Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал с текстом документов, статистические таблицы (см. Приложение 1, 2); материалы периодической печати: журналы “Эхо планеты”, “Аргументы и факты”.
Ход урока.
Актуализация.
1.Сегодня мы продолжаем работать по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. Человек биосоциальное существо, его поведение определяют потребности: и биологические и социальные.
Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Делаю что хочу?”. Что ограничивает поведение человека?
Действительно социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.
“Библиотека детского сада”:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,
Что такое хорошо и что такое плохо?...
У меня секретов нет, слушайте детишки.
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Если мальчик чистит зубы……
Этот мальчик очень милый поступает хорошо.
О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?
2. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась мopaльными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть мopaльных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.
Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?
Древний свод нравственных заповедей
“Подарок молодым” (перевод с китайского)
Что такое глупость?
Глупо:
- иметь деньги и не отдавать долги;
- знать за собой недостаток и не исправлять его;
- то и дело бранить чужие сочинения;
Неумно:
- за спиной человека говорить о его недостатках;
- забросить семью и предаваться пьянству;
- и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;
- обидеть и надеяться, что тебя простят;
Бестактно:
- входить без стука к людям;
- раскрывать чужие письма и документы;
- любоваться огнем на пожаре;
- глазеть на утопающего.
3. Сравните мораль и право (по таблице дом. задания) Укажите общие и отличительные признаки.
Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?
Сообщение новых знаний.
1. Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.
Охаpaктеризуйте такое общество одним словом или словосочетанием.
Законопослушное поведение называется конформистским.
Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.
2. Из рассказа учителя выделите признаки и виды отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение. Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы.
Делинквентное поведение. Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный хаpaктер по отношению к законам.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи.
Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении:
- Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
- Вступающие в бpaк отказались венчатся в церкви.
- Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
- Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
- Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.
3. Обратимся к причинам отклоняющегося поведения.
По материалам учебника (стр. 46-47) составить схему
Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?
4. Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.
Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи:
1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) формальные Б) неформальные
- правительственная награда,
- комплимент,
- ученая степень,
- аплодисменты,
- улыбка,
- лестные отзывы,
- понижение в должности,
- клевета.
2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) позитивные Б) негативные
- дружеская похвала.
- лишение специального права,
- фельетон,
- низложение с престола,
- штраф,
- вручение почетной грамоты.
5. Порой, не смотря на все усилия общества, отклоняющееся поведение принимает массовые масштабы.
Работа в парах. По материалам СМИ и статистическим таблицам пары учащихся представляют хаpaктеристику проявлений терроризма, xyлиганства, коррупции, преступности среди несовершеннолетних. Из выступлений учащихся класс выбирает информацию по вопросу:
В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?
Закрепление.
Вернемся к образу идеального общества.
Что сделать, чтобы к нему приблизиться? Как вы понимаете высказывание Монтескье: “Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов”.
Домашнее задание:
§ 6. Вопрос для размышления: Всегда ли отклоняющееся поведение имеет отрицательные последствия?
Литература к уроку:
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.
Приложение 1
Приложение 2
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
18 03 2024 5:23:24
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
17 03 2024 1:10:21
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
16 03 2024 5:36:39
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
15 03 2024 0:58:19
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
14 03 2024 15:38:14
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
13 03 2024 23:30:41
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
12 03 2024 14:44:28
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...
11 03 2024 17:29:44
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
10 03 2024 16:16:43
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
09 03 2024 15:59:48
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
08 03 2024 0:36:37
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
07 03 2024 2:42:15
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
06 03 2024 13:11:29
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
05 03 2024 8:55:10
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
04 03 2024 8:34:23
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
03 03 2024 17:36:28
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
02 03 2024 12:26:51
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
01 03 2024 22:46:36
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
29 02 2024 14:11:37
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
28 02 2024 23:46:34
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
27 02 2024 13:16:41
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
26 02 2024 14:30:23
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
25 02 2024 9:27:38
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
24 02 2024 14:42:56
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
23 02 2024 7:15:24
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
22 02 2024 9:10:57
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
21 02 2024 18:36:23
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
20 02 2024 23:39:28
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
19 02 2024 19:27:18
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
18 02 2024 18:50:56
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
17 02 2024 6:14:31
Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
16 02 2024 23:48:56
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
15 02 2024 20:13:21
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
14 02 2024 9:40:19
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
13 02 2024 17:31:10
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
12 02 2024 20:43:27
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
11 02 2024 9:13:39
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
10 02 2024 9:26:57
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
09 02 2024 15:46:33
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
08 02 2024 18:30:27
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
07 02 2024 2:38:27
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
06 02 2024 23:53:21
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
05 02 2024 16:37:38
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
04 02 2024 1:12:49
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
03 02 2024 3:40:15
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
02 02 2024 12:49:47
Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
01 02 2024 5:10:28
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
31 01 2024 8:14:52
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
30 01 2024 8:43:21
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
29 01 2024 9:39:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::