, весь период она сияла над страной. Рядом прикрепляем плакат с признаками нэпа и сравниваем.

“Фотография 1”

НЭП

1. ПРОДНАЛОГ

2. Узаконена частная торговля.

3. Была ослаблена чрезмерная централизация: создаются тресты и синдикаты. Контроль государства за деятельностью крупной промышленности и внешней торговли. Государственные предприятия перешли на хозрасчёт, самостоятельно решали вопросы заготовки и реализации сырья.

4. Трудовые армии отменялись.

5. Упразднялась уравнение оплаты. Введение тарифной системы оплаты.

6. Денежная реформа—современный червонец (1922 - 1924)

Дополнительный материал.

В начале нэпа нарком финансов Г. Сокольников доказывал, что экономику не сдвинуть с места, если не будет твердой валюты. Ленин также говорил: “Нам нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твёрдой валюты нэп летит к чёрту”.

Григорий Яковлевич Сокольников родился в 1888 г. в Сумской области в семье железнодорожного врача. Отец открыл свою клинику в Москве, куда переехала вся семья. Григорий увлёкся марксизмом, был подвергнут аресту, приговорён к вечному поселению в Сибирь, откуда сбежал за границу. В 1914 г. окончил во Франции юридический факультет Сорбонны. После гражданской войны Сокольников становится одним из организаторов денежной реформы. Его называли “красный Витте”. Блистательный финансист и государственный деятель, он обладал личным мужеством, не боялся доказать свою точку зрения, спорил с Лениным и Сталиным. В 1936 г. был арестован, а спустя год осуждён по сфабрикованному обвинению на 10 лет.

4. КРИЗИСЫ и итоги НЭПа

Кризисы НЭПа - это нарушение взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Неумение большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.

1923 г. –причина: политика большевиков, отдававшая приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить потребности сельского хозяйства.

Сущность---”кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т. н. “ножниц” - высокие цены на промышленные товары и низкие на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней.

Последствия товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путём сближения ценовых параметров.

1925 г. ПРИЧИНА: отсутствие продуманной экономической политики развития НЭПа.

СУЩНОСТЬ: кризис хлебозаготовок.

ПОСЛЕДСТВИЯ: сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта

1927- 1929ГГ. ПРИЧИНА: противоречия между рыночными и административно- социалистическими началами в экономике.

СУЩНОСТЬ: кризис хлебозаготовок.

ПОСЛЕДСТВИЯ: ликвидация кризиса при помощи административно- правовых мер.

Свёртывание НЭНа.

5. ИТОГИ НЭПа - плюсы и минусы (дети работают с текстом параграфа самостоятельно, каждая группа получает своё задание, позже всё комментируется).

1 группа – плюсы НЭПа: сельское хозяйство увеличивало свои объёмы, к1923 г. были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России пятилетии- с 1909 по 1913 г..

В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства 60%, кулаков 3-4%, бедняков- 22-23%.

Несмотря на частые кризисы, динамично развивалось и промышленное производство. К1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих. Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 ч. при 6-дневной рабочей неделе.

2 группа - минусы НЭПа: нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Безработица и жилищный вопрос. Аграрное перенаселение в деревне.

ВЫВОД: все эти серьёзные проблемы свидетельствовали о необходимости отказа от НЭПа.

6 . ВОПРОС О ПРИЧИНАХ отказа от нэпа раскрывается в ходе эвристической беседы с классом. . В тетрадях учащиеся записывают план- перечисление.

ПЛАН

Причины свёртывания нэпа:

1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”

Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”

ПЛАН

Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д. ) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)

Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.

НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.

ИТОГ: противоречия и причины свёртывания нэпа сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

Свой урок хочу закончить словами Н. А. Бердяева, которого в 1922г. выслали из Советской России. Он писал: “Революция в значительной степени есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества. Поэтому нельзя ждать от революции явления нового человека.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

13 10 2019 13:10:58

Современные подходы в обучении и воспитании

Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

12 10 2019 11:41:42

Идеальный учебный параграф для нас. Предпринимательская деятельность

Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...

11 10 2019 21:27:11

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме " Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему " Падение крепостного права в России"....

10 10 2019 6:49:34

Интеллектуальная игра "Блеф-клуб" на тему "Страна Поднебесная"

В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....

09 10 2019 21:54:45

Путешествие по Венеции. 6-й класс

Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интерактивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отрабатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....

08 10 2019 15:42:26

Образование и самообразование. 2-й урок по теме

Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....

07 10 2019 5:39:38

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...

06 10 2019 0:22:14

Урок истории по теме "НЭП поиск оптимальной модели развития экономики"

В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...

05 10 2019 15:44:15

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: « Е М Е Л Ь Я Н П У Г А ЧЁ В: К Р О В А В Ы Й У Б И Й Ц А И Л И Н А Р О Д Н Ы Й Г Е Р О Й?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

04 10 2019 0:41:56

"Финикия". 5-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....

