Омичи — ветераны Великой Отечественной войны

“Нам ветеранам, и доныне,
Доныне быть на той войне.
Война окончилась в Берлине,
Но не окончилась во мне”.
Николай Доризо
Омичи – ветераны Великой Отечественной Войны.
Наша страна вступила в новый ХХI век. Подрастающее поколение готовит себя к будущему, но нет светлого будущего без прошлого.
ХХ век оставил нам память суровых военных лет Великой Отечественной войны. В людской памяти живет слава воинов сибиряков, задача учителя истории рассказать о воинах прошедшей войны, донести до них подвиг сибиряков, показать беззаветную преданность своей родине, Сибири, любимому городу Омску, семье и друзьям.
С каждым годом от нас уходят ветераны великой войны. Наша цель показать жизнь и деятельность ветеранов .Донести до подрастающего поколения подвиг советских солдат
отстоявших Победу над врагом. На примере жизни и деятельности воинов - фронтовиков
научить любить свою родину. Приобщить к изучению исторического прошлого нашей страны. Выделить трудовой подвиг ветеранов войны. Показать молодежи поколение людей достойных уважения. Данная работа помогает связать в единое целое разные поколения людей , их человеческий подвиг, непростую жизнь. Работа по данной теме велась не один год.
В 1941 году в Омск из Ленинграда был эвакуирован завод имени Н.Г.Козицкого. 9 сентября 1941 года под открытым небом на Омской земле заводчане приступили к выпуску продукции. В небывало короткие сроки, уже 22 октября 1941 года завод отправил первые изделия фронту – минометы, а 2 февраля 1942 года дал первые радиостанции. На протяжении всей войны эвакуированные ленинградцы и омичи ковали победу над фашизмом.
После Великой Отечественной войны на заводе работали ветераны. Многих сейчас уже нет в живых, с каждым годом они уходят на небеса как птицы. Каждый год мы посещаем их, колесим по Омским улицам, вручаем подарки, помогаем по мере сил, с интересом слушаем их рассказ о боевом прошлом.
“Память – это одно из главенствующих качеств поколения, поскольку все, что выстрадано и пережито, забвению не подлежит. Память, одетая в солдатскую шинель, для ветеранов войны никогда не кончается. Их все еще догоняют пули и осколки. Они, и состарившись, они, и с осколками у сердца, они, и будучи инвалидами, навсегда остались бойцами. Фронтовиками, скромные и гордые. Битые и непобежденные”.
Проезжая по городу и слушая великолепную музыку (“Солдатский вальс” Стихи Б.Царина, музыка А.Воронова).
По Проспекту Маркса в Омске живет Белецкий Тарас Антонович.
“Я родился 10.03.1920г. Во время войны воевал в 309стрелковой дивизии на 1 Украинском фронте, был автоматчиком, наводчиком станкового пулемета, подносчиком снарядов. Н а себе таскал 70кг. “Максим”. Воевал в Польше, Германии. Был дважды ранен. Долго лечился. Самые трудные минуты были при форсировании Одера. Лодку опрокинуло, был по горло в воде, а простуда не брала. Воевать закончил под Дрезденом. “Братцы, братишки! Что случилось? – Победа!” 3дня праздновали. Демобилизовался в 1950г. Служил после войны в Австрии, Венгрии, Югославии. В этом же 1950году начал работать на заводе в качестве ученика-токаря. Хочу, чтобы все были сыты, одеты, здоровы и счастливы.”
Продолжим наш путь и послушаем песню (“В землянке” Стихи А.Суркова, музыка К.Листова).
В поселке Козицкого живет Бродский Михаил Сруль - Мордунович.
Год рождения: 25.11.1923г. При стене огня на войне надо было устанавливать связь. Воевал на Западном фронте, 3армия,109отдельном полку связи с 1942года. Сообщение о Победе услышал в Берлине. Самые дорогие ордена: орден “Красной звезды”, медаль за Кенигсберг. Помню победные очереди автоматов, крики и радость. До сих пор я все делаю сам. Общаюсь с соседом Мартыненко Алексеем Федоровичем. Вспоминаю завод. Пришёл в 1960г., инженером. Я хочу пожелать вам, чтоб у всех в работе было все успешно.
Немного отвлечемся и послушаем стихотворение:
“Прошли сквозь грозы мы
И адский зной,
Преодолели крепости и беды…
Разбив фашизм, Немалою ценою
Добыли мы Великую Победу!Была дорога наша нелегка…
Мы шли по ней почти четыре года.
