Историко-литературная игра "Колесо истории"
Цели и задачи
Образовательные
- Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарём, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов.
- Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельным темам курса истории России за 6 -7 класс.
Развивающие
- Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.
- Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки.
Воспитательные
- Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
- Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
- Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ
Ведущие: учитель истории и учитель литературы.
Помощники ведущих:
- Станционный смотритель (ученик 10 или 11 класса).
- Четыре дeвoчки в народных костюмах (выносят реквизит и контролируют результаты игры на табло).
- Звукооформитель (ученик 10 или 11 класса, знающий сценарий и умеющий обращаться со стереосистемой и видеомагнитофоном в соответствии с инструкцией и правилами техники безопасности).
Состав участников игры
- 4 комaнды из состава учащихся 8-9-х классов. Каждая комaнда в начале игры получает свой цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
- Капитаны комaнд (далее именуются как игроки).
- Группы поддержки.
Оборудование
- Табло для отслеживания результатов игры (можно начертить табло на магнитной доске). По 3 магнита четырёх цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
- Стереосистема, кассета с записью музыкального сопровождения.
- Видеомагнитофон, кассета с записью учебного фильма “Берег, милый для меня”.
- Словарь устаревших слов для демонстрации его зрителям.
- Изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка (на отдельных листах формата А5, ориентация альбомная).
- 4 кубика разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). На верхней грани кубика изображение эмблемы игры, на боковых гранях – названия исторических произведений А. С. Пушкина.
- 4 подноса с реквизитом, накрытые платками.
- Тексты с заданиями и вариантами ответов.
- Портреты исторических деятелей.
- Хлопушка или бенгальский огонь.
Помещение
Зал, где есть возможность использовать занавес, четыре столика для комaнд, места для зрителей.
Предварительная подготовка к игре
- Капитан комaнды получает за два дня до игры отрывок из произведений Пушкина, где упоминается одно трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Капитанам предоставляется возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Отрывок необходимо выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению.
- Комaндам за две недели даётся задание ознакомиться с историческими произведениями А. С. Пушкина и вспомнить историю описанных событий.
- Каждая комaнда готовит инсценировку отрывка из какого-либо произведения, определенного учителем литературы (см. приложение).
Правила игры. Результаты игры фиксируются на игровом поле (табло). Образец табло приводится в приложении. Отвечая правильно, комaнды продвигаются по игровому полю на 10 верст, перемещая горизонтально магниты соответствующего цвета. Столбцы игрового поля могут быть оформлены в виде верстовых столбов, строки - в виде дорог. Количество столбцов соответствует количеству заданий. Побеждает комaнда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитан этой комaнды участвует в суперигре.
Звучит музыка. Учитель литературы: вступительное слово о Пушкине
Подходит к завершению неделя литературы и истории, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Мы привыкли к расхожей формуле “Пушкин – это наше все”. Но теперь, я думаю, она наполнится для вас новым содержанием. В истории русской культуры можно назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Пушкин – это Гений Возвышения. Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений. Во всех своих произведениях Пушкин – художник слова стремится постичь законы и смысл истории. Но постичь законы и смысл истории нельзя, не зная, чем и как живет народ. О жизни народа Пушкин знал не понаслышке. Поэт исколесил всю Россию: Кавказ и Крым, Кишинев и Одесса, село Михайловское в Псковской губернии, Болдино в Нижегородской; второе путешествие на Кавказ, поездка на Урал с целью собрать материал о Пугачевском бунте.
Поэт любил путешествовать.
Звучит выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”.
Сейчас вместе с ним мы отправимся в путешествие по страницам его исторических произведений. Приглашаем вас на игру “КОЛЕСО ИСТОРИИ”.
Звучит народная музыка.
На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, кареты, коляски, дрожек и возка.
Устанавливают картинки на 5 стульев.
Учитель истории: каждый участник получил отрывок из произведений Пушкина, где упоминается трaнcпортное средство, используемое в XIX веке. Игроки имели возможность использовать словарь устаревших слов, чтобы определить внешний вид каждого вида трaнcпорта. Просим участников, прочитав свой отрывок выразительно вслух, найти это средство передвижения на картинке.
