Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)
– Сохранить российскую государственность, российскую культуру, российский народ и его душу – долг всех ныне живущих перед прошлым и будущим.
С. А. Проскурин, доктор политических наук.
– Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.
Н.А.Бердяев, философ первой пол. XX в.
– Педагогика должна быть духовна и воспитывать духовную общность.
Ш.А.Амонашвили, педагог-новатор.
1
. Понятие и сущность духовности.Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.
Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной тpaктовки понятия духовности.
Христианство дало мощный толчок духовности. Учение Христа заложило её основы. Первым систематизатором духовности являлся апостол Павел, который впервые сказал, что есть три части: дух, душа и плоть, соединенные в человеке вместе.
Одним из идейных источников христианства были взгляды Луция Аннея Сенеки (= 4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), римского философа, политического и государственного деятеля. Бог у него – абсолютное доброе начало, воплощение разума. Он говорил о подлинной жизни души только вне тела, от которого и происходит все зло.
Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека – в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди – часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу.
Античный философ и теолог Ориген (185 – 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека.
Тело (плоть) – низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному.
Дух — в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать закона вечной добродетели. В переводе с латинского “дух” – “дыхание”, “ветерок” и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри.
Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье.
Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует “заводить в себе духовность”, нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.
Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.
Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.
Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности.
Мы теперь имеем возможность выделить основные компоненты этого содержания.
См. <Рисунок №1>.
<Рисунок 1>
2.
Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость.Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.
Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Умаление роли науки в жизни народа ведёт к умалишённому государству.
Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности.
3. Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности.
Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Они нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета.
Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений (“Измарагд” (греч. “изумруд”, осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); “Поучение” Владимира Мономаха; “Домострой”; “Устав Благочиния, или Полицейский” Екатерины II и другие).
Нравственность – высшая цель педагогики. Любить – основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру – без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности – это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.
Воспитание нравственных качеств
личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей,
составляющих современную
общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода,
демократизм,
достоинство, честь, ответственность, совесть,
стыд, любовь, доброта, истина,
красота, экологическая культура, космическое
сознание, вера, воля, добродетель.
4. Третье начало — эстетическое.
Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к Красоте. Мы имеем огромное количество замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и писателей. Россия по этим показателям – первая в мире.
Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
5.
По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.
Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, мopaльных принципах, нормах поведения.
6.
Духовность как синтез эмоционального, нравственного и интеллектуального потенциала личности, выраженная в стремлении к активному, сознательному, творчески созидательному самовыражению, проявляется в потребности общения с искусством.
Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в пере даче человеку мopaльных ценностей.
7.
Духовное развитие личности посредством духовной культуры, искусства – приоритетное направление всей системы социального воспитания, в которой утверждаются важнейшие принципы:
- Культура – фундамент социально-экономического подъема
- Духовная жизнь законодательно защищена от
политического
манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. - Приоритет общечеловеческих интересов в
процессе освоения
духовных и нравственных ценностей. - Свобода, художественный плюрализм.
- Массовость и доступность культуры наряду с
овладением элитарными
формами искусства - Творчество и творческий подход.
8.
Духовное изменение цели педагогики.Современная вербальная, нецелостная и бездуховная педагогика обретет свое значение только тогда, когда ее целью станет постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) человеческий дух, необходимо истинное знание его природы, законов, смысла и эволюционного назначения. Следовательно, нужно изучать и преподавать науку духа, тео-космо-антропогенез, историю религий, искусств, мировых цивилизаций, культурологию, логику, этику, эстетику, пpaктическую психологию, акмеологию, валеологию и другие науки, теории и пpaктики человеческого духа, без которых абсолютный смысл жизни и педагогики не может быть осознан и пpaктически осуществлен.
9.
Каждый вид искусства, духовной культуры имеет свои особенные средства гуманистического воспитательного воздействия на личность и её духовное развитие. Исходя из имеющихся возможностей и накопленного опыта, школа № 29 использует отдельные виды духовного развития личности, стремясь в дальнейшем охватить их максимально. В течение многих лет в школе закладывался фундамент для создания системы духовно-нравственного воспитания школьников.
В зависимости от возможностей (кадровых, финансовых и др.) используются:
- уроки интегрированного погружения в тему или интегрированное преподавание, заключающееся в том, чтобы научить видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Для решения проблемы целостного восприятия учащимися хотя бы отдельной сферы культуры и науки в школе в течение 7 последних лет используются формы интегрированного преподавания “Погружение в тему”. В течение одного учебного дня события, имя, эпоха рассматриваются на 3-6 уроках различных учебных дисциплин: истории, литературы, русского языка, математики, физики, химии, музыки. Самыми яркими были “Жизнь и творчество М. В Ломоносова”, “Имена эпохи Возрождения”, “Серебряный век русской культуры”. Эти уроки учат анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Решается проблема целостного восприятия действительности. А главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества. Данное направление является неотъемлемой частью духовного развития и воспитания личности;
- классы с углубленным изучением музыки,
работающие уже более 15 лет и являющиеся центром и
опорой в работе по данному направлению в школе.
