История для молодежи    

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Тип урока: комбинированный.

Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о монголо-татарском нашествии и установлении ига на Руси, понимании ими роли ига в истории нашей страны.

Триединая дидактическая цель.

Образовательная:

  • сформировать у учащихся представление о походах Батыя на Русь, показать, что, несмотря на массовый героизм, Русь была завоевана из-за разобщенности сил; способствовать усвоению учащимися знаний о вторжении монголо-татар в Западную Европу и причинах отказа о планах ее покорения, показать, что большие потери и партизанская борьба русских в тылу заставили завоевателей вернуться назад; способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой орды и территории, которую она занимала; раскрыть понятие ига, показать его особенности на Руси; раскрыть последствия для Руси установления на ее территории режима ига; познакомить учащихся со взглядами историков на роль ига в истории нашей страны.

Воспитательная:

  • способствовать усвоению учащимися идеи: политическая раздробленность – главная причина потери русским народом национальной независимости; воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, а на примере подвига Евпатия Коловрата – гордость за несокрушимую силу русского духа.

Развивающая:

  • продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Метод обучения: проблемное изложение.

Средства обучения: наглядные (историческая карта и схемы) и печатно-словесные (учебник, документ).

Оборудование урока:

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.:Просвещение, 2005.
  • Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
  • Фрагмент “Повести о разорении Рязани Батыем”.
  • Тетрадь.
  • Меловые записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

Вопросы к учащимся.

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
  • Расскажите о монголо-татарах, их занятиях и общественных отношениях.
  • Когда монголо-татары начинают военные действия против других народов?
  • Покажите на карте, какие территории они захватили до нашествия на Русь.
  • Объясните, в чем причина повышенной агрессивности монголо-татар.
  • Объясните причины военных успехов монголо-татар.
  • Где и когда произошло первое сражение русских с монголо-татарами?
  • Почему русские потерпели поражение?

III. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

В русской истории немало переломных моментов. Но главный рубеж – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. И возврата в домонгольскую Русь нет и никогда уже не будет.

Монголо-татарское нашествие и ордынское иго заставили наших предков пережить такой страшный по своей силе стресс, что мне думается, он до сих пор сидит в нашей генетической памяти. И хотя Русь отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе сбросила иго, но ничто не проходит бесследно. Монголо-татарское рабство сделало русского человека другим. Русский человек не стал лучше или хуже, он стал другим. И я испытываю ностальгию по тому русскому, что было до монголов и что, возможно, осколком засело в наших генах и не дает нам покоя. Это мое восприятие монголо-татарского нашествия и ига.

В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории.

  1. Н.М. Карамзин: монголо-татары оказали в основном положительное воздействие на развитие Руси, т.к. они подтолкнули создание единого Московского государства.
  2. С.М.Соловьев, В.О.Ключевский: монголо-татары оказали незначительное воздействие на жизнь древнерусского общества.
  3. Большинство советских историков: монголо-татары оказали негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение.

Воздействие монголо-татар на Русь

Задание учащимся.

Сегодня на уроке предлагаю вам подумать, с какой точкой зрения вы согласны и почему. В конце урока в течение пяти минут вам нужно будет написать ответ.

Учащиеся списывают с доски тему урока: “Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига на Руси”.

Целеполагание.

Вопросы к учащимся.

  • Как вы думаете, что еще нам необходимо выяснить при изучении данной темы? Предполагаемые ответы.
  • Что представляло собой нашествие?
  • Как встретил нашествие русский народ?
  • Почему Русь потерпела поражение?
  • Что такое иго? В чем оно заключалось?
  • Каковы последствия ига для Руси?

Учащиеся списывают с доски план урока.

План изучения новой темы.

  1. Нашествие Батыя на Русь.
  2. Образование Золотой Орды, складывание режима ига, его особенности.
  3. Последствия монголо-татарского ига.
  4. Роль ига в истории нашей страны.

IV. Изучение новой темы.

П. 1 Задание учащимся: внимательно прослушайте сообщение ученика о первом походе монголо-татар на Русь и подумайте, как встретили врага русские люди: князья и простой народ?

Сообщение ученика (сопровождается показом по карте движения монголо-татар во время первого похода).

