Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, несмотря на критическое переосмысление тpaктовки многих исторических событий, фактов, возросла их пpaктическая значимость.
По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.
Новые подходы к организации образовательного процесса в стране предпринимают масштабные структурные изменения, прежде всего появление профильного обучения на старшей ступени обучения. В действующем Федеральном базисном учебном плане (Московский базисный учебный план 2007/08 года) образовательная область “Социальные науки” объединяет все науки об обществе, что требует формирования новых учебно-методических комплексов и внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Необходимость в интеграционном подходе обусловлена:
- направлением гуманизации в обучении,
- профилизацией обучения на втором образовательном концентре,
- не простым формированием знаний, умений и навыков, а формированиемn личности на основе новых технологий обучения,
- преодолением до сих пор существующего противоречия между “большой наукой”, которая выpaбатывает компоненты государственного образовательного стандарта, определяет “чему учить?” школьников и “малой наукой” (школа, учитель), которая является образом и подобием первой и, отвечая на вопрос “как учить?”, пытается представить целостным образовательный процесс,
- невозможностью игнорирования принципа целостности в субъектах педагогической деятельности - личности учителя и ученика.
Интегрирование в процессе обучения это взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания школьных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности. Интеграция базируется на следующих принципах: комплексном планировании наиболее важных задач обучения, воспитания и развития личности, активизации учебно-познавательной деятельности, формировании основных компетенций учащихся, в том числе навыков исследовательской деятельности.
Интегрирование можно представить как двусторонний процесс - внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании предметов образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения. С учётом основных задач модернизации образования - повышением его доступности, качества и эффективности в первую очередь необходимо значительное обновление содержания образования. [1]
Так, обучение истории, обществознания на втором концентре начинается с вводных тем, которые согласно обязательному минимуму содержания включают в себя:
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблемы периодизации всемирной истории.
Основные источники в истории.
Общество и общественные отношения. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса. Человек как продукт эволюции. Бытие человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
В определённой мере ключевые понятия этих тем уже известны ученикам из курса основной школы. Задача учителя - поднять эти знания на более высокий теоретический уровень, ввести знания о парадигмах-концепциях и моделях решения проблем исторического процесса, создать позитивную мотивацию на овладение содержанием предметов. Эффективнее для усвоения знаний здесь интегрировать содержание истории и обществознания, показать, что обществознание изучается с опорой на исторические знания, что оба предмета взаимосвязаны. Если в курсе истории изучается прошлое человечества в его конкретно неповторимом облике, то в курсе обществознания изучается мир человеческих отношений, общественных ценностей в целом с учётом осмысления и выработки гражданской социальной позиции для понимания закономерностей настоящего и будущего развития общества. Тематическое поурочное планирование и основные методические рекомендации можно представить в таком варианте.
№ п/п урока | Основное содержание урока | Предмет, вид интеграции | Основание для интегрирования |
1 | Понятие общества, взаимоотношения
общества и природы, общество как динамичная
система, проблемы общественного прогресса. Интегрируется также понятие безопасность человека в обществе из курса ОБЖ |
Обществознание Учебник “Человек и общество” под ред.Л.Н.Боголюбова 4.1-10кл.- §1. История Учебник Н.В. Загладина “Всемирная история с древн.вр. до конца XIX века”, 2006, 10 кл.с.27-31. Обществознание -и стория Обществознание - ОБЖ |
Изучение понятия “общества” как этапа исторического развития человечества или конкретной страны. Понятие общественного прогресса и этапы развития человечества |
2 | Этапы развития исторического знания | История “Всемирная история” 10кл.§ 1. История - обществознание |
Познание (вид деятельности) человеком окружающего мира, себя в этом мире через обращение к истории. Конкретизация понятия общества как динамичной системы |
3-4 | Человек, индивид, личность. Человек как продукт эволюции. Бытие человека |
Обществознание “Человек и общество” Ч.1-10кл.-, § 2 Ч.П-11кл.-§2-3 История “Всемирная история” §2 История - обществознание |
Подходы к изучению человека - бытие человека, начиная с древнейших философских систем Китая, Индии и заканчивая философией истории XX века |
5-6
|
Различные теории - парадигмы исторического развития | История “Всемирная история” §2, с.19-22 Обществознание “Человек и общество” Ч.П-11кл., §1 История - обществознание |
Развитие общества с позиций
цивилизационного, формационного подходов. Концепции: теория локальных цивилизаций, марксистская концепция истории, теории мирового развития У.Ростоу, Д.Белла и др. |
7 | Обобщение и повторение вводных тем | История - обществознание Обществознание - ОБЖ |
Из таблицы видно, что такой способ интегрирования содержания убирает дублирование некоторых тем обществознания, отнесённых программой в 11 класс. Если посчитать количество часов, отводимых на вводные уроки по истории и обществознанию в 10 классе, то получается: [2]
Предмет | Количество часов при раздельном предметном обучении | Количество часов при использовании интегрированного подхода история |
история | 4 | 3 |
обществознание | 6 | 3 |
ОБЖ | 2 | Интегрируется с обществознанием |
Урок повторения и обобщения | - | 1 |
итого | 12 | 7 |
Данный вариант реализуется в тех профильных классах, где предметы История, Обществознание, ОБЖ изучаются на базовом уровне. Также данный подход удобен тогда, когда предметы история и обществознание ведёт один учитель.
