"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс
Я никогда героем не была
Не жаждала ни славы, ни награды
Дыша одним дыханием с Ленинградом
Я не геройствовала, а жила.
О. Бергольц.
Цели урока:
1.Охаpaктеризовать основные этапы блокады Ленинграда, выявить последствия блокады для города и горожан.
2. Повторить виды изобразительно-художественных средств в произведении
О. Бергольц «Февральский дневник».
3. Проследить, как изобразительно-художественные средства подчинены теме и идее стихотворения.
Зрительный ряд:
компьютерная презентация, 26 слайдов на которых отражены: карта боевых действий 1941-1943 гг., хронология основных сражений, 125 гр. хлеба, портреты известных блокадников, фотографии той трагической поры, современные фотографии Санкт Петербурга. Музыкальное сопровождение (седьмая симфония Д. Шестоковича, голос О. Бергольц).
Ход урока
Учитель литературы:
Поэзия в те дни в Ленинграде приняла на себя благородное бремя почти всего искусства « Никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали их в ту зиму голодные, еле живые ленинградцы» - воспоминание О. Бергольц.
Чем тяжелее становилось положение города, затянутого петлёй блокады, тем необходимее делался для горожан голос О. Бергольц. Не задумываясь о литературной технике, она добивается главного: своим голосом, своими стихами, которые являются своеобразной хроникой блокадного Ленинграда, она сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство. Радио не выключали; если звучит радиоголос, значит и сегодня немец не прорвался.
Отрывок из «Февральского дневника» 1942 г. чтение стихотворения (на столах лежит текст).
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.Какие ж я могла найти слова?
Я тоже - ленинградская вдова.Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоём,
И тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча трудился метроном.И стыли ноги, и томилась свечка…
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.Когда посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжёлый, мерный гул:то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Определите тему и идею стихотворения. (блокада, единство ленинградцев).
Сколько композиционных частей можно выделить? Можно ли определить временное прострaнcтво стихотворения?
Определите эмоциональный фон стихотворения.
Какой приём лёг в основу стихотворения?
Выпишите контекстуальные антонимии, т.е. слова которые противопоставляются (работа в парах). Что чему противопоставляется? (один платок – вдвоём, колечко – радуга и т.д.).
Для того чтобы лучше понять его, необходимо обратиться к истории.
Учитель истории:
Более чем полвека назад отгремели последние залпы Великой отечественной войны. Если мы знаем всё о той войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой отечественной – «Вставай страна огромная!»? Откуда боль, когда мы видим уголок пожелтевшей военной фотокарточки, где, обнявшись стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет последнее слово о той войне ещё не сказано!
Обратимся к городу- герою, городу трёх революций: Петербургу, Петрограду, Ленинграду.
1-й ученик:
1941 год, лето, на Ленинград шла группа армии «Север», общей численностью 500 тыс. человек, под комaндованием генерал фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части красной армии расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля занят Псков, 10 июля Луга, 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через восемь дней овладели Тосно, 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга, 8 сентября у истоков Невы пал Шлиссельбург (Ленинград окружили с суши).
Началась 900 дневная блокада Ленинграда.
Учитель истории:
На начало блокады в городе было ок. 2500 млн. человек из них 400 дети. Вечером 8 сентября 1941 года в 18ч.55м., на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. От немецкой бомбёжки загорелись Бадаевские склады. Пока ленинградцы ещё не знали, что скоро земля с бадаевских пепелищ, будет продаваться на рынке. За период блокады 611 дней город подвергался бомбардировкам, было разрушено:
17 тыс. человек погибло во время бомбёжек.
840 промышленных предприятий.
44 км. Водопроводных труб.
78 км. Канализационных сетей.
5 млн. м кв. жилой площади.
500 школ.
Сотни ценных памятников, музеев, театров.
2-й ученик:
Дневник. Из записей Юры Рябыкина.
…Бомбёжки продолжались по 20-30 мин., а иногда продолжались целыми часами. Я от стpaxa весь дрожал и бледнел. В ушах, что-то звенело и как будто лопалось, ноги слабели и я был не в состоянии двигаться. В бомбоубежище было темно, холодно и сыро… И так каждый день, наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников…
1-й ученик:
Зима 1941 – 1942 года. Войска Ленинградского и Волховского фронтов вели упopные бои на Любанском и Синявском направлении с целью прорыва блокады города, однако успеха не добились.
Учитель:
Самым страшным бедствием для города стала зима 41-42 годов (особенно 20 ноября по 25 декабря), когда норма выдачи хлеба населению была снижена до 250 грамм – работающему и 125 грамм – всем остальным, в Ленинграде начался голод. (наглядно демонстрируются 125 г. хлеба и другие продукты и вещи которые употрeбляли ленинградцы в пищу).
3-й ученик:
Дневник … Мы превратились в стаю голодных зверей… Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимание, потому что сегодня они, а завтра мы. 125 грамм хлеба делим пополам, иногда хлеб размачиваем в воде, что бы было, что-то жидкое. (хлеб напоминает коричневую замазку).
4-й ученик:
Из воспоминаний Алисы Фрейндлих, когда мне было шесть с половиной лет, началась война, хорошо, помню как я часами сидела и смотрела на стрелку часов, ожидая когда же можно будет отщипнуть ещё крошку от миниатюрной пайки хлеба. Бабушка не разрешала нам есть раньше времени и тем самым спасла от голодной cмepти. Хуже всего приходилось детям. Ужас вызвал дневник двенадцатилетней Тани Савичевой. В дневнике девять страниц на шести из них даты. Шесть страниц – шесть cмepтей. От голода умерло около 800 тыс. человек. 9 августа 1942 года состоялась премьера седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича « Ленинградской».
