Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Профессия учитель относится к творческим профессиям. Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Для меня большую роль сыграли курсы по повышению квалификации, темой которых стала технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).
Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.
Опыт применения технологии РКМЧП у меня пока небольшой и составляет всего 2 года, но все-таки некоторые результаты уже есть. Как и многие учителя, сначала пробовала применять технологию лишь на отдельных уроках, подбирая “удобные” для меня темы. Но при таком стиле работы нельзя говорить о каких-либо серьёзных результатах работы. Поэтому было принято решение применять технологию регулярно. Но начинать сразу во всех классах и на всех уроках было бы слишком сложно, поэтому я начала с 5-го класса. Все вышеуказанные умения можно и нужно формировать у учеников 5-го класса, что подтверждается возрастными особенностями учащихся. Здесь все уроки старалась проводить в соответствии со всеми требованиями, а в других классах проводились только отдельные уроки. Таким образом, для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории.
В структуре урока можно выделить 3 этапа:
- І стадия “вызов”
- ІІ стадия “осмысление содержания”
- ІІІ стадия “рефлексия”
На стадии “вызова” деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученики при этом “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Например, можно предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.
В случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникает стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
На стадии осмысления информации ученики вступают в контакт с новой информацией. Организация работы на данном этапе может быть различной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. При этом необходимо поддерживать активность и интерес учащихся. Здесь значение имеет качество отобранного материала: отвечает ожиданиям учеников – не является слишком сложным или содержит ответы на поставленные на первой стадии вопросы. Учитель использует возможные приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии.
В целом на стадии осмысления учащиеся осуществляют контакт с новой информацией, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении. Учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если ученики работают с текстом. Также учитель предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексия направлена на прояснение нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ мало полезен, если он не обращён в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, отличающиеся по форме и содержанию.
На данном этапе целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работу. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы и для реализации ранее поставленных целей, выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Наряду с письменной не менее важной является устная рефлексия. Она даёт возможность учащимся расширить свой словарь, познакомиться с различными представлениями по рассматриваемым проблемам.
Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учениками, является необходимым условием выработки у них приёмов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Приходя в 5-ый класс, ученики уже были частично знакомы с приемами критического мышления. Но был страх, что работа в системе может не получиться. Поэтому начинаю с тех приемов, которым можно придать игровой хаpaктер, чтобы создать дополнительную мотивацию.
Одним из самых любимых стал прием “Верное или неверное утверждение”, который использовался в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения (см. Приложение 1). Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: “Кто выиграл: крестики или нолики?” При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья. Так выглядит этап вызова. Чтобы наглядно отразить мнение ребят об утверждениях, на доске отмечаю результаты после голосования. Если по утверждению преобладают крестики, то в клетку с соответствующим номером на доске записываю Хо, если нолики, то Ох, при равенстве мнений оба значка одинаковы, если мнение совпало, то ставится один значок. Поскольку многие ребята боятся допустить ошибку, которую придется исправлять, и в тетради будет грязно, то предлагаю на этапе вызова работать карандашом.
На этапе содержания используется текст учебника. Если объем текста большой, то он делится на несколько отрывков, которые распределяются по группам. При наличии небольшого текста все читают одно и то же. Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению. После завершения групповой работы учащиеся рассказывают всему классу о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. По мере ответов в сетку на доске вносятся необходимые исправления. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл.
Закончить работу можно небольшим обобщающим заданием: 1) дать свое название темы; 2) какое утверждение отражает суть темы; 3) что произвело наибольшее впечатление; 4) каких утверждений не хватает и т. д.
Прием “верное или неверное утверждение” способствует формированию умений аргументировать ответ, находить нужную информацию в тексте, высказывать свое мнение и слушать других, быть внимательным и обобщать информацию.
Другим интересным для ребят является прием “перепyтaнные логические цепочки”. Этот прием хорошо подходит для “событийных” тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.
Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепyтaнном виде (см. Приложение 2). Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. Например: на 1 месте 2 (6), 4 (10), на 2 месте 3 (5), 4 (5), 1 (6) и т.д., где число перед скобками означает номер элемента события, а число в скобках количество учащихся, определивших его на это место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной.
Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.
Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме: “Я понял, что…”, “… может привести…” и др., рисунок, который отражает смысл темы, синквейн. Сиквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего хаpaктера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Существуют правила создания синквейна. В первой строчке называют тему урока, если она отражает то, что изучается на уроке или основное понятие темы. Это одно существительное в именительном падеже. Вторая строчка описывает данное явление, предмет или личность через прилагательные (их должно быть два), которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. Эти прилагательные хаpaктеризуют описываемое явление по существу и значимы для человека, создающего синквейн. Третья строчка указывает действие и записывается в виде трёх глаголов, которые рассказывают о взаимодействии изучаемого с окружающим миром и результатах этого взаимодействия. Эти слова должны сочетаться с предыдущей строкой и между собой. Четвёртая строчка является законченной фразой, выражающей отношение автора синквейна к явлению, предмету или явлению. Поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, совмещённые вопросительный и восклицательный знаки. Фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. В пятой строке подводится итог размышлениям, сосредотачивается смысл изучаемой темы. Выражается это в виде одного слова или словосочетания из двух слов, должно быть существительное в именительном падеже. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее. Так, например, ближе к концу учебного года по теме “Единовластие Цезаря” ребята смогли составить такой синквейн:
- Цезарь
- Хитрый, умный
- Привлекает, завоёвывает, правит
- Стал могущественным диктатором Рима!