1 игрок:
Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью преданный возок.
- Я думаю, это возок изображен здесь (выбирает одно из изображений), потому, что возок - это…(зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему красного цвета и садится на 1-й стул. Изображение возка помещается на табло)
2 игрок:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Евгений поскакал.
- Я думаю, это карета изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что карета - это…(закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж с дверцами и окнами)
(Игрок получает эмблему жёлтого цвета и садится на 2-й стул. Изображение кареты помещается на табло)
3 игрок:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В кафтане, в красном кушаке.
- Я думаю, это кибитка изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что кибитка - это…(зимняя крытая повозка на полозьях)
(Игрок получает эмблему синего цвета и садится на 3-й стул. Изображение кибитки помещается на табло)
4 игрок:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
- Я думаю, что коляска изображена здесь (выбирает одно из изображений), потому, что коляска - это…(экипаж на четырех колесах с откидным верхом)
(Игрок получает эмблему зеленого цвета и садится на 4-й стул. Изображение коляски помещается на табло)
Учитель, показывая на пятую картинку: - А это этот двухместный открытый экипаж называется беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.
Слышен топот лошадей.
Голос: - Тпру-у-у-у! Стой, милая, приехали!
Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимая пальто и фуражку, отряхивается, бормоча под нос:
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
- Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится, станционный смотритель - Иван Иванович. Путь нам предстоит нeблизкий, дороги никудышние. Но ничего, на больших дорогах лошадей можно поменять на станциях, а заодно и дух перевести. Путь будем мерить верстами, вон вдоль дороги столбы стоят (показывает на табло). Каждый дорожный столб и есть верста (садится на 5-ый стул).
РОЗЫГРЫШ ПЕРВЫХ 10 ВЕРСТ
Учитель истории: действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше современного километра. Участники - игроки, напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, тот первым тронется в путь.
Проверяем. Станционный смотритель читает: Верста - устаревшая мера длины, равная 1км и 60 м.
СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА”
Учитель: Итак, наш путь лежит на станцию “ Исторические произведения А. С. Пушкина”.
Звучит народная музыка. На сцене появляются четыре дeвyшки в народных костюмах, танцуют, вынося разноцветные кубики с названиями исторических произведений А. С. Пушкина. Кубики в зависимости от цвета помещаются в центр стола комaнд.
Учитель: посмотрите на названия исторических произведений Пушкина. Сейчас вам предстоит встретиться с героями этих произведений.
ПЕРВАЯ СЦЕНКА “ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” (встреча Олега с кудесником)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Определите литературный жанр “ Песни о Вещем Олеге”. Это -
- историческая легенда
- литературная баллада
- семейная баллада
- басня
Станционный смотритель читает: Правильный ответ - литературная баллада, основанная на исторической легенде, изложенной монахом-летописцем Нестором в “Повести временных лет”
Учитель истории, демонстрируя портрет Олега Вещего: Известно, что Олег – родственник легендарного князя Рюрика получил в истории прозвище “Вещий”. Что это означает?
- Всемогущественный
- Предвидящий
- Богатый
- Красивый
Станционный смотритель читает: Правильный ответ даёт словарь устаревших слов (показывает словарь): Вещий, вещун – мудрый, предвидящий, прорицательный.
ВТОРАЯ СЦЕНКА “БОРИС ГОДУНОВ” (Пимен пишет перед лампадой)
Учитель литературы: какое из драматических произведений является историческим?
- Д. И.Фонвизин “ Недоросль”
- А. С.Грибоедов “Горе от ума”
- А. С. Пушкин “ Борис Годунов”
- Н. В. Гоголь “Ревизор”
Станционный смотритель читает: правильный ответ - исторической драмой является произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, опубликованное в 1831 году.
Учитель литературы: известно, что замысел трагедии “Борис Годунов” возник у Пушкина после прочтения одного известного исторического произведения, опубликованного в начале XIX века. Что это за произведение?
