История для молодежи    

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Оборудование урока

  • Карта “Вторая Мировая война 1939-1945 гг.”.
  • Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”.
  • Карта “Курская битва”.
  • Выставка книг о событиях Сталинградской и Курской битв “Ради жизни на земле”.
  • Выставка лучших рефератов, докладов, учащихся о Великой Отечественной войне с использованием краеведческого материала.
  • Выставка сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
  • Стенд “Город-герой Волгоград”.
  • Стенгазета, подготовленная краеведческой группой “Наши земляки - участники Сталинградской и Курской битв”.
  • Две репродукции: “На Мамаевом кургане”.
  • Тестовое задание для компьютера.
  • Комплект раздаточного материала с кроссвордами.
  • ТСО: телевизор, видео приставка.
  • Видеофильмы: сериал Юрия Озерова “Освобождение: битва за Сталинград”,

Фильм “Великий полководец Жуков”,

Фильм “Гитлер и Сталин”.

  • Схема окружения немецко-фашистских войск в районе Сталинграда (ноябрь 1942 год).
  • Высказывание И. Канта: “Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны”.

Проблемное занятие с заданиями версионного характера и заданиями с ситуацией предположения.

Проблемное задание версионного характера - задание, содержащее два и более противоречивых суждения об историческом событии. Из предложенных вариантов школьники выбирают и обосновывают справедливость одного из них или выдвигают и аргументируют собственное мнение.

Проблемные задания с ситуацией предположения предлагают школьникам выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать ее.

Цель урока

Рассмотреть некоторые исторические проблемы, связанные со Сталинградской и Курской битвами, ознакомить учащихся с событиями, связанными с форсированием Днепра, массовым развитием партизанского движения.

Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны, соответствующие хронологические и картографические умения.

Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, с кинофрагментами и другими источниками информации. Выполнять проблемные задания версионного характера и задания с ситуацией предположения делать собственные аргументированные выводы.

Отвечать на познавательные задачи, развивать умение работать в группах, в “четверках”, в “парах”, умение вести дискуссию по заранее выдвинутым проблемам, составлять логико-смысловые модели, вести краеведческую и научно-исследовательскую работу.

Формировать умение во время полемики, дискуссии уважать точку зрения другого человека, вслушиваться в аргументы противоположной стороны.

Развивать учебное взаимодействие учителя и учащихся и группы экспертов, в которую входят ветеран Великой Отечественной войны и учащиеся. Развивать умение анализировать ответы учащихся и работу в группах.

Основные формы и методы работы

  • Проверка усвоения изученного на уроках материала путем тестирования, взаимопроверки знаний.
  • Работа в парах с составленными учащимися кроссвордами.
  • Выполнение группой учащихся тестового задания на компьютерах.
  • Сообщения учащихся с использованием дополнительной литературы, документов и других источников информации.
  • Дискуссия по заранее выдвинутым проблемам, полемика.
  • Проблемные задания группам версионного характера.
  • Проблемные задания с ситуацией предположения.
  • Работа текстом документа.
  • Использование краеведческого, регионального материна, научно-исследовательской работы, для подтверждения фактами своего ответа.
  • Просмотр видеосюжетов по поднятым проблемам.
  • Составление логико-смысловой модели (вынесение ключевых понятий на координаты)
  • Работа в “четверках” с комплектом раздаточного материала для закрепления изученного материла.

Ход урока

Занятия начинается с краткого вступительного слова учителя.

– На предыдущих уроках мы вместе с вами составили план этого урока, определили цели урока и проблемы, которые предстоит обсудить.

Сегодня на уроке выступают проблемные группы, краеведческая группа, а также отдельные учащиеся. Вы услышите сообщения, подготовленные с использованием дополнительной литературы, источников. На нашем уроке присутствует ветеран Великой Отечественной войны, мой учитель истории, благодаря которому и избрала эту профессию, Танатаров Викторин Сергеевич. Он будет нашим экспертом и возглавит группу экспертов, в которую войдут (называются имена учащихся).

Урок мы начинаем с проверки изученного материала.