- Великий человек.
Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.
Кластер - выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова кластер может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о хозяйственных занятиях, о социальном развитии, культуре, например: “Письменность и знания древних египтян”, “Олимпийские игры в древности”, “В городе богини Афины”, “В театре Диониса”, “Рабство в Древнем Риме” и др. (см. Приложение 3). Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спopные моменты. Таким образом, осуществляется стадия вызова.
Для разрешения противоречий ребятам предлагается прочитать текст, где подбирают информацию в кластер. В зависимости от объема текста и строится работа: при большом объеме текст распределяется между группами или парами и тогда идет заполнение смысловых блоков по отдельности, при небольшом объеме текста все читают одно и то же, но при этом составляют свой вариант кластера. Таким образом, на стадии рефлексии происходит исправление неверных предложений в первоначальном кластере, заполнение новой информацией. Затем происходит презентация, и все работы соотносятся друг с другом: создают единый кластер из отдельных работ или уточняют и взаимодополняют друг друга.
Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т.к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки.
Прием сводная таблица опирается на предварительные знания учащихся (с фрагментами истории знакомились в 3 – 4 классах) и их кругозор: видели, слышали, читали. Также таблица позволяет расширить и систематизировать информацию по изучаемому вопросу.
На стадии вызова я предлагаю назвать все, что они знают по теме, о человеке, чье имя указано в тексте, о явлении, упоминаемом в теме, т.е. выбирается именно то, что может быть знакомо ребятам. Вся названная информация, даже неверная, записывается в первый столбик, попутно ребята объясняют, откуда они это знают, эти ответы записываются в нижний столбик. Из записанных ответов выделяем категории информации, но сначала это приходилось делать самой, поскольку ребятам это было не по силам, постепенно учились этому и теперь делают это самостоятельно. Потом ребята придумывают вопросы о том, что они хотели бы узнать, записывая их во второй столбик. Иногда вопросы выходят за рамки темы, но их тоже записываем. Так создается запрос на новую информацию (см. Приложение 4).
На второй стадии происходит работа с текстом или видеофильмом, которые являются источниками информации. При работе заполняется третья колонка, сюда ребята записывают ответы на свои вопросы. После работы смотрим, что получилось в третьей колонке, какими знаниями она пополнилась. При этом может получиться, что не на все вопросы найдены ответы, оставшиеся вопросы могут быть использованы в качестве домашних или для самостоятельной дополнительной работы. Также на стадии рефлексии могут быть выполнены другие задания в зависимости от объема оставшегося на уроке времени: резюме, если мало времени, таблица, с помощью которой можно систематизировать информацию по теме, если времени остается достаточно много. Для такой таблицы хорошо подходят выявленные категории информации. Так в теме “Искусство Древнего Египта” были выделены такие категории информации: пирамиды, храмы, скульптуры.
На мой взгляд, значение данного приема в том, что он позволяет расширить кругозор, учит формулировать вопросы и находить на них ответ, систематизировать и обобщать информацию. В процессе работы формируются знания о многообразии источников информации, также ребята учатся слушать друг друга, т.к. по ходу работы с таблицей они могут дополнять свои записи из ответов своих товарищей.
Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.
С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опopный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Детям свойственно задавать вопросы, но чем старше они становятся, тем меньше у них вопросов. А между тем, умение задавать вопросы очень важно в учебной деятельности. От качества вопроса зависит качество ответа. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием “тонкие и толстые вопросы”. “Тонким” считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а “толстый” вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с “тонких” вопросов, т.к. детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова “да”, “нет”, дата, имя, термины, географическое название, название предмета или явления. Например: Когда основан Рим? Как называется приспособление для поливки полей? Кто придумал древнейший алфавит? На основе “тонких” вопросов ребята учатся составлять “толстые” вопросы. Сначала привожу примеры, потом составляем вместе, а затем пробуют составлять самостоятельно. В итоге из вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: Каким образом возник Рим? Почему были необходимы приспособления для полива полей? Чем алфавит отличается от иероглифов?
Первое предложение придумать вопросы - было встречено без энтузиазма. Но, когда ребята научились правильно составлять вопросы, то остановить их было очень трудно. Здесь очень важно не забывать отвечать на вопросы, зная об этом, ребята будут задавать такие вопросы, которые позволят получать интересную информацию, новые знания, полезные для них знания. Также ребятам следует объяснить, что спрашивать нужно о том, чего не знаешь, а то некоторые ученики норовят спросить о том, что знают сами, чтобы была возможность блеснуть знаниями.
