История для молодежи    

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

Цели

Цели:

  • Образовательная: обобщить материал по истории России конца ХV – начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства, показать связь между государственным символом и историей государства;
  • Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать и синтезировать материал, выстраивать причинно-следственные связи, развитие творческих способностей учащихся;
  • Воспитательная: привлечь внимание и пробудить интерес к истории Российского герба, воспитание патриотизма.

Материалы и оборудование:

  • Изображение герба Российской Федерации;
  • Личные гербы учащихся, нарисованные ими на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины”.
  • Таблица “Рисунки государственного орла” (для каждого учащегося).
  • Приложение 1;

Карта “Образование Русского централизованного государства”;

Эпиграфы к уроку:

Символ – художественный образ, воплощающий какую-то идею. (Словарь иностранных слов)

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,

Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел. (В.С. Курочкин -поэт начала ХХ века)

(Слова второго эпиграфа “Гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел” закрыты листом ватмана).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы постараемся применить знания, полученные на занятиях по курсу “Вспомогательные исторические дисциплины” (я имею в виду – геральдику) и на основе их обобщить материал по истории ХV – ХVI веков, который мы с вами только что прошли.

В конце урока мы должны ответить на вопрос, вынесенный в тему: в чем причины изменения Российского герба? А для аргументированного ответа на этот вопрос нам необходимо будет найти общее и различия в политике трех государей Ивана Ш, Василия Ш, Ивана IV.

Таким образом, обобщить материал нам поможет герб России, на современный вариант которого вы уже обратили внимание.

Изучая русскую историю, мы постоянно сравниваем исторический путь России и Западной Европы, задаем вопросы – почему у нас – так, а у них по-другому? Эти вопросы волновали русских людей во все времена. Ответы все давали разные. Поэт-демократ начала ХХ века Василий Курочкин тоже искал ответ на этот вопрос и нашел

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем…

Ответ Василия Курочкина пока скрыт от нас. Давайте мы сегодня попробуем найти свой ответ на этот вопрос, а потом, если захотим, сверим его с ответом поэта.

Вопрос учителя (далее: Вопрос): Вспомните, что такое герб?

Ответ учащихся (далее: Ответ): Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.

Учитель: Итак, это символ, а символ, по трактовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.

Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?

Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человека.

Учитель: Вы в свое время вслед за средневековыми рыцарями попробовали нарисовать свой герб. Посмотрите на них еще раз. Герб – это символ. Что воплощают ваши символы?

Ответ: Они воплощают характер, увлечения, стремления человека. Каждый пытался в символе выразить самого себя.

Учитель: посмотрите, какие вы разные. Вспомните, легко ли вам было воплощать себя в гербе? Представьте, что вам было бы дано задание нарисовать герб соседа. Что легче, рисовать свой или чужой герб?

Ответ: Рисовать свой герб легче, так как себя, свои стремления и желания мы знаем лучше.

Учитель: Свои гербы вы рисуете сами, а кто раньше рисовал герб государства?

Можно дать возможность ребятам сделать предположения. Обычно сразу говорят, что герб государства рисует царь, но потом учащиеся приходят к выводу, что герб рисуют художники, простые люди.

Учитель: Герб государства рисуют простые люди. В ХV-ХVI веках это делали люди, работавшие на Царском подворье, а потом в Посольской избе или приказе. Их могли звать по-разному. Ивашка Долгий, Афонька Чернов, а, может, Сережка сын Гончара или Ивашка Проняев рисовали герб государства. Но что же воплощает герб государства? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев историю нашего герба.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?

Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.

Вопрос: Откройте папки с рабочим материалом урока и достаньте листочки с изображениями двуглавых орлов. Посмотрите, какие они разные. Попробуйте определить, какой из них русский? (Вопрос каверзный и задается для того, чтобы заинтересовать учащихся. Будут раздаваться разные версии. Чем больше, тем интереснее. Неожиданно потом звучит ответ учителя).

Учитель: Все шесть орлов, представленных на рисунках, русские, но относятся к разным периодам русской истории. Каким же был орел Софьи Палеолог?

