Открытый урок-семинар по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности"

Цель урока: охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, последствия, которые имело создание славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы.
Задачи:
- формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории;
- развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .
Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература
Методические приемы: рассказ учителя, доклады учащихся, обсуждение докладов.
ХОД УРОКА
Учитель: Создание братьями
письменности оказало огромное влияние на
формирование и укрепление культурных традиций
славянских народов. Пожалуй, это
единственное, что связывает современные
славянские государства вместе и удерживает их от
полного распада. Современные историки и
культурологи говорят о существовании
определенной кирилло-мефодиевской традиции в
культурном единстве славянского мира. Именно
сейчас славянские народы, особенно Россия,
нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и
развивалась. Знание о том, как это происходило,
поможет вам осмыслить и многие современные
процессы, происходящие в нашем обществе.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных
вопросов данной темы хочется, в общих чертах,
остановиться на вопросах происхождения
письменности и появления алфавита у разных
народов мира. История письменности насчитывает
несколько тысяч лет. С момента появления речи у
человека разумного возникла потребность в ее
фиксировании, с целью передачи информации
окружающим и последующим поколениям.
Самой ранней формой письменности ученые считают пиктографию или рисуночное письмо – определенный набор рисунков свидетельствующих о каком-либо действии.
Следующим этапом была идеография или символическое письмо. Примером идеографии могут служить древнеегипетские иероглифы. Однако, если пиктография служила для изображения условного сообщения, то каждый знак идеографической письменности изображал отдельные слова (ок. 4-х тыс. лет до н. э.).
Египетские иероглифы не долго оставались знаками идеографическими, означавшими только содержание слова без учета его значения. Наряду с ними появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова. Фонетический принцип оказался более легким т.к. не требовал механического запоминания знаков. Вначале появились знаки обозначавшие звучание целого слова, затем – отдельных слогов.
Самая знаменитая из идеографических письменностей дошедших до наших дней – китайская иероглифика.
В государствах древнего Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) возникла особая система письма – клинопись (29-28 в.в. до н.э.). В ней происходило постепенное упрощение рисунков, пока они не сократились до самой общей схемы, в сущности уже не рисунка, а символа. Этот символ изображался при помощи определенного набора треугольников и клинышков.
Важнейший шаг на пути к современному алфавиту сделали финикийцы. Они пользовались египетскими иероглифами, но взяли для письма только те, которые обозначали отдельные слоги. В финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков и были созданы новые знаки, первые буквы (согласные).
Настоящий, буквенный, алфавит появился в древней Греции. Греки заимствовали письменность у финикийцев, но оказалось, что она не очень пригодна для греческого языка, в котором гласные звуки играют существенную роль и им тоже нужны обозначения. Тогда и появились знаки для гласных звуков. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались многие народы древнего Средиземноморья – ликийцы, лидийцы, фpaкийцы, этруски, латины. Латинским алфавитом с различными дополнениями для звуков не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества.
На основании греческого алфавита была составлена и славянская азбука (кириллица), которой в несколько видоизмененной форме мы пользуемся до сих пор.
Прежде чем рассматривать деятельность Кирилла (Константина) и Мефодия, необходимо дать анализ этнополитической ситуации на Балканах в V-IX вв. н.э., расселению славянских племен и появлению у них государственности, их взаимосвязям с Византийской империей. Первая часть нашего урока-семинара посвящена рассмотрению именно этих проблем.
Первый доклад «Расселение славян на Балканском полуострове».
Расселение славян на Балканах – завершающий этап великого переселения народов (кон. VI – VII вв.). Уровень общественного развития : от «военной демократии» к государственным формам организации. Занятие славян: земледелие, скотоводство. Контакты с Византией. Влияние Византии на общественное развитие славян. Союзы племен славян («Семь родов», строимцы, драгувиты, сагудаты, велегезиты, смоляне, милинги, езериты), территории расселения (Мисия, Македония, Иллирик, Северная Фpaкия, Южная Македония, Северный Эпир).Влияние Аварского каганата на союзы славян (кон. VI – перв. четв.VII вв.); славяне и Фpaкийская империя.
Учитель: Теперь предлагаю подумать и ответить на вопросы, чем было вызвано и какие последствия имело переселение славян на Балканы? Какова реакция Византии на переселение славян на Балканы?
Второй доклад «Образование раннефеодального Болгарского государства».
VI – VII вв. Приазовье – союз «Великая Болгария».