Еще один прием, который иногда использую на уроке – это сводная таблица. Этот вид таблицы позволяет освоить, собрать воедино большое количество информации, формировать умение систематизировать информацию, сравнивать. Объем сводной таблицы для пятиклассников пока небольшой, собираем информацию по двум темам, хотя можно и больше. Трудность в этой работе представляют линии сравнения, ребятам сложно их подобрать. Поэтому сначала использовала в качестве темы уже знакомый материал, выделяя в нем категории информации, которые и становятся линиями сравнения. В итоге первую колонку в таблице ребята могут заполнить сами, вспоминая изученное. Колонка “Тема 2” заполняется по ходу работы с текстом, по рассказу учителя, при просмотре видеофильма. В качестве тем 1 и 2 были использованы религии народов древнего мира (например, религия египтян и иудаизм), различные социальные группы (например, paбы и крестьяне), страны (например, Индия и Китай) (см. Приложение 5). Когда ребята разобрались в том, какие могут быть линии сравнения, то соответствующую колонку могут заполнять самостоятельно до работы с информацией, если это подобная ранее оформляемой информации, и во время работы с информацией, если это совершенно новая информация. Также по-разному может проходить работа по выявлению линий сравнения: можно их перечень составлять отдельному ученику, в паре, в группе, затем все это зафиксировать в сводной таблице на доске, если линий сравнения получилось немного, то их все можно задействовать в таблице, при большом количестве выбираем самое важное и значимое. А можно не объединять варианты линий сравнения, и тогда все работают только со своим вариантом, обмен происходит после заполнения таблицы и в итоге можно проанализировать, чей вариант оказался более эффективным. Количество линий сравнения можно ограничить и следующим образом: записать на доске все предложения учащихся относительно линий, а затем попросить их определить наиболее важные, при этом важность необходимо аргументировать. Таким образом, ребята учатся прислушиваться к мнению товарищей, анализировать и оценивать свою работу, высказывать аргументированное мнение.
Во всех приёмах в качестве источника информации может быть текст, а для работы с текстом есть отдельные приёмы. Чаще всего используется приём “инсерт” - чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки: “v” - уже знал, подтвердилось, “+” - новое, “-” думал иначе, “?” не понял, есть вопросы. В самом начале использования приёма лучше применять меньше значков. По мере освоения приёма количество значков можно увеличить. Этот приём работает на стадии осмысления содержания. Он способствует развитию навыков работы с информацией, умению вдумчиво читать, быть активным.
Интересен игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;
3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
Далее можно применить “инсерт”, затем вернуться к карточкам и разложить “спopные” карточки (см. Приложение 6).
Так выглядит небольшой перечень приемов РКМЧП, используемых на уроках истории Древнего мира в 5 классе, но этим не исчерпывается весь набор приёмов РКМЧП. Описанные приёмы выбраны для пятого класса неслучайно: доступность применения с учётом возрастных особенностей, возможность использования учебника и др.
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
18 03 2024 23:38:31
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
17 03 2024 1:22:45
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
16 03 2024 5:30:19
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
15 03 2024 9:46:32
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
14 03 2024 22:26:31
Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
13 03 2024 20:20:13
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
12 03 2024 10:46:56
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
11 03 2024 15:54:58
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
10 03 2024 16:28:57
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
09 03 2024 10:58:59
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...
08 03 2024 1:16:52
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
07 03 2024 5:17:47
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
06 03 2024 7:59:14
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
05 03 2024 13:22:50
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
04 03 2024 7:32:20
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
03 03 2024 18:18:57
Исследовательская работа по теме....
02 03 2024 8:55:48
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
01 03 2024 8:42:33
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
29 02 2024 5:21:52
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...
28 02 2024 15:20:17
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
27 02 2024 13:19:38
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
26 02 2024 20:21:49
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
25 02 2024 8:49:42
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
24 02 2024 22:47:32
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
23 02 2024 5:12:25
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
22 02 2024 13:11:41
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
21 02 2024 16:14:27
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
20 02 2024 22:46:59
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
19 02 2024 18:23:26
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
18 02 2024 7:24:35
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
17 02 2024 10:52:43
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
16 02 2024 4:57:43
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
15 02 2024 14:18:10
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
14 02 2024 10:44:29
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
13 02 2024 6:49:44
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
12 02 2024 12:58:16
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
11 02 2024 2:26:58
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
10 02 2024 16:50:18
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
09 02 2024 17:30:22
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
08 02 2024 2:52:17
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
07 02 2024 17:14:58
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
06 02 2024 3:29:28
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...
05 02 2024 13:25:28
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
04 02 2024 13:52:47
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
03 02 2024 0:23:50
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
02 02 2024 6:19:58
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
01 02 2024 9:19:54
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
31 01 2024 23:47:14
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
30 01 2024 13:25:53
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
29 01 2024 4:57:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::