История для молодежи    

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Цели:

  • Закрепить знания учащихся об исторических событиях родного края, возникновения столицы Татарстана – Казани;
  • Знакомить детей с прошлым, настоящим и будущим главного исторического центра России, его памятниками;
  • Рассказать о судьбах знаменитых людей, живших и живущих в городе-юбиляре, работающих в различных отраслях и ращных должностях Республики Татарстан.

Задачи:

  • Воспитание чувста патриотизма к своей Родине, уважение к сташему поколению и людям, работающим рядом;
  • Расширение читательского кругозора, привлечение интереса к новым книжным поступлениям и творчеству поэтов и писателей родного края.

Оснащение:

  • плакат “Казань юбилейная”,
  • магнитофон,
  • фонограммы к страницам журнала /татарские народные напевы, А.В. Александров, И.В. Лебедев-Кумач “Священная война”, В.В. Набокова “Снег седины”, Муса Джалиль “Песни мои”/,
  • выставка книг к 1000-летию Казани и 60-летию Победы,
  • кроссворд,
  • вопросы “Блиц-опроса”,
  • костюмы к сценке,
  • живые цветы,
  • ксерокопия газеты “Красная Татария” от 9 Мая 1945 года.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово библиотекаря Соболевой В.С.

Поговорим о славных юбилеях,
Поклонимся священным тем годам.
Ведь Родина и мир нам всех милее
И жизнь свою за это я отдам.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим устный журнал на тему: “Казань юбилейная”. В нашем журнале будет три страницы, открываем 1 страницу журнала – “Возрождение Казани”

/звучит лирическая мелодия на татарском языке/

Учитель тат. яз. Фарахова З.Н.:

Казан! Казан!
Тукай, Сэйдэш, Жэлил каласы.
Синнэн башлана гузэл Татарстан!

Учитель истории Орёл Т.А.:

О, Казань, ты чей же город,
Кому ты ныне стольный град,
Кто тобой сегодня горд,
И кто тебе сегодня рад?

Учитель тат. яз. Фарахова З. Н.: – Балалар, сез ничек уйлыйсыз: Казаныбызга ни очен шундый исем кушканнар? Бу турыда сез нинди риваятьлэр белэсез?

(Жаваплар тынлана)

Учитель истории Орёл Т.А.: – Существует много легенд о возникновении города Казани, но мы поведуем одну из них.

Сценка.

/звучит мелодия и начинается сценка/

/Выходит хан, а за ним визирь, идут по дороге/

Автор: – Задумал однажды хан построить город.

Визирь /идет за ханом, машет веером и спрашивает/: – О чем задумался, мой господин?

Хан: – Мечтаю я, чтоб на этом месте, на перекрестке двух торговых путей, построить Город – Град.

Визирь: – Какой же город, желает мой господин?

Хан: – Я желаю, чтоб все, кто не приезжал сюда, восхищались красотой этого города, чтоб улицы были просторными, возвышались высокие башни, мечети, театры, чтоб город сверкал белезной каменных построек и окружен мощными неприступными стенами.

Визирь: – Где же он будет, мой господин, и как назовем этот город, столь красивый и богатый?

/Въезжает телега. Везет ее нищий/

Хан: – Стой, бедняк.

Бедняк: – Что случилось, мой господин?

Хан: – Куда ты путь держишь?

Бедняк: – Да вот, еду на базар, продавать свой казан. Семью кормить надо, мой господин.

Хан /обходит телегу, обращается к визирю/: – Ты спросил где быть городу? /отталкивает телегу и говорит /: – Где остановится телега, там и быть городу, а назовем мы его городом – Казан.

Хан /берет казан в руки/: – Сколько просишь за казан бедняк?

Бедняк: – Вам я готов его отдать.

Хан: – Визирь, расплатись с бедняком, да не жалей денег, как никак на этом месте город будет.

