Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Объём различных форм учебной работы: 34 часа.
В том числе:
- вводная лекция – 1 час;
- прикладные проекты – 5 часов;
- ролево-игровые проекты – 7 часов;
- исследовательские проекты – 5 часов;
- творческие проекты – 16 часов.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору “По следам древних людей” предназначена для учащихся 5-го класса.
Цель курса: пробудить у учащихся 5 класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности.
Задачи:
- освоить основы проектной деятельности;
- научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к предмету. А этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” обозначает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. И в этом поможет метод проектов. Как известно, этот дидактический метод имеет много достоинств. Применение метода проектов даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников. Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет выстроить процесс обучения и развития в данном направлении.
Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и так далее. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении определённой теоретической или пpaктической проблемы. Опыт такой деятельности очень важен для учащихся, так как соединяет в себе не только знания, умения, навыки, но и обширные компетенции и ценности. Обучив учеников 5 класса различным видам проектной деятельности и разработав с ними целый ряд прикладных, информационных, исследовательских, ролево-игровых и творческих проектов мы можем сформировать у них стойкий интерес к изучению истории. В процессе проектной деятельности ученики приобретут и разовьют очень ценные умения, навыки и компетентности, необходимые в учёбе и вне неё. Большая часть времени отводится на выполнение творческих проектов, как наиболее сложных и трудоёмких. Причём проект “Пишем учебник сами!” проходит через весь курс. Ученики разpaбатывают так же информационные, исследовательские, ролево-игровые и прикладные проекта. Завершается каждый проект презентацией и анализом работы. В конце учебного года, при завершении курса, можно организовать презентацию – выставку всех продуктов проектной деятельности за год.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Всего часов | Основной вид деятельности | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Что такое проект? Виды проектов. | 1 | лекция | собеседование |
Открытия и изобретения древнейших людей. | 5 | |||
2 | Керамика | 1 | прикладной проект | презентация |
3 | Ткачество | 1 | прикладной проект | презентация |
4 | Как первобытные люди рисовали на скалах? | 1 | прикладной проект | презентация |
5 | Пишем учебник сами! История первобытного общества | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация 1 главы учебника |
Загадки Древнего Востока | 17 | |||
6 | Свойства пирамиды | 2 | исследовательский проект | презентация |
7 | Существует ли проклятье фараонов? | 1 | информационный проект | презентация |
8 | Пишем учебник сами! История Древнего Египта | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация 2 главы учебника |
9 | Письмена на глиняных табличках | 1 | прикладной проект | презентация |
10 | Если бы я был царём Хаммурапи… | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация |
11 | О чём рассказывает книга книг (Библия)? | 2 | исследовательский проект | презентация |
12 | Пишем летопись Ассирийской державы. | 2 | исследовательский + творческий проект | презентация |
13 | Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям, и другим историческим источникам) | 2 | исследовательский + творческий проект | презентация |
14 | Рецепт бумаги от древних китайцев | 1 | прикладной | презентация |
15 | Пишем учебник сами! Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация 3, 4, 5 глав учебника |
Древняя Греция | 9 | |||
16 | Афинская демократия | 1 | Ролево-игровой проект | игра-презентация |
17 | В древнегреческом театре | 4 | Ролево-игровой проект | спектакль “по древнегречески” |
18 | Афинская школа | 1 | Ролево-игровой проект | игра - презентация |
19 | Олимпийские игры в Греции | 1 | Ролево-игровой проект | Соревнования по олимпийской системе Древней Греции |
20 | Пишем учебник сами! История древней Греции | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация 6 главы учебника |
Древний Рим | 3 | |||
21 | Современно ли римское право? | 1 | исследовательский | презентация |
22 | Пишем учебник сами! История Древнего Рима. | 2 | творческий + исследовательский проект | презентация 7 главы учебника |
Программа курса по выбору “По следам древних людей”
Вводное занятие. Что такое проект? Виды проектов. Проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Оформление проекта (1).
Тема I. Открытия и изобретения древнейших людей (5).
Керамика. Первобытный способ изготовления и украшения керамики. Изготовление керамического изделия. Оформление и презентация прикладного проекта(1).
Ткачество. Устройство древнейшего ткацкого станка. Как получали нити для ткачества? Древнейшие способы ткачества. Изготовление модели простейшего ткацкого станка. Изготовление ткани. Оформление и презентация прикладного проекта(1).
Как первобытные люди рисовали на скалах? Первобытная живопись. Изготовление модели “фрагмента скалы” из алебастра, гипса или цемента. Создание “наскального” рисунка при помощи различных техник. Оформление и презентация прикладного проекта(1).
Пишем учебник сами! История первобытного общества. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).
Тема II.Загадки Древнего Востока (17)
Свойства пирамиды. Изготовление модели пирамиды. Постановка эксперимента: проверка её свойств (проращивание зерна и др.). Оформление и презентация исследовательского проекта(1).
Существует ли проклятье фараонов? Разделение класса на группы. Опережающее задание: найти информацию по данной проблеме. Защита групп. Ответы на вопросы оппонентов. Оформление информационного проекта.
Пишем учебник сами! История Древнего Египта. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).
Письмена на глиняных табличках. Изготовление глиняных табличек и инструментов для письма. Составление клинописного текста. Презентация и оформление прикладного проекта(1).
Если бы я был царём Хаммурапи…Изучение законов Хаммурапи. Составление своего сборника законов с учётом реалий Древнего Вавилона. Оформление и презентация творческого проекта (2).
О чём рассказывает книга книг? Изучение некоторых разделов Библии (детский вариант). Дискуссия: Можно ли считать Библию историческим источником? Оформление и презентация творческого проекта (2).
