Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"

Цель: подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачева, который рождается в борьбе с официальной точкой зрения на вождя восстания под воздействием народного отношения к нему.
История для Пушкина – источник понимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего.
Слово учителя литературы
“Капитанская дочка” – последнее произведение
А.С.Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Помимо
этой повести Пушкин написал большую
историческую работу
Пушкинский Пугачев – человек, в душе которого
живут буйные силы: огненный темперамент,
яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая
энергия, властность, жестокость. Но облик
Пугачёва не был бы так притягателен, если бы
Пушкин не открыл в нем и художественно не
воплотил другую сторону его личности: доброту,
доверчивость, откровенность, поэтичность,
веселость.
– Зачем было Пушкину, помимо “Истории
Пугачёва”, писать и художественное
произведение?
Во-первых, он был неудовлетворен официальными
документами о восстании.
Во-вторых, отрицал Пугачёва как “прирожденного
злодея”, по мнению официальных источников.
В-третьих, живой интерес к другим источникам –
свидетельствам людей из народа, воспоминаниям
старожилов, слышавших рассказы о Пугачеве,
изменили мнение о нем самого автора, а сказать
правду о нем он мог только в художественном
произведении. Помимо высокой оценки Энергии,
таланта, неутомимости руководителей восстания
во главе с Емельяном Пугачевым, автору нужно было
дать исторический анализ восстания как
народного, в основе которого лежали непримиримые
противоречия между угнетенным народом и
господствующим классом, а также рассказать о
беспощадной классовой войне с обеих сторон.
История и литература настолько переплетены в
этом художественном произведении, что, только
изучая эти два источника, мы можем разгадать
тайну героев Пушкина.
Историческая справка к восстанию
Емельяна Пугачева.
Хаpaктеристика исторической обстановки в России
в 60 – 70-е годы XVIII века (из “Истории Пугачева”
А.С.Пушкина)
Учитель истории. Рассматривая
царствование Екатерины П как эпоху расцвета
крепостного права, мы видим, что народный гнев,
вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774
годов, был ответом на чудовищное экономическое,
правовое, мopaльное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания
крестьян. Как правило, они носили местный
хаpaктер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725
по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а
монастырские – 57 раз. Для подавления волнений
вызывались армейские полки, но регулярные части
так и не смогли ликвидировать небольшие
“партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки
только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских
выступлений. Все эти бунты, вспыхивая
повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали
гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775
гг.
Давайте попытаемся разобраться, что толкало
крестьян на бунт? И почему из сотен бунтов и
бунтовщиков в исторической памяти осталось
восстание под предводительством Пугачева?
Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
Обратимся к документу:
Положение крепостного крестьянства:
1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)
Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употрeбллять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их пoxoтят…
2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)
Когда кто не из дворян и неимеющих чинов
осмелится высочайшую ее величества особу
подачей в собственные руки челобитен утруждать:
то за первое дерзновение отсылать таковых в
работу на каторгу на месяц; за второе с
наказанием публично,отсылать туда же на год,
возвращая оных по прошествии срока на прежние
жилища;а за третье преступление с наказанием
публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с
зачетом крепостных помещикам их в рекруты.
А для повсеместного о сем сведения и исполнения
сей указ… целый месяц в каждом месте в
праздничные и воскресные дни, а по прошествии
месяца ежегодно по одному разу во время храмовых
праздников читать по всем церквам…
Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)
№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.
№ 468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.
Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”
Помещики не имели по закону права над жизнью и cмepтью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались cмepтью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся cмepтью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.
Вопросы: (после прочтения документов)
– Каково было положение крепостных крестьян?
– Какие наказания применяли помещики по
отношению к своим крестьянам?
– Соответствовали ли “преступления” и
наказания?
– О чем говорят данные о количестве и мере
наказанных помещиков?
– Какова была государственная политика в
отношении крестьян?
– Почему же возникли слухи о якобы выжившем
Петре III?
– Какие исторические факты мы находим о Емельяне
Пугачеве?
– Итак, каковы же, на ваш взгляд, причины
восстания?