Чингисхан завещал своему первенцу Джучи южнорусские степи, их предстояло завоевать. Джучи умер, не успев выполнить волю отца. Но у него подрастали сыновья. В 1236г. монголо-татарское войско выступило в поход. Во главе войска стоял сын Джучи – хан Бату (Батый). Но главным военачальником был опытный полководец Субедэй, соратник самого Чингисхана, т.к. у Батыя не было опыта длительных завоевательных походов. Войско Батыя насчитывало около 200 тысяч человек. Все улусы (удельные ханства) Монгольской империи помогли Батыю собрать войско: они дали по одному воину из каждого десятка.

В 1236 г., монголо-татары вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали ее, а в декабре 1237 г. они вторглись в Рязанское княжество. Рязанский князь направил послов к соседям, но соседи отказались помочь: владимиро-суздальский князь – потому, что боялся усиления рязанского князя, а черниговский – припомнил, что рязанский князь не принял участия в битве при Калке.

В декабре 1237 г. после 5-дневной осады, а затем штурма татары взяли Рязань. Когда татары ворвались в ворота, то наткнулись на каменную стену, закрывавшую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины и дети. Монголо-татары убили рязанского князя и его жену, жителей истребили, город сожгли. Затем они двинулись в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Взяли Коломну, сровняли с землей древнюю Москву и 4 февраля 1238 г. подошли к Владимиру. 7 февраля они взяли владимирский посад. Сын Юрия Всеволодовича вышел к монголо-татарам с дарами, но был зарезан. Монголо-татары ворвались в Кремль. Жители укрылись в успенском соборе. Монголо-татары ворвались в собор, ограбили его, подожгли, люди в дыму задохнулись. Владимир взят.

4 марта 1238 г. на реке Сити войско великого князя владимирского Юрия Всеволодовича потерпело поражение, князь был убит.

Затем монголо-татары пошли на северо-запад и после двухнедельной осады взяли город Торжок, самую южную крепость в Новгородской земле. Не дошли до Новгорода 200 км, повернули круто на юго-восток и ушли в степи. Почему? Потому, что началась весенняя распутица, а значит, бездорожье, а главное – монголо-татары понесли большие потери. По дороге они разоряли города и села. Одних жителей убивали, других (ремесленников) уводили в плен. Долго – 7 недель сопротивлялся город Козельск, за что прозвали его монголо-татары “злым городом”.

Избежали разорения большая часть Новгородской земли, Полоцкое, Витебское, Пинское, Смоленское княжества.

Задание учащимся.

Поработайте в парах: прочитайте отрывок из “Повести о разорении Рязани Батыем” и устно ответьте на вопросы к нему. (см.Приложение №1)

Задание учащимся.

Внимательно послушайте сообщение ученика о втором походе монголо-татар на Русь и подумайте, почему монголо-татарам удалось завоевать Русь, несмотря на массовый героизм русских.

Сообщение ученика (сопровождается показом по карте второго похода монголо-татар).

В 1239 г., монголо-татары начинают второй поход, но уже на южные русские земли: Переяславское, затем Черниговское княжество. И снова каждое княжество встречает завоевателей в одиночку. Наконец монголо-татары подошли к Киеву, решили Киев не разрушать и послали посольство с требованием сдаться. Получили отказ. Осадили Киев. Последние защитники укрылись в Десятинной церкви, но от множества людей и стенобитных машин стены рухнули. 6 декабря 1240 г. Киев был взят. Пораженный мужеством киевлян, Батый приказал оставить в живых воеводу Дмитра, которого монголы приволокли к хану на аркане.

Затем монголо-татары разграбили Галицко-волынскую землю и устремились в Западную Европу: Венгрию, Чехию, Польшу. Но отказались от плана покорения Западной Европы. Во-первых, монголо-татары понесли большие потери. Во-вторых, в тылу разворачивалась партизанская борьба русских. Войско Батыя вернулось в поволжские степи.

Вопрос к учащимся.

Почему монголо-татары отказались от завоевания Западной Европы?

П. 2 Сообщение учителя.