1-й ученик:
Зима 1942 – 1943 г.,начало операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, между Шлиссельбургом и Синявином. Ленинградский (Говоров) и Волховской (Мерецков) фронт во взаимодействии с Балтийским 18-19 января 1943 года соединились и образовали коридор шириной 8-11 км. – блокада прорвана советские войска очистили Киршинский п-м на р.Волхов.
Учитель истории:
Зима 42-43 резко отличалась от предыдущей, по улицам города уже ходил общественный трaнcпорт, работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись школы, кинотеатры, частично действовал водопровод.
Нельзя не сказать о «Дороге жизни» единственной военно-стратегической трaнcпортной магистрали проходившей через Ладожское озеро сентябрь1941 – март 1943 годов и связавшая Ленинград со страной. 20 тыс. солдат, офицеров обслуживали «Дорогу жизни».
5 ученик:
Из воспоминаний Логунова Ф.Н. на Ладоге температура -30 в прозрачном и гладком, как стекло, льду отражалось дно озера. Дверцы в машине открыты, если машина начнёт проваливаться, может быть успеем выскочить. Высунувшись я смотрел под переднее колесо лёд под ним прогибался, как тончайший металлический лист, а от него веером позли белые струйки трещины, время как будто останавливалось.
Только за 41-41 г.г. в город было переправлено две тысячи вагонов различных грузов, а из города эвакуированы 514 тыс. людей.
1-й ученик:
1944 год в результате побед советских вооружённых сил в Сталинградской и Курской битвах, на Левобережной Украине и в Донбассе, битве за Днепр, к нач 1944 года сложились благоприятные условия для наступательной операции под Ленинградом и Новгородом, с целью полного снятия блокады Ленинграда. Была проведена Ленинградско-Новгородская операция силами Ленинградского и Волховского фронта, Прибалтийского фронта при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военных флотилий. 27 января окончательное снятие блокады Ленинграда.
Учитель истории:
Всё рядом - взрыв, школа, похоронка. Это будни, быт живая жизнь, в которой всё неразрывно, и то, что связывает тебя с прошлым - условия выживания «перехода в будущее». Школьная жизнь регулярная, занудная, по расписанию – оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.
Учитель литературы:
Две первые строки звучат как бы в такт ударам метронома ленинградского радио. Таким был каждый день. Запись из дневника:
« Я почти не живу ем, бессмысленно сижу в уголку, плачу, и лишь когда прихожу в нашу ледяную квартиру – понимаю вдруг, что Коли то нет! Ведь умер! Коля-то никогда не придёт сюда!»
Во второй части интонация меняется ли? Какую роль выполняет анонфера союза и? Как вы понимаете строчку мы съели хлеб, что был отложен на день.
Меняется ли лирическое состояние героинь? Докажите, какими художественными средствами автор это показывает? (инверсия, умолчание, уменьшительно-ласкательное).
Прочитайте последнюю строфу как автор показывает переход от единичного явления к широкой жизни города, к историческому смыслу происходящего?
В последних строчках звучит приближающаяся победа.
Чувство истории придало лирике О. Бергольц неожиданную символичность. За предельно целеноправленной поэтической речью, за аскетической графикой стиха мы видим внутренние силы человека, которые помогают ему выстоять, а не просто выжить.
т.о. образом мы живые люди должны очеловечить архитектурные памятники, литературные строки, музыкальные композиции своим вниманием, уважением.
Домашнее задание:
Написать эссе по теме «Да будет мерой чести Ленинград».
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
18 03 2024 17:53:44
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
17 03 2024 23:43:58
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
16 03 2024 1:54:59
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
15 03 2024 2:28:38
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
14 03 2024 0:51:23
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
13 03 2024 14:53:32
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
12 03 2024 15:52:22
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
11 03 2024 0:32:59
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
10 03 2024 21:47:13
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
09 03 2024 21:59:44
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
08 03 2024 7:45:38
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
07 03 2024 10:31:56
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
06 03 2024 10:39:23
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...
05 03 2024 11:33:20
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
04 03 2024 2:27:53
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
03 03 2024 15:35:21
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
02 03 2024 11:19:35
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
01 03 2024 4:35:17
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
29 02 2024 15:23:44
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
28 02 2024 17:59:18
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
27 02 2024 13:31:56
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
26 02 2024 13:10:54
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
25 02 2024 10:49:36
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
24 02 2024 18:25:44
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
23 02 2024 15:39:35
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
22 02 2024 13:14:54
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
21 02 2024 22:56:44
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
20 02 2024 12:42:56
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
19 02 2024 9:56:25
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...
18 02 2024 19:44:36
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
17 02 2024 15:40:39
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
16 02 2024 2:24:23
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
15 02 2024 12:40:23
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
14 02 2024 20:42:43
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
13 02 2024 14:40:16
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
12 02 2024 19:59:12
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
11 02 2024 9:34:47
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
10 02 2024 9:54:11
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
09 02 2024 19:31:24
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
08 02 2024 21:53:50
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
07 02 2024 16:44:51
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
06 02 2024 7:13:17
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
05 02 2024 5:39:53
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
04 02 2024 12:55:46
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
03 02 2024 15:51:30
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
02 02 2024 15:19:32
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
01 02 2024 2:16:43
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
31 01 2024 5:56:58
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
30 01 2024 5:34:20
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
29 01 2024 1:11:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::