Первый ряд проводит взаимопроверки знаний по тестовым заданием, которые вы сами составили (работа в парах). Второй ряд также работает в парах и взаимопроверку знаний по составленным кроссвордам. Третий ряд пойдет во главе с консультантом в компьютерный класс и выполнит тестовое задание, за которую оценку поставит компьютер. Все консультанты по окончании проверки знаний передадут мне оценки, выставленные каждому учащемуся.

Пока учащиеся работают в парах и на компьютерах, один учащийся рассказывает о тружениках Великой Отечественной войны.

Фрагменты краеведческого материала из ответа учащегося:

– Я нашел интересный материал в недавно выпушенной книге “Мелеуз: былое, настоящее, будущее”.

В годы войны перестроились на военный лад и предприятия Мелеуза, которые производят разнообразную продукцию, оборудовались автомашины. Продукция завода сухого молока, введенного в строй в 1940 году, также отправилась на фронт.

В колхозах и совхозах сотни девушек и женщин срочно освоили специальности механизаторов, сели за штурвалы тракторов и комбайнов, машин, заменив призванных на войну мужчин. Их самоотверженный труд позволил снабжать население страны и личный состав армии продовольствием, а промышленность сырьем для производства необходимого для армии и фронта снаряжения.

После проверки изученного материала учащиеся записывают в тетради тему урока, а в дневниках- домашнее задание. Домашнее задание: параграф 40 (по учебнику В.Д. Дмитриенко, В.А.Шестаков “История Отечества”), параграф 3О (по учебнику О.С.Сороко-Цюна, В.П. Смирнова и А.И.Строганова “Мир”), параграф 10 (по учебнику И.И. Долуцкого “Отечественная история” двадцатый век).

Творческое задание (для желающих): написать сочинение в форме дневника участника Великой Отечественной войны о событиях Сталинградской битвы. Краеведческой группе дается задание подготовить интервью и телесюжеты по теме: “Единство фронта и тыла”, видеофильм М.Г. Пильнова “Самоварщицы”, пригласить одну из главных героинь фильма Агееву К.М. на урок.

Учитель обращает внимание учащихся на требования к ответу учеников критерии анализа ответа, которые были разработаны на предыдущих уроках совместно с ними.

Критерии анализа ответа:

  1. В контексте ответа показать понимание проблемы.
  2. Изучить информацию по этой проблеме в учебниках, документах, других источниках, выбрать то, что на ваш взгляд кажется правильным.
  3. Четко сформулировать собственное мнение.

4. Целостно, логично, аргументировано изложить свои мысли.
Учитель:

• Наступление немцев на Москву сорвалось, “Блицкриг” потерпел крах, был развеян мир о непобедимости немецкой армии. Провалился “Тайфун”, рухнул план “Барбаросса”.

Политики поиграли, их дипломатические комбинации отошли на второй план, - теперь все решали полководцы и солдаты. Красноармейцы, до конца сражавшиеся в многочисленных котлах 1941-го года, сибиряки, или мальчишки-курсанты, полегшие под Тулой, но не приступившие к Москве танковый клин Гудерлана, не знали, какие глобальные, стратегические последствия будет иметь их стойкость, проявленная в, казалось бы уже безнадежной ситуации. Просто каждый из них выполнил свой долг до конца, - и Гитлер увяз в долгой, упорной и невероятно тяжелой войне на истощение.

Явные преимущества в такой войне были уже на стороне его, наконец-то объединившихся противников. На эти преимущества надо было еще и реализовать. Я подчеркиваю, глобальный масштаб, планетарный размах событий. Второй Мировой войны летом 1942-го года. Что же проходило летом 1942-го года?

Фрагменты сообщения:

Летом 1942 года немецкие войска пробиваются к Волге, “разрезая” европейскую часть СССР надвое: итало-германская группировка рвется к долине Нила, стремясь захватить Суэцкий канал и вырваться на оперативный простор Ближнего и среднего Востока; Япония, разгромив главную базу американского флота в Перл-Харборе и захватив центр азиатской обороны Англии Сингапур, топит в Яванском море англо-американскую эскадру, угрожает Индии и Австралии. Немецкие субмарины терзают союзные караваны в Атлантике.