(Учитель вешает на доску изображение Орла Софьи Палеолог. Приложение 2. (Рис.1.) Вот таким черным силуэтом был Византийский Орел, головы которого символизировали империю, протянувшуюся с Запада на Восток. Но скоро он наливается плотью и сильно меняется. (Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 2.)

Грудь его покрывается Московским щитом с изображением Георгия Победоносца.

Вопрос: Почему именно Московский щит лег на грудь Орла?

Ответ: Образование Российского централизованного государства происходило вокруг Москвы, а гербом Московского княжества была икона-эмблема Воина небесного Св.Георгия Победоносца, поражающего копьем змея.

Вопрос: Что символизирует герб Москвы?

Ответ: Георгий Победоносец символизировал идею борьбы России с антихристовым злом за утверждение правды Христа.

Учитель: Таким был Орел Ивана Ш. Кто его рисовал? Может Сашка Гусь или Ивашка Долгий. Но потом кто-то с не менее прекрасным именем рисует уже другого Государственного Орла.

(Учитель вешает на доску изображение следующего орла. Рис. 3. Этот орел в таблицах у учащихся под №1.)

Вопрос: Давайте вспомним детское задание, которое любят выполнять малыши – найди различия в двух картинках. Но не забывайте, что это задание должно нам помочь решить серьезную проблему. Итак, что отличает Орла № 1 от того, который висит на доске?

 Рис.1

Рис. 2

 Рис. 3

Учащиеся отмечают, что в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и, как это ни странно, не сразу, но замечают, что Орел поднял крылья и как бы взлетел.

Вопрос: Что может символизировать меч? Зачем он появился в лапе Орла?

Ответ: Государство должно было защищать себя от осколков Золотой Орды – Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, вело борьбу за земли на западных границах.

Вопрос: Зачем в лапе Орла появился крест?

Ответ: В лапе Орла крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество.

Вопрос: Какое событие в русской истории периода Ивана Ш могло заставить Орла взлететь?

Ответ: В 1480 году в ходе стояния на Угре произошло свержение многовекового монголо-татарского ига.

Учитель: Помните, что символ воплощает какую-то идею. Какую идею воплотил Орел Ивана Ш?

Ответ: Идею создания нового православного государства, которое готово себя защищать – государства Россия, объединение которого завершилось в период правления Ивана Ш.

Учитель: Мы сравнили с вами двух Орлов Ивана Ш. А теперь продолжим эту работу в группах. Каждая группа сравнивает предложенного ей орла с предыдущим и пытается определить, какому периоду он мог соответствовать. Подсказка одна: в расположении Орлов соблюдена хронология, а вы знаете, кто за кем правил: Иван Ш, Василий Ш, Иван IV Грозный. Три правителя, но шесть Орлов. Я надеюсь, вы решите эту задачу. Потом каждая группа отчитается о проделанной работе.

  • Группа №1 сравнивает Орла 2 с 1.
  • Группа №2 сравнивает Орла 3 с 2.
  • Группа №3 сравнивает Орла 4 с 3.
  • Группа №4 сравнивает Орла 5 с 4.
  • Группа №5 сравнивает Орла 6 с 5.

Отчет групп о проделанной работе дается по следующей схеме: какие изменения произошли в Орле, к чьему периоду правления он может относится, что могут означать произошедшие в Орле изменения. Весь класс по мере отчета групп делает записи в соответствующие колонки таблицы.

Учитель: Вот мы и закончили с вами детскую игру, которая, я думаю, помогла нам сделать важный вывод, ответить на вопрос урока: в чем причина изменения в гербе России?

Ответ: Изменения в политике правителей приводила к изменениям в гербе.

Вопрос: Посмотрите на Государственных Орлов трех правителей и по ним определите, что общего в их правлении (какой символ нам об этом говорит), в чем различия?

Ответ: Все три правителя России воевали за Смоленские земли на западе и боролись с осколками Золотой Орды. Об этом говорит меч. Причем меч с каждым новым правлением удлиняется, что говорит об активизации внешней политики России.

Все три правителя защищали православие от попыток насаждения католицизма, о чем говорит православный крест. И все правители заботились об усилении самодержавного правления, что символизирует корона.

