Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"
Эпиграф. “Побеждая, быть Непобедимым” (“Жития Александра”)
Цели урока.
- Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через хаpaктеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать сё сложность, противоречивость.
- Формировать у учащихся собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории. (На данном уроке: Какова роль Александра Невского в событиях XIII в? Мог ли он изменить судьбу страны? Направил ли Русь по новому пути?) Воспитание культуры изложения и аргументации своей и чужой позиции по изучаемой эпохи.
- Формировать у школьников навыки работы с информацией (анализ текстов, сравнение их, резюмирование). Оборудование: Историческая карта “Русские княжества в XIII в”, контурные карты, портрет Александра Невского, отрывок из “Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра”, фрагменты из трудов историков (В. Каргалова, Л.Гумилёва, С.Соловьёва), видеофильмы из цикла: “Уроки истории” – “Долго ль родина будет больна?”, “Княжеская Русь XIII в”; “Нашествие”.
Список дополнительной литературы:
- Л.Н. Гумилёв “От Руси до России”, М., 1996г.,
- А.И. Кулюгин “Правители Руси”, М., 2000г.,
- С.М. Соловьёв “История России”, М., 1988г.,
- Н.М. Карамзин “История государства Российского”, М., 2001г.,
- В.В. Каргалов “Полководцы X – XVI вв.” М.,1989г.
Ход урока
Вводная часть. Учитель отмечает, что сегодня мы еще раз обращаемся к событиям которые происходили на Руси в XIII в., к личности Александра Невского, который во многом определил развитие Руси, т.к. именно потомки Александра стали великими князьями московскими, царями Руси (младший Сын Даниил- князь Московский – 1276 г., Иван Данилович Калита – 1325 – 1340 гг., Дмитрий Донской – 1362-1389 гг., Иван Грозный – 1533 – 1584 гг.
Образ Александра Невского актуален и сегодня. Выдающийся полководец и государственный деятель жил в тяжелое время для Руси. Время – феодальной раздробленности. Александр Ярославович правил в княжестве, где зародилась “русская” демократия. Сильное Новгородское княжество могло стать центром объединения русских земель. Но Новгородское Вече решило “Каждый выбирает сам”. Южная Русь занята бессмысленным соперничеством князей, за утратившей свою силу Киевский престол. Льется кровь единоверцев. Не поняла Русь, что cмepтельная опасность надвигается со стороны соседей. Цена непонимания велика: унижение, страдание, бедствие земли Русской.
А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, город, регион, республика – каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Пора бы понять не слабость погубила Русь в XIII в. - раздробленность, пора умерить гордыню. Перед нами стоит следующая задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; сформулировать оценку политики Александра Невского; высказать собственное отношение к политике “замирения” с Ордой.II. Вспомним основные события жизни Александра Ярославовича (сообщения учащихся)
Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, в 22 года одержал знаменитую на льду Чудского озера. Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием.
Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую “Александрию” – роман III в. о подвигах Александра Македонского. Постигал Александр и “Русскую правду”.
Отец его Ярослав правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам “Слово Ипполита”, “Учительное евангелие”. Княжич в юном возрасте постиг многое, что позволило ему здраво судить о роли Руси.
Учитель. Александр Ярославович был образованным человеком. Он понимал задачи, стоящие перед князьями Руси.
Автор “Жития” Александра, “самовидец возраста его” говорит, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
В 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне Батыева нашествия. Отец наставлял Александра: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”
Враги Руси в ХIII в.
Вопрос. Что известно нам о времени, в котором довелось жить князю Александру?
Ответ. В 1237 г. и 1240 г. полчище монголо-татар напали на русские княжества. Над Русью установилось монголо-татарское иго.
Учитель. Один враг известен – монголо-татарское иго. Перед Вами фрагменты из трудов историков, которые оценивают отношения Руси с Ордой по-разному. На основании этих текстов попробуем кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения
Руси с Золотой Ордой, избрав следующие слова: веротерпимость, защита православия от католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов, союз упадок, уплата десятины.
Учитель. В результате работы мы с вами заполнили следующую таблицу. Из нес мы видим, что оценка взаимоотношения Руси и Золотой орды у всех историков разная.
Однако, все сходятся в одном Золотая Орда – сильный враг. Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Вопрос. Мог ли Александр Невский собрать рать из всех русских княжеств и остановить, а затем разгромить монголо-татар?
Ответ. Нет. Феодальная раздробленность на Руси.
Невский был прав, что сейчас истерзанная, малочисленная, нищая, раздавленная Русь не может рассчитывать на силу оружия, чтобы выбиться из-под власти татар, как в битвах с немцами и шведами. Открытый вызов Орде был бы самоубийством для Руси. Осталось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабом. Александр понимал, что самое разумное сейчас скрепя сердце, высказать смирение и покорность хану.