Показываются фрагменты из киноэпопеи Юрия Озерова “Освобождение: Сталинградская битва” о событиях Великой Отечественной войны летом 1942 года.

Перед учащимися ставится проблемное задание:

Какие направления открылись бы для немцев, если бы Сталинградская битва была выиграна немецкой армией? (Выступление проблемной группы в сочетании с работой по карте). Фрагмент из выступления проблемной группы:

Немцы могли бы, двигаясь на север, осуществить стратегический охват лишенных горючего советских армий и отсечь от центральных районов России уральские военные заводы.

Кроме того, в соответствии с японо-германской договоренностью Япония в этом случае могла объявить войну СССР, что вело к сковыванию сибирских и дальневосточных резервов Красной армии (в Манчжурии была дислоцирована миллионная японская группировка).

Продвижение немцев на юг, в районы традиционного германского влияния (Ирак, Турция), а также Иран и Индию, где уже была намечена встреча, не встретило бы серьезных препятствий у антигитлеровской коалиции там не было бы значительных сил. В результате в Индии немцы могли бы встретиться с наступающими с востока Японскими войсками. Если бы итало-германскому экспедиционному корпусу удалось изменить союзников из Северной Африки и овладеть Суэцким каналом, Германия совместно с Японией осуществила бы стратегический охват Азии; английские колонии были бы изолированы друг от друга; снабжение СССР через Иран стало бы невозможным, Германия и ее союзники овладели бы крупнейшем в мире нефтяными разработками пли, по крайней мере, воспрепятствовали бы их использованию союзниками.

Учащиеся высказывают свое мнение по данной проблеме.

Работа с документом “Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года “Ни шагу назад”. Старшеклассники изучают приказ, текст которого имеется у каждого на столе.

Из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227

Без публикации 28 июля 1942

Приложение 1.

Выполняется проблемное задание: Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ?

Одни учащиеся отмечают мобилизующую, положительную роль этого приказа. Другие учащиеся отмечают негативные моменты в ходе войны, связанные с этим приказом. Ведется дискуссия. Учитель обращает внимание на культуру диалога во время дискуссии. Ветеран Великой Отечественной войны говорит о своем видении этой проблемы, о том, как этот приказ отразился на судьбе курсантов, заканчивающих военное училище летом 1942 года. Одним из этих курсантов был он.

Фрагмент выступления учащегося:

- В приказе №227 говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. “Наш главный недостаток, - подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках”. Приказ вводил жестокие наказания за “отступательные” настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и правда о критическом положении сыграла свою мобилизующую роль.

Затем просматривается кинофрагмент видеофильма “Гитлер и Сталин” об обсуждении Сталиным и Черчилем вопроса об открытии второго фронта в 1942 году.

После просмотра фильма обсуждается проблема:

Можно ли было открыть второй фронт в 1942 году? Как открытие второго фронта изменило бы обстановку на советско-германском фронте? В дискуссии участвует проблемная группа, изучившая эту проблему, и все желающие учащиеся.

Фрагмент выступления учащегося в Приложение 2.

Просматривается фильм о конвое на Атлантике.

Англии и США был выгоден скорейший разгром рейха непосредственно на его территории и именно войсками западных держав. Мне кажется, это очевидно и осуществить этот план было проще тогда, когда основные силы Германии увязли на советском фронте далеко на востоке.

Почему же они этого не сделали? На мой взгляд, у них были веские причины.

В 1941 году Англия не могла рассчитывать на помощь США, продолжавших сохранять нейтралитет. Эффективное военное сотрудничество они смогли наладить лишь к осени 1942 года. В распоряжении английского командования на островах находились 30 дивизий, германская армия к этому времени насчитывала 214 дивизий, 153 из которых сражались на восточном фронте.

Поэтому нетрудно догадаться, к каким последствиям могла привести массовая высадка английских войск на французском побережье.

Операция союзных войск в июне 1944 года, безусловно, оказалось запоздавшей - и с точки зрения помощи СССР в критические моменты борьбы на советско-германском фронте, и с точки зрения обеспечения послевоенных интересов Запада в Европе.