Станционный смотритель читает правильный ответ: в 1824 году вышли в свет 10 и 11 тома “Истории государства Российского” Карамзина, содержавшие историю Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин нашел, что история эта напоминает его время. По просьбе дочерей Карамзина Пушкин посвятил издание памяти великого историка.
Учитель истории: Какой период в истории нашей Родины мастерски показан Пушкиным в произведении “Борис Годунов”?
- Дворцовые перевороты
- Смутное время
- Монголо-татарское иго
- Церковный раскол
Станционный смотритель читает правильный ответ: события, описанные Пушкиным, происходили в конце XVI– начале XVII века и сопровождались мятежами, гражданской войной, появлением самозванцев. Они получили название Смутное время или Смута. Одной из центральных фигур Смуты был Борис Годунов.
Учитель истории: в начале произведения Пушкин устами одного из действующих героев говорит, что Борис Годунов “не внемлет голосу Великого Собора”. Что такое Великий Собор?
Станционный смотритель читает правильный ответ: речь идет о земском соборе 1598 года с большим, чем в предшествующих соборах, числом выборных.
ТРЕТЬЯ СЦЕНКА “ПОЛТАВА” (разговор Мазепы и Орлика)
Учитель литературы: Вы узнали это произведение?
Одна из строк “Полтавы” звучит так:
“Горит восток зарёю новой”. Какой литературный приём использует поэт?
- Сравнение
- Метафора
- Антитеза
- Эпитет
Станционный смотритель читает: правильный ответ – метафора или скрытое сравнение.
Учитель истории: победоносное сражение под Полтавой привело к перелому в Северной войне в пользу России. Когда же была Северная война?
- 1700 – 1712
- 1701 – 1721
- 1700 – 1721
- 1703 – 1724
Станционный смотритель читает: Северная война началась в 1700 году. Отвоевав у шведов выход на Балтику, Россия превратилась в сильнейшую морскую державу в Европе. В 1721, после победоносного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец Отечества”.
Учитель истории: D поэме среди “птенцов гнезда Петрова” упоминаются и Шереметьев, и Брюс, и Боур , и Репнин, и некто “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”. Кто этот реальный исторический персонаж?
Станционный смотритель читает правильный ответ: “Полудержавный властелин” - князь Меншиков. Он комaндовал левым флангом; на войска левого фланга выпала наиболее ответственная часть военных операций во время Полтавского сражения.
ЧЕТВЕРТАЯ СЦЕНКА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”
Учитель литературы: Вы узнали это произведение? Кто из героев произведения “Капитанская дочка” поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:
- Пугачев
- Капитан Миронов
- Гринев
- Савельич
Станционный смотритель читает: правильный ответ речь идет о предводителе крестьянского бунта, донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачеве.
Учитель истории: Если верить словам Пугачева – он, государь Петр III, спасся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. Кто же она, та императрица, которая сурово покарала самозванца за ложь?
- Елизавета Петровна
- Анна Иоанновна
- Екатерина Вторая Великая
- Екатерина Первая
Станционный смотритель читает правильный ответ: Речь идет о Екатерине Второй Великой. Самозванец Пугачев серьезно напугал правящие круги. Предательски выданный, он был казнён. Императрица повелела предать забвению пугачевский бунт. Река Яик, первый очаг неповиновения была переименована в Урал, родная столица Пугачева Зимовейская стала Потёмкинской, казачье войско было расформировано.
СТАНЦИЯ “ЗАСТОЛЬНАЯ”
Учитель истории: Вот мы и добрались до следующей станции пора и отдохнуть. Станция называется “Застольная” потому, что задание сейчас окажется у вас прямо на столе.
Входят под музыку дeвyшки с накрытыми подносами. Они останавливаются .
Учитель истории: На этих подносах предметы, которые фигурировали в исторических произведениях А. С. Пушкина. Вам нужно определить, что это за произведение и обосновать свой ответ.
Предметы наугад выбирают игроки, обсуждают, отвечают, аргументируют.
Содержание подносов:
- Резная скульптура орла и в рамке текст калмыцкой сказки
Станционный смотритель читает: “ Слушай” - сказал Пугачев с каким –то диким вдохновением – “Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка”.