Вопросы:
1. В чем причина несовпадения образа Екатерины в
повести с ее хаpaктеристикой в исторических
работах Пушкина?
2. Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
3. Все ли дворяне были сторонниками Екатерины?
Какой контраст существовал между жизнью
помещиков и жизнью крестьян?
4. Почему возникли слухи о якобы выжившем Петре III?
5. Какую историческую справку мы находим о
Емельяне Пугачёве?
6. Что отмечает Пушкин-историк в восстании?
7. Какую оценку дал Пушкин, дворянин по
происхождению, восстанию?
Слово учителя литературы: Тема сегодняшнего урока – “Пугачевское восстание и образ Пугачева.” В главах повести:
- 2 гл. “Вожатый”.
- 6 гл. “Пугачевщина”.
- 7 гл. “Приступ”.
- 8 гл. “Незваный гость”.
- 9 гл. “Разлука”.
- 11 гл. “Мятежная слобода”.
- 12 гл. “Сирота” –
дается художественный образ Пугачева. Нам необходимо на этих уроках проанализировать эти главы и прийти к выводу, в чем правда и в чем художественный вымысел?
Необычные встречи Пугачева и Гринева:
1-я встреча (гл. 2):
– Что хотел подчеркнуть Пушкин, дав 2 главе
название “Вожатый”?
– Кто встречается на постоялом дворе с
Пугачевым?
– Какой вывод мы можем сделать?
6 гл. – Как отражаются отзвуки подготовки к восстанию в Белогорской крепости?
2-я встреча (7 гл.):
– Эта глава называется “Приступ”. Конфликт дошел до высшей точки: Пугачев пошел на приступ крепости. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг против друга. Посмотрите, что происходит в каждом из враждующих лагерей?
Ответ:
1 лагерь: Комaндование крепости сделало все, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.
Учитель-историк: Пугачев большое
внимание уделял военной подготовке своих
“солдат”. В связи с этим случались курьёзы:
отставной артиллерист Иван Белобородов так
вымуштровал свои отряд, что пугачевцы приняли
его за карательную комaнду, высланную против них.
Войско Пугачева имело свою организационную
структуру. К примеру, под стенами Оренбурга
создавались казачьи, башкирские, крестьянские и
горнозаводские полки, которые делились на сотни
и десятки. Во главе этих подразделений стояли
полковники, есаулы, хорунжие. Всего войсковых
комaндиров насчитывалось до 200 человек, среди
которых было 52 казака, 38 крепостных крестьян, 35
заводских рабочих, 62 представителя различных
народов.
Повстанческая армия имела артиллерию. Что
касается иного вооружения, то казаки и солдаты
имели ружья, конница вооружена была луками и
саблями, а большинство крестьян – топорами,
вилами, рогатинами и т.п.
Для руководства повстанческой армии была
создана Военная коллегия (10 человек). По своим
функциям она была:
1. Главным штабом армии.
2. Высшей судебной инстанцией.
3. Органом снабжения войска.
2 лагерь:
– Кто привлекает наше особое внимание? (Человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке. Этот человек смел и стоек. Когда после первого выстрела пугачевцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачев один остался впереди.)
– Крепость взята. Как далее развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачева? (“Жители выходили из домов с хлебом и солью”, “раздавался колокольный звон”, “народ повалил на площадь”, “отец Герасим стоял на площади с крестом в руках…”.)
Вывод: народ с восставшими.
– Казнь капитана Миронова , Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны не может не потрясти .Это единственный эпизод, говорящий о жестокости Пугачева.
– Можно ли было обойтись в повести без него? (Нельзя. Надо было показать, что Пугачев стихиен и безудержен в жестокости, как стихийно и безудержно само восстание.)
А наш уважаемый капитан Миронов ?
– Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?
– Что хотел сказать Пушкин этими двумя жесткими эпизодами? (Пушкин хотел подчеркнуть, что и расправы с восставшими были неимоверно жестокими.)
– Что пишет постаревший Гринев о русском бунте? (“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”)
3 встреча Пугачева и Гринева происходит в 8 главе “Незваный гость”. Образ Пугачева опять выступает в поэтическом ореоле.
