История для молодежи    

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

Цель урока: Познакомить с картиной мастера исторического жанра К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Задачи урока:

  • показать связь прошлого и настоящего;
  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;
  • развивать умение выделять главное, мышление, память, речь учащихся (через высказывание).

Оборудование:

  • Е. В. Саплина, А. И. Саплин “Введение в историю” 4 класс, Дрофа, М., 2001;
  • тетрадь творческих заданий Е. В. Саплина, А. И. Саплин “Введение в историю” 4 класс;
  • репродукция картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”;
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица М.,1954, Ветрова Г. Е. “Энциклопедия малыша. Искусство. Сказка о знаменитом художнике. К. Брюллов”;
  • аудиокассета “Г. Гладков. Для детей и их родителей. Песня о картинах”;
  • технические и информационные средства обучения: музыкальный центр.

Основные понятия:

  • жанр,
  • исторический жанр,
  • живопись, Русский музей.

(Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску. )

1. Орг момент.

Вот и прозвенел звонок,
давайте начнем урок.

2. Проверка д/з.

Какую большую тему начали изучать на прошлом уроке? (В гости к мастеру)

Что нового вы узнали, изучая эту тему? (Об Андрее Рублеве, его икона “Троица”, Барма и Постник, Покровский собор)

Сегодня девочки подготовили сообщения по этим вопросам.

(Учащиеся выступают с сообщениями, которые подготовили дома).

Например: рассказ учащегося о храме Василия Блаженного.

На Руси существует обычай: в честь победы над врагом воздвигаются церкви, соборы, храмы. Русские войска во главе с Иваном Грозным вели долгую и упорную борьбу с Казанью. В 1552 году город был взят.

“В честь одержанной победы
Храм возводят наши деды.
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Он свидетель древней славы –
Этот храм девятиглавый,
Он четыре сотни лет
Над рекой встречал рассвет.
Как увидишь – удивишься,
Вот какая красота!
И глядишь – не наглядишься
С Москворецкого моста.
Двое зодчих – Постник с Бармой –
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны –
Слава русским мастерам”.
(Кончаловская Н. П. Наша древняя столица)

После окончания строительства храма велел Иван Грозный позвать к себе обоих зодчих – строителей Постника с Бармой.

“Могли бы вы построить один храм, подобный этому по красоте?”- спросил он.

“Да! Могли бы”, - ответили мастера.

“Ах, так! Приказываю ослепить мастеров, чтобы нигде на всей Земле не было храма, равного этому!” – воскликнул царь.

Этот храм называется Покровский собор. Также он имеет ещё одно название храм Василия Блаженного, по имени известного московского юродивого.

3. Сообщение темы урока.

Великие мастера писали иконы, великие мастера возводили храмы. С помощью рисунка мастера стремились передать красоту жизни. Развивалась живопись.

Что такое живопись? (Искусство изображать предметы красками. )

Живопись развивалась, появлялись различные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт.

Давайте вспомним, что это за жанры.

г/з
ПЕСНЯ О КАРТИНАХ
Слова Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова-Югина

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

  • О каких жанрах в живописи вы услышали? (портрет, пейзаж, натюрморт)
  • На каких ещё уроках мы с вами говорим о жанрах? (изобразительное искусство; литературное чтение – басня, рассказ, сказка)
  • Но сегодня, на уроке истории, мы с вами познакомимся с картиной, в которой оживают события прошлого, картина относится к историческому жанру.
  • Написал эту картину великий художник Карл Брюллов.

4. Рассказ учащегося.

Великий Карл — так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова.

Родился Карл 12 декабря 1799 году в Петербурге. Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец — все принадлежали к художническому цеху. Братья Карла, старшие и младшие, тоже учились в петербургской Академии художеств. Карл уже с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца.

В октябре 1809 года десятилетний Карл без экзаменов, как сын академика, был принят в число учеников Академии художеств. В протоколах Академии с 1812 по 1821 год многократно отмечаются успехи Брюллова. В 1819 году, выполняя конкурсное задание, Брюллов написал “Нарцисса” — первую работу, с которой началась его известность. Юный художник получил за нее золотую медаль Академии.