В классах, где история и обществознание или обществознание являются профильными предметами необходимо углубление в содержании изучения ключевых понятий и большее количество урокочасов.
Профильное обучение вводится в режиме личностно-ориентированного образования. Оно призвано развивать такие компетенции учителя и учащихся как системное мышление, способности к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексии, мотивированию, а также информационную и коммуникативную культуру. В учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, организационно-деятельностных игр, заданий, в которых обучение проходит путём свободного общения, вовлечение в деятельность. Организация процесса обучения, опирающаяся на оптимальный выбор общедидактических форм, методов, приёмов и средств обучения, становится внутренней стороной процесса интегрирования.
Интегрированный подход позволяет проводить бинарные уроки, разворачивать широкую творческую и поисковую деятельность учащихся и учителей-предметников. При этом сохраняется возможность углубленного “однопредметного” изучения определённой части содержания блока. Это - оптимальное соединение содержательной дифференциации и интеграции, которые связаны диалектическим законом маятника, где дидактически определяется преобладание то первого, то второго составляющего.
Полезно посвящать целые учебные дни изучению смежных предметов (похожих тем). О таком принципе сообразности писал ещё Я.А.Коменский: “Пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и тоже время занимались бы только одним предметом”. [3] Критиковал классно-урочную систему П.П.Блонский за много предметность учебного дня, ведущую к тому, что “уроки растерзывают внимание учащихся”. [4]
Обновление содержания и технологии обучения в условиях профильного обучения также предполагает широкую предметную интеграцию непрофильных предметов и углублённое изучение, даже с индивидуальной траекторией обучения профильных предметов.
Способствует процессу интегрирования представление содержательного программного материала в виде тематических блоков. Блок - это совокупность, объединение частей отдельных школьных курсов или тем в единую конструкцию, где содержание подобрано в определённом порядке и отвечает дидактическим принципам и закономерностям обучения, обеспечивающим целостность педагогического процесса.
Ведущими принципами для построения блоковой конструкции являются принципы научности и доступности; преемственности, систематичности и последовательности; проблемности и мотивации обучения. Блок- это проявление внешней интеграции.
Принципы научности и доступности обучения требуют, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, раскрывало современные достижения науки. В процессе обучения ведущими становятся исследовательские и пpaктические работы, постановка проблемных заданий, умение выдвижения и доказательства гипотез, дебаты и дискуссии. Принципы преемственности и систематичности предполагают рациональный выбор вариантов последовательного изучения содержания на основе логики и проблемно-хронологического подхода построения учебных курсов. Так, в 10 классе могут быть следующие тематические блоки:
- Вводный блок. (интеграция обществознания, ОБЖ, всеобщей истории, истории Отечества).
- Предцивилизационная стадия истории человечества и цивилизации Древнего мира (обществознания и всеобщей истории).
- Средневековые цивилизации: европейская, византийская, восточнославянская, арабская, восточноазиатские V - XIV века. (всеобщей истории и истории Отечества).
- Культурное и философское наследие средневековья. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания)
- Кризис и модернизация традиционного общества. Направления социально-экономического развития стран в ХV-ХVП веках. (всеобщей истории, география, истории Отечества, обществознания)
- Политическое развитие мира: эволюция европейской государственности, первые буржуазные революции, укрепление самодержавности в России, традиционализм в Азии конец XVII-XVIII века. (всеобщая история, обществознание, история Отечества).
- Время потрясений и перемен. Становление индустриальной эпохи конец ХVIII-ХIХ век. (обществознание, ОБЖ, всеобщая история, история Отечества).
- Культурное и философское наследие нового времени. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания).
Курсивом выделены учебные дисциплины, которые в составе блока реализуют межпредметные связи, рассматриваемые как часть технологии интегрирования.
Содержательная интеграция опирается на широкие межпредметные связи, где происходит слияние знаний, способов деятельности, технологий, что представляет больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Но за рамками межпредметности формируются общенаучные понятия, выступающие средством систематизации и упорядочения знаний. К этим общенаучным понятиям относятся: понятия и законы формальной логики, методологические, философские, историко-научные знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений. Так, по мнению Выготского Л.С., мыслительная деятельность “движется в пирамиде научных понятий”, которые формируются во взаимосвязях и взаимопереходах, что позволяет достичь диалектического мышления.