Я верю, что переживет века
Бесcмepтный подвиг нашего народа!”
На 20 Амурской живет Михаил Демьянович Веревнин.
Год рождения 10ноября 1927года. “Находился на Дальневосточном фронте 97 дивизия, 5 армия,136полк, сержант, старшина, помощник комaндира полковой разведки. Воевал в Маньчжурии, Харбине. Уволился в 1951году. Самые тяжелые минуты в разведке ночью, думаешь о родителях и близких. В 1942 погиб мой отец, а в 1944 брат. О Победе услышал 9 мая под Хабаровском, а утром в 10часов началось гулянье на станции. Был шквал радости. Гляжу на военные награды и желаю всем людям, молодежи здоровья, сплоченности, честности, трудолюбия. Счастья всем! Я как пришёл 11 июня 1951года, 50лет работал на заводе, учеником шлифовщика, стеклодувом мастером, старшим мастером. Любите родину, жизнь, людей, работу”.
“Из числа фронтовиков 40 человек удостоены высшей трудовой награды Родины Звания Героя социалистического труда. Сотни участников войны стали кавалерами орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени”.
Проедем дальше и послушаем музыку (“Соловьи” Стихи А.Фатьянова, музыка В.Соловьева - Седого).
Дурнова Таисия Кирилловна живет по улице Воронкова 04.01.1919год рождения. Служила с 15 мая 1942 на Дальнем Востоке. Охраняла авиа часть. Очень напряженная, тяжелая служба. Но помню, что в минуты отдыха танцевали под баян. О победе объявил комaндир утром 9мая. На завод я пришла в 1946г. Телефонисткой, работала до 55 лет. Как я хочу, чтобы все были счастливы и не знали войны.
“Родные воины! Еще раз приветствуем и поздравляем вас со счастливым возвращением и от всего сердца благодарим вас за воинскую славу и доблесть! Мы уверены, что, влившись в нашу трудовую семью, вы используете весь свой боевой опыт, вместе с нами будете развертывать социалистическое соревнование на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах в честь нашей Победы, чтобы совместными усилиями выполнить исторические указания нашего великого вождя товарища Сталина: быстрее залечить раны, нанесенные войной, поднять еще выше военную и экономическую мощь любимой Родины. Добро пожаловать, дорогие!”.
Газета “Омская Правда”,
22 июня 1945 года.
Ельников Александр Алексеевич 12.05.1926 год рождения.
Живет на улице Рабиновича рядом с заводом. В1943 году был в 101 полку 39стрелковой дивизии, сержант. Нас 5 человек кто хорошо учился, оставили учить других солдат. В боях не участвовал. После учебы сопровождал обученных солдат в действующую армию. Служил в Новосибирске, 9 Мая в части услышал о Победе. На завод устроился слесарем- сборщиком, был мастером по кадрам. Желаю всем молодым хорошо учиться, работать!
Здравствуй, Омск!
Ты такой же любимый, как был,
…Выйдет завтра солдат на работу-
Он стахановский труд не забыл!
Лейтенант Иван Харламов,
Газета “Омская Правда”, 22 июля 1945 года.
Забаровский Михаил Кириллович живет по улице Орджоникидзе.
01.03.1922 года рождения. Начал войну с 1941года под Москвой, затем Сталинград, Украина, Ворошиловград, Запорожье, Молдавия. Особенно тяжело было на Никопольском плацдарме. Дорожу двумя Орденами славы, наградой за Сталинград. Услышал о победе над фашизмом в Германии, Бреслау. 3 месяца брали. Конев окружил, только вывели из Бреслау, сообщили о Победе. Был в Венгрии, Австрии. Особенно запомнил Вену, озеро Балатон. На завод устроился в 1946году, слесарем- сборщиком. Желаю всем здоровья и молодежи стать творческими личностями.
“ По разному складывались судьбы Героев Труда - участников войны, но с годами не иссяк у них потенциал активности, не убыло упорство в достижении все усложняющихся целей. Они везде и всегда являли собой пример служения делу, положительно влияли на микроклимат в обществе”.
А.Долгушин Коршунов Николай Алексеевич живет по улице Волочаевской.
10.03.1921 года рождения. 1940г. был в пехоте, затем 1авия школа, , 346 полк, 9 воздушная армия. Закончил войну в Ново - Сысоевке. Затем война с Японией 1945г. тяжелые бои в Маньчжурии. Имею ордена, медали за боевые заслуги. Очень запомнился летчик один баянист, играл хорошо. Его любили. О Победе услышал в Приморском крае на Чугуевском аэродроме. Старшина сказал: “Война окончена!” с 1946 года по 1981г. работал слесарем механиком. Являюсь заслуженным рационализатором. Пожалуйста ,молодые, живите без войны! Учитесь, чтобы больше толковых людей было, умелых! Любите свое отечество, родину!
