Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"
Цели
- дать хаpaктеристику экономическому и политическому развитию США накануне войны, обратить внимание на особенности развития Севера и Юга; определить причины и итоги гражданской войны;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- учить участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи;
- воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Оборудование
- карта “США в конце XV??? – первой половине XIX века”
- картины и таблицы по новой истории: “Северные и южные штаты перед гражданской войной”, “Аукцион рабов в США”, “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.”
План урока
- Особенности экономического развития США накануне гражданской войны
- Аболиционизм. Восстание Ната Тэрнера и Джона Брауна.
- Причины гражданской войны.
- Причины победы Севера.
- Значение войны для дальнейшего развития процесса модернизации в стране.
Основные понятия: “земельная лихорадка”, “чёрный пояс”, расизм, аболиционизм, закон о гомстедах, ку-клус-клан
Основные даты: промышленная революция – 20-40-е годы XIX века; гражданская война – 1861-1865 гг.
Изучение нового материала
1. Урок ведут 2 учителя: 1ый учитель представляет и защищает интересы Севера , 2ой учитель – интересы Юга
На доске предлагается следующая схема для изучения темы:
СЕВЕР
- население: 22 млн. человек
- буржуазия
- наёмные рабочие
- фермеры
- индейцы
наиболее развитые отрасли промышленности:
- металлургия
- строительство железных дорог и каналов
- текстильная
- кожевенная
сельское хозяйство:
- зерновые
- овощные
- скотоводство
политическая жизнь:
- республиканская партия – 1854 год
- В 1860 г. – президент Авраам Линкольн
- (16-й президент)
ЮГ
- население: 9 млн. человек (из них 4 млн. рабов)
- плантаторы
- paбы
- фермеры
- буржуазия и наёмные рабочие
- индейцы
наиболее развитые отрасли промышленности:
- текстильная
- пищевая
сельское хозяйство:
- сахарный тростник
- рис
- табак
- хлопок
политическая жизнь:
- демократическая партия – 1828 год
- 11 президентов
- 1831г – восстание Ната Тэрнера,
- 1859 г. – восстание Джона Брауна
С 30-х гг. XIX в. – общенациональное движение аболиционистов
1861-1865 гг. – гражданская война
1-й учитель: вступительная беседа об итогах войны за независимость США в 1775-1783 гг. и хаpaктеристика экономического и политического развития Севера накануне войны (используется схема на доске и таблица “Северные и южные штаты перед гражданской войной”)
По карте “США в конце XV??? – первой половине XIX века” учащимся предлагается проанализировать: каким образом происходил рост территорий США. Вводятся понятия: “земельная лихорадка”, “золотая лихорадка”.
Даётся хаpaктеристика промышленной революции 20-40-ых годов X?X в. (строительство каналов (к 1840 г.- 5 тыс. км), использование на речном трaнcпорте паровых машин Оливера Эванса, 1 место в мире по протяжённости железных дорог) и факторов, тормозивших её развитие: (конкуренция английских товаров и уход рабочих на запад). Хаpaктеризуется фермерское хозяйство, значение изобретения жатки Сайруса Маккормика.
Предлагается учащимся выполнить следующее задание ([2] с. 83, тема 9, зад.1):
“Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. К началу гражданской войны США вышли на 4-ое место в мире по объёму промышленного производства. Выскажите предположения, чем объясняется быстрый рост промышленного производства в США к 1860 г. К каким последствиям это должно было привести?”
(Развитию капитализма способствовали победа буржуазной революции, благоприятные природные условия и наличие природных богатств, неосвоенные западные земли.
В дальнейшем развитие капитализма должно было привести к борьбе против рабства).
Выполняется следующее задание ([2] с. 86, тема 9, зад.17):
“Образовавшаяся в 1854 г. республиканская партия выдвинула следующие требования: запретить распространение рабства на западных землях, ввести бесплатную раздачу участков земли на Западе всем желающим, установить высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну промышленные товары. В интересах каких классов были выставлены эти требования? Чьи интересы были бы ущемлены такими мероприятиями?