Таким образом, механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Если межпредметность - это целостное представление о какой-либо области научного знания, то интегративность - это целостное представление об окружающем мире. Если в межпредметных связях подход к знаниям статический, то интегративность отличается динамичностью.
Создание тематических блоков позволяет реализовать в более полной мере и принцип прочности результатов учебного процесса. Знания должны носить действенный, а не пассивно-созерцательный хаpaктер, проявляющийся в активной творческой деятельности, в учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенциях учащихся.
Обществознание в тематическом блоке как учебная дисциплина представляет собой целостную систему знаний об обществе и человеке. Её содержательным стержнем является социология, собственно наука об обществе, вокруг которой науки о различных сферах жизни общества - экономика, политология, культурология, а также социальная психология и социальная философия. Одна из целей обществоведческой подготовки в старших классах указывает на овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём. [5] В профильных классах освоение учащимися основ общественных наук должно отвечать уровню, необходимому для будущего профессионального образования и самообразования. [6]
В реализации этой цели базовую роль играют исторические знания, что является основанием для более тесной содержательной интеграции этих предметов. При этом оба учебных предмета имеют и самостоятельную ценность, та как история изучает прошлое человечества в его конкретном, неповторимом облике, а обществознание систематизирует знания об обществе и человеке для его социализации в настоящем и развитии в будущем.
Содержательная сторона обществознания дидактически интегрирована, знания об обществе представлены в обобщённом виде.
Московский региональный базисный учебный план, разработанный на основе
Федерального базисного учебного плана (БУПа), утвержденного приказом Министерства
Образования России от 9 марта 2004 года № 1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования определил специфику регионального компонента образования. Среди региональной специфики БУПа отмечается направленность на: вариативность системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов; и на пpaктику интегративного изучения отдельных дисциплин. [7]
Таким образом, интеграционный подход предполагает модернизацию предметных программ на основе внешней интеграции, что ведёт к постоянной связи образовательных предметов вместо эпизодических межпредметных связей, к планированию предметного курса на основе тематических блоков и определённому выбору приёмов, методов, средств обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения (внутренняя интеграция). Это даёт синхронность обучения, убирает излишнюю часовую нагрузку учащихся, преодолевает дробление знаний, позволяя достичь большей концентрации внимания учащихся и погружения в изучаемый материал.
- Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. История. М.:Дрофа, 2004, с.З.
- Загладин Н. В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: “Русское слово”, 2005, с.6, 49-51. Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение. Методические рекомендации 10-11 класс. М. “Просвещение” 2001, с.9-11.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982, т.1. Великая дидактика, с.333.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения в 2-хт., М., 1979, т.1, с.211.
- Обществоведение 10-11. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., “Просвещение”, 2001, с.3
- Там же, с.4
- Приказа № 252 Департамента Образования города Москвы от 18.04.2007 г.
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
18 03 2024 7:15:20
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
17 03 2024 2:44:30
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
16 03 2024 7:44:36
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
15 03 2024 8:40:17
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
14 03 2024 1:18:48
Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
13 03 2024 20:37:16
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
12 03 2024 2:14:52
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
11 03 2024 19:27:33
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
10 03 2024 13:57:59
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
09 03 2024 3:52:48
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
08 03 2024 9:11:29
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
07 03 2024 1:24:47
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
06 03 2024 9:34:29
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
05 03 2024 15:35:50
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
04 03 2024 0:12:25
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
03 03 2024 0:53:49
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
02 03 2024 16:10:21
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
01 03 2024 10:12:13
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
29 02 2024 5:20:51
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
28 02 2024 11:51:45
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
27 02 2024 23:35:16
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
26 02 2024 17:19:55
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
25 02 2024 9:13:51
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
24 02 2024 18:16:35
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
23 02 2024 1:30:30
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
22 02 2024 16:37:10
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
21 02 2024 9:27:18
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
20 02 2024 13:26:48
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
19 02 2024 0:27:32
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
18 02 2024 3:34:14
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
17 02 2024 5:11:32
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
16 02 2024 19:23:11
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
15 02 2024 11:44:27
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
14 02 2024 12:51:15
В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....
13 02 2024 16:55:47
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
12 02 2024 9:13:59
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
11 02 2024 20:52:38
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
10 02 2024 13:17:29
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
09 02 2024 10:48:31
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
07 02 2024 12:51:46
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
06 02 2024 21:40:21
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
05 02 2024 3:47:19
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
04 02 2024 17:37:42
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...
03 02 2024 22:44:20
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
02 02 2024 12:12:41
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
01 02 2024 6:18:41
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 01 2024 16:44:24
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
30 01 2024 12:27:56
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
29 01 2024 2:55:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::