История России. 10-й класс

Урок изучения нового материала с использованием материалов по краеведению
Цели урока:
1) показать учащимся, “откуда пошла и куда идет Сибирь”
2) познакомить учащихся с историей и географией расширения России на восток; процессом освоения новой территории будущей империи
3) привить интерес к истории родного края, чувство любви к Родине
Оборудование: карта России XVII века, раздаточный материал (см. приложение)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
План
1. Восточная политика России в XVII веке.
В деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов. При этом политику России, связанную с проникновением в Сибирь, хаpaктеризует некоторая осторожность. Вспомним загадочные обстоятельства организации похода Ермака. Нет документов, удостоверяющих, что военный поход совершен казаками по указу царя, но Иван IV с удовлетворением принял казачье посольство с вестью о приведении народов Сибирского ханства в российское подданство. Сразу же был послан военный отряд на помощь Ермаку.
Правительство России пыталось избегать военных конфликтов. Кроме ханства Кучума, которое распалось после первой победы Ермака, в Сибири не было других государственных объединений, способных поставить заслон на пути российской колонизации, которая первоначально была направлена в северную часть Сибири, богатую пушным зверем. Промышленные люди и небольшие казачьи отряды постепенно проникали в глубь просторов Сибири, закрепляя свое продвижение строительством зимовий и острогов. Конфликты между пришельцами-русскими и сибирскими аборигенами происходили, но они носили локальный хаpaктер.
Аборигены - коренные жители страны, местности. Наказы первым сибирским воеводам содержали призывы в отношении аборигенов “ласку и привет держати, от обид и насильства оберегати, не жесточить” и только в крайнем случае пускать в ход оружие. Кроме того, воеводам предписывалось “приискивать новые землицы, чинить поиск, сколько милосердный Бог помочи даст”. Было понятно, какие последствия может иметь произвол воевод и казачьих отрядов по отношению к местному населению. Даже самые крупные гарнизоны острогов в 300—500 человек не могли бы противостоять враждебно настроенному населению Сибири.
Русское правительство, относясь благосклонно к походам русских промышленников в северные районы Сибири, решительно поставило заслон первым попыткам английских предпринимателей проникнуть в устье Оби.
Внешнеполитическая обстановка в России в ХVII в. была чрезвычайно сложной. Начало века связано со Смутой и польскошведской интервенцией, после окончания которой еще долго решались проблемы взаимоотношений России с Польшей и Швецией. Положение осложнялось войнами с Крымским ханством, за которым стояла Турция. По сравнению с западными и южными границами России положение на восточных границах не вызывало особого беспокойства. Направленность на мирное присоединение Сибири давала положительные результаты. Поощрялось формирование сибирской дипломатии, учились жить в мире и дружбе. Управление Сибирью сначала было вверено Казанскому приказу, а в 1637 г. был создан специальный Сибирский приказ. Ответственными за решение дипломатических дел на местах были воеводы.
Первые отряды служилых людей выполняли поставленные правительством задачи: строили остроги и приводили в русское подданство аборигенов Западной Сибири в основном мирным путем. Самым крупным военным событием был поход против Кучума в 1598 г., положивший конец существованию Сибирского ханства, главного соперника России в борьбе за обладание Западной Сибирью.
Военнослужилые, или служилые люди — так в XVII в. называли людей, находившихся на военной службе.
Одновременно служилые люди были и первыми землепроходцами
Царское задание “приискивать новые землицы” заставляло отправляться в далекие края, о которых ничего не было известно. Казаки открывали новые территории, знакомились с их жителями, осваивали плавание по сибирским рекам. Верными помощниками в этих путешествиях были толмачи, т. е. переводчики из числа аборигенов.
2. Развитие поселений в XVII веке.
Превращение первых острогов в города (история Братского и Иркутского острогов).
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть с ее военными отрядами? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. Русское правительство проявляло огромную заинтересованность в присоединении Сибири:
1) посылка отрядов служилых и строительство острогов,
2) организация управления краем и т. п. А если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что промысловики первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства, а вслед за ними шли служилые люди.
В Сибирь по своей инициативе отправлялись из Поморья не только охотники за соболем, но и те, кто хотел в новом крае заниматься земледелием и ремеслами. Благодаря их усилиям, при минимально помощи воевод, да и то только на начальном этапе, было создано сибирское земледелие, и экономика края вступила в новый этап развития.