“Капитанская дочка”
- Кинжал и герб города Углича
Станционный смотритель читает:
“Гляжу: лежит зарезанный царевич
Царица-мать в беспамятстве над ним”
“Борис Годунов”
- Заздравный кубок и медаль с изображением Петра
Станционный смотритель читает:
“Пирует Петр…
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает”
“Полтава”
- Змея и горсть земли
Станционный смотритель читает:
“Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала”
“Песнь о Вещем Олеге”
СТАНЦИЯ “ЧИТАЯ ПУШКИНА”
Учитель: А теперь – последняя станция, после которой мы выявим победителя. Она называется “Читая Пушкина”. Вам нужно составить краткое послание Александру Сергеевичу. Можно использовать некоторые высказывания.
- “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека” В. Г. Белинский
- “Чувства добрые я лирой пробуждал…” А. С. Пушкин
- “Общий колорит поэзии Пушкина – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность” В. Г. Белинский
- “Никогда ещё ни единый русский писатель… не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин” Ф. М. Достоевский.
Учителя литературы оценят это обращение и добавят 10 верст тому, кто окажется лучше всех.
СУПЕРИГРА
Учитель: А теперь победителю нужно отправиться в ПЕТЕРБУРГ. На столы четырех комaнд расставляются портреты Александра I, Николая I, Петра I, Петра III.
Вопрос: - О ком из этих людей Александр Сергеевич написал эти строки?
САМОДЕРЖАВНОЮ РУКОЙ
ОН СМЕЛО СЕЯЛ ПРОСВЕЩЕНЬЕ,
НЕ ПРЕЗИРАЛ СТРАНЫ РОДНОЙ:
ОН ЗНАЛ ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
ТО АКАДЕМИК, ТО ГЕРОЙ,
ТО МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ТО ПЛОТНИК,
ОН ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДУШОЙ
НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК.
Если игрок направится по правильному пути, Петербург встретит его аплодисментами и фейерверком! (правильный ответ: эти строки о Петре Великом из стихотворения “Стансы”. А адресовано оно было Николаю Первому как напутствие, как план прогрессивной политики.
Учитель литературы, зажигая бенгальский огонь: Наш путь подошел к концу. Благодарим всех за участие!
Приложение
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
18 03 2024 10:44:18
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
17 03 2024 14:35:47
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
16 03 2024 8:31:37
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
15 03 2024 13:50:15
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
14 03 2024 19:38:26
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...
13 03 2024 13:24:16
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
12 03 2024 10:47:32
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
11 03 2024 13:17:11
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
10 03 2024 1:19:44
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
09 03 2024 0:15:40
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
08 03 2024 21:51:21
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
07 03 2024 2:55:11
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
06 03 2024 13:38:32
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
05 03 2024 16:17:46
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
04 03 2024 5:47:25
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
03 03 2024 16:17:48
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
02 03 2024 14:30:21
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
01 03 2024 0:38:48
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
29 02 2024 22:56:41
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
28 02 2024 10:35:51
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
27 02 2024 8:41:14
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
26 02 2024 2:31:35
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
25 02 2024 11:12:20
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...
24 02 2024 4:17:27
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
23 02 2024 12:12:13
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
22 02 2024 3:38:30
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
21 02 2024 12:33:44
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
20 02 2024 2:27:12
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
19 02 2024 16:53:44
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
18 02 2024 3:55:33
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
17 02 2024 17:53:25
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
16 02 2024 21:48:24
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
15 02 2024 23:54:59
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
14 02 2024 19:55:38
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 02 2024 19:32:29
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
12 02 2024 11:56:51
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...
11 02 2024 13:19:52
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
10 02 2024 2:33:43
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
09 02 2024 6:36:15
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
08 02 2024 9:26:51
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
07 02 2024 2:53:50
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
06 02 2024 1:11:33
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
05 02 2024 21:18:26
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
04 02 2024 19:12:19
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
03 02 2024 8:19:29
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
02 02 2024 5:11:52
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
01 02 2024 19:11:26
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
31 01 2024 1:10:43
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
30 01 2024 16:20:59
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
29 01 2024 16:56:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::