Наше счастье
Вспоминая сорок пятый –
За селом встречали мы отца.
Он родными был обнятый
На ступеньках нашего крыльца.
Сыпал сладость из кулечка,
Сумку комaндирскую подал:
Под учебники, вот, дочка, -
И целуя, Машеньку обнял,
Дал забавную мне штуку.
Незнакомые слова сказал.
Осторожно взял я в руку
И впервые компас увидал.
Этот день все долго – долго ждали:
Жив отец! Мечта семьи сбылась!
В школу мы с сестрой бежали –
Не было тогда счастливей нас!
Василий Захаров, Омск,2002 год
Кусков Николай Борисович 10апреля 1923года рождения.
Живет на 1-м проезде Челюскинцев в доме, который построил сам. Был в штрафной роте, затем служил в разведке, у Рокоссовского отчаянный был. Самые тяжелые дни были в штрафной роте. Николай Борисович не многословен. 12мая узнал о Победе на Эльбе. Вернулся в Омск, пошёл устраиваться работать на завод имени Козицкого, работал токарем, слесарем, механиком. Желаю, чтобы все были честными, хорошо работали и не пропали в этой жизни.
День Победы
Миллионы погибли
В той далекой войне,
Чтобы мирно могли бы
Люди жить на земле.
Мы фашистов гнездовье
Разнесли в пух и прах.
И солдатскою кровью
Расписали Рейхстаг.
О великом сраженье
В поле шепчет трава.
Голосов отраженье –
Это павших слова.
И Девятого маяТрубы марши поют.
Ордена поправляя,
Ветераны идут!Василий Захаров, Омск, 2002 год
Ложников Павел Александрович 07.03.1923год рождения.
Живет на проспекте Маркса. Во время войны был тяжело ранен. Долго был в госпиталях: Германия, Киев, Моршанск, Омск, Тюмень. Воевал на 1 Украинском фронте в 5 механизированном танковом корпусе, комaндир танкового взвода. Горжусь наградами. О Победе услышал в Моршанске в госпитале. В 5 или 6 утра забежала дeвoчка в фартучке и закричала: “дypaки, чего лежите, война закончилась”. на заводе с 1946года. Герой Социального труда, делегат 24 съезда КПСС. Хочу пожелать выполнять поставленные цели и задачи.
Я тот, кому Родина –мать дорога,
Крови дороже и жизни.
Наcмepть я шел потому на врага,
Что счастья желал для Отчизны.
Немало земли я измерил в шагах,
Бродил по лесам, по болотам,
Портянки сырыми носил на ногах,
Был грязным от пыли и пота.
Я тот, что до Шпрее и Влтавы
Шел в дыме и гаре войны, -
Солдат величавой державы,
Могучей советской страны.
Солдатская честь мне была дорога.
Верный присяге военной,
Лежал я, подбитый осколком врага,
Клятве святой неизменный.
Я тот, кто лихого врага победил
В году девятьсот сорок пятом.
Сегодня я счастлив и тем горделив,
Что русским считаюсь солдатом.
А.Рева
Новикова Тамара Ильинична 15.01.1923год рождения попала на фронт в 1942году.
Была направлена на учебу. Стала поваром. Была на Волховском, 2-Прибалтийском фронтах. Эстония, Латвия, кругом болота. Полевая кухня на лошадях двигалась ночью. Однажды сломала ногу несла мешок 75 кг. Это был 301 полк,48 армия, наш стрелковый батальон. Это был не посильный труд. 300 человек 2 раза кормили в наступлении, пополнение 3 раза. Спали по 2 часа. Завтpaк рано утром, ужин , когда темно. Обед к траншеям подтаскивали и отдавали старшине. У меня нет военной медали. Нигде не говорят о кухне и поварах. Завтpaк- это каша пшенная, пшеничная, очень редко гречка, конечно хлеб, масло, когда сало соленое. На обед густой суп. Добывали картошку у латышей.
Ветеранам войны
Мы благодарны ветеранам.
Войну прошедшим до конца.
Война ушла, остались раны,
Осталась боль в ваших сердцах.
Остались в памяти рассветы,
Что вы встречали на войне.
