Проверочные работы    

Интегрированный урок истории и обществознания на тему: "Смутное время. Свобода от… свобода для…"

Цель урока. Рассмотрение альтернатив развития российского общества в смутное время.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выяснение причин смуты и хронологии ее развития
  • Анализ возможных альтернатив развития русского общества в смутное время
  • Рассмотрение философской категории “свобода”
  • Интерпретация событий смутного времени с позиции свободы, как фактора общественного развития

Развивающие:

  • Формирование навыков соотнесения исторических, обществоведческих понятий и социальных фактов
  • Формирование навыков аналитической деятельности, решение проблемных ситуаций
  • Формирование навыков устной речи и работы в группе

Воспитательные:

1. Формирование личностной позиции учащихся к общественным явлениям.

План урока,

  1. Смутное время: истоки и сущность
  2. Свобода – как фактор общественного развития
  3. Альтернативы развития русского общества в условиях смуты

Ход урока

Учитель истории:

Здравствуйте. Сегодня мы с вами переходим к изучению очередного этапа в русской истории – смутное время, с которым, кстати, связан новый государственный праздник – 4 ноября. Вообще историками давно подмечено, что русская история развивается своеобразными скачками, дискретно. Период спокойствия и стабильности сменяется периодом хаоса и смуты, из которого как бы вытекает новый этап развития. Так в свое время в условиях феодальной раздробленности рождалось новое единое государство, и вот наступил новый период хаоса – смутное время. И сегодня мы рассмотрим это время с позиции исторических событий и с позиций особенности развития русского общества в подобные этапы.

Причины Смуты вытекают из:

  • Последствий правления Ивана IV, особенно опричнины, в ходе которой произошло первое знакомство русского общества с абсолютизмом
  • Стремления различных социальных групп общества улучшить свое положение (крепостные крестьяне, боярство, дворяне)
  • Тяготения народа к природному, законному царю, а не выборному.

Усугублялось положение стремлением боярства к власти, падением нравственности, неурожаями и голодом, иностранной интервенцией.

В ходе смутного времени можно выделить 3 вида кризиса, политический, связанный с пресечением правящей династии и борьбой за власть, социальный, связанный с попыткой различных социальных групп воздействовать на власть, с народными волнениями, и национальный, сводившийся к угрозам государственному суверенитету, борьбой с иностранными интервентами.

У вас на столах есть конверты с основными событиями смутного времени. Внимательно ознакомьтесь с ними. Первая группа отберет события, относящиеся к политическому кризису, вторая – к социальному, а третья к национальному.

Группы работают с материалами в течение 5-7 минут. Представитель от каждой группы вывешивает события на доску и дает коментарий.

Естественно, что из любого кризиса есть выход. Можно выделить две альтернативы:

  • Через усиление режима (Абсолютная монархия)
  • Через возможность общества влиять на власть (Сословно – представительная монархия)

Реализация первого пути была не возможна после опричнины, а для реализации второго пути требовалось осознание обществом понятия свободы.

Учитель обществознания:

Свобода – возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Мы сегодня будем говорить о свободе как факторе общественного развития. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы личности и ее атрибутов:

  • Чаще всего борьба за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом.
  • Бегство от мира.
  • Адаптация к миру.
  • Совпадение интересов личности и общества в обретении свободы.

В истории понятие “свобода” прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” свободы “от” до “положительной” свободы “для”.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Ограничение человеческой свободы обусловлено зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественными силами.

Итак, вы рассмотрели два понятия “свобода от …” и “свобода для …”, а теперь, работая с материалом хронографа событий смутного времени назовите события, которые можно отнести к категории “свобода от…”, а какие к “свобода для …”

Работа в группах 5-7 минут, представители от групп озвучивают мнение группы.

Учитель истории:

Смута хоть и была своеобразным вариантам русской свободы, народ быстро уставал и в нем все сильней и сильней крепла тяга к спокойствию и стабильности, что ассоциировалось прежде всего с сильной властью. Однако установление власти Михаила Федоровича не означало окончание смуты. Попытки народа влиять на власть проявлялись еще в Бунташный век, но очень скоро были пресечены властью. И вот снова в нашем обществе говорят о свободе, вот только о какой, для ... или от..?

И пока мы не поймем различия между ними, для нас свобода будет по-прежнему пониматься как смута.

Домашнее задание – сочинение “Смутное время в моем понимании …”

Приложение.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

21 09 2020 7:25:45

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как " Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

20 09 2020 6:28:58

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

19 09 2020 10:18:41

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

18 09 2020 4:47:46

Русь между Западом и Востоком

Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании И К Т в виде презентации....

17 09 2020 13:32:25

Урок мира

Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

16 09 2020 15:14:18

По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов

Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....