– В каком мopaльном состоянии духа находились наши герои и как поменялось их настроение в конце встречи?
Составление таблицы
Пугачев |
Гринев |
+ 10 казачьих старшин, “разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами” | Он в отчаянии: 1. Казнь товарищей |
Лицо у Пугачева то же, которое он увидел в памятную вьюжную ночь. | 2. Его предcмepтный ужас |
Это уже не пьяное сборище, а военный совет: пугачевцы совещались, анализировали последние бои, строили планы о будущих действиях. | 3. Чудесное спасение 4. Волнение о судьбе Маши |
Все свободно оспаривали мнение Пугачева. | 5. Неопределенность собственного положения |
Звучит песня (выразительно читает ученик).
– Какое действие произвела эта песня на Гринёва? (Теперь Гринёв видит не “красные рожи”, а “грозные лица”, слышит “стройные голоса”. Теперь ужас потрясает Гринева.)
– Где источник этого потрясения? (В том, что он понимает: пугачевцы поют о судьбе, ведь судьба добра-молодца – их судьба).
Учитель: Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, обреченных виселице. Так как же поменялось настроение героев в конце встречи? (Пугачев по-прежнему симпатизирует Гриневу, а настроение меняется у Гринева.)
– Пугачев остается вдвоем с Гриневым и пытается убедить того, что перед ним Петр III. Как язык Пугачева выдает в нем мужика?
Пугачев |
Гринев |
“Принял на себя вид важный и таинственный”, старается говорить важно, но проскальзывают слова: “старый хрыч”. | Гриневу стало смешно: Пугачев не убедил его, что он царь и на вопрос Пугачева, верит ли он, что перед ним царь, честно отвечает, что нет. |
Гринева назвал “ваше благородие”, а
потом спохватывается, пытается говорить, как ему
кажется, говорят цари: “Я помиловал тебя… я тебя
пожалую…” Но проскальзывают просторечия: “Я , чаю, небос овчинку показалось”. “А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга”, “Я сразу узнал старого хрыча”. |
Пугачев предлагает послужить ему
верой и правдой. Гринев отказывается. Пугачев хочет взять с Гринева обещание “по крайней мере против него не служить”. Гринев и на этот раз отказывается. Гринев логическими рассуждениями, не теряя присутствия духа, убеждает Пугачева понять его. |
Раз Гринев не верит ему, то он сбрасывает личину царя и предстает простым человеком, человеком из народа: говорит народным языком, много пословиц и поговорок: “Разве не удачи удалому?”, “Кто не поп, тот батька”. |
Вывод: (учитель) Народные пословицы
утверждают его уверенность в себе, в своей удали,
удачливости, в соих возможностях стать
“батькой”, т.е. возглавить восстание.
Пугачев настроен мирно, у Гринева тоже прошел
запал назвать Пугачева вором и самозванцем вслед
за своими погибшими товарищами.
Пугачев до конца проявляет доброту и
великодушие, он платит добром за добро.
Гринев, оставаясь верным своим принципам,
пытается найти человеческие струнки в душе
Пугачева:”Рассуди, могу ли я признать в тебе
государя? Ты человек смышленый”
Мы видим, как чувство благодарности к Гриневу за
его щедрость – глава “Вожатый”– переросло в
привязанность и глубокое доверие к нему.
Гринев же во всех тяжелых жизненных
обстоятельствах сохранял доброту и
благородство. Благородство его поведения
заключалось в прямоте, смелости и честности.
Добр и сердечен был Пугачев к Гриневу. Гринев, в
свою очередь, тоже полюбил Пугачева. Из каких
поступков героя мы видим это? (В 12 главе Гринев
“долго смотрел на белую степь, по которой
неслась его тройка”. Слов мало, но за ними мы
чувствуем взволнованность молодого человека.)