Переселение на Балканы тюрков-протоболгар (VII в.)
Хан Аспарух. Болгары и славяне. Государственный
строй Болгарии. Власть хана. Вторжение болгар в
Византию (VIII – IX вв.). Расширение границ
государства при хане Круме (803 – 814 гг.). Причины
принятия христианства Болгарией (865 г.). Хан Борис
(852 – 889 гг.).
Учитель: Каковы причины появления
болгар на Балканах? Охаpaктеризуйте их отношения
со славянами и Византией. Какое значение имело
принятие христианства Болгарией?
Третий доклад «Болгария во второй половине IX-X вв.».
Болгария во второй половине IX – X вв. 889 г. –
попытка князя Владимира возродить язычество в
Болгарии. Деятельность князя Симеона (893 – 927 гг.).
Тридцатилетняя война с Византией. 917 г. – победа
болгар на реке Ахелой. Расширение границ
Болгарии (от Дуная до Фессалии, от Адриатики до
Черного моря). Тайная дипломатия Византии:
восстание сербов, поражение болгар от хорватов.
Князь Петр (927 – 969 гг.). Мир с Византией. Отделение
Сербии от Болгарии (971 г.).
Союз императора Никифора II Фоки с русским князем
Святославом. Война против Болгарии (968 г.).
Отступление русских с Балкан (971 г.). Захват севера
Болгарии Византией, подчинение болгарской
церкви константинопольской патриархией.
Учитель: Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что появление на Балканах
Болгарии, как нового независимого государства,
явилось именно той силой, которая привела к
консолидации всех существующих в этом регионе
разрозненных славянских этносов, и
противопоставила их, как некое социокультурное
единство тогдашнему лидеру
восточноевропейского мира Византийской империи.
Другой очаг славянской цивилизации, Великая
Моравия, возник на землях западных славян
(территория современных Польши, Чехии, Венгрии) и
представлял собой новый мощный конгломерат
славянской культуры в противостоянии культуре
Западной Европы (Франкской империи).
Четвертый доклад «Великоморавская держава».
Образование Великой Моравии. Моравский князь Моймир (818 – 846 гг.). Взаимоотношения Великой Моравии с Восточно-Франкским государством (Германией). Правление Ростислава (846 – 870 гг.). Установление церковно-политического союза с Византией. Миссия Кирилла и Мефодия (863 г.). Свержение Ростислава его племянником Святополком и захват Моравии Германией (870 г.). Восстание против немцев, победа восставших (871 г.). Могущество Великой Моравии во второй половине IX в. Конфликты внутри моравской аристократии. Распад Моравии на уделы. Появление Польши, Венгрии, Чехии.
Учитель: Какие народы вошли в состав
Великой Моравии? Каковы причины распада Великой
Моравии?
Появление на карте Европы новых славянских
государств, с одной стороны, заставило считаться
с ними и принимать их как реальную политическую
силу передовые государства того времени
(Франкская империя, Византия), а с другой,
заставило их вести жесткую политическую борьбу
за влияние на эти государства. Ведущую роль в
этой борьбе играли православная и католическая
церковь.
Этот вопрос будет рассмотрен подробнее во второй
части нашего урока, а сейчас необходимо сказать
несколько слов о историко-культурных процессах,
происходивших в Византийской империи в IV–IX вв.
н.э., т.к. именно они оказали огромное влияние на
формирование православия, которое, в свою
очередь, послужило толчком к развитию
христианской традиции в культуре славянских
народов.
Пятый доклад «Византия IV – IX вв. Религиозная борьба и культура».
Tрaнcформация христианской церкви в один из
господствующих элементов
социально-политической системы. Завершение
формирования христианского канона. Никейский
собор (325 г.). Принятие «Символа веры».
Систематизация церковной доктрины. «Отцы
церкви»: Василий Великий, Григорий Назианзин,
Григорий Нисский.
Борьба внутри христианской церкви. Ереси. Соборы
в Сардине (343 г.) и Халкидоне (451 г.). Раскол церкви
на западную и восточную. Монашество. Борьба
иконоборцев (иконокластов) и иконопочитателей
(иконодулов) (726–843 гг.). Миссионерская
деятельность католической и православной
церквей. Их борьба за влияние на славянские
народы.
Общественная мысль Византии. Византийская
церковная культура в период борьбы иконоборцев и
иконопочитателей. Монашеское искусство.