/Визирь расплатился, и все уходят/

Учитель истории Орёл Т.А.: – Началось строительство города. Отовсюду приехали люди возводить новый город. Так и стоит город Казань, красивый, белокаменный, величавый и современный.

Учитель тат. языка Фарахова З.Н.: – Эйе, риваятьлэр hэрчак матур. Бугендэ шэhри Казаннын килеп чыгышы хакында бэхэслэр куп.

Кыз бала тын суга
Чумдырган казанын
hэм шуннан калыккан
Ул минем Казаным, -

дигэн юлларга чын кунелдэн ышана башлыйсын.

Э хэзер без бергэлэп кроссворд чишэрбез.
  1. Казан университетынын беренче ректоры? (Лобачевский).
  2. Байрагыбызда ничэ тос? ( Оч )
  3. Ул Казаннын узэген бизи. (Кремль)
  4. Бу бинада торле тарихи экспонатлар була. (Музей)
  5. Шэhэрнен узэк урамы. (Бауман)
  6. ”Ул Советлар герое, Ленин премиясе лауреаты” дип кайсы шагыйрь турында Эйтелэ? (Жэлил)
  7. Казан Кремле нинди исемлеккэ кергэн? (ЮНЕСКО)
  8. Татарстаннын президенты? (Шэймиев)

– Нинди суз килеп чыккан?

С О Е М Б И К Э.

(Сэхнэгэ Соембикэ – укучы кыз чыга.

Ул “Соембикэ бэетеннэн Озек укый)

Экрен генэ музыка янгырый.

Доньялары хафалы, заманалар буталды
Казанга курше иллэрдэн падишалар к?з салды.

Сафагэрэй вакытында бик куп булды сугышлар,
Hэркайдан яу килгэчдин авыр булды сулышлар.

Ундурт ел гомерем утте Сафагэрэй хан белэн,
Казан шэhэре кунелсез юлда туккэн кан белэн.

Шэhэр тышында – сугыш, эчендэ тулган афэт,
Шул тынычсыз вакытта Сафагэрэем вафат

Мэскэу ханы Казанны алмак була узенэ,
Казанлылар фэтнэ ача, карамыйлар суземэ.

Башкара алмыйм эшемне, тынлата алмыйм кешене
hэркайсы узе белгэн булып, йорттелэр уртак эшне
Хан кабере остенэ кордырдым таш манара,
Дидем: ”узем улсэм дэ, исемем куп елга бара”.

Учитель истории Орел Т.А.: – Сейчас вам предстоит узнать, о ком идет речь.

“Был он некрасив, глаза были серые, нос длинный и крючком; ростом был высок, сухощав, плечи имел высокие, грудь широкую, мышцы крепкие. Множество народа, от мала до велика, в царствование свое погубил и многие города попленил, многих людей светительского чина заточил и смертью жестокою погубил”. (Об Иване Грозном)

Учитель Истории Орёл Т.А.: – Какое отношение имел Иван Грозный к Казани?

(Ответы учащихся об Иване Грозном)

Учитель Истории Орёл Т.А.: – Тяжело приходилось казанцам, они бились отчаянно, но в октябре 1552 года Казанское ханство прекратило свое существование. В состав России вошли земли, населенные поволжскими народами, в том числе казанскими татарами, чувашами и башкирами.

Библиоткеарь В.С. Соболева: – Казань входила в СОСТАВ российского государства, она возраждалась, расширялась, развивалась экономика, культура. И на протяжении тысячи лет, столица нашей республики город Казань стала крупнейшим городом России.

Мы переходим с вами ко 2-й странице нашего журнала – “От прошлого к настоящему”.

1-й ученик:

Экрен генэ Идел дулкынында
Ай тирбэлэ, кояш чайкала.
Кин жэелеп, фэннэр кочагында
Усэ Казан – нурга бай кала.

2-й ученик

Бизи аны яна матур йортлар,
Голбакчалар белэн урала.
Ялкынланып хезмэт учагында
Усэ Казан -яна зур кала.