В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей, обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. В 1822 году Брюллов с братом побывали в Дрездене, Мюнхене, затем отправились в Италию. Написанное им в Италии огромное полотно “Последний день Помпеи” (1830—1833) завоевало всеевропейское признание.

5. Рассказ учителя.

Давайте представим, что мы в Санкт-Петербурге в Русском музее, подойдем к картине “Последний день Помпеи”, которую написал Карл Брюллов (1799-1852) и внимательно ее рассмотрим”

Учебник с. 93

Репродукция картины на доске.

Джованни Пачини (1796-1867)

Сюжет этой картины Брюллову был навеян оперой Пачини, имевшей огромный успех во всей Италии. Художник очень внимательно осматривал достопримечательности Рима. Он посещал музеи, где находились вещи, найденные при раскопках древнего города Помпеи. Однажды художник услышал, что начались раскопки древнего города Помпеи. Оказывается, черный пепел засыпал город слоем в несколько метров, а под ним все сохранилось точно таким же, как было. В 1827 г. Брюллов поехал на раскопки.

“Его воображение уже рисовало цветущий город, в котором кипит жизнь. В один из августовских вечеров люди, как обычно отправились по домам, не ведая, что их ожидает через несколько часов. Среди ночи вдруг раздался ужасный грохот – началось извержение вулкана Везувий. Это был 79 год нашей эры. Страшный гул и грохот перекрывают крики людей… Воздух такой горячий, что на землю замертво падают птицы.

Вот лежит на мостовой женщина, и, ненужные, рассыпались по камням ее драгоценности.

Взбесившиеся кони тащат за собой сломанную колесницу.

Люди, которых он хотел изобразить, были прекрасны! Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому.

Вот двое сыновей несут больного отца.

А вот юноша с девушкой на руках. На её голове венок из роз. Это его невеста.

Рядом – юноша с матерью. Он просит ее собрать все силы. А она умоляет, чтобы он спасался один. Юношу зовут Плиний. Он действительно сумел спастись и описал, как все это было.

Красивая женщина прижала к себе дочерей, не зная, где искать спасения.

Молодой мужчина пытается прикрыть жену и детей легким плащом”. (Ветрова Г. Е. “Энциклопедия малыша. Искусство. Сказка о знаменитом художнике. К. Брюллов”)

И среди всех этих людей Брюллов решил изобразить самого себя.

  • Как вы думаете, где он?

“Он решил изобразить себя художником. (Человек, у которого ящик с кистями и красками). Ведь он наверняка был бы художником и там, в древних Помпеях, где почти каждый дом был украшен росписями.

Лица всех людей обращены к небу. Небо, всегда ясное и безоблачное, стало зловеще черным и красным.

Брюллов работал над картиной два года. Он не мог оторваться от работы. Бывало, его на руках выносили из мастерской, потому что у него не было сил идти. А когда он закончил картину в 1833 г. и показал людям, все поняли: явился великий мастер. “Да, - думали зрители, глядя на полотно, - люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель! Конечно, не все способны на это. Вон и у Брюллова: какой–то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть – ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!”” (Ветрова Г. Е. “Энциклопедия малыша. Искусство. Сказка о знаменитом художнике. К. Брюллов”)

В 1849 году болезнь сердца заставила художника уехать из России. 12 июня 1852 умер. Он похоронен на кладбище в Риме.

Карл Брюллов (1799-1852)

6. Физминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

7. Обобщение изученного материала.

  • Давайте вспомним к какому жанру относится картина? (историческому жанру)
  • Почему это исторический жанр? (внимательно, рассмотрев картину, мы узнали много нового из истории, узнали о трагедии города Помпеи)
  • 24 августа 79 г. , во время извержения вулкана Везувий, кроме Помпеи погибли ещё два города Геркуланум и Стадия. Это 10000 жителей. Только 27 августа, спустя трое суток после начала извержения, впервые появилось солнце, осветившее три мертвых города. Но, наверно, благодаря картине К. Брюллова больше мы слышали именно о городе Помпеи.
  • Великий поэт, современник Брюллова, писал:

И стал последний день Помпеи
для русской кисти первый день.