Пишем летопись Ассирийской державы. Изучение разрозненных фрагментов по истории Ассирии. Составление летописи. Презентация творческого проекта (2).
Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям и другим историческим источникам). Изучение источников по истории Древней Индии. Составление психологического портрета жителя Древней Индии. Презентация творческого проекта (2).
Рецепт бумаги от древних китайцев. Изучение древнекитайского способа получения бумаги. Изготовление бумаги по древнекитайскому рецепту. Оформление и презентация творческого проекта (1).
Пишем учебник сами! Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).
Тема III. Древняя Греция (9).
Афинская демократия. Подготовка и проведение ролевой игры (1).
В древнегреческом театре. Изучение истории древнегреческого театра. Подготовка инсценировки произведения одного из древнегреческих авторов, с соблюдением канонов театрального представления в Древней Греции (4).
Афинская школа. Подготовка и проведение ролевой игры (1).
Олимпийские игры в Греции. Подготовка и проведение соревнований по олимпийской системе Древней Греции(1).
Пишем учебник сами! История Древней Греции. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).
Тема IV. Древний Рим (3).
Современно ли римское право? Изучение некоторых фрагментов римского права. Дискуссия: Современно ли римское право? Оформление и презентация исследовательского проекта (1).
Пишем учебник сами! История Древнего Рима. Обсуждение формы изложения и содержания главы. Изучение документов и иллюстраций. Выполнение проекта. Оформление и презентация проекта(2).
Методические рекомендации к курсу по выбору “По следам древних людей”.
На вводном занятии учащиеся получают представление о том, что такое проект, о различных видах проектов, этапах проектной деятельности и порядке оформления проекта. При выполнении прикладных проектов: “Керамика”, “Ткачество” и других можно составить стандартную технологическую карту проекта. При разработке данного типа проектов, каждый участник выполняет пpaктическую работу самостоятельно, а оформляются и обобщаются материалы сообща. При выполнении информационного проекта важно помочь учащимся отобрать интересный материал, организовать дискуссию и грамотно оформить результаты в виде выставки, газеты, брошюры и т. д.. Ролево-игровые проекты “Афинская демократия”, “В древнегреческом театре” и другие предназначены для того, чтобы ученики, могли увидеть фрагмент жизни древних людей “изнутри”, поэтому здесь важно соблюдать все детали. При выполнении исследовательских проектов: “Свойства пирамиды” и других, учащиеся получают первые навыки проведения и оформления научной работы. Это обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, выявление методов поиска и источников информации, обозначение цели и задач, выдвижение гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление результатов, представление доклада, анализ работы, обозначение перспектив дальнейших исследований. Самыми сложными являются творческие проекты. Здесь учащимся необходимо оказать самую большую организационную и консультативную помощь. Желательно разделить их на группы, каждая из которых выполняет свою не очень большую по объёму часть работы. Так при выполнении проекта “Летопись Ассирийской державы”, учащимся выдаются перепyтaнные фрагменты из истории Ассирии. Им необходимо отсортировать и изучить информацию, а затем составить летопись в правильной хронологической последовательности и с учётом стиля древности. Технология обучения истории, когда учащиеся работают с различными историческими источниками и сами пишут учебники, существует в российском образовании. Конечно, это очень трудная, но интересная и эффективная работа, развивающая как исследовательские навыки, так и творческое мышление. Учитель должен консультировать участников творческого проекта на каждом этапе работы, особенно при её оформлении. По окончании изучения элективного курса можно устроить большой праздник, на котором представить ученикам, учителям и родителям все продукты проектной деятельности. В работе над данным элективным курсом будет эффективным сотрудничество учителя истории с учителями литературы, мировой художественной культуры, физкультуры, руководителем театральной студии и другими.
Список литературы:
- История древнего мира: Учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 5-е изд.- М.: Просвещение,1999.-287 с.
- Крушкол Ю.С.Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.- 272 с.
- Немировский А.И.Книга для чтения по истории Древнего мира. - М.: Дрофа, 1996.–640с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
21 01 2021 20:57:35
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
20 01 2021 18:56:12
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
19 01 2021 10:19:30
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
18 01 2021 16:21:27
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
17 01 2021 19:37:39
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
16 01 2021 7:44:10
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
15 01 2021 10:45:15
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
14 01 2021 20:37:18
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
13 01 2021 11:30:35
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
12 01 2021 18:51:53
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
11 01 2021 12:24:56
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
10 01 2021 18:44:54
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
09 01 2021 0:31:35
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
08 01 2021 7:26:54
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
07 01 2021 2:46:10
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
06 01 2021 23:49:36
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
05 01 2021 6:30:34
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
04 01 2021 5:47:54
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
03 01 2021 5:42:35
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
02 01 2021 13:46:35
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
01 01 2021 9:33:49
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
31 12 2020 2:26:36
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
30 12 2020 8:19:18
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
29 12 2020 6:47:57
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
28 12 2020 5:44:37
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
27 12 2020 20:30:16

