Историческая игра "В мире прекрасного" для учащихся 7-х классов

Цель: познакомить учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показать их значение.
Задачи: воспитывать бережное отношение к памятникам культуры, развивать навыки описания памятников архитектуры и искусства, развивать умения у учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства.
Форма - урок-игра.
Список литературы:
- Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. М., 1963.
- Вернова В. Петергроф. Большой дворец. СПб., 2004.
- Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1989.
- Державин Г.Р. Стихотворения. М., 1983.
- Заболоцкий Н. Избранное. Уфа, 1975.
- Полонский Я. Стихотворения и поэмы. М., 1986.
- Прреображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1998.
- Энциклопедия русской живописи /Под. Ред. Т.В. Калашниковой. М., 2002.
Оборудование: Иллюстрации (Дом Пашкова, Голицынская больница, Зимний дворец, Большой дворец Петергрофе, Дом благородного собрания в Москве), репродуции картин (портрет А.П. Струйской, М.И. Лопухиной, Екатерины II).
Класс делится на три комaнды. В каждой комaнде по 8 человек. Каждая комaнда придумывает свое название и эмблему заранее. Список литературы был предоставлен участникам за месяц до начала игры. Игра состоит из 5 конкурсов. Игру ведет учитель. Работу-игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя истории и МХК.
Эпиграф к игре:
“В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок”.
Вольтер.
Достижения зодчих и живописцев России стали достоянием мировой художественной культуры. В России в XVIII в. закладываются новые традиции архитектуры и живописи, на которых будут воспитываться следующие поколения мастеров искусства.
Перед началом первого конкурса комaнды представляются.
I Конкурс. “Блиц-опрос”.
Каждой комaнде задается 5 вопросов, за правильный ответ - 2 балла. Если комaнда затрудняется ответить на вопрос, то вопрос передается другой комaнде - 1 балл.
Вопросы для первой комaнды:
- Как назывался альманах, который был украшен гравюрами Галактионова? (“Новоселье).
- Назовите фамилию художника, который стремился выявить все то, что возвышает человека: не чины, не титулы, не богатство, но ум, душевное благородство, доброту, изящество, мужественность и другие достойные качества. (Д.Г. Левицкий).
- Кисти этого художника принадлежат портреты А.П. Струйской, А.И. Воронцова и Екатерины II. (Ф.С. Рокотов).
- Крепостной графа П.Б. Шереметева писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. (И.П. Аргунов).
- Искусство этого архитектурного стиля хаpaктеризует грандиозность, пышность, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритмов, света и тени, материалов и фактур. (Барокко).
Вопросы для второй комaнды:
- Мечтал создать в Царском Селе своего рода Версаль, Елизавета Петровна предоставила этому человеку полную свободу творчества. Из воды, деревьев, мрамора и камня архитектор сотворил настоящую оду XVIII веку. (Бартоломео Францеско Растрелли).
- Сын небогатого церковнослужителя, члeн французской и итальянской академии художеств. (В.И. Баженов).
- Изящный дом, богатого заводовладельца расположенный напротив Кремля. (Дом Пашкова).
- Круглая надстройка на здание с эффектными колоннами. (Ротонда).
- Стиль, возникший во Франции, получивший распространение в европейском искусстве начала XVIII в. в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень, paковина. (Рококо).
Вопросы для третьей комaнды:
- Какие архитектурные строения В.И. Баженова были разрушены по приказу Екатерины II.? (Царский дворец в Царицыне, дворец в Кремле).
- Здание Московского университета, Сенат, Голицынская больница были возведены по проекту архитектора. Назовите его. (М.Ф. Казаков).
- Под руководством Растрелли на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры. (Зимний дворец).
- Известный зал, созданный М.Ф. Казаковым, где сочетается естественная простота и торжественность. (Колонный зал дворянского собрания).
- Художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIXв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. (Классицизм).
II Конкурс. “Защита сообщений”.
Каждая комaнда защищает свое сообщение на протяжении 3 минут. Могут быть использованы при защите репродукции картин, реконструкции зданий. Конкурс оценивается в 5 баллов (логика изложения, факты, события, научность).
Темы для защиты сообщений:
- А.П. Антропов.
- И.П. Аргунов.
- Д.Г. Левицкий - выдающийся русский портретист.
- Б.Ф. Растрелли - творец Петербурга.
- В.И. Баженов - зодчий с русскою мечтой.
- М.Ф. Казаков.
III Конкурс. Кроссворд “Искусство XVIII века”.
В течение 5 минут комaнды должны ответить на вопросы кроссворда. Конкурс оценивается в 14 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл.
По горизонтали:
1. Черты, какого стиля нашли отражения у Боровиковского в женских портретах второй половины 90-х гг. XVIII века.
2. Парадный портрет какого императора написал Боровиковский?
3. Назовите князя изображенного на портрете И.Я. Вишнякова.
4. Стиль, в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень.
5. Этот художник родился в Миргороде в семье иконописцев.
6. Как называлась деревня, которую купил А.Г. Венецианов?
По вертикали:
7. Назовите фамилию художника XVIII в., который создал строгий облик Петербурга.
8. В его портретах сочетается живая передача хаpaктерных черт модели с изысканным колоритом в духе рококо.
9. Придворный живописец Николая I, автор картины “На пашне. Весна”.
10. Он был учителем будущих академиков живописи - А.П. Лосенко, И.С. Саблукова и К.и. Головачевского.
11. Какой киевский собор расписывал А.П. Антропов.
12. Ему принадлежат иллюстрации к поэме А.С. Пушкина “Бахчисарайский фонтан”, иллюстрации к басням И.А. Крылова.
