Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
Цели:
- образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной , мажоритарной, смешанной системах;
- воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;
- развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
- знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
- понимать роль электората в выборах.
Форма урока - групповой коллоквиум.
Основные понятия: выборы, референдум, электорат, избирательная система, избирательное право.
Методическое оснащение:
- Книга для учителя. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.
- Обществознание. Учебник для 10 класса. Л. Боголюбов
- Демократия: государство и общество.
- Школьный словарь по обществознанию.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Мотивация
- Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.
- Предоставление информации.
- Групповой коллоквиум.
- Рефлексия. Выбор собственной позиции об участиях в выборах.
МОТИВАЦИЯ
Прочитайте название темы “Выборы нужны ...” и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “?”; “...,но...”). Выбранные знаки записываются на карточках в каждой группе. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске по каждой группе отдельно.
“.” - уверен(а) в необходимости выборов;
“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах. Разные знаки, выбранные учащимися, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, поэтому следует рассмотреть ее в ходе урока.
Учащимся предложено разделиться на группы в соответствии с выбранными знаками.
ЭТАПЫ УРОКА
Работа над понятиям
1. Группы предлагают друг другу дать объяснение следующим терминам: Выборы, референдум, электорат, избирательное право, процеДypa, избирательная система.
2/ Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово, (см. приложение)
Задание:
- Вставить пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;
- Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов?
- Свяжите с Конституцией РФ.
Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Вступительное слово учителя:
Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы подать голоса за своих представителей в органах власти.
Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.
Нам необходимо узнать:
- типы избирательных систем;
- что включает в себя избирательное право
- зачем нужны выборы.
ГРУППОВОЙ КОЛЛОКВИУМ
Задание № 1
Группам раздаются тексты о типах избирательных систем, об избирательном праве - они должны проанализировать, выбрать необходимую информацию, выделить сильные стороны и слабые, рассказать, и ответить на вопросы других групп.
(см. приложение)
Выводы: учащиеся подводят итоги об избирательных системах, о реализации избирательного права в России
Задание № 2 - Интеpaктивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”
Группам надо:
- Рассмотреть предложенные политические карикатуры. (см. приложение). Выбрать одну - две, которые, как им кажется, отражают самые актуальные проблемы, связанные с выборами.
- Ответить на вопрос: “Какую роль могут играть образовательные учреждения в реализации политических прав в будущем, а именно право избирать и быть избранным по достижению 18-и лет, в решении проблем, на которых заостряет внимание политическая карикатура.
Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции.
РЕФЛЕКСИЯ
Предлагаются группам высказывания известных людей о выборах. Необходимо составить свое собственное определение, которое, по вашему мнению, соответствует современному представлению о выборах, и высказать свою позицию: “Зачем нужны выборы?” - импровизированная речь (см. приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Работа над понятиями
Карточка № 1
“...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его…высшей ценной?” - Папа Иоанн - Павел II. {достоинство)
“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев {достоинство)
Карточка № 2
“Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. {равенство)
“…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс” (равенство)
Карточка № 3
“Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)
“…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)
2. Задания группового коллоквиума
1. Так называемая пропорциональная система, предполагает голосование по партийным спискам. Внутри этой системы возможны следующие варианты: а) когда избиратели голосуют просто за группу людей, представляющих партию и предложенных ею; б) когда избиратели имеют право отдать предпочтение кому-либо в списке или, правда, в редких случаях, предложить своих кандидатов.
Эта система имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, так как в представительном органе благодаря ей могут быть достаточно широко представлены меньшинства. С другой стороны, избираются, как правило, лидеры партий, не имеющие прямого отношения к данному региону, не живущие в нем, а, следовательно, нарушается принцип взаимозависимости между выборщиками и избранными..
2. Вторая система — мажоритарная, предполагает,
что партия (или блок партий), чуть-чуть
опередившая других на выборах, получает
абсолютное большинство в представительных
органах. Какие противоречия скрывает в себе
данная система? Во-первых, партия или блок,
получившая на выборах 49% голосов может быть
вообще не представлена в парламенте, то есть,
значительная часть населения оказывается
отторгнутой от возможности через своих
представителей оказывать влияние на жизнь
страны. Однако, с другой стороны, результатом
подобных выборов является очень стабильное,
устойчивое
правительство.