Различия в символах наблюдаются следующие. Во-первых, меч становится длиннее, что говорит об усилении воинственности и активизации внешней политики. Во-вторых, две маленькие сменяются одной большой короной, что говорит об усилении самодержавия.

Учитель: Вот и помог нам герб России обобщить пройденный материал. Но почему сегодня герб не меняется, а в прошлом менялся так часто? Дело в том, что вплоть до конца ХIХ века Российский герб не был регламентирован, и это давало возможность каждому новому художнику рисовать его несколько иначе. Представьте, что сегодня наш герб тоже не был бы четко определен, и вам представилась возможность нарисовать Государственный герб России. Каким бы он был? Это и будет ваше домашнее задание.

Мы сделали важный вывод, что герб России, как символ государства, как художественное воплощение основной идеи государственности изменялся, так как менялась политика правителей. Вы правильно решили задачу, которая перед вами была поставлена. Но я вам намеренно не сказала полностью условие задачи, а вы уже знаете, изучая царицу наук – математику, что измени немного условие задачи, меняется и ответ. Ни у кого не возник вопрос, а когда были нарисованы Орлы, в начале или в конце царствования государей. А ответ на этот вопрос сильно влияет на вывод урока. Дело в том, что практически все орлы – коронационные, то есть рисовались к коронации правителей, а значит, появлялись в начале правления. Наш вывод поменяется в точности наоборот. Как?

Ответ: Изменения в гербе влияют на изменение в политике правителей.

Учитель: Видимо, именно об этом писал поэт Курочкин:

Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел.

Государственный Орел будет влиять на политику вплоть до ХХ века. А может быть, нет? Нам трудно сейчас понять, как это рисунок может повлиять на правление. Да этого и не было, просто люди, рисовавшие герб жили в России, чувствовали ее нужды, беды, проблемы и успехи, а свои ожидания воплощали в Государственном гербе России. Но все это относится уже к философии истории, и мы поговорим об этом, когда станем чуть старше.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007

Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...

12 07 2020 14:33:49

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир"

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....

11 07 2020 13:28:23

"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)

Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А. С. Пушкина А. П. Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....

10 07 2020 9:18:57

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

09 07 2020 8:54:52

От теории самообразования к практическим приемам

Интерактивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....

08 07 2020 21:13:36

Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"

Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию Р Ф, Семейный кодекс Р Ф – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...

07 07 2020 18:55:36

Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"

Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме " Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного характера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....

06 07 2020 8:51:16

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Представлены характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

05 07 2020 1:53:20

Фашистское нашествие. Первые неудачи

Цели и задачи урока: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

04 07 2020 12:47:19

Историографические версии происхождения Первой мировой войны

Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме " Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

03 07 2020 0:27:42

"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории

Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...

02 07 2020 20:53:52

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

01 07 2020 16:51:30

Формирование целостного исторического мышления на примере презентации "Прожить один день в XIX в."

Начиная с 8-го класса, абстрактные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....

30 06 2020 8:13:54

"Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"

На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...

29 06 2020 19:42:24

Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"

Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы « Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....

28 06 2020 22:58:46

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы « Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма « Русская смута»....

27 06 2020 13:36:43

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

Историческая игра « Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник « Новой истории зарубежных стран» В. В. Ведюшкина, С. Н. Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две команды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

26 06 2020 6:27:47

Сценарий древнегреческого мифа "Геракл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа " Геракл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го " А" класса Г О У С О Ш № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...

25 06 2020 8:23:22

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

24 06 2020 8:33:45

Из области работы в области краеведения

Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....

23 06 2020 7:16:20

Урок по теме "Методы социального познания"

Урок проводится после изучения темы « Социальное познание» и посвящен изучению и практическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к Е Г Э, так как практически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

22 06 2020 5:58:22

Урок "Первые жители нашего края"

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению ( Ермолаева Л. К. и др. " Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....

21 06 2020 16:30:27

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

20 06 2020 15:56:48

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж « Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

19 06 2020 2:43:59

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям Ф Г О С. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

18 06 2020 21:25:35

Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

В ходе урока используется методика А. Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...

17 06 2020 14:42:57

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

16 06 2020 3:59:26

Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»

Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....

