Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Девиз урока: “Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
Задачи:
- Продолжить формирование умений и навыков по составлению рассказа на основе знаний и умений правильно, полно отвечать на поставленный вопрос.
- Развивать умения работать с историческими понятиями, текстом, картой.
- Воспитывать внимание во время игры, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Хронологическое табло.
- Исттир, лото.
- Рисунки, иллюстрации по теме.
- Серия книг “Возникновение человека”
- Картины “Человек разумный”, “Древнейшие люди”, Первобытные художники”, “Живопись древнекаменного века”.
- Историческая карта.
Ход урока
1. Организационный момент (настрой ребят на урок).
2. Учитель:
Ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “Жизнь первобытных людей”. Урок необычный, мы будем путешествовать по станциям, и на каждой станции вы должны показать свои знания о жизни древнейших людей. И в конце урока вы должны сделать вывод, ответить на вопрос: “Благодаря чему изменялась жизнь первобытных людей?”.
Сегодня вы разделились на группы, каждая группа – это родовая община.
– Что такое родовая община? (ответ).
В общине все трудились сообща. Поэтому вам также необходимо сегодня на уроке всем трудиться вместе. В своей общине выберите себе старейшину.
– Кто такой старейшина? (ответ ребят).
Вот и вы должны своего старейшину слушаться во всем. Старейшина будет решать, кто будет участвовать, кто пойдет на охоту.
– Вспомним: несколько родов, живших в одной местности, составляли – (что?) (ответ – племя).
Итак, племя 5а класса отправляется в путешествие. Старейшинам необходимо выбрать двух разведчиков, которые “пойдут” впереди своего рода и будут следить – не угрожает ли их роду опасность.
Мы с вами подошли к станции “Историческое лото”. Прошу ко мне подойти разведчиков. Я сегодня – старейшина из всех старейшин. Разрешаю вам познакомиться с моей станцией. Для этого вручаю вам каждому карту-схему “Истлото”. Объясняю правила: на этой станции вы должны собрать лото по принципу – вам даются исторические понятия, а вы должны подобрать правильное определение к каждому слову. Например: историческое понятие “история”, к нему вы по правилам лото должны подставить определение “наука, изучающая как жили различные народы, какие события происходили в их жизни…”
– Каждая группа получает истлото. Побеждает тот, кто вперед соберет правильно лото. В путь!
– Каждая группа собирает истлото:
Археология – наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам.
Религия – вера в богов и духов.
Ремесло – изготовление различных изделий. И т.д.
Родовая община – ?
Соседская община – ?
Человеческое стадо – ?
“Ласко” – ?
Альтамир – ?
Знать – ?
Кто первый “прошел” по станции “Истлото”, получает красный кружок, второй – синий кружок, третий – зеленый кружок.
Мы продолжаем с вами путешествие, и вот показалась станция “Кроссворд”. Разведчиков вновь встречает хозяин станции: “Очень много достопримечательностей на этой станции, о них вы узнаете из путеводителя!”.
(Всем группам раздаются карточки с кроссвордами; ребята, читая задания, заполняют кроссворд).
Карточка: если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вертикали, выделенных рамкой, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.
По горизонтали:
- Материк, где, по предположениям ученых, жили древнейшие люди.
- Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
- Оружие на крупного животного.
- Занятие первобытных людей, позволяющее добывать мясную пищу.
- Сверхъестественное существо, в которое верили древние люди; обитает в каждом человеке.
- Самое крупное животное, на которое охотились первобытные люди.
- Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
- Первобытное оружие, особенно нужное рыболовам.
- Занятие первобытных людей, позволяющее добыть, в основном, растительную пищу.
Учитель: Хорошо потрудились вы на этой станции, смогли все (или не все) заполнить кроссворд. И мы снова отправляемся в путешествие. Впереди станция “Исттир” (на доске заранее приготовить табло с рисунком мамонта и 3 дротика).
Тише, ребята, мы может спугнуть животных, которые здесь водятся. Это не просто станция, древние люди ходят сюда на охоту. И мы с вами сейчас тоже пойдем на охоту на мамонта.
Старейшина назначает трех ребят, которые пойдут на охоту, а все остальные сидят тихо и в случае трудностей (если ваши охотники не смогут ответить на вопрос), можете помочь своим ребятам.
– Какое оружие нужно взять 9копье_. Правило – кидаем “копье” в животное, если попали, то надо ответить на вопрос, чтобы охота была удачной.
Вопросы:
- Назовите главное оружие, которое применяли древние люди в ледниковый период. (копье).
- Назовите первые орудия труда древнейших людей.
- Какой период мы называем каменным веком?
- Около 100 тысяч лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
- В схватке с крупными животными копье было могучим оружием. однако в конце ледникового периода мамонты вымерли, меньше стало и других крупных животных. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстробегающих животных. Но для этого необходимо было другое новое оружие.
- Из какого древнего занятия возникло скотоводство?
- Около 40 тысяч лет назад человеческие стада превращались в постоянные коллективы родственников.
- Почему древние люди вырезали из кости, камня фигурки женщин? К какому веку относятся эти фигурки?
- Отрывок из книги “Борьба за огонь”:
Подумайте и назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями.
О каком оружии идет речь?
Как назывались такие коллективы?
“В непроглядную ночь бежали древнейшие люди, обезумев от страданий и усталости: все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мертв! Древнейшие люди почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель”.
Вопрос: Какое значение имел огонь в жизни человека?
Трудно нам было на охоте, но нам улыбнулась удача. Возвращаясь с охоты, мы увидели пещеры (показываю пещеру Ласко, затем пещеру Альтамир).
– Что это за пещера?
– Как вы определили?
Изучая историю первобытных людей, мы узнали, что первобытные художники очень часто изображали пораженных стрелами и копьями животных.
