Проверочные работы    

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Цели урока:

  1. Выяснить причины Кавказской войны; узнать о возникновении государства – Имамат, его правителях; познакомиться с исторической личностью – Шамилем; выяснить причины военных успехов горцев; определить итоги и последствия войны, как для России, так и для народов Кавказа.
  2. Развивать навыки работы в группах; умение устанавливать причинно-следственные связи; определять и объяснять понятия; работать с картой.
  3. Воспитывать чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям.

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: карта “Кавказ в XIX в.”, слайды Приложение 3 (выполнены в программе Power Point), сообщения о Шамиле и о государстве горцев – Имамат, вопросы для работы в группах.

Понятия урока: мюридизм, газават, имамат, имам, теократия.

Основные события:

1817-1864 гг. – Кавказская война.
1828 г. - возникновение теократического государства горцев - Имамат.
1834-1859 гг. - правление имама Шамиля.
1859 г. - пленение Шамиля.
1866 г. – принесение присяги на верность России Шамилем, окончательное покорение Кавказа.

План урока:

  1. Причины войны.
  2. Этапы войны.
  3. Создание Имамата.
  4. Имам Шамиль.
  5. Окончание и итоги войны.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемного задания.
  3. Самостоятельная работа в группах.
  4. Решение проблемного задания.
  5. Рефлексивный момент.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

(Слайд 1-4, работаем с картой)

Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.

Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.

Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.

-Что хотел таким образом сказать старик?

(Кавказ предстояло еще завоевать.)

Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.

Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.

(Класс, разделившись на группы, выполняет задание и дает ответы)

1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.

(Слайд 6)

1) запрет совершать набеги для захвата скота и имущества - основное средство существования в горных районах;
2) работорговля;
3) привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная, Грозная, Внезапная, Злобный окоп);
4) введение новых налогов;
5) усмирительные походы генерала Ермолова, уничтожение селений, посевов;
6) раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;
7) заселение Кавказа русскими, украинцами;
8) вытеснение горцев в горы;
9) насаждение русских обычаев и законов.

- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).

2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.

(Слайд 7)

  1. 1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;
  2. 1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
  3. 1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”, газават – священная война против неверных)
  4. 1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
  5. 1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
  6. 1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.

3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.

Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.

(Слайд 8.)

Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.

Сообщение об Имамате

(Слайд 9)

Сообщение о Шамиле

4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля? (Приложение 1)

5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа? (Слайд 10.)

6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст (Приложение 2), ответьте на вопрос: Почему Александр 2 окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?

Комментарий учителя: Горцы - свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.

Вывод: Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.

- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?

(С помощью слайдов закрепляем изученный материал)

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

§ 12, вопросы к нему, выучить даты.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Реформы Столыпина

На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П. А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....

06 08 2020 11:57:23

Урок по теме "Я-гражданин"

Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

05 08 2020 2:46:51

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме " Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

04 08 2020 1:56:12

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

03 08 2020 19:25:54

Многообразие способов познания мира

Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме Е Г Э....

02 08 2020 15:48:53

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

01 08 2020 14:46:46

Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)

Предлагается конспект урока " Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т. В. ...

31 07 2020 21:48:35

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего " Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

30 07 2020 19:48:18

Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

Урок знакомит учащихся с внешней политикой С С С Р в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...

29 07 2020 1:28:31

Битва за Москву. Итоги и историческое значение битвы

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....

28 07 2020 14:15:53

Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс

В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....

27 07 2020 3:34:53

"Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе

Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....

26 07 2020 23:46:17

Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"

Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока " Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...

25 07 2020 20:36:17

Государственная итоговая аттестация выпускников 10-х классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по истории России

Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения Г И А выпускников IX классов О У 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...

24 07 2020 10:31:27

Борьба русских земель с западными завоевателями

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

23 07 2020 21:47:29

Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»

Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования Ф Г О С нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....

22 07 2020 0:59:27

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

21 07 2020 2:25:37

Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда"

Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....

20 07 2020 13:13:26

Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток"

Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....

19 07 2020 10:45:33

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

18 07 2020 22:18:33

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

17 07 2020 3:33:28

Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс

Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....

16 07 2020 1:29:31

Применение ЭОР на уроках истории

Структура урока показывает изучение нового материала с Э О Р (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....

15 07 2020 18:10:58

Формирование целостного исторического мышления на примере презентации "Прожить один день в XIX в."

Начиная с 8-го класса, абстрактные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....

14 07 2020 20:52:14

Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"

Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике командами-участницами. Материалы раздаются командам-участницам и высвечиваются на интерактивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего характера....