  • Что хотел сказать он этими строчками? (Это полотно принесло Брюллову большую известность. Великий Карл так его называли современники. )
  • Чтобы узнать его имя мы сейчас разгадаем кроссворд. (Разгадываем по командам. Какая команда будет быстрей. Не забудьте про учебник!)

Кроссворд 

  1. Человек, которого ценили люди за “дар Божий”. Он умел выражать при помощи доступных средств красоту великую. (мастер)
  2. Русский живописец (Брюллов)
  3. Что услышали люди ночью в 79 году нашей эры? (грохот)
  4. Город, который погубил вулкан. (Помпеи)
  5. Итальянский композитор. (Пачини)
  6. Страна, где К. Брюллов совершенствовался живописи. (Италия)
  7. Вулкан, который погубил целый город. (Везувий)
  8. Какое имя у вас получилось? (Евгений)

Это Евгений Баратынский (1800–1844)

8. Работа в тетради.

Стр. 47

  • Какие жанры существуют в живописи?
  • Раскрасить картину.

Итог урока.

  • Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
  • Кто её автор?
  • К какому жанру она относится?

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир русского искусства - в мир живописи. Создавал картину мастер. Когда вы подрастете, вы тоже станете мастерами своего дела. А для этого сейчас вы должны хорошо учиться.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории

В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....

26 01 2020 19:37:37

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

25 01 2020 0:32:37

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

24 01 2020 0:48:55

Урок по истории "Восстановление экономики"

На уроке « Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....

23 01 2020 0:16:46

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

22 01 2020 2:30:39

Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"

Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охарактеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....

21 01 2020 3:10:40

Мир кубанской музыки. Ознакомление с творчеством местного фольклорного коллектива

Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора " Надежда"....

20 01 2020 0:33:21

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

19 01 2020 0:43:29

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе « Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

18 01 2020 10:42:36

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

17 01 2020 15:14:22

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

16 01 2020 9:59:10

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

15 01 2020 22:26:36

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный характер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

14 01 2020 2:47:10

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

Урок обществознания по теме " Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием И К Т. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...

13 01 2020 17:37:15

Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике. ...

12 01 2020 5:44:37

Наши предки древние славяне

Цели урока: углублять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....

11 01 2020 3:12:30

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А. И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

10 01 2020 19:14:10

Куклы в русских народных играх и обрядах

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....

09 01 2020 6:13:33

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...

08 01 2020 10:13:24

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

07 01 2020 12:18:16

Планирование познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....

06 01 2020 18:35:27

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Поклонимся великим тем годам"

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой « Поклонимся великим тем годам»....

05 01 2020 3:25:42

Урок обществознания в 6-м классе "Что такое экономика?"

Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А. И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....

04 01 2020 15:49:15

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

03 01 2020 9:31:51

Урок истории по теме "Путешествие сквозь века"

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....

02 01 2020 2:18:55

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

01 01 2020 10:17:56

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

31 12 2019 7:13:20

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий Е Г Э по обществознанию. ...

30 12 2019 8:13:38

Программа элективного курса "Символика России"

Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...

29 12 2019 4:38:24

Урок "Начало Северной войны"

Урок для 7-го класса по истории России на тему " Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...

28 12 2019 4:48:30

Психологический климат в семье

Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....

27 12 2019 8:20:22

200 дней и ночей Сталинграда

Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...

26 12 2019 6:46:22

Судьба российского крестьянства в первой половине XX века

Занятие завершает блок вопросов по темам: « Мировая война и революционные потрясения» и « Социалистический эксперимент в С С С Р» по учебнику Волобуева О. В., Клокова В. А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...

25 12 2019 20:48:57

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

24 12 2019 11:15:39

Урок по истории Древнего мира "Афины при Перикле"

Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...