– Когда же восстание было подавлено, Гринев издалека едет в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед казнью. Для капитана Миронова, Ивана Игнатьевича Пугачев безоговорочно – враг. На долю же Гринева выпало остаться жить, испытать доброту и ласку врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Какой же вывод мы делаем? (Значит мужество людей может проявляться по-разному и в разных обстоятельствах. Главное – быть верным своим принципам и себе, сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство.)
ХI глава – “Мятежная слобода”
Главное действующее лицо – Пугачев. Он представлен в 2 планах:
1. В своем дворце в окружении старшин.
2. В откровенной задушевной беседе с Гриневым.
– Почему этот смешной игрушечный дворец производил впечатление на тех, кто пошел за Пугачевым? (Народу он казался настоящим. Для крестьян нет ничего удивительного, что во “дворце” в приемной “рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками”. Зато стены оклеены золотой бумагой – это кажется признаком роскоши.)
– Возникает проблемная ситуация: как быть Гриневу, как действовать? Отказав Пугачеву во всех его просьбах, просить его еще раз и тем самым нарущить воинскую дисциплину, воинский долг или нарушить другой долг – верности, преданности любимой дeвyшке?
– Почему эта просьба могла иметь для Гринева печальные последствия? (Во-первых, Гринев обращался к Пугачеву со вторичной просьбой, а это означало злоупотрeбллять милость Пугачева. Во-вторых, просить за дочь повешенного коменданта, которая находилась в руках Швабрина, было вдвойне опасно: надо было лгать, выдавая Машу за племянницу попадьи. Для правдивого Гринева это было тяжело, да и обман мог открыться: взбешенный Швабрин был способен все рассказать предводителю восстания. В-третьих. Встреча Гринева и Пугачева на этот раз происходила при свидетелях: на него подозрительно смотрели Белобородов и Хлопуша, немедленно заключившие, что Гринев, приехавший из осажденного Оренбурга, подослан оттуда как шпион. Кроме того, Белобородов и Хлопуша видят, что Гринев, разговаривая с Пугачевым, не величает его государем, и это также могло вызвать их возмущение.)
– Как Пугачев отнесся к просьбе Гринева? (Он отзывчиво и весело спросил Гринева о его невесте.)
– А как в Оренбурге генерал Р. Отнесся к беспокойству Гринева о Маше? (Без всякого внимания, хотя знал, что любимая им дeвyшка – дочь капитана Миронова, погибшего cмepтью храбрых.)
– Это противопоставление у Пушкина не случайно. Что хочет подчеркнуть этим автор? Какое слово в просьбе Гринева особенно резануло Пугачева и задело его? (“Кто из моих людей смеет обижать сироту?”. Глубоко нравственное народное представление о том, что обижать сирот преступно, что это – великий грех, живо в душе представителя восстания.)
– Теперь внимательно рассмотрим облик ближайших соратников Пугачева. Кто они – Белобородов и Хлопуша? (Гринев, говоря о Хлопуше,так описыавет его внешность: “Был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу придавали его широкому рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе и в казацких шароварах”.)
– Что во внешности Хлопуши так поразило Гринева, почему ему кажется, что он ввек его не забудет? (“Сверкающие глаза” в сочетании с обезображенным пыткой лицом – “нос без ноздрей”, “красноватые пятна на лбу”– говорят о несгибаемой силе этого человека.)
– Прислушаемся к словам Хлопуши, сказанным им Белобородову: “Я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором”. Каким мы видим Хлопушу? (Живым героем народной песни, беспощадным мстителем.)
– А Белобородов? (Полная противоположность Хлопуше и по внешности, и по складу натуры. Хлопуша – воплощение размаха восстания, сродни Пугачеву (недаром его любимец). Белобородов – маленький сухой старик, деловитый, с холодным рассудком, подозрительный, полный жестокой ненависти к классовым врагам.)
– Перебранка старшин по поводу шпионства Гринева кончается замечательными по своему содержанию словами Пугачева:”Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной: беда, если наши кобели меж собою перегрызутся.”. Что хотел сказать этой фразой Пугачев? (Пугачев не вмешивается в пререкания своих соратников по вопросу, не имеющему принципиального значения, он прекращает спор фразой грубоватой, мужицкой, но полной глубокого значения:Пугачев выше этих людей, дальше видит, глубже понимает, как важно единство и согласие в его штабе. В штабе Пугачева были разные люди, и его слова оказались пророческими, хотя и не Белобородов, и не Хлопуша погубили Пугачева – они погибли раньше своего предводителя.)
