Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"
I. Ведущий: В воскресенье, 4 ноября Россия отмечает государственный праздник – День народного единства. Мы проводим сегодня свой праздник, посвященный этому событию, и начнем его с исполнения гимна РФ.
Звучит гимн.
Ведущий: Н.М. Карамзин «Россия нам Отечество: ее судьба и в славе и в уничижении равно для нас достопамятна». Так исторически сложилось, что в конце октября – начале ноября в России происходили очень важные события. Две даты 4 ноября и 7 ноября с разрывом почти в 300 лет изменяли течение российской истории и влияли на ход всемирной истории. О них мы сегодня и поговорим.
II. Выступления представителей групп III курсов с информацией о празднике 4 ноября и дне 7 ноября.
- 4 ноября – День народного единства.
- К. Минин.
- Д.Пожарский.
- 7 ноября – день революции.
Выступления прилагаются.
III. Конкурс знатоков истории. Участвуют группы I-II курсов.
IV. Подведение итогов (жюри подводит итоги).
Выступление: Сообщение об опере М.И.Глинки «Иван Сусанин» (прилагается).
V. Вручение призов победителям.
VI. Завершение праздника. Хор «Славься!» из оперы М.Глинки. Исполняют студенты I-II курсов.
4 ноября – День народного единства
С 2005 г. Россия 4 ноября отмечает новый праздник. 4 ноября – День народного единства. 16 декабря 2004 г. Государственная Дума РФ приняла поправку в федеральном законе «О днях воинской славы». Одной из поправок было введение нового праздника – Дня народного единства – и фактически перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (Дня согласия и примирения) на 4 ноября. День 4 ноября был предложен не случайно.
Никогда русское государство не было так близко к распаду, как в период Смутного времени, почти 400 лет назад. Страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование, было разрушено противоречиями между сословиями и различными группами, появлялись все новые и новые самозванцы. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.
Речь шла о сохранении национальной самобытности и независимости. И тогда по воле народа возникло ополчение Минина и Пожарского. Празднование Дня народного единства – 4 ноября было введено в честь победы в битве за Москву народного ополчения и изгнания поляков из Китай – города.
Это был пример единения, когда представители разных сословий и разных религий объединились ради выживания России.
Традиция празднования началась еще в 1649 году, когда был установлен праздник иконы Казанской Божьей матери. Именно этот образ стал символом ополчения Минина и Пожарского. 4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Cмepтельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Год рождения – неизвестен (конец XVI века), умер в 1616 г. Нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей Земского ополчения 1611-1612 г. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой Нижнего Новгорода. В 1611 г. в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха Гермогена или Троицкой Лавры (точно не известно). Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние: нижегородцы увлеклись предложениями Минина, и, наконец, решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре была Москва очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июня 1613 г.) Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворе, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 г. ему было поручено беречь Москву, вместе с ближними боярами, во время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».
Умер в 1616 г. «во время розысков» в казанских местах по случаю восстания татар и черемес. Вдове его и единственному сыну Нефеду царь пожаловал новые вотчины. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.
Дмитрий Михайлович Пожарский
Пожарский Дмитрий Михайлович (1 ноября 1578 – 30 апреля 1614 гг.) – князь.
Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах в предшествующие времена. При Лжедмитрии был стольником. Он участвовал в 1 народном ополчении под руководством Ляпунова, вступил со своим отрядом в стены зажженного уже Белого города, укрепился было около церкви Введение Богородицы на Лубянке, но огонь вынудил его отступить.
После сражения Пожарский лечил ранения в своей вотчине Линдрех (1300 км от Нижнего Новгорода), куда и прибыли архимaндрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился, сказав также, чтобы из посадских знакомых ему Кузьма Минин – Сухорук «ведал бы науку на жалование постным людям».
Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. В переговорах с послами мы встречаем его не более 3 или 4 раза и только товарищем других.
Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.
Праздник 7 ноября
С 1918 года 7 ноября в России отмечался праздник Великой Октябрьской Социалистической революции.
Октябрьская революция 1917 года в России – это свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и переход к социализму.
Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в I мировой войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны. Наиболее энергично действовали большевики во главе с Владимиром Ильичом Лениным, провозгласившие курс на социалистическую революцию в России, которую они считали началом мировой революции. Они выдвинули популярные лозунги: «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим». К концу августа — началу сентября 1917 года большевики завоевали большинство в Советах Петрограда и Москвы и приступили к подготовке вооруженного восстания, приуроченного к открытию II Всероссийского съезда Советов. В ночь с 24 на 25 октября (6-7 ноября по новому стилю) вооруженными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота был захвачен Зимний дворец и арестовано Временное правительство. И 26 октября на II Всероссийском съезде советов, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало большинство, было принято два исторических решения:
Декрет о мире, содержавший призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций (аннексия—вид агрессии, насильственное присоединение всей территории другого государства или её части; контрибуция—платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.)
Декрет о земле, который предусматривал конфискацию земель, находившихся во владении помещиков и других крупных собственников; национализацию (переход в собственность государства) всей земли, запрещение сдавать её в аренду, запрет наёмного труда.
Было также одобрено свержение Временного правительства и сформировано правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.
К марту 1918 года советская власть была установлена на значительной территории России, национализированы банки, началась национализация предприятий.
Прошло 90 лет. Очень противоречивы оценки Октябрьской революции: от оценки её как национальной катастрофы, приведшей к значительным жертвам и установлению впоследствии тоталитарной системы, до утверждений о том, что революция была попыткой создания социализма как демократического строя социальной справедливости. Тем не менее, Октябрьская революция 1917 оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в 20 веке. Очень актуальными, на мой взгляд, являются слова выдающегося русского историка Николая Михайловича Карамзина: «Россия нам Отечество: её судьба и в славе, и в уничижении равно для нас достопамятна».
Конкурс знатоков истории
I. Разминка.
В этом конкурсе будет задано по 5 вопросов каждой комaнде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1-я комaнда:
- Название сельской общины в Древней Руси. (Ответ: вервь)
- На каком поле разыгралась кровопролитная битва в 1380 г.? (Ответ: на Куликовом поле).
- В каком году Москва была освобождена от поляков? (Ответ: в 1612г., 4 ноября)
- В каком году русский флот под комaндованием Ф.Ф. Ушакова одержал победу над турецким в Черном море? (Ответ: в 1790 г., 29 августа).
- С какого года начинается Смутное время? (Ответ: с 1598 г.)
2-я комaнда:
- Народное собрание у древних славян. (Ответ: вече).
- Первый город, образованный древними славянами. (Ответ: Киев).
- Кто возглавил Второе ополчение против поляков? (Ответ: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).
- В каком году русская армия под комaндованием М.И.Кутузова дала генеральное сражение французской армии, названное Бородинским? (Ответ: в 1812 г., 7 сентября).
- Кто правил после Лжедмитрия I? (Ответ: Василий Шуйский).
3-я комaнда:
- Сын Рюрика, убитый из-за жадности древлянами. (Ответ: Игорь).
- На какой реке стоит город Киев? (Ответ: на р. Днепр).
- Деревенский староста, спасший царя Михаила Романова от поляков. (Ответ: Иван Сусанин).
- В каком году русский флот под комaндованием П.С.Нахимова разбил турецкий флот у мыса Синоп? (Ответ: в 1853г., 1 декабря).
- Последний правитель из династии Рюриковичей. (Ответ: Федор Иванович).
4-я комaнда:
- Условное землевладение дворян. (Ответ: поместье).
- Земли какого княжества первыми подверглись нападению монголо-татар? (Ответ: земли Рязанского княжества).
- Как Борис Годунов стал царем? (Ответ: был избран на Земском соборе).
- В каком году Петр I победил шведов у Полтавы? (Ответ: в 1709 г., 27 июня).
- За чьего сына выдавали себя самозванцы Лжедмитрии? (Ответ: за сына Ивана IV Грозного).
II. Комaндное первенство.
В этом конкурсе комaндам будут задаваться вопросы. Комaнде, первой ответившей на вопрос, присваивается 1 балл.
- Сколько лет назад Москва была освобождена от поляков? (Ответ: 395 лет назад).
- Первый письменный свод законов на Руси. (Ответ: «Русская правда»).
- Какое прозвище получил Святополк? (Ответ: Окаянный).
- Кто из богов был главным славянским богом? (Ответ: Перун).
- Имя Лжедмитрия I. (Ответ: Григорий Отрепьев).