13 07 2020 10:47:43

Урок по истории в 5-м классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...

12 07 2020 16:27:37

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

11 07 2020 2:30:47

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

10 07 2020 23:17:11

"Воинский долг"

Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

09 07 2020 16:39:54

Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ « Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....

08 07 2020 18:44:54

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

07 07 2020 20:30:36

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

06 07 2020 3:10:29

Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс

Вашему вниманию представлен урок по истории на тему " Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....

05 07 2020 5:59:20

Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

Урок относится к мастерской типа « Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы « Первая мировая война»....

04 07 2020 19:13:33

Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы»

Основной метод реализации цели события - сочетание практической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....

03 07 2020 6:34:58

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

02 07 2020 7:24:38

Конституция РФ — основной закон страны, 6-й класс

Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...

01 07 2020 1:48:35

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

30 06 2020 4:57:42

Рабочая программа по истории Отечества МС(К)ОУ "С(К)ОШ VIII вида"

Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....

29 06 2020 21:42:46

Культура России во второй половине XVIII века

На уроке защищаются групповые проекты « Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), « Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – практико-ориентированный), « Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

28 06 2020 15:47:58

"Клио — муза истории". Программа дополнительного образования учащихся 5-х классов основной школы

Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...

27 06 2020 20:15:27

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является членом той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

26 06 2020 4:51:45

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы

Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....

25 06 2020 17:13:37

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

Конспект урока разработан в соответствии с программой « История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. ...

24 06 2020 10:36:55

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

Устный журнал " Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

23 06 2020 3:28:44

Историческая игра "В мире прекрасного" для учащихся 7-х классов

Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...

22 06 2020 1:25:43

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

21 06 2020 6:21:28

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

20 06 2020 6:12:46

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

19 06 2020 0:46:55

Игра-викторина "Ратные страницы истории Отечества"

Методические материалы по проведению игры-викторины " Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта Т С О на базе интерактивной доски " Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....

18 06 2020 0:25:59

Внутренняя политика Николая I. 8-й класс

Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....

17 06 2020 3:22:17

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....

16 06 2020 18:12:39

Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе

Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....

15 06 2020 10:23:36

Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий

Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....

14 06 2020 15:26:53

Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии"

Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро- Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....

13 06 2020 4:30:32

Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия

Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....

12 06 2020 22:33:50

Урок истории по теме: "Война за независимость. Образование США"

Урок по теме " Война за независимость. Образование С Ш А" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...

11 06 2020 2:38:17

Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования

Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме « Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....

10 06 2020 20:56:23

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

09 06 2020 12:41:28

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

08 06 2020 22:24:25

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

07 06 2020 10:26:19

Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"

Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....

06 06 2020 8:15:24

Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы " Средневековый город и горожане" с курсом " Этики" при изучении темы " Моральные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

05 06 2020 1:56:59

Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс

Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...

04 06 2020 0:10:12

Люди и события Средневековья

Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

03 06 2020 3:35:34

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

02 06 2020 12:46:34

Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)

Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: " Герои трудового фронта"....

01 06 2020 11:44:24

Монетизация льгот

Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

31 05 2020 9:28:44

Технология "Педагогическая мастерская"

Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....

30 05 2020 19:22:46

"Власть и общество: сто лет спустя"

Урок по теме « Власть и общество: сто лет спустя ( Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

29 05 2020 5:54:15

Урок-викторина на тему "Государственная символика"

К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

28 05 2020 19:27:13

"Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди"

Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...

27 05 2020 23:12:17

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

26 05 2020 12:38:14

Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"

Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....

25 05 2020 6:13:18

Положение тружеников в Древнем Египте

Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

24 05 2020 18:25:48

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

23 05 2020 6:26:27

Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....

22 05 2020 9:12:43

Языческие верования и обычаи древних славян

Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....

21 05 2020 19:22:31

Турнир знатоков военной истории России

Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

20 05 2020 2:50:25

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

19 05 2020 21:42:56

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала Х Х века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала Х Х века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

18 05 2020 8:41:42

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

17 05 2020 2:24:32

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

16 05 2020 16:42:20

Они отстояли Родину

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....

15 05 2020 23:29:58

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

14 05 2020 20:43:25

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....

13 05 2020 5:19:12

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии

Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...

12 05 2020 16:27:13

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы " Синопское сражение", "оборона Севастополя", " Парижский мир"....

11 05 2020 7:32:15

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

10 05 2020 22:53:53

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого характера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охарактеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

09 05 2020 2:53:23

Разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс

Предлагается разработка проекта по теме " Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке " Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование И К Т учащимися....