13. Назовите фамилию человека, который в 1761 г. стал главным художником Святейшего Синода в Петербурге.
14. Приемы какого архитектурного стиля использовал И.П. Аргунов в своих парадных портретах.
Ответы:
По горизонтали: 1. Сентиментализм. 2. Павел. 3. Голицын. 4. Рококо.5. Боровиковский. 6. Сафонково.
По вертикали: 7. Алексеев. 8. Вишняков. 9. Венецианов. 10. Аргунов. 11. Андреевский. 12. Галактионов.13. Антропов. 14. Барокко.
IV Конкурс “Узнай картину”.
Первой отвечает та комaнда, которая быстрее поднимет фишку. За правильный ответ - 3 балла (название картину, ее автор, сюжет).
1. Перед показом портрета А.П. Струйской, можно зачитать строки из стихотворения Н. Заболоцкого.
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединены двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье cмepтных мук.
Ответ: Портрет А.П. Струйской, художник Ф.С. Рокотов. Изображена молодая женщина, которая была женой образованного, но жестокого человека. Современники об Александре Петровне отзывались тепло, высоко ценили ее душевную силу.
2. Портрет М.И. Лопухиной, фрагмент из стихотворения Я. Полонского.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее художник спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Ответ: Портрет М.И. Лопухиной, художник В.Л. Боровиковский. Изображена молодая женщина. Свежо и живо схваченный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением.
3. Портрет “Екатерины II в храме богини правосудия Фемиды”. Отрывок их стихотворения Г.Р. Державина “Видение мурзы”.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская во главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны
Служила вышню божеству.
Ответ: Портрет Екатерины II, художник Д.Г. Левицкий. В облике Екатерины II Левицкий хотел показать идеал монарха, правящего в согласии с законом и своим народом. Императрица моложава, привлекательна. Орел у ног царицы - хранитель законов, символ мудрости; на флаге жезл Меркурия-олицетворение защищенной торговли; Екатерина сжигает маки, то есть жертвует личным покоем ради общего блага.
V Конкурс “Каменная симфония”.
Каждая комaнда получает по 1 конверту. В конвертах находятся иллюстрации, разрезанные на несколько частей. За 3 минуты вы должны собрать общий вид архитектурного памятника, вспомнить его название, автора, историю его сооружения и назвать к какому архитектурному стилю относится этот памятник. (4 балла).
1-й конверт: Дом Пашкова.
(На холме, недалеко от Боровицких ворот Кремля, в 1785-1786 гг. был построен дом в классическом стиле с 2 флигелями и бельведером. Четырехколонный портик, лишенный фронтона, создавал впечатление необычайности и праздничности. По холму от дома спускался английский сад с фонтанами, в бассейнах плавали лебеди. Искусственные пещеры и грот добавляли прелесть строений. Дом построен знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым. Принадлежал он капитан - поручику Пашкову.
2-й конверт: Большой дворец в Петергофе.
(Структурно-планировочным центром Петергофа является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в 3 этажа, с галереями, со сверкающими золотыми куполами. Великолепным пьедесталом для дворца служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум, низвергающейся воды-все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Петергоф - загородная резиденция русских императоров. Большой дворец (1747-1756 гг.) был создан Б.Ф. Растрелли. Архитектурный стиль-барокко.
3 конверт: Дом благородного собрания в Москве.
(Здание построил М.Ф. Казаков. Поразительное сочетание естественной простоты и особой торжественности этого всем известного здания. М.Ф. Казаков воплотил в своем произведение идеи классической архитектуры, которой присущи простота и строгость форм, выделение главного сооружения в ансамбле, строгое внешне оформление.).
Науки cмepтных просвещают,
Питают, облегчают труд;
Художества их украшают
И к вечной славе их ведут.
Этими строками Г.Р. Державина мы подводим итоги игры. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой комaндой, и определяет победителя-комaнду, которая набрала наибольшее количество баллов. Комaнда-победитель и призеры награждаются грамотами и получают памятные подарки. Можно поставить в журнал отметки за урок-игру всей комaнде и наиболее активным участникам (I место - “5”, II и III места - “4”).
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
26 02 2021 8:41:46
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
25 02 2021 4:46:30
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
24 02 2021 12:17:36
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
23 02 2021 16:23:24
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
22 02 2021 15:57:31
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
21 02 2021 15:22:50
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
20 02 2021 20:28:19
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
19 02 2021 2:56:34
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
18 02 2021 13:13:27
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
17 02 2021 15:57:17
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
16 02 2021 23:51:23
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
15 02 2021 2:53:25
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
14 02 2021 18:22:39
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
13 02 2021 23:15:56
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
12 02 2021 12:12:22
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
11 02 2021 16:54:48
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
10 02 2021 19:29:44
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
09 02 2021 14:16:20
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
08 02 2021 12:57:24
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
07 02 2021 5:29:34