Литература: сочинения Иоанна Дамаскина и Феодора
Студита; византийская хронография (Феофан
Исповедник, патриарх Никифор, Ге opгий Монах
(Амартол); жития святых и литургическая поэзия
(Андрей Критский, Иоанн Грамматик, Кассия). Наука:
Магнаврская школа, Лев Философ (Математик).
Учитель: В чем суть иконоборческого
движения в Византии? Чем оно было вызвано? Каково
влияние религиозных разногласий на культуру
Византии?
Вторая часть нашего урока-семинара
непосредственно посвящена жизни великих
славянских просветителей братьев Кирилла
(Константина) и Мефодия, в результате
деятельности которых культура славянских
народов Восточной и Южной Европы поднялась на
одну ступень с культурой западноевропейского
христианского мира.
Шестой доклад «Деятельность братьев Кирилла (Константина) и Мефодия».
Происхождение братьев их детство. Учеба
Кирилла (Константина) при дворе императора. Отказ
от придворной карьеры. Принятие сана иерея,
деятельность на должности хранителя патриаршей
библиотеки при храме св. Софии. Полемика с
иконоборцами. Преподавательская деятельность.
855–856 гг. – миссионерская поездка Кирилла
(Константина) к аpaбам («Сарацинская миссия»).
Полемика с мусульманами.
Деятельность Мефодия. Служба наместником
империи среди славян. Изучение славянской
культуры и языка. Принятие монашества.
860 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в
Хазарию. Обретение ими мощей святого Климента в
Херсонесе.
862 г. – миссия Кирилла (Константина) и Мефодия в
Великую Моравию. Работа над переводами
Священного Писания.
863 г. – составление славянской азбуки (кириллицы).
Просветительская деятельность братьев.
Поездка братьев в Рим. Дискуссия о богослужении
на славянских языках.
14 февраля 869 г. – cмepть Кирилла (Константина) в
Риме.
Возвращение Мефодия в Велеград. Руководство
миссией. Вторая поездка в Рим. Получение Мефодием
епископского сана. Просветительская
деятельность Мефодия. Борьба с католическим
духовенством. Арест Мефодия (870 г.). Освобождение
Мефодия, третья поездка в Рим. Поддержка папой
деятельности Мефодия.
6 апреля 885 г. – cмepть Мефодия.
Активизация противников славянского
богослужения. Изгнание учеников Кирилла
(Константина) и Мефодия из Моравии. Болгария –
новый центр славянской письменности и
христианской культуры.
Учитель: Непосредственным результатом деятельности братьев явилось создание славянской азбуки, позволившей качественно преображать и разнообразить культурную и политическую жизнь славянских народов, сохранять духовные ценности и передавать свой опыт последующим поколениям.
Седьмой доклад «Славянские азбуки. Глаголица».
Различные точки зрения о времени создания и
авторства глаголического алфавита (Кирилл
(Константин) (IX в.) или проповедник Иероним (V в.).
Гипотеза И. Дубровского (глаголица – тайнопись).
Версия Т.Л. Мироновой (этапы развития глаголицы).
Состав глаголического алфавита. Мнение В.А.
Истрина. Происхождение формы букв. Литературные
памятники глаголицы.
Восьмой доклад «Славянские азбуки. Кириллица».
Состав кириллицы. Заимствования и добавления букв. Изменения в алфавитном составе и графике кириллицы. Названия букв. Уставное письмо. Полуустав. Скоропись. Орнаментальная вязь. Численное значение букв. Письменные памятники кириллицы.
Учитель: Особенности культурного развития народов Центральной Европы определялись историческими условиями их существования. Находясь между востоком и западом Европы, они не могли не отразить в своей культуре постоянное общение и контакты с ними. И хотя уже в раннее средневековье возобладали западные влияния, не прерывались и контакты в области культуры с восточными славянами и отчасти с Византией.
Особо значимым явлением в культуре этих народов уже христианского периода была Великая Моравия. В ее культурном развитии особенно ярко проявилось отмеченное выше взаимодействие западных и восточных традиций, в частности, западно-христианских и восточно-христианских. Первыми проповедниками христианства здесь были западные (немецкие и ирландские) миссионеры. Их проповедь, однако, не имела большого успеха, что было связано с насаждением непонятного для народа богослужения на латинском языке. Играла роль и связь миссионеров с немецкими феодалами, имевшими в отношении Великой Моравии захватнические планы.