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
26 12 2020 0:22:18
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
25 12 2020 14:51:55
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
24 12 2020 17:21:47
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
...
23 12 2020 3:14:33
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
22 12 2020 4:36:42
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
21 12 2020 18:25:38
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
20 12 2020 13:40:37
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
19 12 2020 4:37:37
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
18 12 2020 2:59:26
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
17 12 2020 18:42:11
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
16 12 2020 10:14:35
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
15 12 2020 14:57:39
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
14 12 2020 22:37:32
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
13 12 2020 4:31:44
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
12 12 2020 0:29:26

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
11 12 2020 2:36:18
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
10 12 2020 19:42:53
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
09 12 2020 7:24:55
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
08 12 2020 6:39:15
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
07 12 2020 13:47:21
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
06 12 2020 2:12:29

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
05 12 2020 9:48:37
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
04 12 2020 4:10:13
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
03 12 2020 3:15:56
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
02 12 2020 11:43:30
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
01 12 2020 9:24:49
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
30 11 2020 1:12:21
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
29 11 2020 1:27:34
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
28 11 2020 16:32:48
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
27 11 2020 23:24:40
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
26 11 2020 7:21:41
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
25 11 2020 13:10:52
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
24 11 2020 22:53:11

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
23 11 2020 4:57:22
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
22 11 2020 14:54:40
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
21 11 2020 22:35:37
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
20 11 2020 4:18:14
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
19 11 2020 0:53:41
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
18 11 2020 13:22:12
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
17 11 2020 18:43:22
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
16 11 2020 5:59:34
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
15 11 2020 4:20:33
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
14 11 2020 13:52:44
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
13 11 2020 13:46:53
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
12 11 2020 22:54:42
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
11 11 2020 14:55:37
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
10 11 2020 9:57:20
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
09 11 2020 1:59:55
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
08 11 2020 19:47:44
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
07 11 2020 23:36:31
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
06 11 2020 18:30:26
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
05 11 2020 2:32:22
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
04 11 2020 0:12:49
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
03 11 2020 1:39:10
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
02 11 2020 3:14:38
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
01 11 2020 1:37:33
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 10 2020 22:52:58
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
30 10 2020 2:22:43
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
...
29 10 2020 2:57:44
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
28 10 2020 0:30:34
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
27 10 2020 22:12:38
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
26 10 2020 12:23:16
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
25 10 2020 5:19:13

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
24 10 2020 7:35:58
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
23 10 2020 21:42:16
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
22 10 2020 19:49:23
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
21 10 2020 9:44:27
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
20 10 2020 11:13:33
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
19 10 2020 3:10:44
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
18 10 2020 8:52:30
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
17 10 2020 7:53:47
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
16 10 2020 8:16:12
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 10 2020 5:36:25
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
14 10 2020 1:17:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::