- Я задалась вопросом, почему советские политические и военные руководители не могли принять, а порой понять своих западных союзников, медлившие с высадкой в Европе до тех пор, пока такая операция не была подготовленной самым тщательным образом и обеспечена всем необходимым. Генералы и политики в Советском Союзе считали также, что наступление уже высадившихся войск идет чересчур медленно. Здесь, как мне кажется, сказались различия в отношении к так называемой живой силе. Я прочитала, что для западных генералов не были пустым звуком о приемлемых и неприемлемых потерях; англо-американское командование не бросаю своих солдат в наступление до тех пор, пока артиллерия и авиация не превращали линию обороны противника в выжженное, перепаханное бомбами и снарядами пространство. Солдаты жалели...,

Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров B.C. высказывает свое мнение о проблеме открытия второго фронта. Затем обсуждаются проблемы:

Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?

Что могла бы сделать немецкая сторона для предотвращения катастрофы?

Ветеран Великой Отечественной войны Танатаров ВС. рассказывает о самых интересных эпизодах Сталинградской битвы, участником которой он был.

Краеведческая группа показывает старшеклассникам стенную газету “Наши земляки - участники Сталинградской и Курской битв” и рассказывает о том, как собирался этот материал. Учащиеся побывали в совете ветеранов, где нашли сведения об участниках Сталинградской и Курской битв.

О своих впечатлениях о посещении Волгограда рассказала старшеклассница, которая оформила стенд “Современный Волгоград”.

Пока она рассказывала, одна из учащихся записала на доске значения Сталинградской битвы (внесла ключевые понятия на модель), которую учащиеся записали в свои тетради. Рисунок 1.

В банк исторических данных в тетради заносятся основные события второго периода Великой Отечественной войны.

Учитель обращает внимание старшеклассников на выставку книг “Ради жизни на земле”, на выставку рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Называются фамилии учащихся, занявших призовые места.

Перед изучением материала о Курской битве перед учащимися ставится познавательная задача:

Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перлом в годы Великой Отечественной войны?

Учащийся рассказывает о военных действиях летом и осенью 1943 года.

Показывается кинофрагмент “5 июля 1943 года”.

Заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Наступление фашистских войск 5 июля 1943 года”, “Массовый героизм на Курской дуге”, “Танковое сражение в районе Прохоровки”. Во время сообщений ведется работа с картой “Курская битва”. В это время показываются кинофрагменты, отражающие эти события (без звука) из фильмов сериал Юрия Озерова “Освобождение: Курская битва”, “Гитлер и Сталин”.

Затем учащиеся отвечают на познавательную задачу.

Фрагмент ответа на познавательную задачу:

- Победа под Курском закрепила и завершила коренной перелом, произошедший в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилось полной неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии.

Было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Восстановить потери Германии так и не удалось. Были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Затем заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Формирование Днепра”, “Массовое развитие партизанского движения”, “Рельсовая война”, “Концерт”.

На завершающем этапе урока учащиеся для закрепления изученного материала отвечают на вопросы, работая в группе по четыре учащихся, по карточкам.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Кто командовал группой армий “Дон” германского войска? (Ответ: Манштейн)
  2. Когда начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Ответ: 19 ноября 1942 года)
  3. Главный итог Московской битвы. (Ответ: сорван германский план молниеносной войны)
  4. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (Ответ:19 ноября 1942 г)
  5. Назовите заместителя Верховного главнокомандующего во время Сталинградской битвы. (Ответ: Г.К. Жуков)
  6. План наступления советских войск под Сталинградом имел кодовое название... (Ответ: “Уран”)
  7. Почему главным направлением летнего наступления немцы избрали Сталинград? (Ответ: выход к Волге передал транспортную артерию, по которой доставлялись с юга хлеб и нефть)
  8. Какой из фронтов второй мировой войны был определяющим? (Ответ: Восточный)
  9. Кто командовал 6-ой армией германского войска? (Ответ: Паулюс)
  10. Когда началась наступательная операция советских войск в районе Курска? (Ответ 12 июня 1943 года)
  11. Самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны состоялось... (Ответ: под Прохоровкой, 12 июля 1943 года)
  12. 2438 воинов удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по... (Ответ: форсированию Днепра)
  13. 5 Августа 1943 года в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь... (Ответ: освобождения Орла и Курска)
  14. Кем подписан приказ “Ни шагу назад”? (Ответ: Сталиным)
  15. Назовите командующего Юго-Западного фронта под Сталинградом. (Ответ: Ватутин)

После работы в четверках” подводятся итоги урока.