Совсем иначе обстояло дело с миссией Кирилла и Мефодия, прибывших сюда по приглашению князя Ростислава в 863 г. Составленная ими славянская азбука, переводы с греческого на славянский язык, как и написанные на нем оригинальные сочинения Кирилла и Мефодия, имели исключительное историко-культурное значение для всех славянских народов. Азбука Кирилла и Мефодия искусно отражала все фонетические особенности славянских языков. Этому во многом способствовало прирожденное знание братьями славянского языка, их высокая филологическая подготовленность, их истинный интерес к славянам. Собственные сочинения Кирилла и Мефодия («Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию Солунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского» и возможно другие) явились отправным моментом в развитии славянских культур. В самой Великой Моравии традиции славянских первоучителей продолжались недолго. После cмepти Мефодия (885 г.; Кирилл умер в 869 г.) их ученики были изгнаны из страны немецким духовенством. Большинство из них нашли приют в Болгарии и там успешно продолжали свою деятельность, но кирилло-мефодиевские традиции перешли к западным славянам.
Девятый доклад «Влияние письменности на культуру славян Центральной Европы».
Особенности культурного развития народов
Центральной Европы. Великая Моравия – центр
славянской культуры. Традиции западного и
восточного христианства в культуре Моравии.
Влияние культурно-просветительской
деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия.
Письменные памятники этой деятельности
(«Проглас к Евангелию», «Канон Дмитрию
Салунскому», «Слово на перенесение мощей
Климента папы Римского»). Наследование
культурных традиций Великой Моравии Чехией,
Польшей, Венгрией. Причины утверждения у
западных славян католической христианской
культуры. Кирилло-мефодьевская традиция в
культуре этих стран.
Болгария – новый центр славянской культуры.
«Золотой век» в истории средневековой Болгарии (X
в.). Литература Болгарии. Охридская и Преславская
школы. Болгарская культура в эпоху подчинения
Болгарии Византией (1018-1185 гг.).
Учитель: Какое значение имело создание письменности для культуры славян Центральной Европы?
Как ни богато и разнообразно было устное народное творчество, подлинный расцвет древнерусской литературы, как и древнерусской культуры в целом, связан с восприятием Русью славянской письменности. Вклад византийской культуры в формирование письменности славянских народов состоял не только в деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия по оформлению славянской азбуки и по переводу богослужебных книг на славянский язык, но и в непосредственной связи греческого и славянского письма. Теперь Русь, как и ряд других славянских народов – в Великой Моравии, Чехии, Болгарии и позже в Сербии, - получила основу для создания богатейшей письменной культуры на своем родном, понятном языке.
Десятый доклад «Влияние письменности на культуру Древней Руси. Литература Древней Руси».
Вклад культуры Византии в формирование культуры Древней Руси. Принятие Русью славянской письменности. Пути проникновения письменности на Русь (Болгария, Чехия). Влияние крещения Руси (988 г.) на распространение письменности. Консолидирующая культурная роль христианизации Руси. Просвещение на Руси. Распространение грамотности на Руси. Исторические свидетельства распространения грамотности на Руси (граффити, берестяные грамоты и др.).
Литература Древней Руси. Византийские традиции в русской литературе (философияистории, представление о прострaнcтве и времени). Наследие античности в русской литературе. Русское летописание. Жития святых. Светская литература (послания, поучения). Стихосложение. «Слово о полку Игореве». Особенности древнерусской литературы.
Учитель: Какое влияние оказала
письменность на развитие культуры Древней Руси?
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще
раз остановиться на основных аспектах
деятельности братьев-просветителей. Эта
деятельность оказала, в целом, благотворное
влияние на развитие славянских народов, и здесь,
фактически, речь идет не столько о самом факте
появления письменности у славян, сколько о
сохранении, передаче и развитии православной
христианской традиции в целом. Братьям пришлось
жить в очень трудное время. Византийская империя,
постепенно приходившая в упадок, была не в силах
противостоять напору новых (молодых) этносов
(славян, арабов). К этому добавилась религиозная
борьба внутри самой империи, приобретшая формы
государственной политики и противостояние
возникшее между Римским папой и Патриархом
константинопольским, целью которого было
утверждение своей гегемонии в христианском мире.
Одним из проявлений этой борьбы была попытка
привлечь на свою сторону те или иные народы
Европы посредством крещения. Именно такая миссия
и была возложена на братьев в 863г., и они с честью
справились с поставленной задачей. Расчет
братьев был довольно прост. В своей деятельности
они использовали именно славянский язык, а не
латынь, как это делали римские миссионеры.