15 09 2020 12:57:50

Урок истории на тему "Герои Курской битвы"

Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....

14 09 2020 4:33:33

Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"

Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...

13 09 2020 4:45:12

Противостояние Орде

Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л. Косулина. " История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....

12 09 2020 8:21:25

Опыт работы по социальному проектированию

В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет вырабатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....

11 09 2020 12:24:51

Гуситское движение в Чехии

Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

10 09 2020 11:21:34

Нетрадиционные уроки истории

Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры « Счастливый случай»)....

09 09 2020 11:37:37

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

08 09 2020 19:42:35

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

07 09 2020 15:11:23

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

06 09 2020 21:39:57

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

05 09 2020 10:11:54

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

04 09 2020 4:38:17

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

03 09 2020 17:24:18

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

02 09 2020 21:35:48

Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....

01 09 2020 18:34:34

Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....

31 08 2020 0:35:23

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

30 08 2020 10:24:54

"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

29 08 2020 23:43:28

Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"

Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам « Сталинский режим» и « Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....

28 08 2020 23:13:59

Социальная структура и социальные отношения

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к Е Г Э....

27 08 2020 2:38:45

Интегрированный урок истории и литературы. Тема: "Культура Руси XVI века: особенности архитектуры и прославление труда зодчих в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие"

Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...

26 08 2020 22:55:11

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

25 08 2020 0:24:55

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

24 08 2020 5:37:35

Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"

На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...

23 08 2020 14:24:21

Комбинаторная программа интегративного курса "Художественный труд и введение в историю"

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...

22 08 2020 2:10:34

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

21 08 2020 4:32:29

Технологическая карта урока истории по теме "Конфликт в межличностных отношениях". 10-й класс

Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....

20 08 2020 0:37:53

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме " Древний Египет"....

19 08 2020 17:12:12

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

18 08 2020 1:44:38

Игра по истории «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра по истории « Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отрабатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....

17 08 2020 18:53:42

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

16 08 2020 20:37:58

Урок истории "Отечественная война 1812 года"

Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....

15 08 2020 10:18:32

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

14 08 2020 7:53:52

Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....

13 08 2020 10:48:41

Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А. А. Данилова « История России». В основе организации урока опорные сигналы по теме и групповая работа учащихся....

12 08 2020 18:59:33

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

11 08 2020 5:30:31

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры « Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три команды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

10 08 2020 15:44:14

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

09 08 2020 18:42:51

Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием И К Т-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....

08 08 2020 4:17:52

Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина

В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ " Средневековье", " Русь и Византия", схема опорного конспекта " Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н. В Загладина для 10-го класса " Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....

07 08 2020 16:32:37

Интегрированный урок истории и обществознания по теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". 11-й класс

Презентация посвящена теме " Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....

06 08 2020 12:18:23

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде....

05 08 2020 21:48:11

Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ

При сдаче Е Н Т одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....

04 08 2020 20:45:47

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по У М К Юдовской, Баранова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - С Ш А, познакомиться с Конституцией С Ш А 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....

03 08 2020 10:29:27

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

02 08 2020 3:53:53

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

01 08 2020 2:17:14

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

31 07 2020 16:35:47

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

30 07 2020 11:31:42

Урок истории "Горожане и их образ жизни"

Комбинированный урок истории с использованием И К Т относится к Разделу II « Расцвет Средневековья» и является вторым в теме « Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

29 07 2020 14:29:11

Урок истории на тему "Крещение Руси"

Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

28 07 2020 12:50:17

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

27 07 2020 5:44:23

Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: « Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....

26 07 2020 20:10:13

Урок обществознания по теме "Рынок труда"

Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охарактеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

25 07 2020 3:50:33

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

24 07 2020 11:38:59

Урок по региональной истории в 8-м классе "Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота"

Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....

23 07 2020 12:49:28

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

22 07 2020 2:11:37

Права ребенка

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с " Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....

21 07 2020 10:59:11

Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"

Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры " Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...

20 07 2020 2:41:48

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

19 07 2020 18:19:10

Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…"

Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...

18 07 2020 16:59:31

Сценарий интерактивного мероприятия "Я и мое государство"

Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....

17 07 2020 4:13:15

Русско-японская война 1904–1905 гг.

Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке Т С О повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....

16 07 2020 16:32:17

Вечер памяти декабристов

Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...

15 07 2020 15:37:37

Урок истории в 5–м классе "В древнеегипетской школе"

Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...

14 07 2020 21:26:24

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы « Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г. Щербаковой « Вам и не снилось» и фильма И. Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....

13 07 2020 21:31:30

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

12 07 2020 4:28:40

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

11 07 2020 13:21:27

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

10 07 2020 13:41:16

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

09 07 2020 12:31:51

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....

08 07 2020 11:37:50

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"

Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....