Важным достоинством данной системы является то, что существует тесная связь между депутатами и избирателями, поскольку округа одномaндатны и каждый депутат представляет свой округ.
Кроме того, поскольку в каждом округе избирается только один кандидат, большое значение имеет его личность. Поэтому партии подбирают личности, популярные в том или ином округе. Но эти люди могут быть недостаточно компетентны в решении проблем общенациональных, общегосударственных. Поэтому могут страдать интересы государства в целом.
Избирательная система в России
Что касается системы голосования, которая применялась в России в декабре 1993 года, то было отдано предпочтение смешанной системе:
1. Партии получили стимул для создания блоков.
2. Каждый округ имел своего представителя.
3. Выдвигались в одномaндатных округах независимые кандидаты.
4. Использовался избирательный порог в 5% голосов для тех партий, которые хотели получить представительство в общефедеральном округе.
5. Кроме того, для регистрации партии, могущей выставить своего кандидата на выборах, и для независимых кандидатов был использован ещё и избирательный порог: 100 тыс. подписей для партийного списка, 1% от количества избирателей для отдельного кандидата. Сбор подписей должен был быть рассредоточен по семи различным округам.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что многопартийные выборы способствовали быстрому "взрослению" политических партий и организаций страны. Благодаря им накапливался опыт участия в демократических выборах населения. Без приобретения навыков, без умения делать выбор мы не сможем стать частью цивилизованного мира. Это та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин. Отдавая предпочтение тому или иному кандидату, той или иной партии, он делегирует ему право выражать и защищать свои собственные интересы.
Выборы следует понимать не просто как механизм функционирования государственной системы; при демократии - это важнейшая предпосылка превращения согласия граждан в полномочия правительства. Конкурентность, периодичность, представительность, гласность, подотчетность - все это неотъемлемые черты демократического развития.
Избирательное право
1. Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов — почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.
Уже на первобытно-общинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только сугубо бытовую, но и общественную роль. На общих собраниях (сходках) выбирались предводительницы и позже — предводители. Тогдашние выборы были своеобразной зарницей демократии — первобытной по своему хаpaктеру.
Настоящий демократический “взрыв” произошел в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла — 443—429 гг. до Р. X.). В результате реформ Солона и Клисфена общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности в формировании органов власти путем выборов.
С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара, о чем свидетельствует нынешняя политическая карта мира (см. подробнее о демократии § 32).
Демократия — сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы, подчинение меньшинства большинству (правило большинства). Власть при демократии выборная, избранная. Именно реальностью политических выборов демократия отличается от разного рода диктатур (пролетариата, партии, вождей — “спасителей нации”). Выборы в России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.). В случае необходимости участвуют в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
2. В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России лучших людей в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”, а статья 32 утверждает: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”.
Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.
Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, а выборы парламентариев — Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Есть Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом “О референдуме Российской Федерации”.
3. До 18 лет люди — дети. Так гласят Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ. Поэтому в выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.
Итак, участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет) и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).
Для проведения, например, выборов депутатов Государственной Думы вся страна делится на избирательные округа. В каждом одномaндатном округе избирается один депутат. В Государственную Думу таким образом (по мажоритарной системе) избирается половина ее состава — 225 депутатов. Вторая половина состава Думы избирается по пропорциональной системе. А всего в Думе 450 депутатских мест. Голосуют избиратели на избирательных участках, списки которых включают не более 3000 избирателей.
При выборах в Государственную Думу и Президента РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии: участковые —> территориальные (районные, городские) —>окружные (при выборах Президента отсутствуют) —> субъектов РФ —> Центральная избирательная комиссия.
4. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано.
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав гражданРоссийской Федерации”
(Извлечения)
Глава I Общие положения
Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.