Вывод. В условиях феодальной раздробленности Русь не могла успешно воевать с монголо-татарами. Несмотря, на отчаянное сопротивление каждого отдельного города, даже самого маленького. Торжок весной 1239 года отказался подчиниться, т.к. Новгород обещал оказать помощь. Однако, Новгородцы собирались слишком долго и не успели к сражению.
Торжок был взят, а его население вырезано.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для монголо-татарского ига: гарнизонов не оставили, ограбление, с пением священных псалмов, с крестом взошли на корабли, не установили постоянной власти, дань, порабощение русской церкви, поддерживали христианскую церковь, освободили русскую церковь от налогов, замена православия на католичество, захват новых земель, кто не сопротивляется – не убивать, искоренить “проклятый греческий закон”.
Каковы были отношения Руси с западными соседями?
Сообщение. В XIII в. Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Немецкие крестоносцы из Палестины двинулись в Прибалтику. В 1237 году образовался Левонский орден, фактически военно-духовное государство, цель которого – захват народов Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения. Завоевание шло трудно. Народы Прибалтики: эсты, Литва, жмудь, ятвяги, пруссы находились в состоянии равновесия с природой. Сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. В борьбе с немцами ограничивались обороной, оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми.
Первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддержало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника – шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь. К русским относились с особой жестокостью, нежели к прибалтам. Русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.
Отрывок из видеофильма: “Долго ль Родина будет больна?”
Учитель. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня. Вам известно, что Александр невский с 1240 - 1242 гг. одержал победы над немцами. (Невская битва, Чудское озеро).
Но политические задачи не были решены.
Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев.
Немцы пополняли свои воска, в XIII в. в Европе было много добровольцев, мечтавших захватить новые земли. Так что опасность на Западе была могущественной.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для немецко-щведской агрессии?
Вывод. Союз Руси и Запада возможен был лишь при условии: Русь должна принять католичество.
Вопрос. Как Вы думаете, что важнее для человека: его душа или богатство?
Ответ. Богатство можно вернуть, а без веры жить нельзя.
Сообщение. Александру предстоял тяжелый выбор союзника, ведь выбирать предстояло между Ордой, в которой погиб его отец и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу. Он великолепно разобрался в этнополитической постановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В 1252 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.
Союз Орды и Руси осуществился, благодаря, самоотверженной политики Александра Невского.
Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Результаты союза с монголо-татарами:
1. Русские князья сохранили свободу действий.
2. Дань монголам в обмен на военную помощь против Запада. (Отдавать свои деньги всегда неприятно, но наверное лучше уж расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью).
3. Не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность, Заключение союза с литовским князем Миндовгом.
4. Восстанавливались города, ремесла.
5. Возможность появления нового центра на Руси - Москвы, вокруг которого будут объединяться русские княжества.
6. Созданное централизованное государство сможет противостоять впоследствии и самой Орде.
Заключение
Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.
И в современной России многие народы видят своего защитника.
И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).
Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.
1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.
1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет присоединяет его к России.
1558 г. Иван Грозный начинает войну против ливонского ордена.В
В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.
Объединение государство сможет остановить врага, т.к. сила в единстве.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, народу своему, какую мы видим у Александра Невского.
Звучит песня о Родине.
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
18 03 2024 11:39:13
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
17 03 2024 6:35:40
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
16 03 2024 15:44:56
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
15 03 2024 2:31:33
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
14 03 2024 22:13:49
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
13 03 2024 0:37:31
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
12 03 2024 15:38:31
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
11 03 2024 5:16:30
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
10 03 2024 8:44:31
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
09 03 2024 15:24:36
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
08 03 2024 3:49:50
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
07 03 2024 20:17:33
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
06 03 2024 9:38:43
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
05 03 2024 21:35:58
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
04 03 2024 14:29:52
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...
03 03 2024 15:55:18
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
02 03 2024 16:15:42
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
01 03 2024 15:23:10
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
29 02 2024 8:31:51
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
28 02 2024 21:44:10
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
27 02 2024 3:39:29
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
26 02 2024 0:36:15
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
25 02 2024 6:13:26
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
24 02 2024 18:12:20
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
23 02 2024 6:15:10
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
22 02 2024 22:13:28
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
21 02 2024 19:16:54
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
20 02 2024 0:50:52
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
19 02 2024 18:17:24
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
18 02 2024 0:51:28
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
17 02 2024 16:33:52
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
16 02 2024 9:39:13
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
15 02 2024 23:53:31
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
14 02 2024 15:57:37
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
13 02 2024 11:37:51
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
12 02 2024 18:55:44
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной. ...
11 02 2024 0:52:30
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
10 02 2024 12:34:15
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
09 02 2024 13:33:25
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
08 02 2024 14:51:29
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
07 02 2024 2:29:50
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
06 02 2024 1:54:45
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
05 02 2024 1:47:28
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
04 02 2024 7:17:45
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
03 02 2024 2:53:35
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
02 02 2024 18:59:55
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
01 02 2024 21:39:28
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
31 01 2024 14:39:18
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
30 01 2024 3:13:29
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
29 01 2024 4:13:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::