07 07 2020 4:37:54

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

06 07 2020 12:10:13

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

05 07 2020 14:57:51

Педагогическая мастерская на уроках истории

Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

04 07 2020 21:50:56

"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса

Программа факультативного курса " Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....

03 07 2020 14:15:49

Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"

Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...

02 07 2020 20:32:34

Урок-обобщение в 10-м классе по теме: "Эпоха славных дел Петра"

Урок обобщения материала по теме " Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...

01 07 2020 16:46:38

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

30 06 2020 14:56:42

Методические рекомендации по теме "Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г."

Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли С С С Р летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и С С С Р в 1940–1941 гг....

29 06 2020 1:51:41

Забытая Первая мировая война

В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

28 06 2020 13:32:29

"Есть только миг между прошлым и будущим.."

Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

27 06 2020 17:52:49

Урок по теме «Гроза двенадцатого года»

Устанавливаются причины, характер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный характер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....

26 06 2020 16:43:27

Урок по теме "Рыночное общество"

Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу " Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

25 06 2020 3:30:25

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять моральный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

24 06 2020 11:17:32

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

23 06 2020 16:42:28

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

22 06 2020 15:22:11

Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века

Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....

21 06 2020 7:46:49

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

20 06 2020 20:14:30

Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....

19 06 2020 8:44:18

Интерактивный урок по курсу "Обществознание". 11-й класс

Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....

18 06 2020 17:22:11

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"

Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и характер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....

17 06 2020 4:12:11

Избирательное право

Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность С М И и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают практические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

16 06 2020 2:16:26

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

15 06 2020 8:49:22

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

14 06 2020 12:51:11

Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс

В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....

13 06 2020 0:15:58

Урок на тему «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны». 10-й класс

Урок является завершающим в теме « Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, И К Т-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....

12 06 2020 10:53:32

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

11 06 2020 12:16:42

Великая Отечественная война в истории Омского автотранспортного колледжа

Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотранспортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....

10 06 2020 18:55:43

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в В У Зах по специальностям различной направленности....

09 06 2020 13:27:24

Реформы Столыпина

На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П. А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....

08 06 2020 12:55:40

Интегрированный урок через призму образовательной компетенции

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....

07 06 2020 15:41:13

Бинарный урок (история + иностранный язык), посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне

Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме практического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - С С С Р и стран-союзников, Великобритании и С Ш А. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....

06 06 2020 6:56:55

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

05 06 2020 11:59:22

Творческая работа на тему: "Реализация проблемного метода обучения при проведении занятий по истории и обществознанию"

Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....

04 06 2020 10:49:38

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

03 06 2020 16:33:43

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

02 06 2020 17:21:54

Культура России в первой четверти XVIII в. 7-й класс

На уроке применяются различные педагогические технологии ( И К Т, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интерактивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....

01 06 2020 4:23:11

Соседи восточных славян

Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты « Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

31 05 2020 1:54:53

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

30 05 2020 4:33:39

Нравственные основы семьи и брака

Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в брак; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

29 05 2020 11:20:55

Россия в 1917–1920 годах

На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....

28 05 2020 9:48:24

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

27 05 2020 0:49:48

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....

26 05 2020 18:42:58

Информационные технологии на уроках истории

В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

25 05 2020 16:22:14

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

24 05 2020 10:41:31

Урок-игра "Поклонимся великим тем годам" (навстречу празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне)

В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать И К Т. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....

23 05 2020 6:43:35

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

22 05 2020 10:45:30

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

21 05 2020 11:53:19

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

20 05 2020 20:23:28

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

19 05 2020 0:48:45

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

18 05 2020 9:13:43

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

17 05 2020 17:13:21

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

16 05 2020 15:11:50

Урок мужества "Вечной памяти рубец…"

Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....

15 05 2020 23:12:54

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

14 05 2020 9:29:27

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

13 05 2020 16:46:21

Приемы формирования исторической эмпатии

Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....

12 05 2020 6:25:45

Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П. А. в исследовании истории Коми края....

11 05 2020 9:12:22

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

10 05 2020 5:45:57

Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе

На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...

09 05 2020 13:27:24

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

08 05 2020 19:15:24

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

07 05 2020 21:20:20

Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интерактивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интерактивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....

06 05 2020 18:24:10

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу " Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

05 05 2020 3:32:57

Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс

В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на практике при решении задач....

04 05 2020 0:29:57

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

03 05 2020 22:16:28

Урок-лекция "Передвижники"

Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

02 05 2020 21:48:30

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

01 05 2020 12:38:55

Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."

Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....

30 04 2020 3:24:11

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

29 04 2020 3:15:19

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

28 04 2020 5:12:40

Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

На вступительном уроке по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем. ...

27 04 2020 3:38:58

Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»

Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....

26 04 2020 17:38:45

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

25 04 2020 20:18:50

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::