23 12 2019 2:28:42

Восточное путешествие. 5-й класс

Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

22 12 2019 16:53:54

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

21 12 2019 20:38:40

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

20 12 2019 19:24:14

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

Урок в 5-м классе по теме " Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

19 12 2019 11:23:51

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска ( Йошкар- Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице- Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

18 12 2019 20:13:53

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

Урок по окружающему миру в 4-м классе ( У М К Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

17 12 2019 9:40:53

Тема урока: "Древняя Индия"

Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме « Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и практический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

16 12 2019 8:44:22

Цена Великой Победы…

Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

15 12 2019 4:25:53

Гражданское общество – основа демократического правового государства?

Цели урока: дать общую целостную характеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....

14 12 2019 16:13:15

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

13 12 2019 7:16:45

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей". 5-й класс

Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми членами команды. Развивают физические качества....

12 12 2019 4:10:31

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

11 12 2019 15:49:58

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

10 12 2019 15:54:38

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

09 12 2019 2:51:21

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

08 12 2019 21:56:57

Внеклассное мероприятие по истории

Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....

07 12 2019 21:13:54

Версии происхождения религии

Тема отражает положения программы курса « История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...

06 12 2019 16:16:28

"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс

Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...

05 12 2019 9:26:19

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

Интерактивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интерактивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

04 12 2019 12:29:47

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

03 12 2019 4:49:39

Создание единого Русского государства

Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....

02 12 2019 11:30:43

С древности до Великой Отечественной…

На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к Е Г Э....

01 12 2019 17:36:20

Урок повторения по теме "Культура стран Европы в XVI–XVII вв.". 7-й класс

Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....

30 11 2019 21:22:52

Конституция – этапы становления и ее задачи

Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

29 11 2019 13:50:39

Внеклассное мероприятие "Час мужества"

Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....

28 11 2019 8:52:47

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

27 11 2019 22:22:57

Урок истории Древнего мира по теме "Зарождение демократии в Афинах". 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, И К Т, личностно-ориентированного обучения....

26 11 2019 5:40:57

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

25 11 2019 6:24:38

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс

Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....

24 11 2019 16:58:24

Отечественная война 1812 г. в Калужском крае

В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина « Калуга в войне 1812 года» с презентацией....

23 11 2019 22:27:17

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста " Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, " Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

22 11 2019 9:46:11

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

21 11 2019 11:55:58

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

20 11 2019 15:45:37

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций (" Багратион", " Ост", " Цитадель", " Кремль", " Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А. Р. Никифорова " Жуков – великий полководец"; Б. Полевого " Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

19 11 2019 6:42:26

Ассамблеи эпохи Петра Великого

Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный характер, познакомить с историей создания ассамблей....

18 11 2019 2:52:57

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Представлена программа дополнительного образования по краеведению " Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

17 11 2019 9:43:26

Совершить невозможное. 10-й класс

Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....

16 11 2019 5:55:15

Дискуссия на уроках истории

Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме « Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...

15 11 2019 7:44:12

Урок "Ассирийская держава"

Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...

14 11 2019 14:30:58

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

13 11 2019 16:15:14

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

12 11 2019 8:38:55

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

11 11 2019 20:49:59

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

10 11 2019 4:39:35

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

09 11 2019 14:51:45

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

08 11 2019 15:38:24

"Юридическая консультация" - практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения практических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса " Основы государства и права" в 11-м классе практикума по теме " Трудовое право" в форме " Юридической консультации". ...

07 11 2019 1:40:47

Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....

06 11 2019 8:26:24

Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ

При сдаче Е Н Т одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....

05 11 2019 1:12:42

Повторение по разделу «Древний Восток»

Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....

04 11 2019 10:40:23

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Урок повторения и обобщения темы " Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....

03 11 2019 3:19:29

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

02 11 2019 1:53:17

"Власть и общество: сто лет спустя"

Урок по теме « Власть и общество: сто лет спустя ( Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

01 11 2019 23:12:14

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

31 10 2019 22:55:52

Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе

Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....

30 10 2019 17:35:11

Конспект урока "Права и свободы человека в современном мире: проблема введения новых систем идентификации"

Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....

29 10 2019 21:56:51

Викторина для учащихся 7–11-х классов "Героические страницы нашей истории"

Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....