3-й ученик:

Сэйдэш моны, Тукай, Жэлил жыры
Шаулап тора эллэ кайларга;
Татарстан халкын шатландырып,
Усэ Казан – жырга бай кала.

Библиотекарь Соболева В.С.: – В нашей библиотеке имеется много книг о Казани, все они находятся на обзорной выставке, которую мы подготовили с начала учебного года, и я хочу обратить ваше внимание на новые поступления:

  • Султанбеков Б. Ф. “Татарстан ХХ век”. Личности. События. Документы. Казань, Тарих, 2003 г. ,
  • “Знаменитые люди о Казанском крае”. Казань, Татарское книжное издательство. 2003 год.
  • “Путешествие по странице Татарстана. ” К 1000-летию Казани. Казань. Тарих. 2003 год.
  • Шафиков Я. “Казансикй университет”. Казань, Идел-Пресс, 2004 год.

Библиотекарь Соболева В.С.: – А сейчас мы проведем “Блиц-опрос”. Я задам вам вопросы, которые относятся к теме 1000-летие Казани.

Блиц-опрос:

  1. Великий русский поэт, посетивший Казань в связи с написанием книги “История Пугачева”? /А. С. Пушкин/
  2. Поэт-герой, автор цикла стихов “Моабитская тетрадь” /Муса Джалиль/
  3. Что изображено на гербе Казани? /Дракон/
  4. Перечислите реки Татарстана. /Кама, Волга, Белая, Зай, Казанка, Свияга, Вятка и т. д. /
  5. Когда наша Республика будет отмечать юбилей г. Казани? /31 августа 2005 года/
  6. Татарский народный поэт, автор произведений “Водяная”, “Леший”? /Г. Тукай/
  7. Какое высшее учебное заведение Казани в 2004 году отметило свое 200-летие? /КГУ/

Учитель истории Орел Т.А.: – Да, знаменитый Казанский государственный университет, сколько же ежегодно студентов вышло и выходят из стен этого высшего учебного заведения.

Ученица Сейфетдинова Рената: – В КГУ обучались и закончили его известные люди в науке, искусстве, литературе, это: первый студент КГУ – Сергей Тимофеевич Аксаков, Илья Николаевич и Владимир Ильич Ульяновы, Александр Михайлович Бутлеров- знаменитый химик и мн. Другие. Среди наших земляков тоже есть выпускники КГУ – глава администрации г. Нижнекамска и Нижнекамского района Ильсур Раисович Метшин; народный поэт – Файзуллин Равиль Габррахманович.

Ученик Хабутдинов Рустем: – Ученики нашей школы провели исследовательскую работу и выяснили, что за 15 лет со дня основания нашей школы 23 ученика поступили в КГУ. Составлена целая фото-галлерея выпускников школы и студентов КГУ, кто-то уже окончил его, а кто-то еще учится.

/Показ альбома/ Анонс.

Ученик Илюхин Максим: – Халыкара астрономия берлеге карары нигезендэ, яна планетага “Казан университеты” дигэн исем бирелде. Анын диаметры – 5 километр. Ул Марс hэм Юпитер арасына урнашкан. Кояштан 340 миллион чакрым ераклыкта.

Библиотекарь Соболева В.С.: – Не зря названа так планета. Мы убедились, какие люди вышли из стен КГУ, какой вклад они внесли в развитие нашей страны. И мы гордимся ими и будем всегда помнить их имена. Ведь не только в мирное время они служили Родине, но и когда нависла беда, началась война с Германией, наши земляки встали на ее защиту.

И 3-я страница нашего журнала – “Нам 41-й не забыть, нам 45-й славить”

(Звучит голос Левитана о начале войны. “Священная война” – музыкальная композиция сменяется на музыку М. Джалиля “Песни мои”)

Учитель татарского языка Фарахова З. Н. – Боек Ватан сугышы башлану белэн татар халкынын куренекле шагыйре Муса Жэлил дэ, Совет Армиясе сафына баса.