Рассказывает ученик: Острогом называлось селение, в котором проживало несколько бурятских родоначальников. После покорения края русскими на этом месте строилась небольшая крепость. Так был построен Братский острог (1631 г.), а через 20 лет Иркутский. Демонстрация карты строительства русских поселений вдоль русла Ангары (Рисунок 9), Рассказ о внутреннем устройстве острога. Демонстрация схемы острога (Рисунок 10) и его составляющих (Рисунки 6,8).
Рис. 6
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
3. Народы Сибири в XVII веке.
Демонстрация карты “Народы Сибири”, (Рисунок 7), карты народов, живших вдоль русла Ангары (Рисунок 11), изображений коренных народов, короткий рассказ об укладе их жизни. (Рисунки 1 - эвенки, 2 - шамагиры, 3, 4, 5 - буряты).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 7
Рис. 11
4. Освоение богатств Сибири. Сибирь в системе всероссийского рынка (Ирбитская ярмарка)
В XVII в. начался новый период в экономическом развитии России: развивалось мелкотоварное производство, появлялись первые мануфактуры, рост общественного разделения труда вел к увеличению неземледельческого населения и специализации районов по производству товаров. На смену натуральному хозяйству шло товарно-денежное. Проведение ярмарок и развитие торговых связей — показатель экономического объединения страны и начала образования всероссийского рынка.
Какое место в системе складывающегося всероссийского рынка заняла Сибирь? Какое значение для ее экономического развития имело присоединение к России?
В развивающейся рыночной экономике сибирская пушнина стала главным товаром. Из расчетов историка П. Н. Павлова следует, что в 20—80-е годы ХVII в. в Сибири русские и местные охотники добыли свыше 7 млн. соболей. Вся стоимость добытой за столетие пушнины не менее 15 млн. рублей в ценах ХVII в. Около 45% общей добычи составляла доля государства в виде ясака, десятинной пошлины, небольших покупок и конфискаций. На продаже пушнины купечество сколачивало огромные капиталы, часть которых вкладывалась в промышленность.
Пушной промысел оказал положительное влияние на экономику России и Сибири. Благодаря активному промысловому освоению Сибирь быстро вошла в систему всероссийского рынка, установились тесные экономические связи с центром и внутри Сибири. В 1643 г. начала действовать Ирбитская ярмарка в маленькой слободе у впадения речки Ирбит в Ницу в Верхотурско-Тобольском земледельческом районе. Очень скоро она приобрела всероссийское значение.
Другое положительное значение пушного промысла в том, что он стал началом сближения русских с аборигенами
XVII в. — начало развития сибирского земледелия. До прихода русских зачатки земледелия были только у татар Сибирского ханства, но их земледелие служило лишь подспорьем в промысловом хозяйстве. К концу века земледелие в Сибири достигло того уровня развития, который полностью удовлетворял потребности региона в хлебе. Тобольск стал крупным хлебным рынком Сибири. В город привозили хлеб с территории округов, удаленных от него на 500—600 верст. В 1670—1671 гг. на тобольский рынок было привезено 2692 четверти хлеба, не меньше, чем в Великий Устюг — основной хлебный рынок Поморья. Развитие земледелия явилось важным шагом вперед в экономике Сибири.
В течение XVII в. остроги-города, возникшие как центры административного управления, постепенно становились городами в социально-экономическом смысле. Вокруг острогов вырастали посады с ремесленно-торговымм населением. Тобольск стал первым в Сибири центром промышленного производства. Первое место по значимости заняла кожевенная промышленность, созданная переселившимися в Сибирь из европейской России ремесленниками. Все виды промышленных предприятий, кроме кожевенных, где уже имелись мануфактуры, в ХVII в. еще не вышли стадии мелкотоварного производства.
Сибирь заняла особое место во внешнеторговых связях России: через нее шла взаимовыгодная торговля со странами Востока. Сохранились известные с древности регулярные торговые связи со Средней Азией. В первой половине XVII в. господствующее положение на сибирском рынке удерживали бухарские купцы, у которых были давние прочные связи с татарами. Лишь временно в годы войны с Кучумом они были прерваны. После ее окончания тобольские воеводы предоставили купцам из Средней Азии право беспошлинной торговли, которое сохранялось до появления конкурентоспособного сибирского купечества. Бухарские караваны ввозили ежегодно в Тобольск восточные товары более 80 наименований. Первое место среди них занимали ткани хлопчатобумажные шелковые и полушелковые из Средней Азии и Джунгарии.
Во со второй половине ХVII в. начался ввоз товаров из Китая (шелк, фарфор, чай). А на Восток везли пушнину, кожи сибирского производства, российское сукно и прочие товары. Особенно важное значение имел вывоз на Восток пушнины — главного экспортного товара Сибири. Спрос на нее в Западной Европе в конце ХVII в. уменьшился связи с распространением шерстяных тканей и конкуренцией североамериканской пушнины. Китай стал главным и удобным рынком сбыта сибирских мехов, спрос на них со стороны многочисленной маньчжурской знати оставался большим.