– Почему?
– Какой вывод можно сделать? (у людей появилась вера в сверхъестественные силы).
Путешествие мы свое продолжаем и вот – станция “Всезнайка”. Здесь нам понадобятся археологи и исследователи. На этой станции вам необходимо составить рассказ о жизни первобытных людей в разное время (каждая группа вытягивает листок, на котором написан период жизни древнейших людей).
а) С древнейших времен до 200 тыс. лет назад.
б) 100 – 14 тыс. лет назад (40 тыс. лет назад – особо).
в) 13 – 6 тыс. лет назад.
Ваша задача: найти и правильно распределить иллюстрации, слова к каждому периоду и рассказать о жизни людей в данный период.
Через 5-7 минут каждая группа рассказывает (после прослушивания другие группы могут дополнить рассказ). Далее учитель предлагает наглядно посмотреть как менялась жизнь древних людей, занятия, орудия труда).
И вот пришло время наш итоговый урок завершить. У каждого из вас есть контрольный лист, возьмите его и внимательно просмотрите, каждый сам себе поставит оценку, на которую он работал на каждой станции.
Контрольный лист
Фамилия, имя ________________________________________кл _________
Исттир ______________
Истлото _______________
Кроссворд _____________
Всезнайка _______________
Итоговая :_______________
Ответь кратко:
1. Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?______
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Как овладение огнем изменило жизнь древнейших людей?_________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Почему с развитием хозяйства появился обмен? __________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. В чем отличие родовой общины от соседской? ___________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сдайте контрольные листы.
И вспомним вопрос, который был задан в начале урока: Благодаря чему изменялась жизнь древнейших людей?
Вывод: Все достижения народных масс первобытного общества за сотни тысяч лет с помощью коллективного труда, огромного напряжения сил и бесчисленных жертв явились первым зачатком человеческой культуры, которые стали необходимым условием для последующей культуры Египта, Индии, Китая, Греции, Рима – об этом мы будем говорить на других уроках.
Всем спасибо. Урок закончен.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
20 01 2021 23:19:41
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
19 01 2021 22:21:48
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
18 01 2021 3:55:47
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
17 01 2021 20:21:18
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
16 01 2021 13:38:58
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
15 01 2021 14:10:40
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
14 01 2021 1:53:37
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
13 01 2021 17:57:10
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
12 01 2021 4:14:51
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
11 01 2021 11:40:52
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
10 01 2021 7:53:22
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
09 01 2021 4:27:23
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
08 01 2021 17:38:10
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
06 01 2021 21:33:48
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
05 01 2021 13:24:12
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
04 01 2021 8:21:52
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
03 01 2021 14:55:14
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
02 01 2021 10:32:23
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
01 01 2021 10:15:14
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
31 12 2020 2:37:55
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
30 12 2020 7:14:15
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
29 12 2020 17:40:48
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
28 12 2020 3:33:58
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
27 12 2020 19:52:57
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
26 12 2020 12:32:10
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
25 12 2020 1:55:35
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
24 12 2020 13:21:49
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
23 12 2020 19:51:43
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
22 12 2020 2:48:27
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
21 12 2020 13:30:43
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
20 12 2020 20:56:59
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
19 12 2020 7:38:18
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
18 12 2020 10:53:29
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
17 12 2020 21:21:30
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
16 12 2020 3:51:43
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
15 12 2020 4:27:55
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
14 12 2020 7:45:42
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
13 12 2020 13:56:44
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
12 12 2020 7:47:33
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
11 12 2020 5:24:19
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
10 12 2020 23:14:42
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
09 12 2020 23:19:53
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
08 12 2020 21:46:59
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
07 12 2020 2:43:57
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
06 12 2020 7:36:56
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
05 12 2020 20:40:34
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
04 12 2020 17:37:30
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
03 12 2020 18:36:31
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
02 12 2020 13:17:30
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
01 12 2020 13:57:40
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
30 11 2020 17:40:38
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
29 11 2020 23:26:49
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
28 11 2020 0:55:21
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
27 11 2020 6:58:41
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
26 11 2020 23:23:43
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
25 11 2020 17:46:18
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
24 11 2020 18:42:51
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
23 11 2020 13:15:49
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
22 11 2020 7:37:42
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
21 11 2020 10:54:52
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
20 11 2020 17:18:46
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
19 11 2020 6:19:16
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
18 11 2020 22:58:31
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
17 11 2020 17:17:59
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
16 11 2020 23:21:34
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
15 11 2020 9:45:56

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
14 11 2020 22:23:40

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
13 11 2020 15:36:45
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
12 11 2020 15:53:10
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
11 11 2020 8:12:13
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
10 11 2020 22:14:20
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
09 11 2020 11:29:26
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
08 11 2020 1:12:53
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
07 11 2020 13:57:27
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
06 11 2020 10:34:52
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
05 11 2020 19:33:32
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
04 11 2020 19:46:22
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
03 11 2020 5:37:54
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
02 11 2020 5:16:19
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
01 11 2020 22:33:56
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
31 10 2020 17:29:55
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
30 10 2020 6:29:12
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
29 10 2020 1:31:32
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
28 10 2020 22:35:21
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
27 10 2020 5:51:42
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
26 10 2020 10:20:18
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
25 10 2020 20:11:43
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
...
24 10 2020 3:56:42
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
23 10 2020 10:40:51
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
22 10 2020 11:25:59
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
21 10 2020 8:13:14
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
20 10 2020 19:29:14
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
19 10 2020 4:28:29
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
18 10 2020 1:51:12
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
17 10 2020 6:41:30
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
16 10 2020 17:15:50
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
15 10 2020 8:13:10
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
14 10 2020 23:42:28
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
13 10 2020 15:18:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::