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
06 02 2021 20:52:45

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
05 02 2021 0:49:49
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
04 02 2021 4:42:12
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
03 02 2021 21:17:40
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
02 02 2021 7:54:44
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
01 02 2021 17:42:33
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса.
...
31 01 2021 22:44:13
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
30 01 2021 23:46:23
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
29 01 2021 1:30:14
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
...
28 01 2021 9:51:20
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
27 01 2021 22:54:35
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
26 01 2021 0:10:43
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
25 01 2021 17:56:14
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
24 01 2021 20:57:34
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
23 01 2021 13:41:15
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
22 01 2021 12:23:34
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
21 01 2021 1:35:37
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
20 01 2021 13:24:40
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
19 01 2021 10:20:38
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
18 01 2021 16:22:59
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
17 01 2021 14:10:43
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
16 01 2021 8:51:51
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
15 01 2021 18:28:55
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
14 01 2021 5:11:39
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
13 01 2021 4:50:36
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
12 01 2021 5:25:32
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
11 01 2021 12:23:28
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
10 01 2021 12:42:51
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
09 01 2021 12:33:51
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
08 01 2021 5:34:44
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
07 01 2021 13:56:41
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
06 01 2021 10:15:51
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
05 01 2021 7:45:45
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
04 01 2021 3:38:17
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
03 01 2021 21:15:50
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
02 01 2021 20:53:13
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
01 01 2021 21:50:34
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
31 12 2020 4:43:33
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
30 12 2020 14:31:54
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
29 12 2020 22:29:31

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
28 12 2020 9:15:10
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
27 12 2020 0:39:36
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
26 12 2020 18:30:11
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
25 12 2020 20:12:28
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
24 12 2020 6:45:39
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
23 12 2020 9:15:21
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
22 12 2020 8:15:26
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
21 12 2020 16:50:38
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
20 12 2020 19:59:24
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
19 12 2020 11:10:37
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
18 12 2020 6:57:16
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
17 12 2020 19:34:20
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
16 12 2020 19:46:20
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
15 12 2020 17:55:30
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
14 12 2020 18:21:40
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
13 12 2020 2:27:21
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
12 12 2020 1:39:47
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
11 12 2020 5:54:31
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
10 12 2020 16:51:13
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
09 12 2020 15:17:19
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
08 12 2020 20:27:11
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
07 12 2020 5:44:50
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
06 12 2020 3:25:59
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
05 12 2020 11:44:41
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
04 12 2020 21:36:38
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
03 12 2020 14:51:10
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
02 12 2020 21:19:18
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
01 12 2020 0:13:24
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
30 11 2020 21:23:27
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
29 11 2020 2:31:20
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
28 11 2020 14:51:40

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
27 11 2020 8:26:36
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
26 11 2020 7:13:42
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
25 11 2020 14:27:46

Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
24 11 2020 10:24:36
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
23 11 2020 18:32:15
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
22 11 2020 1:57:26
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
21 11 2020 10:44:40
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
20 11 2020 9:55:36
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
19 11 2020 2:26:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::