Жэлил ариясе “Сау бул, Казаным”.

Шигырь “Хуш, акыллым” (Озек).
Экрен генэ музыка янгырый.

Хуш акыллым, сонгы сэламемне
Юллыйм сина жиллэр аркылы,
Барсын сина кайнар сэлам булып
Йорэгемнеэ сунмэс ялкыны.

Киткэн чакта Казан Кремле
Магнит тосле тартты уемны.
Син балконнан мине, яулык болгап,
Озатасын тосле тоелды.

Син торасын тосле мина карап,
Аерылганга бераз коенеп;
Хыялымда сине сонгы кабат,
Суырып уптем, яшькэ тоелеп.

Киттем, дускай, кайнар омит белэн,
Дошман явын жинеп кайтырга.
Батырларча каты сугышырга,
Тап тошерми изге антыма.

Учитель татарского языка Фарахова З.Н.: – Сугыш. . . . Нинди авыр, каhэрле, шомлы суз бу! Ул ничэ миллион кешенен гомерен озгэн, купме баланы ятим иткэн, аналарны тол калдырган.

Чыннан да, Боек Ватан сугышы чоры совет халкы очен зур сынау еллары булды. Сугышнын беренче коннэреннэн ук русы, татары , чувашы, башкорты, удмурты туган илен _ Ватанын сакларга кутэрелде.

Учитель истории Орел Т.А.: – 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. Она проклятая коснулась каждую семью, сколько горя она принесла. 27 миллионов человек погибло: на фронтах, в тылу, сожжены заживо целыми деревнями, замученые в концлагерях.

/На фоне музыкальной композиции “Хор узников” звучит стихотворение “Варварство”, читает Исматулаев Р./

Учитель истории Орел Т.А.: – Люди! Помните о тех, кто защищал нашу Родину ценой своей жизни.

Учитель татарского языка Фарахова З.Н.: – Якты килэчэгебез, сабыйларнын тыныч йокысы очен гомерен биргэн батырларны олы ихтирам белэн искэ алыйк.

Библиотекарь Соболева В.С.: – Помните о тех, кто еще жив. Кому мы обязаны своей жизнью.

Учитель татарского языка Фарахова З.Н.: - Туган жирлэре очен башын салган бу батырларны онытырга безнен хакыбыз юк.

Минута молчания

/Набат колокола/

Учитель истории Орел Т.А.: – Но сколько бы горя не пришлось пережить человеку, сколько бы смертей он не видел, каждый верил, что победа близка. И все радиостанции страны передали радостное сообщение об окончании войны, о всеобщей победе.

Библиотекарь Соболева В.С.: – В нашей библиотеке имется много книг о ВОВ. Все они представлены вашему вниманию на обзорной книжной выставке “Легендарные сороковые”. А я хочу вас ознакомить с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 Мая 1945 года /выдержка из газеты/ Копию газеты “Красная Татария”, изданную 9 Мая 1945 года, приподнесла в дар нашему школьному музею учительница химии Гараева Н. Ю. С песнями и танцами народ приятное известие.

(Звучит музыка и исполняется танец)

Учитель истории Орел Т.А.: – У нас в р. п. Камские Поляны на сегодняшний день осталось 56 ветеранов. Так мало осталось героев войны, которые спасли мир от фашизма.

Тарихи поэма “Ветераннар” (Узек)

Ветераннар, ветераннар,
Сезгэ хормэт, ихтирамнар,
Сез булганга матур булып
Алсу булып ата таннар,
Сугышта булып арыслан
Ватанга жину яулаган,
Тыныч хезмэттэ дан алган
hэр ветеран – чын каhарман.
Ветераннар, ветераннар
Сезгэ хормэт, ихтирамнар.
Тарих белэн бергэ атлый
Сез яулаган мэнгу даннар,
Сез китергэн боек шаннар.
Хормэт, шан, мактау сезгэ
Яуда жингэн ветераннар -
Арысланнар, каhарманнар,
Арта бара сезнен даннар,
Арта бара сезнеэ кадер
Сирэгэйгэн саен сафлар.
Гомэр Саттар-Мулилле.