- Сколько лет правили Рюриковичи? (Ответ: 736 лет /с 862 г. по 1598 г./)
- Какой князь заложил основы могущества Москвы, (Ответ: Иван Калита).
- Во сколько лет Иван IV становится царем? (Ответ: в 16 лет).
- Какое событие происходило одновременно с вооруженным восстанием 25-26 октября 1917 года? (Ответ: II Всероссийский съезд советов).
- В каком веке появилось название Россия? (Ответ: Иван III, XV в.).
- Какой хан последним претендовал на дань русских? (Ответ: хан Ахмат).
- В каком городе формируется Первое ополчение, выступившее для освобождения Москвы? (Ответ: в Рязани).
А сейчас, вся аудитория будет разделена на капитанов комaнд, непосредственно комaнду и зрителей, и у каждой группы будет свое задание.
III. а) конкурс капитанов.
Выходят капитаны комaнд, каждому из них дается листок с заданием. Задание имеет вид логической цепочки, смысл его в том, чтобы определить принцип, по которому объединены слова в строке, и выделить лишнее слово, не имеющее отношение к этому принципу. За каждое правильно выделенное слово – 1 балл, т.е. максимум – 3 балла.
Задание.
- Рюрик, Владимир Мономах, Олег;
- Алексей Михайлович, Иван IV, Ярослав Мудрый;
- 4 ноября 1612 г., 5 октября 1359 г., 8 сентября 1380 г.
Ответ:
- Владимир Мономах (XII в.);
- Алексей Михайлович (Романов);
- 5 октября 1359 г. (не день воинской славы).
III. б) кроссворд для комaнд.
А комaнды в это время будут отгадывать кроссворд. За каждое верно угаданное слово – 1 балл.
По горизонтали: 3. Один из руководителей Второго ополчения. 6. Княгиня, жестоко отомстившая за cмepть мужа. 7. Бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. 8. Родовое наследственное владение князей, бояр, монастырей. 10. Имя первого царя Романова. 12. Первый новгородский князь. 13. Монголо-татарский хан, бившийся против Дмитрия Донского на Куликовом поле. 14. Начал княжить в 882 году в Киеве. 16 Первый избранный царь.
По вертикали: 1. Правил с 1533 по 1584 гг. 2. Месяц, в котором Москва была освобождена от поляков в 1612 г. 4. «… о полку Игореве». 5. Разбил немцев-крестоносцев на льду Чудского озера. 9. Польский правитель посягнувший на независимость России в начале XVII в. 11. Кого на Руси прозвали Мудрым. 15. Один из первых русских святых.
III. в) вопросы для зрителей.
Пока наши комaнды заняты, мы зададим несколько вопросов зрителям.
- Дата основания города Борисоглебска. (1698 г.)
- Как назывался город Борисоглебск в момент основания? (Ново-Павловская крепость).
- На льду какого озера Александр Невский разбил немцев-крестоносцев? (на льду Чудского озера).
- У устья какой реки, впадающей в Дон, Дмитрий Донской разбил монголо-татар в Куликовской битве? (у устья р. Непрядвы).
- В каком веке возникло государство восточных славян «Киевская Русь»? (в IX в).
- Что такое «уроки»? (фиксированная дань).
- Как называли представителя монголо-татарского хана в русских княжествах для сбора дани? (баскак).
- Что такое «ярлык»? (ордынская грамота на княжение).
- Как назывался праздник 7 ноября, отмечавшийся до 2005 года? (День Великой Октябрьской Социалистической революции, День согласия и примирения)
- Что было отражено на гербе г.Борисоглебска до революции? (верхняя часть – Тамбовский герб: пчелиный улей и пчелы; нижняя часть – пять мешков пшеницы).
Конкурс на лучшего знатока (Проводится среди игроков победившей комaнды)
Все вы уже победили. Но среди лучших всегда есть самый лучший. Сейчас мы его и выявим. Вам будет прочитано описание одного из русских правителей первый, кто правильно догадается, чье это описание, и станет победителем, т.е. лучшим знатоком истории на сегодняшний день. Если претендентов окажется несколько, им будет задан дополнительный вопрос.
Исторический портрет:
К тому времени, когда он вступил на престол, ему было 22 года. Этот умный, дальновидный и расчетливый князь начал осторожно, но настойчиво и последовательно наносить удары противникам объединительной политики Москвы. При нем завершилось объединение русских земель вокруг Москвы, и было заложено начало самодержавия. Так же во время его правления появляется название Россия и герб, взятый из Византии.