В 1243 г. была основана Золотая орда, после возвращения Батыя из похода в Западную Европу. Монголо-татары дошли до низов Волги и основали столицу Орды – город Сарай. Первый хан Золотой орды – Батый. В состав Золотой орды вошли: Крым, Причерноморье, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан, юг Западной Сибири и Средняя Азия. Русские княжества не вошли в состав Золотой Орды, но находились в зависимости от нее – под игом. Иго установилось в 1240 г.

Задание учащимся.

Прочитайте п.3 §20 и скажите, в чем заключалась политическая зависимость, а в чем – экономическая?

Ученики работают с учебником, отвечают на вопрос. По итогам работы составляется схема учителем на доске, учениками в тетради.

Учитель диктует, учащиеся записывают в тетради особенности ига:

  1. Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт, он им чужой).
  2. Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к РПЦ – молитвы за здоровье великого хана.
  3. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

П. 3. Вопрос к учащимся.

  • Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

Учащиеся отвечают, затем делают записи в тетради:

  1. Уничтожено множество русских людей.
  2. Разорено множество сел и городов.
  3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремесла забыты.
  4. Систематически из страны выколачивались средства в виде “выхода”.
  5. Усилилась разобщенность русских земель, т.к. монголо-татары стравливали князей друг с другом.
  6. Погибли многие культурные ценности, произошел упадок каменного строительства.
  7. Последствие, скрытое от современников: если в домонгольской Руси феодальные отношения развивались по общеевропейской схеме, т.е. от преобладания государственных форм к усилению вотчинных, то в послемонгольской Руси усиливается давление государства на личность, происходит консервация государственных форм. Это связано с необходимостью изыскивать средства для выплаты дани.

П. 4. Учащиеся выполняют задание, поставленное перед ними в начале урока: в отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории; напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему.

V. Этап информации о домашнем задании.

Прочитать §20 п.1,3 и подготовиться отвечать по вопросам плана урока, используя записи в тетради.

Библиографический список.

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: Учеб. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – с.79.
  2. История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т.1 / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов (руководитель автор. кол.) и др.; Под ред. С.В. Леонова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – с.53-56.
  3. Памятники литературы Древней Руси: XIII в. – М., 1981. – с.191-193.
  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, под. ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2005. – с.127-129, 131-132, 134.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Исследовательская работа и проектная деятельность в воспитательном процессе школы

Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги Д О, но и учителя-предметники и классные руководители. ...

15 12 2019 11:17:38

Начало реформации в Германии

Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

14 12 2019 15:50:42

Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин

В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в практической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....

13 12 2019 8:17:18

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 12 2019 11:47:37

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

11 12 2019 22:53:21

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

10 12 2019 16:35:14

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена ( Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, « Сто дней»)....

09 12 2019 16:40:22

Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"

Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...

08 12 2019 13:15:19

Открытое внеклассное мероприятие "Милый сердцу уголок. Моя малая родина – местечко Данки"

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....

07 12 2019 18:22:49

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

06 12 2019 11:42:56

Украинские традиции в культуре Черноморского казачества

Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трансформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...

05 12 2019 0:17:13

"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

04 12 2019 14:49:54

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “ Своя игра”. Участие принимают 4 команды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает команда, набравшая наиболее большое количество баллов....

03 12 2019 5:17:12

Урок истории в 9-м классе по теме "Исторический выбор: демократическая Россия или советская Россия?"

Данный урок является ролевым, проблемным по теме " Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....

02 12 2019 10:41:49

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

01 12 2019 23:37:43

Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный характер"

На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального характера русского народа....

30 11 2019 4:22:19

Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс

Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса " Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

29 11 2019 6:57:49

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

28 11 2019 12:36:55

"Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе

Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...

27 11 2019 17:24:17

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

26 11 2019 12:48:50

Урок обществознания по теме "Гражданин". 8-й класс

Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....

25 11 2019 10:50:58

Мир кубанской музыки. Ознакомление с творчеством местного фольклорного коллектива

Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора " Надежда"....

24 11 2019 12:30:47

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

23 11 2019 10:43:55

Урок истории Казахстана на тему "Гунны (от Модэ до flagellum Dai)". 6-й класс

Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....

22 11 2019 11:14:37

Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....

21 11 2019 6:12:15

Самодержавие и Земские соборы в России

Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

20 11 2019 22:21:27

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

Конспект урока по истории России для 11-го класса....

