Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"


    Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Примерно за неделю до занятия учитель предлагает школьникам прочитать текст “Сказания о житии Александра Невского” (Древнерусская литература: Книга для чтения. М: Школа – Пресс, 1993. С. 137-147) и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Как описываются в “Сказании… правители “Западной земли” и монгольский хан?
  2. Почему ордынский хан именуется царем? Как воспринимался в XIII веке на Руси титул “царь”, как он соотносился с привычным обозначением русских правителей – князей?
  3. Какие заслуги Александра Невского кажутся автору “Сказания…” наиболее значительными?
  4. Чем объяснить неодобрительное отношение автора “Сказания…” к послам папы римского, к их словам? Было ли, на ваш взгляд, подобное отношение хаpaктерно для жителей Руси в XIII веке? Было ли оно возможно в Киевском государстве при Ярославе Мудром?
  5. Как описано в “Сказании…” разорение Суздальской земли воеводой Неврюем? Можно ли из текста жития понять, какова была роль Александра Невского в этих событиях?

Это относительно простые вопросы помогают школьникам составить общее представление об информативности текста, о его жанровых способностях, о задачах, решавшихся автором “Сказания…”, о тенденциозности, проявившейся в суждениях о событиях. (Тенденциозность в данном случае понимается не как безусловно негативное свойство произведения, а как непременный атрибут любого суждения, любой концепции.)

Чтобы лучше понять мировосприятие автора “Сказания…”, его взгляд на описываемые события, а также оценить достоверность и информативность источника, учитель предлагает школьникам такие задания:

  1. Создал ли автор “Сказания…” цельный образ Александра Невского? Стремился ли автор к реалистическому описанию событий. Можно ли обнаружить в произведении признаки необъективного изображения исторических персонажей и их деяний?
  2. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: “Автор произведения занимает последовательно антизападную, антикатолическую позицию”.
  3. Присутствуют ли противоречия:
    1. В предлагаемых автором “Сказания…” оценках кн. Александра и его свершений.
    2. В отношении автора к “царю Батыю” и его соплеменникам? Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о неоднозначности восприятия автором “Сказания…” отношений Орды и Руси? Если да, то чем можно объяснить подобную неоднозначность?
  4. Подумайте, в каком случае мы сумеем извлечь из текста
  5. “Сказания…” больше сведений:
    1. Если мы будем рассматривать это житие как источник информации о политических и военных событиях на Руси в середине XIII века.
    2. Если мы попытаемся на основании текста оценить особенности мировосприятия людей того времени.

Что дает текст “Сказания…” для решения каждой из этих задач?

Нетрудно заметить, что некоторые из приведенных выше вопросов и заданий в какой-то мере дублируют друг друга, подводят школьников в сходным выводам. Поэтому учитель может ограничиться, допустим, 3-4 заданиями. Какие-то из них могут быть предложены не заранее, а непосредственно на уроке.

Наиболее подготовленным школьникам можно поручить и более сложную работу, предполагающую сопоставление разных текстов. Такая работа может осуществляться индивидуально или небольшими группами (2-3 ученика). Уместным может оказаться, например, сопоставление “Сказания…” с иными доступными источниками сведений об Александре Невском и его времени (в том числе с текстом пособий, используемых на уроках в старших классах или изучавшихся ранее). Возможно и такие задания:

  1. Сопоставить описание событий в “Истории России с древнейших времен” С. М. Соловьева (3-я глава 3-го тома) и в “Сказании…”. Подумать, какой из 2-х текстов содержит более объективную информацию, кому следует больше доверять – младшему современнику князя Александра или жившему через 500 лет историку. Подготовить к урожаю краткий рассказ “Александр Невский в описании С. М. Соловьева”.
  2. Сопоставить описание ордынцев в “Сказании…” и в “Повести о разорении Рязани Батыем” (Древнерусская литература. С. 148-162).

Чем можно объяснить различия в изображении ордынских завоевателей:

  • Личными пристрастиями авторов
  • Жанровыми особенностями произведений
  • Противоречивым хаpaктером взаимоотношений Руси и Орды, русских князей и ордынских ханов?

В ходе работы над подобными заданиями ученикам, скорее всего, понадобится помощь учителя. Поэтому следует предусмотреть проведение 1-2-х консультаций для них.

Сам урок “XIII век: Русь, Запад и Восток” можно построить по-разному. Наиболее простой вариант – начать занятие с краткого обзора событий, затем выслушать ответы учеников на обдуманные дома вопросы, предложить несколько дополнительных заданий по тексту “Сказания…” и при участии школьников сформулировать выводы.