Вопросы:
Объясните смысл политики России по отношению к коренным народам Сибири.
Почему колонизация Сибири началась с северных территорий?
Какие новые задачи, хаpaктерные для России XVII века, стали заметны в России?
Чем объяснить, что в далекой и малонаселенной Сибири выросла Ирбитская ярмарка всероссийского значения?
Используемая литература:
- Герасимов В.Ф. Летопись Братска. Изд-во Иркутского университета; 1992
- Кузнецова Ф.С. История Сибири. Новосибирск “Инфолио-пресс”, 1997
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М; 1993
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
26 01 2021 17:37:43
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
25 01 2021 17:35:40
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
24 01 2021 17:18:57
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
23 01 2021 4:12:30
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
22 01 2021 1:55:44
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
21 01 2021 12:37:25
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
20 01 2021 10:15:37
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
19 01 2021 4:40:11
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
18 01 2021 18:24:39
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
17 01 2021 11:31:57
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
16 01 2021 13:39:27
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
15 01 2021 19:16:51
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
14 01 2021 13:49:23
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
13 01 2021 20:34:43
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
12 01 2021 4:25:21
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
...
11 01 2021 13:45:50
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
10 01 2021 2:37:11
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
09 01 2021 10:17:47
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
08 01 2021 0:13:12
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
07 01 2021 18:22:13
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
06 01 2021 12:21:31
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
05 01 2021 23:50:31
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
04 01 2021 0:51:53
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
03 01 2021 3:15:12
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
02 01 2021 4:11:31
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
01 01 2021 7:40:11
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
31 12 2020 10:29:40
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
30 12 2020 17:20:34
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
29 12 2020 16:20:45
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
28 12 2020 1:27:52
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
27 12 2020 14:58:45
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
26 12 2020 15:44:56
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
25 12 2020 16:31:58
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
24 12 2020 4:29:36
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
23 12 2020 6:30:32
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
22 12 2020 20:46:34
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
21 12 2020 23:15:32
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
20 12 2020 10:18:31
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
19 12 2020 0:19:23
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
18 12 2020 13:45:36
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
17 12 2020 22:50:23
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
16 12 2020 12:29:59
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
15 12 2020 2:40:30
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
14 12 2020 16:38:10
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
13 12 2020 13:58:24
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
12 12 2020 12:35:35
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
11 12 2020 21:30:48
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
10 12 2020 18:47:58
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
09 12 2020 22:59:10
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
08 12 2020 12:12:54
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
07 12 2020 18:19:42
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
06 12 2020 10:21:29
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
05 12 2020 5:37:44
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 12 2020 0:38:53
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
03 12 2020 9:26:33
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
02 12 2020 6:45:15
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
01 12 2020 9:30:42
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
30 11 2020 17:19:34
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
29 11 2020 22:39:38
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
28 11 2020 18:22:57

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
27 11 2020 2:53:50
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
26 11 2020 9:20:23
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
25 11 2020 8:26:19
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
24 11 2020 8:32:40
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
23 11 2020 18:12:36
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
22 11 2020 17:26:10
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
21 11 2020 1:57:22
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
20 11 2020 23:10:11
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
19 11 2020 3:35:58
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
18 11 2020 6:51:42
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
17 11 2020 15:26:42
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
16 11 2020 9:48:52
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
15 11 2020 19:18:54
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
14 11 2020 6:44:29
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
13 11 2020 3:22:54
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
12 11 2020 10:33:48
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
11 11 2020 11:33:12
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
10 11 2020 5:17:10
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
09 11 2020 18:12:11

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
08 11 2020 15:43:44
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
07 11 2020 18:15:34
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
06 11 2020 15:50:53
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
05 11 2020 12:38:24
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
04 11 2020 1:36:26
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
03 11 2020 2:40:35
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
02 11 2020 16:59:32
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
01 11 2020 4:50:43
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...
...
31 10 2020 4:14:36
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
30 10 2020 6:41:12
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
29 10 2020 16:21:50
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
28 10 2020 8:39:47
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
27 10 2020 1:43:40
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
26 10 2020 19:54:24
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
25 10 2020 20:33:50
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
24 10 2020 13:25:13
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
23 10 2020 2:48:45
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
22 10 2020 3:56:17
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
21 10 2020 4:10:22
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
20 10 2020 13:58:54
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
19 10 2020 20:46:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::