– А что история говорит о соратниках Пугачева? (Афанасий Тимофеевич Соколов (Хлопуша) по происхождению крестьянин Тверской губернии. За лихую жизнь попал на каторгу, дважды бежал и к началу осады Оренбурга находился в заключении в крепости. Губернатору Оренбурга Рейнсдорпу пришла в голову “счастливая” мысль: заслать Хлопушу в стан врага и возмутить казаков на бунт против Пугачева, а самозванца схватить и привести к губернатору. Прибыв в стан Пугачева, он передал все указы Рейнсдорпа самому атаману и стал его верным сподвижником. Салават Юлаев – башкирец, перешедший на сторону Пугачева. Иван Зарубин – Чика, казак, комaндовавший повстанческой армией и получивший титул графа Чернышева.)
Вывод на экране:
Взаимоотношения вождя восстания с ближайшими соратниками 1. Пугачев не был самовластен, он ничего
не предпринимал без согласия своих старшин, они
же часто действовали без его ведома, а иногда и
вопреки его воле. |
Слово учителя:
– Постараемся представить себе зимнее
утро, несущуюся тройку лошадей, звон
колокольчика, дремлющего Савельича и
погрузившихся в думы путников – Гринева и
Пугачева, “таинственно связанных между собой”.
Найдем в тексте слова (гл. 12) “Вдруг Пугачев
прервал мои размышления…” – прервал потому, что
они с Гриневым уже “старые знакомые”, кроме
того, Пугачев полюбил Гринева, и ему хотелось побеседовать
с ним по душам. Трезво ли оценивает положение
вещей Пугачев? Что отвечает он на вопрос
Гринева: “А ты полагаешь идти на Москву?” (Вопрос
отрезвил Пугачева, заставил задуматься. И мы
слышим приглушенную, полную совсем других
интонаций фразу:”Улица моя тесна; воли мне мало,
Ребята мои умничают, Они воры. Мне должно держать
ухо востро; при первой неудаче они свою шею
выкупят моею головою”.)
– Почему Пугачев доверяет Гриневу тайну? Как реагирует Гринев на откровенное признание Пугачева? (“Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию Государыни?”)
– Гринев дает Пугачеву “благоразумный”, с его точки зрения, совет??? (Гринев хочет добра Пугачеву, хочет спасти его, но совет этот наивен. Гринев не понимает, что восстание, которое возглавил Пугачев, – дело всей его жизни, что он во власти стихии, за ним идут массы людей. Полные надежд.Совет Гринева “отстать от них” свидетельствует о том, что он рассматривает грандиозное народное восстание как разбойничий налет и наивно запугивает Пугачева расправой с ним.)
Анализ сказки об орле и вороне.
– Как понял сказку Гринев? О чем говорит оценка его “затейлива”? (“Затейлива” – значит забавна, интересна, любопытна. Он понял и то, что Пугачев сравнивает себя с орлом.Но Гринев отнимает у Пугачева орлиное начало: Гринев не хочет видеть в Пугачеве орла: “…жить убийством и разбоем – значит по мне клевать мертвечину”,– возражает от Пугачеву.)
– А Пушкин кем видит Пугачева? (по эпиграфу) (Пушкин, сравнивая Пугачева со львом, видит в нем сильную, могучую личность, которой свойственны неожиданные душевные порывы и страсти: и жестокость, и доброта, и “ласковость”. В ответе же Гринева нет ни истинного понимания происходящих событий, ни объективной оценки личности Пугачева. В словах Гринева – ограниченность человека, который не может подняться над своими сословными представлениями, а Пушкин – смог!)
12-я глава. Чтение сцены прощания.
– Каким предстает Пугачев в эти последние минуты встречи с Гриневым? (Горькая усмешка, грозный взгляд в сторону Швабрина: “устремил огненные свои глаза”, “лицо омрачилось” – в сторону Гринева. Вывод: необыкновенно богатый внутренний мир.)