19 11 2019 2:35:25

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

18 11 2019 22:12:52

Использование технологии РКМЧП на уроке истории. Урок по теме «Движение декабристов»

Урок выстроен в логике технологии Р К М Ч П. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока " Вызов", " Осмысление" и " Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интерактивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме " Движение декабристов"....

17 11 2019 19:48:17

Петр I и его внешняя политика

Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....

16 11 2019 23:24:56

Урок в 5-м классе "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является « Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...

15 11 2019 19:46:46

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

14 11 2019 18:23:17

"Восточнославянские племена в VIII–IX вв." 10-й класс

Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охарактеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....

13 11 2019 12:45:50

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

12 11 2019 10:19:55

Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс

Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...

11 11 2019 23:32:57

"Зарождение демократии в Афинах"

На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....

10 11 2019 1:29:19

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

09 11 2019 10:36:45

"Общественное движение при Александре I". Урок истории в 8-м классе

Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы (« Проект конституции Н. М. Муравьева», « Русская правда П. И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач « Империя» Л. Парфенова....

08 11 2019 18:31:47

Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"

Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, характеризующих кодекс части рыцарства. ...

07 11 2019 14:23:36

Урок-игра "Но вечный выше нас закон"

Игра « Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....

06 11 2019 18:22:50

"Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...

05 11 2019 16:12:37

Элективный курс "История России в лицах"

Элективный курс « История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....

04 11 2019 10:50:51

Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток"

Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....

03 11 2019 13:25:36

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

02 11 2019 9:47:45

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

31 10 2019 5:50:38

Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."

Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на практике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....

30 10 2019 10:22:14

"Игровые технологии на уроках права и обществознания"

Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...

29 10 2019 3:10:36

Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"

Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....

28 10 2019 21:40:49

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

27 10 2019 10:29:12

Интерактивные технологии на уроках истории (исторические ассоциации к различным темам курса "История России")

Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....

26 10 2019 5:13:14

Урок истории «Пётр I – реформатор или революционер на троне?»

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....

25 10 2019 18:34:54

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

24 10 2019 14:12:20

Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....

23 10 2019 2:32:57

История колледжа

Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....

22 10 2019 19:47:44

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких моральных качеств будущих защитников Отечества....

21 10 2019 23:59:34

Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...

20 10 2019 13:31:47

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

19 10 2019 15:38:47

Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"

Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....

18 10 2019 3:33:28

Международное гуманитарное право

Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

17 10 2019 22:54:47

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

16 10 2019 23:15:50

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

15 10 2019 2:54:25

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

14 10 2019 23:34:28

Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разрабатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...

13 10 2019 4:39:50

Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....

12 10 2019 3:31:38

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

11 10 2019 19:30:38

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"

Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

10 10 2019 7:57:59

Избирательное право

Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность С М И и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают практические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

09 10 2019 1:39:38

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

08 10 2019 19:47:12

Сталинградская битва 1942–1943 г. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

Урок разработан в соответствие современными требованиями Ф Г О С О О О. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....

07 10 2019 4:45:57

Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс

Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...

06 10 2019 22:44:12

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

05 10 2019 18:49:57

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

04 10 2019 1:48:31

Обобщающий урок "Древняя Греция"

Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на практике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

03 10 2019 10:57:11

"Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока

В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...

02 10 2019 5:14:32

Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право"

В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....

01 10 2019 19:56:52

Сталин – отец народа или правитель-тиран? 11-й класс

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....

30 09 2019 8:22:50

Устный журнал "Недаром помнит вся Россия про день Бородина". 5–8-е классы

Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: " М. И. Кутузов", " Бородино", " Герои Бородина", " Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....

29 09 2019 8:26:30

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

28 09 2019 22:17:17

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

27 09 2019 23:27:52

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....

26 09 2019 22:25:37

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

25 09 2019 23:13:26

Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"

Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....

24 09 2019 22:17:14

Урок обществознания по теме "Почему нужно быть терпимым". 7-й класс

В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через практическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

23 09 2019 8:38:11

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

22 09 2019 9:51:16

Информационные технологии в преподавании истории

Урок на тему « Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

21 09 2019 20:41:12

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

20 09 2019 16:10:25

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....

19 09 2019 12:28:41

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

18 09 2019 21:25:49

План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»

План-конспект может быть использован на уроках О Р К С Э в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, М Х К. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....