Возможна, однако, и иная, не столь очевидная структура занятия.

Вариант плана урока.

  1. Между Западом и Востоком (обзорный рассказ учителя с элементами беседы и постановка проблем).
  2. Александр Невский и Даниил Галицкий: цели и средства политики (рассказ учителя, работа с источником).
  3. Александр Невский и Михаил Черниговский: святые князья в Золотой Орде (рассказ учителя, работа с источником).
  4. Александр Невский в оценках современников и историков (ученические сообщения, работа с источником).
  5. Выбор XIII столетия: обстоятельства. Причины и последствия (подведение итогов урока).

В начале занятия учитель напоминает школьникам о положении, в котором оказалась Русь к середине XIII века. При этом важно подчеркнуть следующие особенности тогдашней политической и культурной ситуации:

  • Раздробление Киевской Руси, упадок Киева и возникновение новых политических центров.
  • Различия в историческом развитии Галицко-Волынской,
  • Владимиро-Суздальской и Новгородской земли.
  • Ослабление связей с Константинополем после захвата города крестоносцами и образования Латинской империи.
  • Католическая экспансия в Восточной Европе.
  • Утрата бытовавших в киевские времена представлений о единстве христианского мира (восприятие Западной Европы в Галицко-Волынском княжестве, в Новгороде, в Северо – Восточной Руси).
  • Взаимоотношения со Степью (союз с половцами).
  • Батыево нашествие и его влияние на различные центры русской государственности и культуры.

Подобный повторительный обзор можно построить в форме беседы со школьниками (или рассказа прерываемого вопросами к классу).

Учитель выделяет основные проблемы, которые предстоит проанализировать на уроке:

  • Русь и католический мир: противостояние и взаимодействие
  • Русь и Орда; вражда и сотрудничество
  • События XIII столетия и истоки формирования нового этнополитического самосознания обитателей русских земель.

Рассказывая о событиях XIII века, об особенностях развития различных регионов некогда единого Киевского государства, а также сравнивая внешнеполитические ориентации А. Невского и Даниила Галицкого (второй пункт плана урока). Учитель может использовать материал пособия для абитуриентов: Головатенко А. История России: спopные проблемы. М. Школа – Пресс, 1993. Текст 5-й главы).

Рассказывая о 2-х вариантах взаимоотношений русский князей с Ордой и Западом, о политике А. Невского и Даниила Романовича, учитель обращает внимание школьников на следующие факты. Князь Даниил в течение нескольких лет после разорения его владений монголо – татарами сохранял независимость от Золотой Орды. В 1250 году Галицкому князю пришлось, однако, отправиться к Батыю с изъявлением покорности. Тем не менее, и после этого Даниил пытался организовать сопротивление ордынцам. Союзников правитель Галича искал в основном на Западе, в католических странах.

Даниилу Романовичу удалось заручиться поддержкой римского папы Иннокентия III, который призвал христиан Богемии, Моравии, Сербии, Померании и Прибалтики к крестовому походу против Золотой Орды. В 1254 году Даниил получил от папы титул короля. Дружественные отношения с римской Церковью основывались на общих интересах (страх перед новым монголо-татарским нашествием в 1250-е годы был достаточно силен на восточных окраинах католической Европы).

Совместный крестовый поход католиков и православных, однако, не состоялся. После этого Даниил решил действовать самостоятельно. В 1257-1259 гг. он одержал несколько побед над ханским баскаком Куремсой, который управлял Приднепровьем. Правда, в 1260 году Галицко-Волынская земля была разорена другим, более сильным татарским войском. Князьям Юго-Западной Руси во второй половине XIII века пришлось признать свою зависимость от Орды, платить ханам дань и посылать своих воинов для участия в военных экспедициях татар. И все же князья Юго-Западной Руси сохранили после Батыева нашествия большую самостоятельность, чем правители Владимира, Рязани и Новгорода.

Князь А. Невский считал своими главными врагами отнюдь не ордынцев, а латинян- шведов и ливонских рыцарей. В отличие от Даниила Романовича Александр Ярославич охотно пользовался теми преимуществами, которые сулил союз с Ордой.

Сформулировав этот тезис, учитель предлагает школьникам найти в тексте “Сказания…” факты. Свидетельствующие о том, что в сознании князя Александра (и автора его жития) именно латиняне выступают в качестве основных противников Руси.