(Эти требования, ущемлявшие рабовладельцев, выдвигались в интересах буржуазии и фермеров.
Республиканцы не добивались немедленной отмены рабства, но лишь его ограничения южными штатами, а это в дальнейшем привело бы к ликвидации рабства)
Учащимся предлагается подумать над вопросом: почему приход к власти республиканской партии в 1860 году привёл к гражданской войне?
Чтобы учащиеся могли ответить на этот вопрос им необходимо ознакомиться с особенностями экономического развития Юга. Слово передаётся 2-ому учителю
2-й учитель: Хаpaктеризует экономическое и политическое развитие Юга. Вводится понятие “чёрный пояс” (15 рабовладельческих штатов Юга США). Объясняется, почему рабовладение становится выгодным делом (изобретение Эли Уитни хлопкоочистительной машины сделало хлопок “королём” Юга, а бесплатный труд рабов делал производство хлопка дешёвым и выгодным).
Учащимся предлагается изложить свою точку зрения на использование рабского труда на плантациях: в чём “минусы”, можно ли выделить положительные стороны?
Предлагается выполнить следующие задания ([2] с. 85, зад. 14 и зад. 15)
“Англичанин Олмстед в книге “Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам” писал до гражданской войны: “Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготавливают к посеву, разрыхляя мотыгой...”. Чем объяснялось применение примитивных орудий труда в рабовладельческих штатах?”
“Перед гражданской войной развернулась борьба между рабовладельцами и фермерами за территории на Западе: рабовладельцы стремились распространить рабство на новые территории, а фермеры требовали бесплатной раздачи земель.
Почему вопрос о западных землях приобрёл в 50-х гг. первостепенное значение? Почему рабство на Юге не могло существовать без распространения на новые территории?”
(поскольку непроизводительный рабский труд быстро истощал почву, то рабство не могло сохраниться без распространения на новые территории)
Учащимся также задаются вопросы:
- Кто являлся потребителем дешёвого сырья, выращиваемого на южных плантациях? (Север США, Англия, Франция).
- Могла ли плантаторская аристократия, которая насчитывали 10 тыс. семей, отказаться от использования рабского труда?
- Мог ли Север успешно развиваться без поступления с Юга дешёвого сырья, прежде всего хлопка
1-й учитель: Господствовавшая идеология расизма не осуждала существовавшее положение вещей. Но жестокая эксплуатация рабов вызывала восстания, а в обществе под влиянием идей Просвещения разворачивается общенациональное движение аболиционистов – противников рабства. В 1809 г. ввоз негров-рабов в Америку был официально запрещён. Но торговля чернокожими, родившимися в Америке, продолжалась, да и закон 1809 г. постоянно нарушался. Работа по картине “Аукцион рабов в США”. Возможные вопросы:
1) Что такое расизм?
2) Почему рабство возмущало передовых людей всего мира?
3) Где: на Юге или на Севере происходят описываемые в картине события? Почему вы так считаете?
4) Кто является покупателем рабов? Для каких целей приобретаются paбы?
Учащимся предлагается выслушать сообщения о положении рабов и людях, осуждавших рабство и боровшихся против него.
1-й ученик: сообщение о положении негров и восстании Ната Тэрнера;
2-й ученик: сообщение о Фредерике Дугласе;
3-й ученик: сообщение о Джоне Брауне;
4-й ученик: сообщение об Аврааме Линкольне.
2-й учитель: Но есть и другая точка зрения на положение рабов в США. Если мы обратимся к книге Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” [5], то в ней даётся совсем иная картина взаимоотношений негров-рабов и их белых господ. После гражданской войны, которая принесёт освобождение paбам, большинство рабов оказалось в более тяжёлом положении, чем до отмены рабства. Послушайте свидетельство главной героини книги Скарлетт О\'Хара
Выступление Скарлетт О\'Хара: ученица в костюме героини книги рассказывает о положении рабов после прихода на Юг северян и отмены рабства.