Учитель дает слово экспертам-учащимся и главному эксперту - ветерану Великой Отечественной войны Танатарову B.C.

Заключительное слово учителя. Мы с интересом выслушали наших экспертов.

Мне хочется отметить отличную подготовку учащихся к уроку. Мы обсудили проблемы, заслушали сообщения, подискутировали, высказали полярные точки зрения.

Очень ценно, что вы использовали при подготовке к уроку дополнительную литературу, посетили библиотеки, нашли нужный материал, и мы увидели, что многие из вас свободно ориентируются в исторических источниках, четко, аргументировано излагают свои взгляды, доказывают свое мнение, что позволило всесторонне обсудить поставленные проблемы.

Некоторые из вас говорили мне, что, готовясь к этому уроку, натолкнулись на интересные материалы, которые нам предстоит изучать в будущем. Это просто замечательно. Значит, мы с вами продолжим проведение проблемных уроков, дискуссий.

Отмечаю компетентность наших экспертов, которые показали умение анализировать ответы, вынесли свой вердикт.

Особую благодарность хочется выразить нашему гостю - ветерану Великой Отечественной войны Танатарову Викторину Сергеевичу, который не только принял активное участие в обсуждении проблем, но и внес свежую струю в наш разговор и прекрасно справился с ролью эксперта.

На мой взгляд, главное, чего достигли все мы, участники дискуссии, это уважать точку зрения другого человека, вслушиваться в аргументы противоположной стороны.

Поставленные цели урока достигнуты.

Учитель ставит оценки учащимся, принявшие участие в подготовке и проведении урока.

В заключение урока мне хочется обратить внимание на слова Иммануила Канта, который сказал “Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны”.

Ученые прогнозируют, что в третьем тысячелетии настанет время, когда войны прекратятся. Люди будут мирно разрешать конфликты. Войны будут считаться первобытным варварством и будут встречаться только на страницах учебников истории.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Тематический вечер "История России и российских символов"

Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....

15 09 2019 1:17:39

Забытые герои великой войны

Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....

14 09 2019 5:18:26

Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"

Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....

13 09 2019 22:45:13

Внутрипредметная интеграция на уроке истории "Прощай, Древний Восток!"

Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....

12 09 2019 18:44:18

Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....

11 09 2019 3:15:18

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

10 09 2019 0:42:58

Внеклассное мероприятие "Страна стояла под Москвой", посвященное 70-летию Битвы под Москвой

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие " Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....

09 09 2019 2:28:37

Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....

08 09 2019 19:31:32

Борьба русских земель с западными завоевателями

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

07 09 2019 23:19:31

Урок "Лучше год условно и дома, чем два реально и в армии". 11-й класс

В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию Ф З, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к Ф З, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...

06 09 2019 14:58:37

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

05 09 2019 13:11:44

Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс

Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....

04 09 2019 4:23:53

Урок истории в 9-м классе

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

03 09 2019 12:19:39

Итоги преобразовательной деятельности Петра I

Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

02 09 2019 13:58:24

Работаем самостоятельно. Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....

01 09 2019 17:16:29

Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

Нестандартный урок " Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся вырабатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....

31 08 2019 21:18:11

Учитель истории в сельской школе

Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...

30 08 2019 20:24:29

Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"

На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...

29 08 2019 10:14:51

Урок истории с использованием информационных технологий

Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

28 08 2019 21:13:10

Отечественная война 1812 года

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

27 08 2019 7:44:59

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

26 08 2019 20:22:10

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

25 08 2019 13:31:23

История формирования государственных символов России

Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе « Овеянные славой». К работе прилагается презентация....

24 08 2019 10:56:33

Интегрированный урок (история + информатика) по теме "Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов"

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....