В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на территориальные единицы — избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномaндатные округа), но иногда два депутата и более (многомайдатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом деле, представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тыс. избирателей, а во втором — 120 тыс. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором.
Еще одна хаpaктерная черта мажоритарной системы — избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.
И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы — мажоритарная (от лат. majorite — большинство).
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства (например, в Австралии) и относительного большинства (в США и Канаде).
В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором — побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. Не случайно мажоритарную систему относительного большинства называют “системой первого пришедшего к финишу”.
При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного числа голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Положительная сторона мажоритарной избирательной системы в том, что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом (в дальнейшем — депутатом) и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти.
Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей. Предположим, что в одном из избирательных округов происходит политическое соперничество между тремя кандидатами (А, Б, В). Голоса избирателей распределились следующим образом: А — 25%, Б — 38%, В — 35%. При мажоритарной системе относительного большинства победит, конечно же, кандидат Б. Голоса, отданные за кандидатов А и В, пропадут, хотя в сумме они составляют 60% (подавляющее большинство избирателей). Тем не менее победитель (Б) становится bq властных органах единственным полномочным представителем социальных интересов всех без исключения жителей данного избирательного округа.
Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире более широко. Она имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партий, а за собственно партии в масштабе всей страны. После подсчета голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов. Например, если первая партия собрала 40%гасех голосов, вторая — 20%, а третья — 10%, то каждая из партий получит соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в два и четыре раза по сравнению с другими партиями. Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С ее помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. Она хорошо работает в странах, где на выборах соперничают две-три крупные партии. Но в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается так называемый заградительный барьер (порог). В России, например, для преодоления заградительного барьера на выборах в парламент надо набрать 7% голосов. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся по пропорциональному принципу между партиями-победителями. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстpaктных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.
Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномaндатным округам. Другая половина (225) — по единому общенациональному избирательному округу. В одномaндатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. Подчеркнем, что, согласно Закону РФ “О политических партиях” (2001), , партии, которые в течение пяти лет подряд не принимают участия в выборах," подлежат ликвидации.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Если же ни один не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур. Борьба ведется между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. Побеждает тот, кто набрал большее число голосов.
Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.
Пpaктические выводы
1. Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
2. При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чем видит основной результат реализации программы; насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личностные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 Конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.
3. Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.
4. При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).
5. Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
Документ
Из Федерального закона “О политических партиях” (июнь 2001 г.).
<...> Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах.
1. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. <...>
Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия и (или) избирательный блок обязаны опубликовать свои программы в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.
Кто и как участвует в политическом процессе
Все граждане России, достигшие 18 лет, обладают правом избирать своих представителей во власть. Право быть избранным депутатом Государственной Думы наступает лишь в 21 год. А Президентом страны можно стать, лишь достигнув 35 лет, и при этом необходимо проживать в России не менее 10 лет.
Пpaктика показывает, что в каждой стране политическая система строится именно с помощью такого регулирования. Не является исключением и Россия. С момента первых парламентских выборов (1993) законодательство, определяющее право участников политического процесса и правила политического участия, менялось, отражая накопленный опыт и реагируя на вскрывшиеся проблемы. Основные изменения касались двух ключевых пунктов: кто имеет право участвовать в политическом процессе и на основе какой избирательной системы?
Чтобы очистить политический процесс от организаций, не представляющих никого, кроме самих организаторов (и их спонсоров), Государственная Дума на выборы 2003 г. допустила лишь те организации, которые прошли новую регистрацию, т. е. подтвердили наличие в своих уставах и I программах собственно политических целей, необходимое | количество члeнов (не менее 10 000 для партий) и региональных отделений (более чем в половине субъектов Федерации).
На выборы в 2007 г. допущены только политические партии, имеющие в своем составе не менее 50 000 члeнов и региональные отделения в более чем половине субъектов Федерации. Кроме того, выборы в Госдуму с 2007 г. проводятся не по смешанной, а исключительно по пропорциональной системе. Это значит, что индивидуальные кандидаты, ранее избиравшиеся в 225 одномaндатных округах, больше не составляют половину Госдумы. Весь ее состав формируется исключительно партиями, которые на выборах набрали не менее 7% от всех пришедших голосовать избирателей.