Ученикам предлагается проанализировать последнее свидетельство:
Можно ли ему доверять? Насколько оно объективно? Можно ли согласиться с героиней, что северян не волновала судьба освобождённых рабов, и они обрекли их на нищенское, жалкое существование? Почему, по-вашему, мнению, многие paбы мечтали о возвращении к старым хозяевам? Согласны ли вы с мнением Скарлетт, что освобождение не пошло на пользу бывшим paбам?
1-й учитель: В 1861 г. в ответ на избрание на пост президента противника рабства Авраама Линкольна, 11 рабовладельческих штатов подняли мятеж – вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Так началась гражданская война 1861-1865 гг. Каждая сторона была уверена в своей быстрой победе, но война длилась 4 года и унесла более 600 тыс. жизней.
2-й учитель: Предлагает ученикам рассмотреть картину “Армия северян в южных штатах в 1864-1865 гг.” и ниже предлагаемые иллюстрации.
Война за отделение Южных Штатов – одна из первых современных войн: железные дороги подвозят войска, продовольствие и снаряжение, телеграф передаёт приказы и информацию, а фотография позволяет делать репортажи с места событий. Выпускается более действенное оружие: магазинная винтовка, пулемёт, ручная граната, подводная мина (рис.1), разрывной артиллерийский снаряд, создаются бронированные суда и большие пушечные батареи, как те, что в апреле 1861 г. в порту Чарльстона обстреляли Форт Самтер (рис.2). Медицина же отстаёт, и число людей умерших от ран и болезней, превышает число погибших на поле брани. Роман Маргарет Митчелл “Унесённые ветром” (1936), экранизированный в 1938 г. Виктором Флемингом, изображает все ужасы Гражданской войны в США (рис.3). Поход генерала Шермана через Южные Штаты насыщен драматическими эпизодами: например, сцена пожара в Атланте в штате Джорджия: город сгорел дотла (рис.4) [3]
рис1
рис.2
рис.3
рис.4
Ученики должны сформулировать и записать в свои тетради причины гражданской войны.
(1. Стремление Юга сохранить рабство; 2. Стремление Севера сохранить Союз).
Учащимся предлагается обсудить вопрос: Кто несёт ответственность за развязывание гражданской войны?
Чтобы вовлечь учащихся в дискуссию, учителя предлагают 2 противоположные версии:
2-й учитель: Ответственность за войну несёт Север. Без использования рабского труда экономика Юга существовать не могла. Мы вынуждены были выйти из Союза, чтобы защитить себя и свои семьи от разорения. В демократическом государстве каждый штат волен сам определять своё будущее. Мы вполне могли прожить в составе отдельного государства, без Северных штатов, и не следовало препятствовать нашему выбору.
1-й учитель: Да, Север не мог допустить развала страны. Это привело бы к ослаблению страны, а значит, было на руку лишь противникам страны. Но учтите и то, что война начинается в апреле 1861 года с нападения конфедератов на Форт Самтер, федеральную крепость, расположенную в бухте у Чарльстона, а значит, вину за развязывание войны несут южане.
2-й учитель: Начиная войну, мы лишь хотели отстоять своё право на освоение западных земель, без освоения которых не могли нормально развивать свою экономику.
Учащиеся должны определить, кто прав: Север или Юг; привести свои аргументы в пользу выбранной версии. Оба учителя выступают оппонентами, пытаясь получить больше голосов в пользу своей версии.
При обсуждении можно предложить ученикам оценить планы и расчёты воюющих сторон, для этого выполнить следующие задания: ([2] с.86, зад.18, с.87, зад.21)
“Накануне гражданской войны сенатор Хаммонд из штата Южная Каролина писал: “Хлопок, рис, табак и морские припасы правят миром, и мы обладаем достаточным здравым смыслом, чтобы понять это... Север без нас превратится в беззащитного ягнёнка и погибнет от парши и голода”. Прав ли был сенатор из южного штата в своей оценке создавшегося положения? В чём состоит просчёт южан?”