Работа в этих классах ведется по интегрированной
программе, включающей “Программу по музыке для
классов с углубленным изучением музыки”,
“Программу по истории музыки”, “Программу по
хоровому классу”, “Теории музыки” и другие
спецкурсы, обеспечивающие системный комплексный
хаpaктер воздействия на личность школьника, конечным итогом которого является формирование музыкальной культуры личности; - классные часы;
- организационно-деятельностные игры;
- коллективные творческие дела (КТД);
- школьные СМИ;
- деятельность детских организаций “Светлячок”, “Радуга”;
- участие в социально значимых проектах;
- клубная и кружковая работа по интересам детей (сфера дополнительного образования, совместно со Школой искусств № 12);
– циклическая структура воспитательных мероприятий и массовых форм воспитательной работы – это проведение общенародных и общекультурных праздников, способствующих восстановлению культурных национальных традиций (“Рождество”, “Святки”, “Масленица”, “Троица”, “Осенины”, “Праздник урожая”, “День здоровья” и т. д. В организации данных массовых форм ВР выделяются две интересные позиции: 1) превращение воспитательного мероприятия в событие школьной жизни (принцип событийности в воспитании); 2) повторение дел, признанных коллективом, рождает традиции и коллективные привычки (воспитание на традициях);
- самоуправленческая общественная деятельность учащихся;
- сфера физической культуры и спорта (участие в
Спартакиаде, соревнованиях
по легкой атлетике; работа секций; туризм, походы
и т. д.).
Главным критерием оценки социально-воспитательной технологии является ее результативность и эффективность. Под воспитательным результатом имеется в виду получение школьником, вследствие соответствующих действий педагога, позитивного социального опыта.
В 2006 году с 10 по 13 января в г. Ульяновске проходили I-е городские Рождественские образовательные чтения, в которых школа принимала активное участие и представила секцию на тему: “Духовное развитие личности средствами художественно-эстетического воспитания”. Сейчас идет работа по подготовке к участию по II-х городских Рождественских образовательных чтениях, которые состоятся в январе 2007 года.
10.
Литература сильно влияет на канал сознания. С помощью могуществаязыковых средств она передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая личностные качества ребенка, побуждая к собственному творчеству – литературному, художественному и т. д. Суть основных идей литературы:
– истина заключается в победе добра над злом, в движении к прекрасному;
– личность проповедует высшие ценности;
– высшие ценности основываются на любви, милосердии, ведущие к гармонии;
– целью искусства является постижение этих нравственных ценностей.
Учителями литературы преподаются уроки на тему “Христианские мотивы в творчестве русских писателей”. В течение учебного года в каждом классе (с 5 по 11) таких уроков от трех до десяти.
Известно, что человек живет в трех сферах: физической, социальной и духовной.
Духовная сфера задает вопросы: зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли у меня действительно та цель, которая дает смысл всей моей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины?
Когда спрашиваешь у школьников: кто из героев русской прозы 19 века входит в эту высшую, духовную сферу? Отвечают: все. Все герои русской литературы думают именно так. И Онегин, и Печорин, и Базаров, и Безухов – все они без конца мучают себя, чтобы понять свое предназначение.
Но для нас еще важнее, чтобы над этим вопросом задумались наши ученики. И мы вместе ищем ответы. И на уроках литературы учениками понимается истина: в русской литературе выстраивается особая система ценностей, а основной основ бытия человеческого становится совесть.
Вот разбудить совесть, заставить задуматься о том, как жить – разве это не воспитание духовности?
Об этом мы говорим с ребятами на уроках литературы. И обязательно напоминаем им, что нравственная традиция имеет глубочайшие корни: проповедь митрополита Иллариона “О законе и благодати”. Русский человек живет благодатью Божьей, говорит Илларион, то есть естественным, гармоничным единением человека с обществом, миром и Богом, и этот мир воспринимает душой. Именно поэтому, по словам Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
Результат:
- Выход школьной газеты “Дебют”, “Школьный Парнас”,
- участие в литературных конкурсах со своими творческими работами,
• участие в конкурсах чтецов и т.д.
11.
Театр – это синтетическое искусство, имеющее литературную основу, отражающее реальную жизнь, формирующее у ребенка нравственные и эстетические идеалы и ценностные ориентиры.
Результат:
12.
Музыка – как вид искусства имеет существенную
особенность в ярко выраженном эмоциональном
хаpaктере воздействия. Музыка не учит и тем более
не
поучает, а предлагает модели
эмоционально-чувственного восприятия
окружающего мира. Определяющий фактор в
музыкальном искусстве – его гуманистическая
направленность, присвоение личностью извечных
человеческих ценностей – любви, красоты, добра,
достоинства, жизнелюбия. Музыка – предмет и
источник духовного общения, совершенствования.
Огромна ее роль в передаче народных,
национальных ценностей и патриотических
традиций. И, наконец, весьма важная особенность
этого вида искусства – возможность эмоционально
воздействовать на человека в самом раннем
возрасте, когда воспринять живопись и книгу он
еще не может. Следует отметить, что ориентировать
ребенка на специальное музыкальное образование,
без достаточных на то оснований, нет
необходимости, так как обществу нужны не только
хорошие исполнители, но и хорошие слушатели.