17 09 2019 1:25:16

Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"

Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....

16 09 2019 21:22:31

От сталинизма к десталинизации. 11-й класс

Урок истории для 11-го класса по У М К Волобуева О. В., Клокова В. А., Пономарева М. В. На уроке рассматриваются альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина и выделяются причины победы Н. С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....

15 09 2019 10:22:35

Куклы в русских народных играх и обрядах

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....

14 09 2019 18:19:42

Урок (русский язык + история) "Строка, крапленная Афганом.."

Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В. Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...

13 09 2019 20:37:21

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

12 09 2019 21:57:12

Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Урок является завершающим при изучении темы « Гражданское право» в курсе " Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику « Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...

11 09 2019 0:49:43

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

10 09 2019 2:34:44

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

09 09 2019 9:59:12

Листая страницы отечественной истории (история одной улицы)

В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....

08 09 2019 0:54:28

Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме « Политическая система в 30-е годы XX века», отрабатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....

07 09 2019 19:57:44

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

06 09 2019 22:52:56

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

05 09 2019 9:25:18

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....

04 09 2019 21:14:27

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

03 09 2019 13:57:55

Викторина «Культура Древней Греции»

Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета « История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему « Мифы Древней Греции»....

02 09 2019 18:53:52

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

01 09 2019 19:55:42

Отечественная война 1812 г. в Калужском крае

В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина « Калуга в войне 1812 года» с презентацией....

31 08 2019 11:10:16

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....

30 08 2019 4:30:16

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

29 08 2019 5:31:10

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"

Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....

28 08 2019 14:22:58

Памяти огненных лет

Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

27 08 2019 6:20:51

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

Представлена разработка урока по теме " Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии " Интеллек Т", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

26 08 2019 5:39:16

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

25 08 2019 9:35:20

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

24 08 2019 18:12:18

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

23 08 2019 15:51:11

Литературно-историческая викторина, посвященная Великой Отечественной войне

Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....

22 08 2019 12:42:57

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

Глава « Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, характеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

21 08 2019 4:16:57

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

Обобщающий урок по теме " Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

20 08 2019 7:25:27

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

19 08 2019 10:37:48

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

18 08 2019 10:17:11

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме " Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

17 08 2019 9:31:21

Наука и образование в первой половине XIX века

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

16 08 2019 5:43:51

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три команды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), команды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...

15 08 2019 8:12:26

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

14 08 2019 13:50:29

Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...

13 08 2019 17:33:20

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

12 08 2019 18:59:53

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

11 08 2019 17:18:10

Формирование правового сознания на уроках обществознания

Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

10 08 2019 15:33:25

Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)

Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интерактивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....

09 08 2019 0:55:53

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

08 08 2019 18:27:10

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отрабатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....

07 08 2019 19:48:32

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

06 08 2019 1:10:15

Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....

05 08 2019 21:28:18

Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)

Авторская программа по краеведению " Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...

04 08 2019 5:57:59

Реформы Петра I

Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий характеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест. ...

03 08 2019 14:44:32

Русско-японская война. 1904–1905 гг.

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....

02 08 2019 19:33:32

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на команды в классе (3 большие команды) и мини-команды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

01 08 2019 16:18:41

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

31 07 2019 16:51:15

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

30 07 2019 0:52:10

Внутренняя и внешняя политика Павла I

Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....

29 07 2019 20:41:28

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме « Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по командам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....

28 07 2019 20:31:17

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

27 07 2019 7:33:17

Бородинская битва. 8-й класс

Практическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф. Н. Глинки....

26 07 2019 10:27:36

Мозаика культур. 10-й класс

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....

25 07 2019 14:38:33

План-конспект мотивационного урока по истории с валеологическим содержанием и сопровождением

Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...

24 07 2019 14:18:17

Разработка урока истории в 8-м классе. Тема: "Экономическое развитие России в первой половине XIX века"

Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...

23 07 2019 0:59:40

Урок по истории Древнего мира "Ассирийская держава"

Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опорном конспекте. ...

22 07 2019 11:44:49

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

21 07 2019 3:28:41

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

20 07 2019 5:28:33

Исторический источник — карикатура

Введение задания по анализу карикатуры в Е Г Э в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

19 07 2019 6:21:14

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.