(рабовладельцы надеялись, что буржуазия Севера не решится на прямой конфликт с Югом, так как в этом случае она лишилась бы хлопка. Но их просчёт состоял в том, что они не учли остроты назревших противоречий между Севером и Югом)
“В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: “Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства”. В первый период войны северяне действовали нерешительно и применяли план “удавного окружения”. Как вы оцениваете позицию Линкольна в первый период войны? Какова связь между целью буржуазии Севера и военным планом северян”
(Север не ставил целью резкие перемены в южных штатах, это было не выгодно, прежде всего, буржуазии, связанной с Югом поставками дешёвого сырья)
В ходе дискуссии необходимо подвести учащихся к выводу, что гражданская война для любой страны является трагедией, кто бы ни был виноват в её развязывании. Лучшим вариантом решения любых кризисных ситуаций является всё же путь компромиссов и взаимных уступок, единственно возможный в демократическом обществе. Но жёсткая позиция плантаторов Юга, не желавших никаких перемен, ожидаемых с приходом к власти республиканцев, сделала для США неизбежным начало гражданской войны.
После завершения обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать причины победы Севера в гражданской войне, используя знания, полученные на уроке и материал учебника [1] на с. 195.
Северные штаты занимали гораздо большую территорию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность.
В 1862 г. Север ввел новые налоги на богачей и принял закон о конфискации имущества мятежников. Из армии удаляли сторонников конфедерации и шпионов, а на руководящие посты выдвигали способных офицеров.
20 мая 1862 г. был принят закон, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров (закон о гомстедах). Через пять лет участок переходил в полную собственность поселенца. Этот закон имел огромное значение для исхода войны. Фермеры и рабочие, добивавшиеся его десятки лет, поверили своему правительству.
С 1 января 1863 г. в мятежных южных штатах рабство отменялось без всякого выкупа. Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера..
Домашнее задание: определить последствия гражданской войны 1861-1865гг. для США, заполнив по § 24 таблицу:
Положительные итоги | Отрицательные итоги |
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...
18 03 2024 18:25:46
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
17 03 2024 0:18:55
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи. ...
16 03 2024 5:19:41
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
15 03 2024 20:24:24
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
14 03 2024 15:54:12
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
13 03 2024 1:54:41
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 03 2024 23:52:18
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
11 03 2024 2:22:51
Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
10 03 2024 22:16:22
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
09 03 2024 0:59:10
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
08 03 2024 7:26:25
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
07 03 2024 6:49:33
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
06 03 2024 14:52:56
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
05 03 2024 12:47:25
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
04 03 2024 23:27:33
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
03 03 2024 18:48:31
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
02 03 2024 9:55:10
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
01 03 2024 13:32:48
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
29 02 2024 16:48:10
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
28 02 2024 16:55:31
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p> ...
27 02 2024 23:35:38
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
26 02 2024 19:24:42
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
25 02 2024 14:46:29
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
24 02 2024 8:29:57
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
23 02 2024 7:33:11
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
22 02 2024 11:27:57
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
21 02 2024 23:25:44
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
20 02 2024 13:35:30
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...
19 02 2024 1:50:29
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
18 02 2024 20:13:26
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
17 02 2024 8:51:48
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
16 02 2024 11:29:37
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
15 02 2024 23:43:43
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
14 02 2024 22:32:24
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
13 02 2024 13:18:19
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
12 02 2024 7:27:42
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
11 02 2024 19:20:20
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
10 02 2024 13:42:55
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
09 02 2024 15:51:14
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
08 02 2024 23:28:56
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...
07 02 2024 4:31:15
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
06 02 2024 23:55:45
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
05 02 2024 5:10:12
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
04 02 2024 8:58:47
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
03 02 2024 11:19:34
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
02 02 2024 9:17:46
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
01 02 2024 18:58:40
В работе определены функции гражданского политического образования....
31 01 2024 16:19:41
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
30 01 2024 20:14:54
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
29 01 2024 4:47:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::