Далее уместно обратиться к проверке домашнего задания. Школьники предлагают свои варианты ответов на сформулированные выше вопросы 1, 2, 3, 4, а также обсуждают задание

2 (об антизападной ориентации автора “Сказания…”). Другой вариант изучения 2-го пункта плана урока основывается на сопоставлении 2-х эпизодов политической биографии князя Александра и Даниила. Сначала учитель кратко хаpaктеризует деятельность Галицкого правителя и рассказывает о его отношениях с Римом. О том, как папские легаты короновали русского князя. После этого школьники анализируют следующий отрывок из “Сказания…”

“…Однажды пришли к нему (Александру) послы от папы из великого Рима с такими словами: “Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный славный и земля твоя велика. Поэтому и прислали к тебе из 12-ти кардиналов 2-х умнейших – Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты их речи о законе Божьем”. Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: “От Адама, до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до cмepти Давида-царя. От начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождения, от рождения Христова и до распятия Его и вознесения на небеса и до царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем”. Они же возвратились восвояси”.

Школьникам предлагается сопоставить отношение 2-х князей к католическому миру и высказать свои соображения о причинах различий. (В этом случае учитель не задает тех вопросов, ответы на которые ученики обдумывали дома. Результаты домашней работы становятся исходным пунктом для выполнения нового, заранее не сформулированного задания).

Сопоставляя действия Александра и Даниила, учитель и школьники обращали внимание в основном на политический смысл этих действий. Теперь речь пойдет о нравственном значении 2-х вариантов поведения русских князей, в равной степени прославленных Церковью, - Александра Невского и Михаила Черниговского.

Учитель говорит о том, что князья были убиты в Орде кн. Михаил Всеволодович и его боярин Федор (1246), отказавшиеся воздавать хану традиционные почести в духе языческого идолопоклонства. Уместно воспроизвести слова Михаила: “Я готов поклониться царю: ему вручил Бог судьбу царств земных, но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются (языческие) жрецы.…Не погублю души моей, прочь, слава мира сего тленного, не хочу ее” (цит. По: Толстой М. В. История Русской церкви. Спасо-Преображенский. Валаамский монастырь, 1991. С. 112).

После этого ученики предлагают свои варианты ответов на 2-й вопрос домашнего задания

(о восприятии титула “царь” на Руси и смысле признания этого титула за ханами Золотой Орды). Обсуждение этой проблемы позволяет школьникам понять, как на Руси в XIII веке относились к чужеземным правителям. Вероятно, учителю следует пояснить, что в киевские времена царями именовали византийских императоров, что было признанием их более высокого (по сравнению с русскими князьями) положения в иерархии властителей. При этом титул “царь” имел религиозный смысл, так как константинопольские правители обладали признанным во всем православном мире правом участвовать в делах Церкви.

После крестового похода 1204 года царей в Константинополе не стало. В результате монголо – татарского завоевания сложившиеся ранее представления о царской власти, стоящей над княжеской, были перенесены на золотоордынских ханов, несмотря на то, что те не были православными государями. Двусмысленность такой ситуации болезненно преломлялись в религиозном сознании обитателей Руси, которое было склонно и восхищаться мученическим подвигом Михаила Черниговского, и оправдывать компромиссы, на которые шли почти все русские князья того времени, в том числе и Александр Невский.

Учитель обращает внимание школьников на то, что автор “Сказания…” довольно невнятно, скороговоркой и с явными отступлениями от исторической правды, сообщает о вынужденном сотрудничестве Александра Ярославича с иноверными правителями (“Решил князь Александр пойти к царю в Орду. И благословил го епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился. Сказали, что нет князя, подобного ему”. Почтив же его достойно, он отпустил Александра”). Важно отметить, что церковное признания заслуг и Михаила, и Александра весьма хаpaктерно для православной традиции, в пределах которой всегда существовали различные представления о соотношении христианского идеала и пpaктической целесообразности. (Вопрос о мере компромисса был актуален уже для Владимира Крестителя, пытавшегося строить свои отношения с подданными на основе христианской любви и прощения. Впоследствии сходные проблемы не раз оказывались средоточием общественной жизни – как, например, в годы полемики иосифлян с нестяжателями или в XVII столетии.) При наличии времени после сравнения 2-х святых князей учитель просит сформулировать ответ на 5-ий из заранее предложенных вопросов. Обобщая высказывания учеников, преподаватель говорит о том, что Александру Невскому не были чужды многие пороки, присущие большинству правителей той эпохи. Изгнание Андрея Ярославича при поддержке Неврюевской конницы – один из эпизодов жестокой борьбы за власть. В которой русские князья XIII столетия не стеснялись в средствах.