15 06 2020 9:16:39

Тема урока: "Рим эпохи царей"

В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме " Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2020 23:22:32

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

13 06 2020 23:48:33

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

12 06 2020 11:16:47

Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему " Аграрная реформа П. А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной " История государства и народов России. Х Х век". ...

11 06 2020 19:55:38

Методическая разработка урока "Народническое движение"

Урок " Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....

10 06 2020 10:37:33

«Новый курс Франклина Делано Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?»

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность « Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....

09 06 2020 23:14:31

Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе

Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе Ф Г О С....

08 06 2020 6:43:46

Викторина "СССР в системе международных отношений в середине 60-х – начале 80-х годов ХХ века"

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса С С С Р и С Ш А. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....

07 06 2020 22:57:23

Исторический вечер в лицах

Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...

06 06 2020 1:55:36

Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....

05 06 2020 6:12:44

"История государства и права России с древности до конца XIX века"

Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....

04 06 2020 18:20:22

Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"

На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют практические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....

03 06 2020 18:50:55

Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)

Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...

02 06 2020 23:47:32

Рабство в Риме. Восстание Спартака

На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....

01 06 2020 12:59:13

Повторительно-обобщающий урок "Социальное развитие современного общества". Обществознание. 11-й класс

В процессе подготовки к Е Г Э важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....

31 05 2020 19:37:56

Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...

30 05 2020 1:49:18

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

29 05 2020 18:36:31

Студенческий форум "История России"

Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...

28 05 2020 15:10:21

Начало реформации в Германии

Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

27 05 2020 12:33:37

Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"

В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интерактивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....

26 05 2020 0:55:55

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток". 5-й класс

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....

25 05 2020 19:24:33

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

Рассмотрены причины, характер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

24 05 2020 9:26:23

По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов

Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....

23 05 2020 6:20:41

Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и практическую деятельность....

22 05 2020 18:22:45

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

21 05 2020 6:28:28

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

20 05 2020 17:28:44

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

19 05 2020 8:25:51

Символы молодёжи России

Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...

18 05 2020 2:17:18

Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"

Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...

17 05 2020 15:37:10

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный характер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

16 05 2020 22:20:53

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

15 05 2020 4:52:46

Всеобщая декларация прав человека – идеал права

Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

14 05 2020 20:28:17

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

13 05 2020 17:25:14

Открытый урок обществознания по теме "Прожиточный минимум и уровень жизни". 11-й класс

Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....

12 05 2020 16:14:55

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

11 05 2020 19:51:26

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

10 05 2020 15:31:30

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

09 05 2020 10:34:31

Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в школе вызвана практической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....

08 05 2020 3:52:55

Роль музеев в исследовательских работах учащихся

Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....

07 05 2020 14:31:59

Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона)

Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....

06 05 2020 19:37:21

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

05 05 2020 2:17:32

Турнир знатоков военной истории России

Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

04 05 2020 5:44:37

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

03 05 2020 6:43:50

Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс

Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....

02 05 2020 19:29:44

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

01 05 2020 12:19:32

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

30 04 2020 7:22:31

Культура России в эпоху Петра I

Урок « Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы « Россия в правление Петра I». Если в школе ведется М Х К, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....

29 04 2020 16:20:18

Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"

Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...

28 04 2020 21:17:53

Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин Р Ф" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...

27 04 2020 5:16:35

Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

В данной статье содержится разработка урока по теме " С С С Р от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интерактивные и мультимедийные технологии....

26 04 2020 3:19:11

Тема урока "Столетняя война" (по программе "Школа–2100"). 6-й класс

Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д' Арк....

25 04 2020 13:40:53

Дворцовые перевороты. 7-й класс

При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....

24 04 2020 21:27:15

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

23 04 2020 19:26:34

Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и транспорт в пореформенной России"

Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...

22 04 2020 23:38:46

Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы " Средневековый город и горожане" с курсом " Этики" при изучении темы " Моральные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

21 04 2020 8:47:30

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

20 04 2020 7:59:59

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

Урок представляет материал из раздела « Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

19 04 2020 13:57:48

Урок-путешествие "Древние государства Востока"

Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...

18 04 2020 22:37:30

Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

17 04 2020 18:14:19

Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"

Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное пространство. ...