Буген бездэ кунакта ветеран Валинуров Рефкат Галиэхмэт улы.

(Слово ветерану)

Учитель истории Орел Т.А.: – Уважаемый Рефкат Галиахметович, спасибо вам за Победу в 45-м, спасибо за то, что вы подарили нам мирное небо, низкий поклон вам от всех сидящих в зале за праздник Победы! (Залп хлопушек)

И вечная память не вернувшимся с полей сражений. Всем ветеранам, участникам боевых действий посвящается. . .

/Исполнение песни библиотекарем, учителем истории и учителем татарского языка “Снег седины”/

Библиотекарь Соболева В.С: – Наш журнал подошел к концу. Мы всем говорим – до свидания.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

11 12 2019 10:54:25

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

Устный журнал " Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

10 12 2019 21:19:47

Память поколений. Сталинградская битва

Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы " Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий " Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...

09 12 2019 8:25:28

Урок-лекция по теме "Древний Рим"

Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....

08 12 2019 15:59:13

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - " Илиадой" и " Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

07 12 2019 11:12:18

Урок истории. Ролевая игра "Суд над Николаем I"

Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...

06 12 2019 1:39:14

"Своя игра" на уроках истории

Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...

05 12 2019 3:10:24

Урок "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"

В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...

04 12 2019 9:20:30

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

03 12 2019 9:48:27

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

02 12 2019 1:42:42

Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)

Курс " Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса " Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к И Г А, Е Г Э. ...

01 12 2019 11:14:37

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

30 11 2019 18:58:47

Духовный мир личности

Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....

29 11 2019 12:24:12

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

28 11 2019 21:57:12

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

27 11 2019 23:31:14

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

26 11 2019 3:35:44

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

25 11 2019 5:41:44

Культура СССР периода Великой Отечественной войны

Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....

24 11 2019 12:11:55

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

23 11 2019 22:31:43

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права"

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....

22 11 2019 6:34:26

Южное направление внешней политики России во второй половине XVIII века

Урок разработан для 7-го класса по учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной " История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....

21 11 2019 22:58:30

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы " Синопское сражение", "оборона Севастополя", " Парижский мир"....

20 11 2019 11:47:28

Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс

Подготовка к Е Г Э по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отрабатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания Е Г Э; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....

19 11 2019 5:23:43

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме " Древний Восток"....

18 11 2019 6:18:40

Урок "Восстание декабристов"

Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...

17 11 2019 7:16:11

Урок истории с использованием ИКТ

Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, прорабатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

16 11 2019 9:23:36

Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс " Культура, литература и история родного края". Урок " Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...

15 11 2019 1:35:18

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

14 11 2019 18:11:19

Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий

Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии. ...

13 11 2019 16:57:41

Урок по теме "Рыночное общество"

Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу " Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

12 11 2019 8:21:16

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

Данный урок разработан для курса " История России" в 7-м классе, по теме " Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

11 11 2019 16:17:14

Сценарий древнегреческого мифа "Геракл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа " Геракл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го " А" класса Г О У С О Ш № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...

10 11 2019 2:41:51

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

09 11 2019 11:52:14

Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"

В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А. А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...

08 11 2019 3:15:23

Урок обществознания по теме "Можно ли в России стать богатым человеком честно?". 11-й класс

Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает морально-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....

07 11 2019 17:30:30

Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания

Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...

06 11 2019 18:50:44

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

05 11 2019 7:54:19

Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории

В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на практике. Это « Практические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории Х Х века, « Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...

04 11 2019 11:42:21

Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!"

Сценарий разработан в рамках работы над проектом « Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу « Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....

03 11 2019 16:26:19

Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"

Урок–представление « Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая характеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...

02 11 2019 7:43:30

История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)

Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....

01 11 2019 10:27:37

Урок истории по теме "Отмена крепостного права". 10-й класс

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....