Поэтому упор делается на общее
музыкально-эстетическое воспитание и развитие
детей путем взаимодействия семьи и школы.
“Хорошие родители важнее хороших педагогов”, –
говорил Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие
педагоги будут бессильны, если родители
равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию
своих детей. Именно поэтому, привлекая родителей
к участию в самых различных мероприятиях,
посвященных государственным или народным
праздникам, мы стремимся сделать родителей
единомышленниками в приобщении ребенка к
истории своего государства, народа через
искусство.
Традиционными, необычайно сплачивающими и одухотворенными стали в нашей школе Рождественские праздники с хоровыми концертами и святочными колядками. Ежегодно готовятся концертные программы, посвященные Дню Победы. В торжественных мероприятиях принимают участие до 300 школьников, педагогов, родителей, выпускников. Именно через совместное пение, исполнение лучших образцов музыкального искусства мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим. Наиболее демократичным и доступным направлением в искусстве является музыкальный фольклор, объединяющий различные виды искусства. Этот подход особенно актуален в нашей многонациональной школе, где особенно важно приобщать к духовным традициям, наследию предков разных народов.
Результат:
- Функционирование в школе профильных классов художественно-эстетического направления с 1-го по 11-й,
- концерты – творческие отчеты: Рождественский, к женскому дню 8 марта, ко Дню Победы, ко Дню учителя,
- участие в конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности,
- посещение филармонических концертов симфонического оркестра, народных инструментов и т.д. с последующим обсуждением и анализом, овладение искусством восприятия и этикой поведения в общественных местах,
- освоение игрой на музыкальных инструментах.
13.
Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам. Задачи:
- всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого,
- ориентировать учащихся на высокие нравственные
ценности, интегрировать в систему национальной и
мировой культур, способствовать в дальнейшем на
участие в духовном развитии общества, - оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.
Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Но духовность не может быть навязана извне, никто не вправе требовать от педагога того, что выше его человеческих возможностей. Но если педагог, ощущая в себе силы и призвание, готов брать на себя всю полноту ответственности за ребенка, то он не может обойти стороной огромный опыт духовности, запечатленный в Великих книгах человечества, проповедях духовных деятелей прошлого и современности. При этом следует четко осознать границы внеконфессиональной духовной педагогики, не имеющей права вступать на территорию богословия. Для светской школы довольно и признания педагогом наличия Святынь, необходимых для удержания духовного строя жизни. И тогда, в меру своих сил, педагог поможет ребенку почувствовать ту же необходимость, а духовные ценности переживать как неизбежные ступени на пути достижения глубины и целостности личности.
14.
Школа – слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это “scale”, лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А 30-я ступень – это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молитесь”. Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше.
К каждому ученику подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. В школе надо не работать, а служить. Воспитание – это питание духовной оси. Ради этой оси ребенок пришел в этот мир. Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. Опираясь на существующий опыт работы, педагогический коллектив школы стремился и будет стремиться к тому, чтобы школа была центром духовного развития и нравственного воспитания учащихся и их родителей.
Приложение 1
Приложение 2
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора". ...
18 03 2024 4:25:11
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
17 03 2024 3:20:46
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
16 03 2024 23:13:14
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
15 03 2024 0:13:55
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
14 03 2024 17:51:35
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
13 03 2024 15:31:18
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
12 03 2024 5:26:19
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
11 03 2024 7:10:39
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
10 03 2024 6:24:34
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
09 03 2024 0:46:56
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
08 03 2024 12:44:53
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
07 03 2024 9:28:39
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
06 03 2024 15:21:41
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
05 03 2024 13:27:35
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
04 03 2024 19:31:54
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
03 03 2024 11:12:27
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
02 03 2024 18:55:18
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
01 03 2024 0:47:15
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
29 02 2024 18:37:36
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...
28 02 2024 18:12:16
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
27 02 2024 13:48:34
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
26 02 2024 13:32:50
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
25 02 2024 0:15:13
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
24 02 2024 23:38:36
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
23 02 2024 12:58:53
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
22 02 2024 13:33:17
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
21 02 2024 19:51:30
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
20 02 2024 9:42:32
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
19 02 2024 18:19:20
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
18 02 2024 3:20:44
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
17 02 2024 8:28:48
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
16 02 2024 15:29:36
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
15 02 2024 15:35:24
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
14 02 2024 6:28:25
Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
13 02 2024 12:32:23
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
12 02 2024 6:26:53
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
11 02 2024 11:44:16
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
10 02 2024 11:30:33
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
09 02 2024 3:34:59
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
08 02 2024 22:12:36
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
07 02 2024 22:58:45
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
06 02 2024 18:59:22
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
05 02 2024 14:52:59
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
04 02 2024 11:38:25
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
03 02 2024 12:32:12
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
02 02 2024 10:28:49
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
01 02 2024 5:36:13
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
31 01 2024 8:34:35
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
30 01 2024 9:21:44
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
29 01 2024 4:40:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::