28 10 2019 11:35:56

Роль женщины в современной политике

Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....

27 10 2019 6:29:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания

Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

26 10 2019 23:13:11

Урок истории по теме "Мудрость – украшение человека". 5-й класс

« Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....

25 10 2019 5:11:20

Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"

Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....

24 10 2019 9:50:21

Урок обобщающего повторения по обществознанию "Экономическое развитие современного общества". Деловая игра "Рынок труда, или Наем работника". 11-й класс

Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...

23 10 2019 15:32:32

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

22 10 2019 9:18:54

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

21 10 2019 12:17:43

Могучая внешнеполитическая поступь империи

Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием И К Т, а также технологий интерактивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...

20 10 2019 9:31:33

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

19 10 2019 16:48:29

Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы « Отмена крепостного права в России». 8-й класс....

18 10 2019 4:43:31

Урок истории на тему "Сословия российского общества". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать характеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....

17 10 2019 14:27:14

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

16 10 2019 11:22:44

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

15 10 2019 18:37:48

Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"

Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...

14 10 2019 22:18:23

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

13 10 2019 9:43:21

Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»

Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....

12 10 2019 8:46:19

Урок по истории в 11-м классе по теме "Выборы Президента РФ и США"

Урок истории по теме « Выборы Президента в России и С Ш А» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента Р Ф ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента С Ш А. ...

11 10 2019 2:34:19

Урок истории по теме "Усиление русского государства при Иване III". 6-й класс

Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся ( У М К А. А. Данилова и Л. Г. Косулина « История России с древнейших времен…» издательства « Просвещение»)....

10 10 2019 11:30:46

Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы

Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, И З О, М Х К. Герой этой игры М. Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....

09 10 2019 19:46:48

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

08 10 2019 17:37:17

Профсоюзное движение. История возникновения

Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

07 10 2019 16:34:27

Урок истории «Пётр I – реформатор или революционер на троне?»

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....

06 10 2019 15:25:47

Урок обществознания с кейс-технологией. 7-й класс

Кейс-технология – это интерактивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших характеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение....

05 10 2019 21:35:10

Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.)

Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....

04 10 2019 12:58:24

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

03 10 2019 18:45:48

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"

Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...

02 10 2019 10:38:24

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

01 10 2019 22:20:15

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища " Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

30 09 2019 1:17:58

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

29 09 2019 20:52:36

Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....

28 09 2019 20:21:56

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

27 09 2019 22:57:26

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

Урок с применением И К Т для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...

26 09 2019 14:37:45

1953 год. Борьба за власть в стране

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после смерти И. В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

25 09 2019 17:16:53

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

24 09 2019 11:56:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. ...

23 09 2019 10:32:40

Внеклассное мероприятие по истории на тему «Этот День Победы»

Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....

22 09 2019 0:37:33

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе

Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы К Т П внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и практические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки ( З У Н). ...

21 09 2019 19:46:32

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории

В старших классах часто использую прием « Стратегия эффективной лекции» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....

20 09 2019 4:18:24

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

19 09 2019 8:17:51

По стране Желтого Дракона. Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая для 2–5-х классов

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....

18 09 2019 17:28:27

Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"

Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....

17 09 2019 8:51:39

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

16 09 2019 4:10:28

Урок по теме "Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах"

Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...

15 09 2019 3:52:36

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

14 09 2019 12:53:48

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

13 09 2019 18:25:23

Урок-ассамблея времен Петра I

Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...

12 09 2019 8:59:49

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

11 09 2019 3:33:19

Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...

10 09 2019 18:53:28

Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.)

Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...

09 09 2019 11:18:54

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

08 09 2019 15:31:13

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астрахани "Мой город над Волгой–рекой…"

Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астрахани. ...

07 09 2019 5:47:50

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

06 09 2019 18:39:34

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий ( Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...

05 09 2019 12:21:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....

04 09 2019 9:36:58

Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

03 09 2019 17:17:41

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

02 09 2019 12:46:54

Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики

Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного пространства для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

01 09 2019 4:31:11

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

31 08 2019 1:57:25

Урок-игра "Русь Древняя"

Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

30 08 2019 0:50:40

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.