Естественно, проповедь на славянском была более
приемлема и понятна, чем проповедь на латыни. Т.о.,
позиции римской церкви в восточнославянском
регионе были подорваны. Риму оставался только
один путь – прямое завоевание и силовое
насаждение христианства западного образца. В
результате этой деятельности перестал
существовать центр славянской культуры и
письменности – Великая Моравия. После cмepти
Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, но
дело «книжной премудрости» не погибло. Эстафету
приняла Болгария, а за ней и другие славянские
страны. Даже там где утвердилось католичество,
прослеживаются определенные культурные
традиции, связывающие их с другими славянскими
народами. Фактически результатом миссионерской
и культурно-просветительской деятельности
братьев стало формирование культурно-
исторического единства славянских народов,
существующее до сих пор.
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
25 01 2021 3:33:55
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
24 01 2021 6:49:30
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
23 01 2021 11:22:14
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
22 01 2021 11:19:10
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
21 01 2021 12:13:42
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
20 01 2021 8:41:38
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
19 01 2021 13:43:46
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
18 01 2021 10:51:14
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
17 01 2021 15:42:40
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
16 01 2021 10:13:57
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
15 01 2021 10:27:36
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
14 01 2021 0:26:24
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
13 01 2021 13:25:51
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
12 01 2021 9:10:33
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
11 01 2021 10:48:47
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
10 01 2021 9:43:11
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
09 01 2021 12:44:33
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
08 01 2021 1:45:44
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
07 01 2021 15:16:46
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
06 01 2021 21:56:36
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
05 01 2021 4:21:34
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
04 01 2021 0:49:20
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
03 01 2021 1:14:41
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
02 01 2021 10:27:53
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
01 01 2021 13:28:51
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
31 12 2020 23:43:52
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
30 12 2020 19:56:51
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
29 12 2020 5:39:23
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
28 12 2020 16:29:31
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
27 12 2020 5:24:51
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
26 12 2020 8:37:40
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
25 12 2020 14:33:48
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
24 12 2020 12:42:41
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
23 12 2020 3:52:28

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
22 12 2020 13:52:58
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
21 12 2020 23:31:42
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
20 12 2020 7:34:37
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
19 12 2020 3:58:37
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
18 12 2020 11:59:12
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
17 12 2020 19:38:28
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
16 12 2020 8:35:23
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
15 12 2020 1:39:31
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
14 12 2020 13:18:23

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
13 12 2020 4:39:24
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
12 12 2020 10:59:59
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
11 12 2020 16:38:56
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
10 12 2020 12:52:33
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
09 12 2020 22:30:24
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
...
08 12 2020 7:39:42
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
07 12 2020 5:38:18
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
06 12 2020 6:12:25

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
05 12 2020 9:15:24
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
04 12 2020 7:44:55
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
03 12 2020 7:31:10
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
02 12 2020 7:10:40
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
01 12 2020 2:40:13
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
30 11 2020 6:10:40
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
29 11 2020 20:25:26
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
28 11 2020 18:29:29
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
27 11 2020 23:36:15
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
26 11 2020 21:30:23
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
25 11 2020 14:39:54
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
24 11 2020 15:54:34
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
23 11 2020 20:54:31
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
22 11 2020 17:16:10
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
21 11 2020 17:17:17
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
20 11 2020 4:30:59
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
19 11 2020 4:40:10
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
18 11 2020 6:18:34
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
17 11 2020 21:39:25
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
16 11 2020 11:57:47
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
15 11 2020 23:42:23
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
14 11 2020 8:58:54
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
13 11 2020 7:10:12
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
12 11 2020 19:43:55
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
11 11 2020 5:26:50
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
10 11 2020 23:30:38

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
09 11 2020 9:32:49
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
08 11 2020 21:26:57
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
07 11 2020 11:23:16
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
06 11 2020 0:24:51
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
05 11 2020 6:57:38
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
...
04 11 2020 19:47:15
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
03 11 2020 8:41:55
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
02 11 2020 20:11:54
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
01 11 2020 21:27:14
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
31 10 2020 21:42:56
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
30 10 2020 4:45:21
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
29 10 2020 19:37:34
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
28 10 2020 18:11:47

Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
27 10 2020 19:16:55
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
26 10 2020 18:35:25
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
25 10 2020 7:52:40
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
24 10 2020 19:27:35
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
23 10 2020 2:32:34
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
22 10 2020 7:13:57
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
21 10 2020 19:16:37
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
20 10 2020 23:50:47
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
19 10 2020 22:38:32
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
18 10 2020 12:28:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::