(Ответ: Иван III (1462-1505))
Дополнительный вопрос:
Назовите имя дважды героя Советского Союза, уроженца Борисоглебска, бюcт которого находится на ул. Советская.
(Ответ: Алексей Николаевич Прохоров).
Сообщение об опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»
27 ноября 1836 года в Санкт-Петербурге в переполненном зале Большого театра состоялась премьера оперы «Жизнь за царя», определившая один из знаменитых рубежей в русской культуре. Премьера вызвала живейший интерес у разных слоев публики. На спектакле присутствовали император Николай I со свитой, петербургская знать, друзья и знакомые Глинки, среди которых такие блестящие имена, как Пушкин, Жуковский, Вяземский, Одоевский, Мих. Виельгорский. Эта опера о подвиге русского крестьянского Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради спасения царя и Отечества. По сюжету и по музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой опере так хорошо выражены ее ненависть и любовь, ее слезы и радости, ее долгие ночи и светлые зори. Это вначале тяжкая скорбь, а затем гимн искупления, такой гордый и торжествующий, что последний крестьянин, перенесенный из своей избы в театр, был бы тронут до глубины души. Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, восходящая к чистоте своих первоначальных истоков, когда она была не легкомысленной забавой, а торжеством патриотическим и религиозным. У оперы народный дух музыки, типичные для русского народа хаpaктеры героев – величавый, мужественный и мудрый Сусанин, нежная, преданная Антонида, бесстрашный, стремительный Собинин, бесхитростный подросток Ваня, а так же близость оперы к русской народной песне. Опера Глинки стала первой русской героико-трагической оперой. Опера выявила близость Глинки к взглядам Пушкина на историю, которые наиболее полно выражены им в драме «Борис Годунов». Это был новый взгляд на трагические моменты истории, понимание их как взаимодействие судеб личных и народных. Один из самых известных эпизодов оперы является хор-гимн «Славься!», который Глинка называл гимном-маршем. Он славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси.
Прославлением Родины завершим наш сегодняшний праздник.
М.И.Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная земля!
Славься, славься из рода в род,Славься великий наш русский народ!
Врагов, посягнувших на край родной,
Разим беспощадно могучей рукой!
Приложение (Таблица подсчета баллов)
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
18 03 2024 18:51:44
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
17 03 2024 10:50:59
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
16 03 2024 23:17:33
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
15 03 2024 6:53:17
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
14 03 2024 10:54:37
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
13 03 2024 12:47:46
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
12 03 2024 17:43:54
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
11 03 2024 9:34:56
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
10 03 2024 1:14:51
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
09 03 2024 19:49:10
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
08 03 2024 12:57:29
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
07 03 2024 15:41:22
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
06 03 2024 3:49:44
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...
05 03 2024 6:41:46
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
04 03 2024 16:30:37
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
03 03 2024 10:58:41
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
02 03 2024 20:14:52
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
01 03 2024 0:26:48
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
29 02 2024 13:36:42
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
28 02 2024 6:20:35
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
27 02 2024 12:20:16
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
26 02 2024 10:28:40
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
25 02 2024 6:49:46
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
24 02 2024 21:11:43
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
23 02 2024 23:37:33
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
22 02 2024 20:39:47
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
21 02 2024 8:21:35
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
20 02 2024 18:26:58
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
19 02 2024 7:25:11
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...
18 02 2024 2:19:45
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
17 02 2024 7:41:44
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
16 02 2024 1:11:34
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
15 02 2024 12:39:30
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...
14 02 2024 23:53:35
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
13 02 2024 7:34:31
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
12 02 2024 12:16:54
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
11 02 2024 15:57:26
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
10 02 2024 4:39:37
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
09 02 2024 1:57:49
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...
08 02 2024 10:40:12
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
07 02 2024 10:34:22
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
06 02 2024 3:50:20
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
05 02 2024 15:23:44
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
04 02 2024 0:43:14
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
03 02 2024 9:47:28
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
02 02 2024 17:33:22
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
01 02 2024 3:21:47
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
31 01 2024 23:46:33
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...
30 01 2024 1:29:58
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
29 01 2024 15:28:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::