23 08 2019 0:35:32

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

22 08 2019 7:22:38

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

21 08 2019 16:17:46

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

20 08 2019 17:11:11

Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

Музей " Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

19 08 2019 2:32:15

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

18 08 2019 22:27:18

Восьмое чудо света

О чудесах света. От античности до современности....

17 08 2019 23:42:53

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

16 08 2019 22:35:16

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

15 08 2019 23:12:37

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

14 08 2019 5:34:33

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

13 08 2019 17:35:58

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

12 08 2019 3:51:21

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....

11 08 2019 17:35:28

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

10 08 2019 11:21:30

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а вырабатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий Е Г Э....

09 08 2019 12:27:53

Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)

Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....

08 08 2019 14:25:20

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

07 08 2019 18:23:52

Северная война и реформы Петра I на Севере

На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....

06 08 2019 15:20:27

Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью  обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....

05 08 2019 18:19:30

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...

04 08 2019 7:31:55

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

03 08 2019 19:17:31

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

02 08 2019 18:25:22

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

01 08 2019 23:12:47

Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....

31 07 2019 8:36:59

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....

30 07 2019 18:11:27

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к Е Г Э для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....

29 07 2019 15:42:42

Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс

Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....

28 07 2019 20:32:55

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

27 07 2019 16:14:16

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

26 07 2019 1:53:25

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....

25 07 2019 11:19:47

Урок истории с элементами проблемного обучения и ИКТ по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига". 10-й класс

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....

24 07 2019 8:59:55

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

23 07 2019 18:48:21

Урок по теме: "Борьба русских земель с агрессией немецких и шведских феодалов"

Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...

22 07 2019 0:47:24

Урок по истории России, 9-й класс, тема "Коллективизация"

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его....

21 07 2019 18:16:50

Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...

20 07 2019 18:55:52

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....

19 07 2019 3:37:35

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

18 07 2019 18:29:57

Урок повторения по теме "Древняя Русь"

Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...

17 07 2019 16:14:12

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

16 07 2019 19:16:56

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

15 07 2019 3:39:16

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

14 07 2019 21:58:15

Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")

Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива « Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....

13 07 2019 19:47:54

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

12 07 2019 0:49:41

Урок истории по теме "Александр Невский – исторический символ России"

В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....

11 07 2019 7:38:48

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

10 07 2019 3:27:43

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

09 07 2019 23:34:21

Российская империя на рубеже XVIII–XIX веков

Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе « История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....

08 07 2019 11:23:40

Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"

Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...

07 07 2019 11:58:44

Интегрированный урок "Тряпичная кукла: от старины до современности"

Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....

06 07 2019 12:50:51

Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....

05 07 2019 10:58:31

ИКТ на уроках истории

Использование И К Т на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование И К Т в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью И К Т учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

04 07 2019 13:53:29

Организация методической работы городского методического объединения учителей истории и обществознания по совершенствованию профессиональной компетентности

Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный характер. ...

03 07 2019 16:43:17

Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)

Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...

02 07 2019 13:44:56

Урок по курсу "Введение в историю" на тему "Летописи и документы. Повесть временных лет", 4-й класс

Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...

01 07 2019 5:59:35

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

30 06 2019 23:15:53

Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы " Средневековый город и горожане" с курсом " Этики" при изучении темы " Моральные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

29 06 2019 16:15:27

Смутное время в России и его итоги

Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....

28 06 2019 21:40:41

Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"

Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охарактеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....

27 06 2019 12:13:40

Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....

26 06 2019 4:39:31

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

25 06 2019 0:11:29

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

" Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

24 06 2019 10:40:22

Повторительно-обобщающий урок «Средневековое общество»

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы « События и характеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....

23 06 2019 20:25:55

Древнегреческий театр

На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера « Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....

22 06 2019 23:54:39

Самодержавие и Земские соборы в России

Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

21 06 2019 22:15:39

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

20 06 2019 10:14:45

Звездный час "Древняя Греция"

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

19 06 2019 7:48:50

Правовая игра "Знатоки Конституции". 9-й класс

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры « Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме « Конституция Р Ф»....

18 06 2019 15:43:30

Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."

Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...

17 06 2019 6:18:33

Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...

16 06 2019 21:28:13

Урок истории в 9-м классе "Вологодская область в годы Великой Отечественной войны"

Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....