16 04 2020 2:14:42

Кто лучше всех знает Россию?

Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....

15 04 2020 13:27:14

Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

14 04 2020 16:37:57

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

13 04 2020 23:24:20

Россия в Первой мировой войне

Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, характеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

12 04 2020 17:29:34

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

11 04 2020 12:21:10

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

Данное занятие является комбинированным уроком-практикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

10 04 2020 7:22:31

Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....

09 04 2020 19:17:48

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры « Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три команды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

08 04 2020 15:23:30

Монастыри России

Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....

07 04 2020 5:21:22

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

06 04 2020 3:27:19

Урок по истории в 5-м классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...

05 04 2020 21:50:20

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

04 04 2020 9:22:32

Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг. (9-й класс)

На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном С С С Р двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....

03 04 2020 18:36:25

Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"

Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока " Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с практикой на примере Московской областной думы. ...

02 04 2020 6:55:34

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы « Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г. Щербаковой « Вам и не снилось» и фильма И. Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....

01 04 2020 18:42:29

Урок истории по теме "СССР накануне войны: готовность СССР к отражению агрессии, иллюзии или реальность?". 11-й класс

Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....

31 03 2020 13:30:14

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

30 03 2020 21:31:21

Большевики приходят к власти

Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...

29 03 2020 9:42:23

Урок истории в 10-м классе (базовый уровень) "Российское государство в первой половине XIX в."

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации « Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели « Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

28 03 2020 11:42:33

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

27 03 2020 2:23:36

Государственная символика Российской Федерации

В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на " Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

26 03 2020 21:33:15

Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...

25 03 2020 4:15:47

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

24 03 2020 6:46:46

Урок-игра "Брейн-ринг" по обществознанию "Экономическая сфера". 8-й класс

Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного пространства....

23 03 2020 18:22:58

Купцы-меценаты города Воскресенска

Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....

22 03 2020 3:55:55

Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс

Итоговый урок по разделу « Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...

21 03 2020 16:21:43

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

20 03 2020 22:21:40

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....

19 03 2020 6:31:27

Урок истории "Россия в конце XVIII в.". 8-й класс

Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....

18 03 2020 7:53:22

Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы)

Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта « Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....

17 03 2020 19:29:10

Этапная игра "Средневековое общество"

Урок-обобщение по разделу « Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

16 03 2020 5:41:59

Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"

Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: « Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников С М И и интернет-форумов....

15 03 2020 22:11:39

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

14 03 2020 2:53:53

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

13 03 2020 11:29:48

Кавказская война 1817–1864 годов

В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....

12 03 2020 4:11:57

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

11 03 2020 13:54:27

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

10 03 2020 15:37:32

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

09 03 2020 3:15:36

"Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....

08 03 2020 13:19:28

Глобальные проблемы современности

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

07 03 2020 5:32:21

Урок в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема: "Культура России первой половины XIX века"

Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...

06 03 2020 22:46:54

Битва на Курской дуге

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие « Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....

05 03 2020 4:48:51

Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла

Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....

04 03 2020 16:24:16

Реформы Солона

Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....

03 03 2020 17:25:18

«Ученье – свет…»

Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....

02 03 2020 1:32:59

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. ...

01 03 2020 6:36:54

Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....

29 02 2020 14:37:34

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

28 02 2020 7:55:53

Крымская война. 8-й класс

Четырнадцатый урок в теме « Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....

27 02 2020 22:44:59

Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....

26 02 2020 13:43:47

Применение дидактических игр при изучении хронологии

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....

25 02 2020 20:37:35

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

24 02 2020 19:58:54

Золотой век Екатерины II

Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....

23 02 2020 12:54:31

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

22 02 2020 8:24:36

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

21 02 2020 2:10:28

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; характеризовать первые реформы императора периода « Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения « Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

20 02 2020 10:45:22

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

19 02 2020 17:14:43

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является характеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

18 02 2020 3:48:19

Викторина «Культура Древней Греции»

Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета « История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему « Мифы Древней Греции»....

17 02 2020 2:10:53

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

16 02 2020 9:17:44

Педагогическая мастерская на уроках истории

Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

15 02 2020 14:39:39

Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, брак, условия заключения брака, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

14 02 2020 23:17:31

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.