– Так каким же мы видим Пугачева в повести и согласна ли официальная наука история с А.С.Пушкиным?
Приложение
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
27 02 2021 10:45:44

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
26 02 2021 4:14:36

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
25 02 2021 8:42:27
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
24 02 2021 14:45:12
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
23 02 2021 1:51:41
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
22 02 2021 18:19:39
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
21 02 2021 20:48:36
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
20 02 2021 16:25:11
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным.
...
19 02 2021 3:32:14
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
18 02 2021 20:49:15
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
...
17 02 2021 10:34:37
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
16 02 2021 19:16:53
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов.
...
15 02 2021 17:15:40
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
14 02 2021 21:50:26
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
13 02 2021 1:20:56
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
12 02 2021 13:43:28
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
11 02 2021 12:36:17
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
10 02 2021 17:41:18
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
09 02 2021 21:31:23
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
08 02 2021 4:42:30
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
07 02 2021 15:40:24
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
06 02 2021 23:28:15
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
05 02 2021 21:19:58
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
04 02 2021 6:34:26
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
03 02 2021 2:22:44
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
02 02 2021 9:39:10
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
01 02 2021 6:26:28
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
31 01 2021 2:11:49
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
30 01 2021 1:55:12
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
29 01 2021 4:13:24
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
28 01 2021 11:40:29
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
27 01 2021 11:50:17
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
26 01 2021 23:11:59
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
25 01 2021 22:10:54
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
24 01 2021 23:41:47
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
23 01 2021 6:11:29
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
22 01 2021 16:28:14
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
21 01 2021 14:38:31
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
20 01 2021 16:57:50
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
19 01 2021 19:53:46
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
18 01 2021 18:14:30
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
17 01 2021 9:50:21
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
16 01 2021 1:25:39
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
15 01 2021 3:49:19
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
14 01 2021 7:50:55
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
13 01 2021 0:41:11
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
12 01 2021 1:29:39
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
11 01 2021 12:20:52
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
10 01 2021 15:39:47
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
09 01 2021 21:27:31
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
08 01 2021 11:29:21
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
07 01 2021 6:15:50
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
06 01 2021 4:59:29
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
05 01 2021 15:44:58
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
04 01 2021 6:52:49
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
03 01 2021 12:26:21
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
02 01 2021 2:10:19
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
01 01 2021 21:15:40
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
31 12 2020 11:58:19

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
30 12 2020 9:36:15
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
29 12 2020 6:40:28
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
28 12 2020 2:49:24
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
27 12 2020 13:57:32
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
26 12 2020 1:16:14
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
25 12 2020 13:21:17
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
24 12 2020 3:14:28
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
23 12 2020 13:52:28
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
22 12 2020 17:44:59
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
21 12 2020 16:41:19
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
20 12 2020 11:55:20
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
19 12 2020 11:36:56
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
18 12 2020 16:43:44

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
17 12 2020 17:32:42
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
16 12 2020 4:33:39
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
15 12 2020 17:32:42
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
14 12 2020 4:10:29
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
13 12 2020 0:21:20
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
12 12 2020 14:14:23
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
11 12 2020 15:15:15
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
10 12 2020 11:16:41
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
09 12 2020 8:32:45
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
08 12 2020 5:49:12
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
07 12 2020 1:29:21

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
06 12 2020 0:25:56
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
05 12 2020 3:24:47
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
04 12 2020 18:35:16
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
03 12 2020 15:17:13
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
02 12 2020 15:10:46
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
01 12 2020 21:54:27
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
30 11 2020 6:53:53
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
29 11 2020 13:39:49
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
28 11 2020 3:57:23
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
27 11 2020 5:25:38
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
26 11 2020 15:24:47
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
25 11 2020 3:11:57
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
24 11 2020 16:41:51
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
23 11 2020 20:41:49
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
22 11 2020 5:55:29
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
21 11 2020 3:48:41
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
20 11 2020 7:15:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::