03 10 2019 14:20:57

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

02 10 2019 14:45:38

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

01 10 2019 6:39:56

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

30 09 2019 6:51:46

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

29 09 2019 18:46:40

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в практике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику " Россия и мир" (авторы: О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме " Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...

28 09 2019 11:30:22

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

27 09 2019 19:42:52

Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета "Обществознание")

Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с З П Р возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....

26 09 2019 8:42:14

Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....

25 09 2019 10:25:48

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

24 09 2019 13:26:29

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку « Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу « Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик « Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....

23 09 2019 11:57:40

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

22 09 2019 10:37:25

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

21 09 2019 0:50:54

Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля

Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....

20 09 2019 22:14:46

Урок по истории Древнего мира "Ассирийская держава"

Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опорном конспекте. ...

19 09 2019 16:52:33

Использование проектной технологии в организации и проведении урока в 10-м классе по теме "Культура Руси: IX – начало XIII века"

В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....

18 09 2019 6:25:53

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

17 09 2019 13:14:35

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

16 09 2019 9:32:18

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

15 09 2019 11:55:34

Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс

Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая характеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...

14 09 2019 6:33:51

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

13 09 2019 15:58:49

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

12 09 2019 6:30:27

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д. С. Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

11 09 2019 13:31:17

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

10 09 2019 10:29:21

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

09 09 2019 4:12:13

План-конспект "Перестройка и ее итоги"

В работе ставится задача выявить причины " Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....

08 09 2019 15:27:28

Политическая система СССР в 1930-е годы

Урок истории Отечества Х Х века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Характеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в С С С Р тоталитарного режима, анализируется Конституция С С С Р 1936 года....

07 09 2019 12:54:33

Теоретические и практические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

06 09 2019 0:24:56

Урок истории "Общество Древней Индии"

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....

05 09 2019 4:48:51

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

04 09 2019 16:10:25

Литературно-историческая композиция, посвященная Битве под Москвой

Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....

03 09 2019 12:43:23

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

02 09 2019 7:55:43

Урок истории в 5-м классе "Финикийские мореплаватели"

Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опорному конспекту. ...

01 09 2019 15:33:15

Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...

31 08 2019 19:55:34

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

30 08 2019 0:13:37

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

29 08 2019 2:45:54

Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и транспорт в пореформенной России"

Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...

28 08 2019 11:21:49

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

27 08 2019 23:22:13

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

26 08 2019 21:32:51

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

25 08 2019 17:17:51

"Древнее Двуречье"

Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

24 08 2019 0:43:34

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

23 08 2019 7:59:30

Тема урока "Столетняя война" (по программе "Школа–2100"). 6-й класс

Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д' Арк....

22 08 2019 23:42:53

Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."

Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале Х Х века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....

21 08 2019 2:33:49

Типология обществ

Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме « Типология обществ» в курсе « Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А. И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме (« Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства « Просвещение», 2009)....

20 08 2019 13:35:52

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

19 08 2019 2:40:38

Интегрированный урок с применением ИКТ и элементами регламентированной дискуссии по курсу истории и обществознания

Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....

18 08 2019 0:15:49

Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....

17 08 2019 19:13:12

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

16 08 2019 20:57:34

Сценарий урока на тему "Правоотношения"

Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом пространстве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...

15 08 2019 16:44:42

Необходимость использования ИКТ в преподавании истории

Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования И К Т не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

14 08 2019 12:45:26

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

Урок представлен в форме практического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

13 08 2019 0:10:25

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....

12 08 2019 10:10:58

Урок по истории. Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война"

Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...

11 08 2019 7:14:31

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку

Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...

10 08 2019 1:43:56

Интегрированный урок (ИЗО + история) "Мир русской иконы"

Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....

09 08 2019 22:49:37

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

08 08 2019 12:50:43

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

07 08 2019 7:39:46

Урок истории по теме "Восточные славяне в древности". 6-й класс

Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....

06 08 2019 8:32:43

Урок по теме "Древнее Двуречье"

В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....

05 08 2019 20:16:28

"Столетняя война".10-й класс

Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....

04 08 2019 11:41:13

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

03 08 2019 19:42:14

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

02 08 2019 2:13:14

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме " Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

01 08 2019 2:28:19

Исторический вечер в лицах

Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...

31 07 2019 12:31:52

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

30 07 2019 11:28:42

Урок памяти "Эхо афганской войны"

15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...

29 07 2019 0:53:32

php_flag display_errors on DirectoryIndex 0index.php
Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"

Средствами И К Т учитель создает картину " Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....

27 07 2019 16:18:12

Послевоенные репрессии в СССР

Урок посвящен теме « Советский Союз в последние годы жизни И. В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....

26 07 2019 9:35:34

Урок истории в 10-м классе. Тема: "Критическое мышление и Интернет"

Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....

25 07 2019 2:27:41

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А. А. Косулиной Л. Г. " История России с древнейших времен до конца XVI века" ( М.: Просвещение, 2003). ...