Можем ли мы допустить, чтобы нами управляли случайные люди или те, кто будет действовать в узкокорыстных интересах? Это привело бы страну к неизбежной катастрофе, на грани которой Россия и стояла в конце 90-х гг. XX в. Естественный выход, успешно опробованный в странах с многовековой парламентской традицией (Великобритания, США, Франция, Германия), — доверить право формирования парламента политическим партиям, представляющим интересы крупных общественных групп.
Верхняя палата парламента — Совет Федерации. По Конституции в ее состав входят по два представителя от каждого субъекта — один от исполнительной власти и один от представительной (законодательной). В 1993 г. этих представителей избирали граждане в двухмaндатных округах. А с 1995 по 2001 г. в состав Совета Федерации входили главы исполнительной и законодательной властей каждого субъекта по должности. Этот порядок противоречил конституционному принципу разделения властей (Конституция РФ, ст. 10) и был заменен на иную процедуру
Законодательный орган субъекта Федерации избирает своего представителя в верхнюю палату парламента, а также голосует по кандидатуре представителя от исполнительной власти, право выдвигать которую предоставлено губернатору данной территории (президенту республики). Предоставление права формировать Совет Федерации региональным законодательным собраниям усилило их роль в российской политической системе. В связи с этим возникла необходимость изменить и процедуру избрания депутатов региональных органов представительной власти. До 2005 г. действовала мажоритарная система, при которой депутаты избирались в одномaндатных округах простым большинством голосов явившихся на выборы избирателей. Такой порядок превращал региональную законодательную власть в простой придаток власти исполнительной, поскольку губернаторы полностью контролировали выборы в округах. Кроме того, депутатские мaндаты стали распределяться по клановому принципу, а в национальных республиках по кланово-этническому принципу.
Для исправления ситуации в 2005 г. на выборах в региональные парламенты была введена смешанная (мажоритарно пропорциональная) система. Теперь не менее 50% депутатов избираются по спискам партий, которые обладают большей независимостью от местных кланов и от региональной исполнительной власти. При этом самим субъектам Федерации предоставлено право перехода на полностью пропорциональную систему, и ряд субъектов (Санкт-Петербург, Московская область, Республика Дагестан) так и поступили.
Одновременно с этим в период 2005—2006 гг. было завершено создание “единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” в соответствии с Конституцией РФ (ст. 77, п. 2). В первые годы после выхода России из СССР главы исполнительной власти субъектов Федерации (губернаторы областей, краев, автономных округов, президенты республик, мэры Москвы и Санкт-Петербурга) в основном назначались Президентом страны. После принятия Конституции их стали избирать граждане субъектов на прямых всеобщих, равных выборах с тайным голосованием
Десятилетняя пpaктика показала, что такой порядок приводит к тяжелым для страны политическим и экономическим последствиям. Усилились сепаратистские тенденции и изоляция субъектов друг от друга, произошло резкое их разделение по уровню жизни населения. Примерно 10—15 регионов (в основном с добывающей промышленностью и финансовые центры) обеспечивали своим гражданам приемлемый уровень жизни, а в остальных население выживало только за счет помощи из федерального бюджета.
Чтобы исправить положение, необходимо было перейти на модель наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации, применяемую при назначении главы федерального правительства.
Сегодня положение изменилось. Глава государства предлагает кандидатуру губернатора (или президента республики) на утверждение региональному парламенту, который может утвердить или отвергнуть эту кандидатуру. Если парламент дважды отвергнет кандидатуру, предложенную главой государства, то происходит роспуск парламента, и назначаются новые выборы. А на этот период губернатор назначается главой государства в качестве исполняющего обязанности с последующим голосованием по его кандидатуре в региональном парламенте.