08 05 2020 15:11:51

Своя игра. Защитникам Отечества посвящается

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со « Своей игрой», идущей на канале Н Т В. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....

07 05 2020 18:50:24

Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"

На примере жизни, деятельности Д. С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....

06 05 2020 19:48:44

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Автор статьи предлагает лабораторно-практическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

05 05 2020 23:28:16

Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право"

В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....

04 05 2020 14:37:58

Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный характер"

На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа....

03 05 2020 20:24:45

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

02 05 2020 10:59:29

"Труд – основа жизни". 6-й класс

Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра " Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....

01 05 2020 16:27:56

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

30 04 2020 0:11:44

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

29 04 2020 20:29:32

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

28 04 2020 7:14:34

Финикия

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....

27 04 2020 0:30:19

Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс

В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного характера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...

26 04 2020 9:15:48

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

25 04 2020 22:36:16

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политические партии"

Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...

24 04 2020 8:11:44

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

Урок с применением И К Т для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...

23 04 2020 20:24:43

Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....

22 04 2020 3:48:23

Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция"

На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

21 04 2020 4:24:31

Вводный урок в 5-м классе

Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

20 04 2020 4:46:36

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

19 04 2020 11:46:11

Народные движения

Урок истории в седьмом классе по теме « Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный характер. ...

18 04 2020 18:22:34

Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Как помочь учащимся не заблудиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: " Холодная война: война в Афганистане?". ...

17 04 2020 6:48:53

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

16 04 2020 6:35:27

Интегрированный урок французского языка и истории в 8-м классе "200 лет со дня Отечественной войны 1812 г."

Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....

15 04 2020 23:23:38

Урок истории по теме "Качественные характеристики современного работника"

В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трансформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные характеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и характеристики....

14 04 2020 8:20:57

Смутное время в России и его итоги

Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....

13 04 2020 19:55:17

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера....

12 04 2020 13:25:42

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

11 04 2020 6:30:48

Проект "Непарадная война"

В данном проекте « Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к смерти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный характер....

10 04 2020 0:24:21

Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....

09 04 2020 3:26:44

Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)

Данные занятия являются частью элективного курса « История России, С С С Р в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или практическая работа....

08 04 2020 20:23:42

Проект урока "Соседи восточных славян"

Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

07 04 2020 6:52:45

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

06 04 2020 23:58:59

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

05 04 2020 16:20:43

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К. П. Брюллова " Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

04 04 2020 15:36:29

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

03 04 2020 20:34:21

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

В статье даётся методическая разработка урока истории России или М Х К. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

02 04 2020 19:39:22

Урок ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....

01 04 2020 5:42:20

Монголо-татарское нашествие

Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....

31 03 2020 16:16:39

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две команды. Каждой команде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

30 03 2020 13:30:44

Буржуазные революции XVII–XVIII вв.

Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры " Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....

29 03 2020 3:20:21

Урок истории в 3-м классе по теме "Вставай, страна, огромная…"

На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе " Школа-2100". ...

28 03 2020 4:55:55

"Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс

В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...

27 03 2020 15:50:21

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела « С С С Р в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

26 03 2020 2:57:32

Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12"

Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета " Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...

25 03 2020 16:25:52

Экономика и ее роль в жизни общества

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....

24 03 2020 9:13:49

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

Урок изучения нового материала проходит в форме практической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

23 03 2020 0:52:33

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Гимн: история и современность"

Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....

22 03 2020 2:51:24

Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

21 03 2020 9:36:52

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

20 03 2020 20:53:40

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять моральный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

19 03 2020 21:49:27

Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"

Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы " Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...

18 03 2020 15:18:38

Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

Цели урока: изучение политического режима в С С С Р в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....

17 03 2020 5:51:47

Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение практических работ по И З О, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

16 03 2020 20:50:35

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

15 03 2020 12:48:19

Обобщающий урок истории. Тема: "Путешествие по древнему миру". 5-й класс

Урок посвящен изучению нового материала по теме " Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится практическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра " Веришь – не веришь"....

14 03 2020 8:53:13

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

13 03 2020 8:14:42

"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации

Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника " История древнего мира" и мультимедийной презентации " Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....

12 03 2020 20:53:26

Курская битва. 70 лет. Мы помним…

Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

11 03 2020 0:23:31

Урок обществознания по теме "Семья и семейное хозяйство". 5-й класс

Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями Ф Г О С. Использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

10 03 2020 18:40:24

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::