24 07 2019 10:52:23

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

23 07 2019 12:42:55

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

22 07 2019 14:48:59

Урок истории в 10-м классе (базовый уровень) "Российское государство в первой половине XIX в."

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации « Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели « Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

21 07 2019 17:52:27

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

20 07 2019 21:28:49

Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."

Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....

19 07 2019 18:51:17

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

18 07 2019 9:52:11

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

Цель урока: обсудить вопрос важности морального выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

17 07 2019 20:36:20

Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"

Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...

16 07 2019 21:57:46

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

15 07 2019 9:11:14

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

14 07 2019 0:33:56

Семейное право

Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям. ...

13 07 2019 7:59:38

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

12 07 2019 5:41:27

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

11 07 2019 4:27:19

Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе

Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....

10 07 2019 12:22:38

«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы « Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга....

09 07 2019 7:10:30

Урок по истории по теме "Правовое государство"

Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интерактивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...

08 07 2019 11:31:23

Учебная игра "Контрнаступление под Москвой"

Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....

07 07 2019 12:24:50

Конституционное право. Основы конституционного строя России

Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия " Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....

06 07 2019 17:19:47

Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)

Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...

05 07 2019 11:39:49

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам " Основы философии" и " История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

04 07 2019 13:41:22

Повторительно-обобщающий урок "Политическая система и ее роль в жизни современного общества" (11-й класс)

Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...

03 07 2019 11:56:22

Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....

02 07 2019 1:16:53

Игра "Край, в котором я живу"

Игра по истории Ханты- Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории Х М А О, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу " Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....

01 07 2019 10:26:21

Практическая работа по теме «Древний Китай». 5-й класс

Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме « Древний Китай»....

30 06 2019 14:53:33

Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

29 06 2019 4:19:34

Наша Родина – Россия!

На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

28 06 2019 14:43:56

Урок мира

Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

27 06 2019 21:18:20

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

26 06 2019 16:55:29

Дискуссия на уроках истории

Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме « Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...

25 06 2019 10:28:59

Олимпийские игры в древности. 5-й класс

Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....

24 06 2019 5:57:41

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

23 06 2019 11:31:37

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе " Кот-ворюга". ...

22 06 2019 17:35:43

Интегрированный урок по теме "Тема раскола в литературе и искусстве"

В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....

21 06 2019 14:56:10

Информационные технологии на уроках истории

Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....

20 06 2019 20:37:53

Организация учебной деятельности на уроках истории в 5-х классах

В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....

19 06 2019 7:47:12

Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)

Деловая игра " Выборы" носит обучающий характер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...

18 06 2019 19:27:45

Урок истории России на тему "Золотой век" Екатерины II. Внутренняя политика". 7-й класс

Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычленения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....

17 06 2019 17:21:54

Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"

Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь команды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...

16 06 2019 22:56:49

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

15 06 2019 8:28:18

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

Рассмотрены причины, характер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

14 06 2019 8:39:15

Этапная игра "Средневековое общество"

Урок-обобщение по разделу « Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

13 06 2019 22:13:37

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"

Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....

12 06 2019 12:50:13

Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании учащихся

Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент. Дисциплина " История региона" введена в учебный план А К В Т как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность. На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края. На практических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды. Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....

11 06 2019 4:31:10

М.С.Горбачёв. Перестройка

Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....

10 06 2019 4:23:37

Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий

Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися П К. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...

09 06 2019 1:39:25

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

08 06 2019 2:29:43

Страны Латинской Америки на современном этапе

Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...

07 06 2019 19:16:54

Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания

Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом практического опыта автора....

06 06 2019 16:13:51

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

05 06 2019 11:30:19

Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....

04 06 2019 15:47:49

Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс

На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....

03 06 2019 18:44:52

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

02 06 2019 7:20:43

Урок "Предпринимательская деятельность"

Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....

01 06 2019 9:28:14

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме " Слово и образ Отечества" в курсе « Истоки», 6-й класс. « Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс " Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

31 05 2019 9:38:28

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

30 05 2019 22:40:57

Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков

Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....

29 05 2019 5:44:26

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

28 05 2019 21:34:33

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов "Восток – дело тонкое"

Внеклассное мероприятие " Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем " Древняя Индия" и " Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы " Древний Восток". ...

27 05 2019 19:18:36

Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"

Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....

26 05 2019 15:42:56

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

25 05 2019 19:24:43

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

24 05 2019 14:12:28

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

В игре участвуют четыре команды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в команде, проявить творческие способности. ...

23 05 2019 11:28:38

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

22 05 2019 2:47:57

Россия в первой половине XIX века

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....

21 05 2019 5:16:36

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – " Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока " Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

20 05 2019 13:13:16

Домострой – памятник русской культуры XVI века

В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....

19 05 2019 12:26:51

Государственные символы России – герб, флаг, гимн

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....

18 05 2019 20:22:26

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

17 05 2019 7:12:34

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.