Урок "Культура древнегреческого полиса"
Цель урока:
- познавательная - поставить проблему адекватности соотнесения социально- экономического развития художественному и духовному, показать, что ценности полиса дали стимул развитию культуры
- дидактическая –развивать умения решения задач, анализа памятников искусства
- аксиологическая – способствовать осмыслению ценностей древнегреческой цивилизации.
Понятия: цивилизация, культура, искусство, философия, ценности полиса, калокагатность.
Методические приемы: беседа, тест, работа в парах, работа с картой, объяснение, решение проблемных задач, работа с документом, учебником.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Тема нашего урока является “Культура древнегреческого полиса”, чтобы хорошо в ней разобраться,нам необходимо вспомнить изученный материал и установить как можно больше связей с новой темой. Для этого предлагаю для начала поработать в парах на самопроверке терминов, затем закрепить картографические умения и в завершение проверки тест.
Работа с картой: показать Грецию, опираясь на знание карты, дать хаpaктеристику ее частей. Указать на карте наиболее развитые полисы, дав им краткую хаpaктеристику
Решить задачу: как связаны название горы и одного из полисов?
Тест.
1. Полис, обладавший наиболее выгодным географическим положением:
А) Микены Б) Спарта В) Афины
2. В Афинах главным источником богатства были:
А) Охота и рыболовство Б) Торговля и кораблестроение В) Ремесло и собирательство.
3.Хозяйственная деятельность была широко представлена в полисе:
А) Спарте Б) Дельфах В) Афинах.
4. В период классической Греции оформились 2 пути развития полиса: олигархический и …
А) Охлократический Б) Аристократический В) Демократический.
5. Основой древнегреческой цивилизации был:
А) Союз городов Б) Полис В) Принцип единоначалия.
6. Частной собственности не было в :
А) Спарте Б ) Микенах В) Афинах.
7. Жизнь всех полисов строилась на основе принципа :
А) Автаркии Б) Равенства В) Соперничества
8. Главной ценностью полиса были:
А) Права и обязанности граждан Б) Храмы и торговые лавки В) Земли на хоре.
9. Стратег в полисе – это:
А) Выборный военачальник Б) Судья В) Скульптор.
10. Причина процветания полиса:
А) Опора на традиции Б) Труд только свободных людей В) Развитие демократии.
Спасибо за работу. Проверили осанку.
А теперь обобщим, каковы основные черты полиса?
(Предполагаемые ответы) -
1. Автаркия
2. Демократия
3. Значимость личности.
Прежде, чем мы начнем разговор о культуре классической Греции, решим задачу: почему почти во всех европейских языках в словах “патриотизм, патриот” ощутима связь с древнегреческим корнем патрис –родина? Как вы думаете? Какое отношение эта задача имеет к нашей теме?
Предлагаю сформулировать цель изучения темы, исходя из названия и плана, записанного на доске.
План изучения нового материала.
1. Условия развития древнегреческой культуры полиса.
2. Мир глазами древнегреческих философов.
3. Вклад греков в литературу и искусство.
4. Калакагатность греков – реальность или миф?
Задание учащимся: Нам предстоит решить проблему: “Почему полис не являясь вершиной социально-экономического развития смог дать миру целостную художественную систему, высокую духовную культуру?”
А сейчас просьба структурировать по объяснению учителя условия развития культуры.
1 п. Если попытаться осмыслить истоки древнегреческой культуры эпохи классической Греции, то четко прослеживается связь с полисом, причем не просто городом- государством, но коллективом свободных личностей – граждан. Полис служил основой не только экономической жизни, но и нравственного роста людей. Забота об общем благе, великодушие, общественный долг - эти качества находили горячее одобрение в обществе.
Другим условием расцвета культуры послужила победа греков над персами (5 век до н. э).
И в столкновении двух миров: варварского и демократического, греческого победу одержали свободные греки. Подъем культуры был настолько велик, что Вольтер в последствии окрестил этот период “золотым веком”.
Особо следует отметить зарождение и влияние философии. Это и условие расцвета, и составной его элемент. Обратимся к философскому словарю, определим признаки понятия.
Т. О, развитие культуры древнегреческого полиса… Продолжите вывод самостоятельно и запишите его.
2 п. Первым известным нам философом был Фалес.(7 век до н. э.)
Вопрос: Какой вывод по схеме можно сделать?
Были и другие философы-пpaктики, в частности софисты.