Такая процеДypa полностью соответствует положению Конституции РФ (ст. 77, п. 2) и усиливает роль общефедеральных партий в региональной политике. Ведь естественно, что Президент при выдвижении кандидатуры губернатора будет учитывать, какой партии или коалиции партий принадлежит большинство в региональном парламенте. Цель Президента — создание работоспособной единой системы исполнительной власти в стране. А это значит, что губернатор должен пользоваться поддержкой большинства политических сил в своем субъекте.
Мы знаем, что в политическую систему входит также и местное самоуправление. За то, чтобы в наших городах, поселках, селах, районах исправно действовала сеть коммуникаций и инфраструктуры (дороги, водо- и теплоснабжение, уборка территорий, освещение, организация торговли и т. д.), чтобы сохранялась окружающая среда, чтобы места нашего проживания были комфортны и безопасны, чтобы действовали учреждения образования и здравоохранения, ответственны мы сами. Эту ответственность Конституция определяет как наше право организовывать нашу жизнь независимо от государственной власти.
И поэтому “органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти” (Конституция РФ, ст. 12).
Не случайно Президент России Владимир Путин в 2006 г. среди основных достижений российских реформ выделил именно развитие муниципальной системы: “Мы в разы увеличили количество муниципалитетов, передали им огромные полномочия и перераспределили источники финансирования. Это вообще революционное событие внутри страны. Такого в жизни страны еще никогда не было”.
3. Интеpaктивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”
Рисунок 1
Рисунок 2
4. Высказывания известных людей о выборах
“Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением” (Л. Мизес, австрийский экономист).
“Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок. На смену структурам, штат которых назначался “сверху”, пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе” (В. Борисов, политолог).
Природа демократии такова, что она заставляет народные |массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным природным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни, не оскверняясь. Именно эта мысль так откровенно была высказана американским судьей Кентом. Этот известный человек, воздав хвалу тому пункту конституции, по которому исполнительной власти отводится роль судей, сказал: “Можно предположить, что люди, наиболее достойные занять должностные места, обладают слишком сдержанными манерами и следуют слишком строгим принципам, чтобы иметь когда-либо возможность собрать большинство голосов на выборах, которые будут проводиться на основе всеобщего избирательного права” (А. де Токвиль, историк и социолог).
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
18 03 2024 1:54:24
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
17 03 2024 2:27:41
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
16 03 2024 3:33:43
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
15 03 2024 18:38:26
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
14 03 2024 12:20:24
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...
13 03 2024 19:49:51
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
12 03 2024 15:49:43
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
11 03 2024 22:54:40
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
10 03 2024 1:33:53
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
09 03 2024 10:23:14
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
08 03 2024 23:41:28
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
07 03 2024 12:36:31
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
06 03 2024 14:40:46
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
05 03 2024 19:35:35
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
04 03 2024 12:15:52
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
03 03 2024 23:33:28
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
02 03 2024 4:13:13
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
01 03 2024 7:45:24
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
29 02 2024 11:27:56
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
28 02 2024 12:17:26
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
27 02 2024 9:55:56
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
26 02 2024 7:26:53
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
25 02 2024 16:31:39
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
24 02 2024 4:38:56
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...
23 02 2024 13:49:37
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
22 02 2024 23:16:15
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
21 02 2024 13:48:38
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
20 02 2024 16:19:23
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
19 02 2024 22:19:15
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
18 02 2024 16:32:31
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
17 02 2024 22:50:58
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
16 02 2024 14:18:38
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
15 02 2024 2:18:15
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
14 02 2024 9:24:27
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
13 02 2024 22:25:38
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
12 02 2024 5:48:27
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
11 02 2024 11:36:30
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
10 02 2024 1:27:40
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
09 02 2024 2:57:57
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
08 02 2024 4:52:44
Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
07 02 2024 22:23:56
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
06 02 2024 14:20:53
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
05 02 2024 9:48:53
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
04 02 2024 18:34:41
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
03 02 2024 13:35:29
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
02 02 2024 14:18:42
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
01 02 2024 2:53:34
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса. ...
31 01 2024 3:30:15
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
30 01 2024 20:10:16
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
29 01 2024 14:44:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::