"Был ли царь Алексей Михайлович "Тишайшим"?". Урок истории в 10-м классе социально-гуманитарного профиля
Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опopной схемы, подготовка к составлению хаpaктеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э.Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы
вместе с ним получили в наследство от своих
предшественников полностью разоренную страну,
несуществующую государственность и народ,
вкусивший в начале века не только тяжесть
произвола сильных людей, но и дурманящую
сладость воли в условиях безвластия. Досталась
Романовым и уже перераставшая в привычку у
разных слоев феодалов уверенность в их праве
решать судьбу престола и династии. Все это
усугублялось оккупацией западных и
северо-западных земель Московского царства
иностранными войсками, участившимися набегами
крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная
власть просто нуждалась во власти
представительной, она не могла обойтись без
всенародного понимания и поддержки населением.
Поэтому весь период царствования Михаила
Федоровича Романова Земские соборы заседали
непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла
решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась
источником формирования и реализации
правительственной политики. В результате были
осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и
полурегулярные стрелецкие полки стали
дополняться полками иноземного строя.
Правда, во внешней политике особых успехов
достигнуто не было. Сохранялись территориальные
проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло
решать уже следующему правителю– царю Алексею
Михайловичу.
Известно, что многие правители России получали
при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы.
Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой
– “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович –
“Донской”, князь Александр Ярославич –
“Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV
– “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”,
царь Александр II – “Освободитель”.
Всегда ли были верны эти народные прозвища?
Сегодня вам предстоит определить свое отношение
к присвоенному царю Алексею Михайловичу
прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с
хаpaктеристиками царя, документами той эпохи,
основными его деяниями, чтобы согласиться или
усомниться с данным царю Алексею прозвищем
“Тишайший”. В течение урока мы будет составлять
опopную схему и заполнять пункты хаpaктеристики.
(Приложение № 1)
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте хаpaктеристику царя Алексея. (Приложение № 2)
Учитель: Соборное Уложение –
универсальный кодекс феодального права, не
имевший аналогов в предшествующем русском
законодательстве, он установил нормы во всех
сферах жизни общества: социальной,
экономической, административной, семейной,
духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев
И.Л. История России с древнейших времен до конца
XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.
М.: Дрофа, 2001, с.251.)
Возникновение Уложения связано было с
необходимостью в создании более совершенных
норм жизни общества.
За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от
Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов,
следовательно появилась необходимость в
упорядочении законодательства. Судебник 1550 года
охватывал нормы гражданского и уголовного права,
а другие стороны жизни игнорировал. Причиной
появления Уложения можно назвать и волну
городских восстаний 1648–1650 гг.
Этот крупнейший законодательный документ своего
времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века,
пока его не сменил Свод законов Российской
империи.
Уложение Алексея Михайловича было принято 29
января 1649 года.
Его подписали патриарх, другие представители
высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских
людей. Весной того же года текст Соборного
уложения издали отдельной книгой и разослали во
все московские приказы. Уложение состояло из 25
глав и 967 статей. Современное делопроизводство,
когда дело формируется из листов,
последовательно накладываемых в
хронологическом порядке, сложилось при Петре I.
До него листы склеивались между собой, образуя
свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне
хранящегося в особом ларце в архиве, составляет
309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II “О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI “Суд о крестьянех”. (Приложение №3)
1. Назовите причины, вызвавшие появление
вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине
XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о
государственной измене? Что считалось
“государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. “О церковном расколе” (Приложение № 4)
- Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
- Каково его отношение к Никону?
- К чему призывает Аввакум верующих?
- Каково ваше отношение к этому?
- Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
- Как хаpaктеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
- Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в
надежном советнике, царь приблизил к себе
патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и
поручал управление государством на время своего
отсутствия в столице.
Церковные реформы, проведенные Никоном, явились
причиной возникновения в стране религиозного
течения, последователи которого не признавали
официальную церковь. Впоследствии их стали
называть раскольниками. Растущее вмешательство
Никона во внутреннюю и внешнюю политику
государства под тезисом "священство выше
царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. “О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из “Новоторгового устава” 1667 г.
- Выберите в тексте факты, хаpaктеризующие развитие ремесла в России.
- Почему приглашались иностранцы?
- Вело ли правительство протекционистскую политику? (Приложение № 5)
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. “Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович
принимал мало участия в государственных делах.
Государством управляли воспитатель царя боярин
Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский.
Политика Морозова, направленная на усиление
финансового гнета, а также беззакония и
злоупотрeбления Милославского вызвали
возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве
вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов
был отстранен от государственных дел и сослан в
Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за
московским вспыхнули восстания в южнорусских
городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения
в Новгороде и Пскове.
Охаpaктеризуйте исторический источник
“прелестное письмо” Степана Разина (Приложение №6)
1. Каковы были цели восстания?
2. К кому обращался в своих воззваниях Разин?
3. Против кого призывал бороться Разин?
4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять
за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. “Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики
произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658,
1661., 1654? Дайте оценку событиям.
2. Дайте определения терминам: гетман, реестр,
Брестская уния, Валиесарское перемирие,
Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир,
Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь,
воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.