31 10 2019 12:31:19

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

Урок на тему “ Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: " Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", " Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", " Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", " Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

30 10 2019 7:54:11

Проект "Московский край XVII века"

Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное пространство учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....

29 10 2019 10:11:16

Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"

В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...

28 10 2019 16:48:37

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

27 10 2019 2:37:28

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

26 10 2019 18:53:22

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника " История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

25 10 2019 23:28:54

Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов

Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения ( Ф Г О С Н О О). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....

24 10 2019 4:12:20

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

23 10 2019 9:27:54

Урок «Средневековые соборы Европы». 6-й класс

Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой практикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....

22 10 2019 18:49:21

"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс

Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе « Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме « Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания « Роль книгопечатания в развитии образования»....

21 10 2019 8:24:42

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории

В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....

20 10 2019 12:41:37

Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе " Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке " Древняя Греция". ...

19 10 2019 13:12:38

Программа элективного курса "Символика России"

Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...

18 10 2019 16:47:27

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д. Кейнсу, К. Мюрдалю, Д. Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей " Модели цивилизационного развития". ...

17 10 2019 5:51:55

Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"

На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: " Общество" в 10-м классе....

16 10 2019 14:40:49

Методическок пособие по проведению занимательной игры "Исторические достопримечательности и экономические понятия в денежных купюрах"

Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....

15 10 2019 20:38:17

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

14 10 2019 17:48:19

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

13 10 2019 22:17:37

Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)

Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А. Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А. Д. Сахарову....

12 10 2019 19:56:27

Из истории русского романса

Представлен сценарий вечера " Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....

11 10 2019 1:23:42

Урок-исследование "Россия в 1917 году: альтернативы развития"

Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...

10 10 2019 17:49:23

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

09 10 2019 6:26:26

Русская Голгофа

Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...

08 10 2019 20:10:13

Системно-деятельностный подход на уроке истории по теме "Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Быт и нравы Древней Руси"

Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....

07 10 2019 4:22:55

Судьба российского крестьянства в первой половине XX века

Занятие завершает блок вопросов по темам: « Мировая война и революционные потрясения» и « Социалистический эксперимент в С С С Р» по учебнику Волобуева О. В., Клокова В. А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...

06 10 2019 2:52:35

Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"

В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют характер войны и главную причину победы....

05 10 2019 21:44:14

Владимир Святославич. Принятие христианства

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

04 10 2019 0:30:53

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

Урок использует И К Т, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....

03 10 2019 5:28:10

"Своя игра". К 200-летию Бородинского сражения

Своя игра проводилась с разновозрастными командами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....

02 10 2019 18:20:57

Элективный курс "Внешняя политика русского государства в IX—XIX веках"

Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...

01 10 2019 3:22:20

Открытый урок по истории России "Русское зарубежье"

Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...

30 09 2019 18:58:10

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

29 09 2019 1:22:26

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе « Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

28 09 2019 9:14:27

Положение тружеников в Древнем Египте

Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

27 09 2019 11:24:39

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"

Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты- Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....

26 09 2019 8:29:31

Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е. Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....

25 09 2019 21:23:15

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

24 09 2019 23:24:36

Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...

23 09 2019 20:36:55

Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме " Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....

22 09 2019 20:25:15

Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...

21 09 2019 19:31:28

Игра-путешествие "В гостях у Клио"

Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории « История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

20 09 2019 0:20:26

Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны"

К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого командования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...

19 09 2019 0:22:38

Использование игровых методик на уроках истории

Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...

18 09 2019 8:41:43

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

17 09 2019 16:14:57

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....

16 09 2019 7:33:26

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

15 09 2019 17:27:39

Могучая внешнеполитическая поступь империи

Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием И К Т, а также технологий интерактивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...

14 09 2019 20:26:54

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

13 09 2019 9:19:30

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

12 09 2019 6:12:46

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

11 09 2019 9:52:17

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

Представлена разработка урока по теме " Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии " Интеллек Т", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

10 09 2019 18:53:28

Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"

Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....