15 06 2019 7:30:14

"Непокоренный Ленинград"

Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....

14 06 2019 16:53:45

Урок-деловая игра по истории Урала, 8-й класс. Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX в.в.)

Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...

13 06 2019 22:45:11

Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс

Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....

12 06 2019 20:45:55

Внеклассное мероприятие по истории для 7–11-х классов, посвященное 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы!»

Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....

11 06 2019 10:41:11

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

10 06 2019 0:12:16

Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок анализируя оперу М. П. Мусоргского " Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...

09 06 2019 17:27:54

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

08 06 2019 13:10:37

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

07 06 2019 23:25:45

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И. Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И. Сталина. ...

06 06 2019 10:20:14

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

05 06 2019 12:36:35

Урок обществознания "Гарантировано природой и государством"

Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интерактивной форме. На уроке используются групповая работа, « Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....

04 06 2019 14:21:28

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

03 06 2019 7:18:14

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

02 06 2019 7:10:49

Послевоенные репрессии в СССР

Урок посвящен теме « Советский Союз в последние годы жизни И. В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....

01 06 2019 5:32:30

Сталинградская битва 1942–1943 г. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

Урок разработан в соответствие современными требованиями Ф Г О С О О О. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....

31 05 2019 6:34:33

Глобальные проблемы современности

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

30 05 2019 9:21:51

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; характеризовать первые реформы императора периода « Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения « Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

29 05 2019 6:48:52

Конференция " Висло-Одерская наступательная операция 1945 года"

Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло- Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....

28 05 2019 19:46:17

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

27 05 2019 12:18:27

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

26 05 2019 15:44:53

Исторический вечер "Подвиг во имя любви", посвященный памяти жен декабристов

Исторический вечер « Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....

25 05 2019 3:24:14

Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)

Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей. ...

24 05 2019 12:39:23

Профсоюзное движение. История возникновения

Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

23 05 2019 14:55:23

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

22 05 2019 9:17:46

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

21 05 2019 19:30:21

Урок-исследование в рамках проекта "Как зарождалось образование на Руси и в России?"

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....

20 05 2019 6:49:32

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....

19 05 2019 2:12:21

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

18 05 2019 23:53:57

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

17 05 2019 2:30:16

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

16 05 2019 10:11:50

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

15 05 2019 7:18:14

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

14 05 2019 9:44:44

Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс

Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....

13 05 2019 16:23:39

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

12 05 2019 22:42:47

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

11 05 2019 16:33:17

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....

10 05 2019 22:47:56

Методические приемы в использовании современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...

09 05 2019 8:52:59

Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)

Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...

08 05 2019 14:50:52

Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

Урок по программе А. Н. Кравченко « Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет практическую ценность в воспитании....

07 05 2019 13:55:22

Аукцион выпускников

Внеурочное мероприятие проводится выпускниками М К О У « Унъюганская С О Ш № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда « Подари жизнь»....

06 05 2019 16:28:24

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в С С С Р....

05 05 2019 12:44:33

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

04 05 2019 14:15:17

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Ошибка тысячелетия" – Отечественная война 1812 г.?!" (с использованием информационных технологий)

В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: « Человек тысячелетия», « Открытие тысячелетия», « Событие тысячелетия». « Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интерактивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....

03 05 2019 6:49:31

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

02 05 2019 21:47:13

Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают моральной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...

01 05 2019 14:31:36

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

30 04 2019 18:27:23

Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс

Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...

29 04 2019 16:46:16

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе " Обществознания" так обобщены, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

28 04 2019 16:25:57

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

27 04 2019 12:53:53

Лемболовская твердыня

Результаты поисковой работы краеведческого кружка Д Д Ю Т г. Всеволожска....

26 04 2019 18:37:21

Историческая игра "Листая страницы Смутного времени"

Игра проходит в рамках " Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке " Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к Е Г Э....

25 04 2019 2:12:56

Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре

Краеведение увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....

24 04 2019 13:42:11

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

23 04 2019 16:56:50

Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему "Арабский халифат"

Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....

22 04 2019 2:50:37

Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...

21 04 2019 4:31:59

Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс

Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....

20 04 2019 17:19:27

Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс

Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения характеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....

19 04 2019 0:54:13

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.