Седьмая группа. “Освоение Сибири”
Ознакомьтесь с документом “Наказ якутскому воеводе о ясачных людях” (1651) (Приложение № 7) и ответьте на вопросы:
1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
2. Какой была царская политика по отношению к
местным жителям?
3. Что такое острог?
4. Чем прославились землепроходцы Ф.Попов,
С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров? (Покажите на карте)
Дополнения учителя. В западной Сибири
казаки победили потомков хана Кучума. Русскими
землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
В годы правления Алексея Михайловича в России
предпринимались попытки строительства первых
военных кораблей, началось формирование
постоянной армии "нового строя", состоявшей
из добровольцев и заложившей основу будущей
системы рекрутских наборов.
Выводы. Опрос по теме:
- Почему называли царя Алексея “Тишайшим”?
- Когда было принято “Соборное Уложение”?
- Какие главные изменения оно внесло в жизнь?
- Что такое “Церковный раскол”?
- Что нового появилось в развитии экономики?
- Почему XVII век называют “бунташным”?
- Какие были изменения во внешней политике?
- Можно ли теперь, обобщив все выводы согласиться с названием царя Алексея “Тишайший”?
Прослушать фрагмент лекции с CD диска “Энциклопедия истории России” (статья “Алексей Михайлович”) и убедиться, что его царствование нельзя назвать “тихим”, просмотреть опopную схему (см. Приложение № 8), усвоить масштаб и значимость событий эпохи. Выполнить тестовые задания.
1. Годы 1497. 1581, 1649-й отражают основные этапы:
- Борьбы России за выход к морю.
- Образование Российского централизованного государства.
- Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
- Закрепощения крестьян.
2. С городскими восстаниями связаны даты:
- 1648 г., 1662 г.
- 1606 г., 1607 г.
- 1670 г., 1671 г.
- 1617 г., 1618 г.
3. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
- 1649 г.
- 1645 г.
- 1646 г.
- 1647 г.
4. В царствование Алексея Михайловича:
- Произошел церковный раскол.
- Было учреждено патриаршество.
- Русь приняла православие.
- Был учрежден Синод.
5. В каком из документов провозглашались отмена “урочных лет” и бессрочный сыск беглых крестьян?
- Соборном Уложении 1649 г.
- Судебнике 1497 г.
- Судебнике 1550 г.
- Указе об “урочных летах”.
6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина “О России в царствовании Алексея Михайловича” и ответьте на вопрос: как называется приказ, о котором идет речь?
“…В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячие с послами в государства … и в войну с воеводами для того, что послы…много чинят не к чести своему государю… а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и… послы или воеводы… тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они… их выславляли, а худым не поносили”.
7. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
- И.Волоцкий.
- Патриарх Никон.
- Ммитрополит Макарий.
- Сергий Радонежский.
8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
- Монастырь.
- Посад.
- Скит.
- Хутор.
9. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
- Смута.
- Медный бунт.
- “Поход за зипунами”.
- Чумной бунт.
Домашнее задание: завершить опopную схему по теме, § 6, 7 (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: “Русское слово”, 2006.), составить хаpaктеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
Литература:
1. Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Единый государственный зкзамен 2002: Контрол. Измерит. Материалы: История/ Л.И.Ларина, Л.Н.Алексашкина, Е.А.Гевуркова и др. – М.: Просвещение, 2003
3. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1999.
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
5. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
7. Соловьев С.М. Об истории Древней России (Сост., авт. предисл. и примеч. А.И.Самсонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
8. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
18 03 2024 14:21:21
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
17 03 2024 3:49:25
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
16 03 2024 17:13:12
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
15 03 2024 5:48:37
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
14 03 2024 13:54:59
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
13 03 2024 11:26:37
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
12 03 2024 3:31:20
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
11 03 2024 18:54:26
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...
10 03 2024 15:33:44
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
09 03 2024 10:48:15
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
08 03 2024 2:28:40
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
07 03 2024 3:55:36
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
06 03 2024 7:31:31
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
05 03 2024 16:14:48
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
04 03 2024 14:38:52
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
03 03 2024 22:16:40
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
02 03 2024 3:35:27
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
01 03 2024 9:36:30
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
29 02 2024 10:48:59
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
28 02 2024 6:32:36
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
27 02 2024 23:23:53
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
26 02 2024 1:21:21
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
25 02 2024 23:38:10
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
24 02 2024 18:48:21
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
23 02 2024 4:10:49
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
22 02 2024 15:10:19
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
21 02 2024 13:37:58
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
20 02 2024 15:31:20
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
19 02 2024 8:59:59
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
18 02 2024 17:11:28
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
17 02 2024 5:22:50
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
16 02 2024 9:30:32
Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
15 02 2024 5:46:54
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
14 02 2024 11:52:39
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
13 02 2024 5:40:17
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
12 02 2024 20:10:13
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
11 02 2024 13:49:36
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
10 02 2024 9:24:18
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
09 02 2024 10:37:37
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
08 02 2024 13:25:31
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 02 2024 13:51:43
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
06 02 2024 2:52:11
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
05 02 2024 1:25:50
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
04 02 2024 22:50:42
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
03 02 2024 3:29:10
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
02 02 2024 13:17:43
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
01 02 2024 15:36:53
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
31 01 2024 17:46:56
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
30 01 2024 22:32:53
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
29 01 2024 7:53:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::