09 09 2019 2:55:40

Религия древних египтян

Цели урока: познать характерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....

08 09 2019 16:23:22

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

07 09 2019 8:58:27

Разработка урока "Движение и выступление декабристов"

Урок истории в 8-м классе " Движение и выступление декабристов" является первым в разделе " Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...

06 09 2019 6:23:51

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опорных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...

05 09 2019 14:10:19

Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)

С подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....

04 09 2019 5:52:35

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

03 09 2019 2:21:45

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

02 09 2019 12:35:47

Совершить невозможное. 10-й класс

Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....

01 09 2019 5:55:39

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

31 08 2019 9:43:33

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

30 08 2019 18:48:29

Предпрофильный курс "Социологический практикум". 8-й класс

Курс относится к предметной области « Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....

29 08 2019 9:31:42

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

28 08 2019 15:48:41

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. « Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-практической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

27 08 2019 23:13:55

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

26 08 2019 19:43:55

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

25 08 2019 23:54:48

Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Представленный урок — пятый урок в теме " Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....

24 08 2019 12:59:59

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

23 08 2019 5:36:35

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

22 08 2019 23:48:30

"Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы

Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме " Страны Запада в 1945–2011 гг."....

21 08 2019 13:18:14

Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...

20 08 2019 0:56:52

Урок-обобщение по теме "Россия сегодня"

Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н. И.) Урок относится к теме " Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....

19 08 2019 10:25:24

Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"

Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интерактивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....

18 08 2019 1:56:13

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

При изучении темы " Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

17 08 2019 17:55:16

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

16 08 2019 15:46:50

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

Статья содержит материалы об интерактивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", " Три предложения" и др. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...

15 08 2019 13:45:45

Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"

На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме " Феодализм". ...

14 08 2019 7:20:45

Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам

Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....

13 08 2019 7:31:21

Модернизация и становление индустриального общества. Итоговое повторение

Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....

12 08 2019 19:29:59

"Избирательное право"

Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра « Выборы»; тестирование. ...

11 08 2019 5:57:17

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

10 08 2019 7:59:14

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

09 08 2019 3:30:29

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

08 08 2019 10:34:25

Социальная структура общества. 10-й класс

Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу " Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания " Социальная сказка" и " Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на практике....

07 08 2019 12:20:21

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

06 08 2019 15:51:57

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

05 08 2019 10:28:43

Механизм защиты прав потребителей

Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...

04 08 2019 3:43:54

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала Х Х века М. А. Врубеля....

03 08 2019 20:58:26

Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий

Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....

02 08 2019 2:48:45

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

01 08 2019 1:59:42

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

Урок носит повторительно-обобщающий характер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит практико-ориентированный характер....

31 07 2019 5:24:41

Народные движения

Урок истории в седьмом классе по теме « Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный характер. ...

30 07 2019 7:32:12

Урок мужества "Подвиг народа бессмертен"

Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....

29 07 2019 16:54:36

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

28 07 2019 0:30:46

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"

Предлагается разработка урока (учебник Е. В. Пчёлова « История России. XVII-XVIII вв.» издательство « Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...

27 07 2019 6:12:38

Развитие постсоветского пространства после распада СССР

Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: характеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала С С С Р, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....

26 07 2019 5:35:57

Российские профсоюзы. История и современность

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

25 07 2019 21:43:41

Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....

24 07 2019 18:36:39

"…Мудрость бо обретаем…"

Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

23 07 2019 2:41:28

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

Урок истории в 6-м классе по теме " Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

22 07 2019 19:45:28

Человек среди людей. Товарищество и дружба

Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

21 07 2019 11:57:43

Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"

Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...

20 07 2019 2:23:15

Права ребенка: проблемы и перспективы

Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

19 07 2019 3:58:10

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

18 07 2019 16:59:31

ИКТ на уроках истории

Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...

17 07 2019 9:22:34

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

16 07 2019 23:33:10

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

15 07 2019 22:27:43

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.