Т.О., философы отходят от позиции сакрального объяснения мира.
Задание: Проработав текст учебника стр. 68-69,ответить, кто такие софисты? Какова сущность софистики и ее роль?
Из курса обществознания вам известны взгляды Платона на государство и общество. Вспомним их. Сравним с позицией его учителя - Сократа и оцените поступок великого философа.
С ——— П ——— А
Сократ следовал принципу самопознания и самосовершенствования.
(Ответы выслушиваются и обобщаются).
Т.О., Поступок Сократа-свидетельство проявления его высоких личностных и гражданских качеств.
3п. Задание: Работая с текстом стр. 70-71, выделить 4 тезиса или план из 4 п.
(Предполагаемый вариант плана:
1. Лирика и внутренний мир.
2. Древнегреческий театр.
3. Идеи борьбы с богатыми и с судьбой.
4. Красота в скульптуре.)
Скульпторы ваяли, поэты воспевали сильных благородных личностей. Красоту тела отображали Мирон (480г.), Фидий, Пpaкситель, Эсхил, Софокл, Еврипид писали трагедии, заканчивавшиеся гибелью героев, но тем не менее сохранившим верность своим чувствам любви и преданности.
4п. Калас по-гречески “прекрасно”. Греки были ценителями красоты человека, природы, образцов художественной культуры. Ценя красоту, они в живописи, скульптуре стремились исправить ошибки природы. Богов они изображали прекрасными и величественными. Антропоморфность в изображении богов не мешала им ваять статуи людей такими же прекрасными и равными богам. А как это просматривается относительно скульптуры?
Рассмотрим иллюстрации с изображением Парфенона, Эрехтейона и ответим на вопрос в чем сущность калакагатности греков?
Таким образом, подведем итог:
Что узнали, проверка п. 1. запись личной оценки урока и озвучивание. Кто отличился на уроке?
Запишем дом. задание: вопросы к параграфу 4, по выбору сообщение о выдающихся греках.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1. О ком идёт речь?
- Высшей добродетелью он считал мудрость.
- Дельфийский оратор сказал, что он мудрейший из эллинов.
- Создатель одного из 7 чудес света –автор статуи Зевса
- Само название храма свидетельствует, что он посвящен деве
ЛИТЕРАТУРА
1. Краткий словарь мифологии и древностей. М.,1994 г.
2. Любимов Л.Д. “Искусство древнего мира” М. 1971 г.
3. Хачатурян В. “История мировой цивилизации” М. 2001г.
4. Энциклопедический словарь юного историка” М 1998 г.
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
18 03 2024 14:58:54
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
17 03 2024 12:50:30
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
16 03 2024 21:43:44
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
15 03 2024 5:11:48
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
14 03 2024 12:50:28
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
13 03 2024 9:19:45
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
12 03 2024 15:15:57
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
11 03 2024 22:42:13
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
10 03 2024 1:20:42
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
09 03 2024 12:28:51
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
08 03 2024 15:40:15
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
07 03 2024 0:11:14
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
06 03 2024 21:23:40
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
05 03 2024 8:22:10
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
04 03 2024 4:23:21
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
03 03 2024 2:44:55
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
02 03 2024 8:29:58
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
01 03 2024 9:11:10
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
29 02 2024 13:25:32
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
28 02 2024 10:26:48
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
27 02 2024 10:40:38
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
26 02 2024 12:19:56
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
25 02 2024 0:23:12
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
24 02 2024 5:14:32
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
23 02 2024 8:25:10
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
22 02 2024 1:36:26
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
21 02 2024 17:20:43
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
20 02 2024 21:35:43
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
19 02 2024 3:41:57
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
18 02 2024 4:52:52
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
17 02 2024 2:11:57
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
16 02 2024 9:43:25
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
15 02 2024 20:55:27
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
14 02 2024 15:56:34
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
13 02 2024 14:16:45
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
12 02 2024 6:23:53
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
11 02 2024 6:46:56
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
10 02 2024 0:31:16
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
09 02 2024 22:40:44
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
08 02 2024 0:22:49
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
07 02 2024 19:47:21
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
06 02 2024 18:37:56
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
05 02 2024 14:40:19
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
04 02 2024 15:35:14
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
03 02 2024 15:33:33
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
02 02 2024 7:52:30
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
01 02 2024 8:52:16
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
31 01 2024 2:57:44
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
30 01 2024 8:38:57
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
29 01 2024 2:32:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::