Далее классу предлагается найти в тексте “Сказания…” эпизоды, явно не соответствующие нашим представлениям о святом правителе. Автор жития довольно бесхитростно оправдывает жестокости, вершившиеся князем Александром и его воинами. Весьма показательно, что писатель XIII века не считает возможным просто умолчать о не красящих А. Невского деяниях. Во многом это объясняется своеобразием восприятия христианских ценностей в средние века – своеобразием, породившим крестовые походы и восторженные описания ратных подвигов. Подобно тому, как западные хронисты искренне прославляли воителей, изничтоживших несметное количество неверных. Их русский современник считает вполне богоугодным

делом войну против инославных или язычников. Эту мысль стоит проиллюстрировать таким обрывком из “Сказания…”

“В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его”.

XIII век, как и любая другая эпоха, нуждается не только в высоких примерах бескомпромиссного служению идеалу (явленных в проповеди Франциска Ассизского или в мученическом подвиге Михаила Черниговского), но и в попытках примерить этот идеал с безрадостной действительностью. Подобные попытки определили весьма многое в деяниях А. Невского.

Сформулировав этот вывод, учитель может перейти к следующему пункту плана. Разговор о личности А. Невского строится на основе заранее подготовленных ученических Сообщений и выполненных дома заданий. После того как кто-либо из школьников расскажет о А. Невском в изображении С. М. Соловьёва, класс сопоставляет житийный портрет победителя шведов и немцев с оценками , предложенными этим историком. Далее – в развитии темы о неоднозначности восприятия на Руси ордынского владычества – обсуждается другое задание, выполненное дома одним учеником или группой (сопоставление “Сказания…” с “Повестью о разорении Рязани Батыем”). После этого уместно уделить внимание заданиям 1, 3, 4 (из числа заранее предлагавшихся всему классу). Если время для подобной работы не хватает, можно ограничиться 4-ым заданием. Обсуждение вопроса об информативной ценности “Сказания…” логически вытекает из сопоставления 2-х памятников древнерусской словесности и готовит школьников к восприятию заключительной части урока.

Возможна форма подведения итогов – беседа с классом. Учитель говорит о том, что в мировосприятии русских людей во времена Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха. В XIII веке взаимное культурное и религиозное отчуждение западной и восточной частей христианского мира становиться фактором массового сознания. Крестоносцы обрушивают удары на Византию и на крещенные славянские народы, искренне пологая это богоугодным делом. На Руси же как раз в это время зреет убеждение, что “латинщики хуже татар”, и князь, более других способствовавший посрамлению католических рыцарей, воспринимается как воитель за веру. Трагические обстоятельства середины столетия, приведшие к покорению Руси ордынцами, к ее политической и культурной изоляции, усугубил раскол христианского мира. Стремление к общехристианской солидарности, заметное в политике Даниила Галицкого, не было понято в большинстве русских земель. Данники Золотой Орды и их потомки постепенно приучились с подозрением воспринимать все исходящее с Запада и противопоставлять Святую Русь остальному миру. Эта привычка не всегда безраздельно господствовала в религиозном (а позднее и в национальном) сознании великороссов, но глубоко укоренилась в нем. В последующие столетия отечественной истории она во многом определяла и действия правителей и поведения народных масс.

Завершая урок подобным выводом, учитель предлагает школьникам дома подумать над вопросами: было ли Батыево нашествие основной причиной культурной изоляции Руси? Была ли эта изоляция абсолютной или контакты с иноземцами все же продолжались и в века ордынского владычества? Следующее занятие можно посвятить сравнительному анализу умонастроений, проявившихся в “Сказании…” и в “Задонщине”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 8:55:38

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 12:30:50

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 1:22:51

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 10:22:57

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 8:55:27

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 11:37:57

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 3:46:22

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 14:26:49

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 11:10:58

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 2:30:26

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 0:36:17

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 19:38:31

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 9:59:59

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 8:26:56

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 11:27:31

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 13:50:38

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 13:42:44

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 5:18:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 0:36:45

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 3:25:10

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 22:15:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 7:10:34

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 2:39:26

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 8:58:22

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 3:28:16

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 21:58:41

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 19:44:57

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 19:16:49

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 12:42:56

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 4:31:39

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 4:21:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 7:44:12

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 3:10:22

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 5:57:11

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 4:47:53

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 3:20:21

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 16:21:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 4:33:31

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 14:49:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 13:43:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 17:35:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 7:13:23

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 18:10:45

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 13:42:30

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 6:41:10

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 1:18:26

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 16:46:33

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 5:33:20

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 10:39:18

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 18:43:33

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::