Ведь это было с вами где–то,
Простите, что не знаем, где.
В суетных днях,
В горячке будней,
Мы помним все–таки всегда,
Что вам обязаны все люди,
Живущие и жившие тогда.
Инна Соловьева, Омск,2002 год
Помню тяжелый бой под Нарвой. 1час 30 минут артеллирийская подготовка. Гул, шум. Миномет бьет. Дeвoчка кричит: “ПОМОГИТЕ!” коней сшибло. Шквал огня. Забралась под настил в воду. Ездовой не успел спрятаться. Его сильно ранило. Не могла помочь. Умер он. Кухня тоже была вся пробита. Не забуду это некогда. Ноги сильно болят. Сейчас хожу плохо. Победу встретила в Румынии. Потом в августе 1945г. приехала в деревню Потанино, Калачинского района. Мама получила мешок муки по трудодням, я решила, что уеду в Омск. Семья 4 человека ,не прожить. Вышла замуж и уехала в Омск. В городе работала по 16 часов. Хлеб стоил 300р. Есть охота. Жизнь была невыносимая. Вода + соль, пухла от соли. Работала охранником получала 47 рублей, муж250р., 42 рубля была пенсия на детей. Принудительно покупали облигации100р., 150р., пряталась, но все равно подписывали. Эх, не было бы войны, работали. Жили бы хорошо. Пусть каждому в этом мире достанется счастье и мир. Берегите себя, помогайте друг другу, ведь мы русские люди.
“Я иду дорогою земной,
Перед солнцем не смежая веки…
Все, что в мире делается мной,
Остается на земле навеки”.
Сергeй Орлов
Рябиков Анисим Никифирович 22.02.1923год рождения.
Проживает в центре города на улице Чапаева, недалеко от завода, на машине ехать близко. Во время войны находился в 729 стрелковом полку, 145 стрелковой дивизии, 4 ударной армии на Северо - Западном фронте, Москве, Калининградском фронте. Был дважды ранен. Не забуду никогда день 9 Мая - Победа! Радость, крики, стрельба. На заводе работал с 1959. начальником отдела. Всем желаю благополучия. Большой патриот завода, спокойно не могу пройти, обязательно интересуюсь жизнью заводчан. Желаю всем процветания, здоровья, счастья.
Милые женщины!
Жизни и счастья начало!
Будьте высокими, как бы судьбою
Вас не качало!
Будьте красивыми, мудрыми,
Сильными –
Держится Мир вашими крыльями!
Мира Луферова, Омск,2002 год
Ряскина Анна Федоровна 07.02.1924год рождения.
Мы подъезжаем к улице Декабристов, где живет ветеран Великой Отечественной Войны Анна Федоровна. На фронте с 1942г.,в частях ПВО, 42отдельный прожекторный батальон, под Сталинградом. 25 дeвyшек, 50 юношей обучали на должность комaндира. Учились 3 месяца, присвоили звание младшего сержанта. Обороняли Киев, станция Дарница, была узловая. Фашисты её регулярно бомбили. Вой снарядов, кругом воронки. Ужас войны. Жили в землянках. Нас было 11 дeвyшек, 2 шофера. Чалый младший сержант и Крайнов, старшина. Победу встретили в Киеве, ночью узнали в 2 часа. Закричали: “Воздух, Победа!” это не высказать. Был обед, музыка, танцы. Стрельба. Я была в 1985году в Киеве и видела место службы, что-то напоминает прошлое. На заводе с 1946года. Работала гальваником, плела жгуты. Хочу, чтобы все было хорошо, и все работали как мы! Мы отстояли свою Родину!
“ В послевоенное время вместе с духом Победы фронтовики привнесли в мирную жизнь энергию созидания, направленную на достижение высших результатов труда. И сегодня они вправе требовать от нас той же самоотдачи и целеустремленности в работе, которые свойственны им самим”.
Л.К.Полежаев,
Глава Администрации (Губернатор) Омской области.
Мой Омск
Хоть город мой не очень и велик,
Но велики перед страной
Его заслуги.
Не шумен он, но многолик -
Живут хорошие в нем люди!Слились в нем новь и старина:
Форпост России – волею Петра –
Сибирский,
В сороковые – роковые,
Когда в беде была страна,
Стал кузницей оружья
И кормильцем.Сбылись слова. Что мощь России
Сибирью будет прирастать.
Мой город над Иртышской синью
Раскинул крылья,
В будущее принял старт.
Мой город! Школьник и учитель,
Студент, ученый и поэт,
Артист, нефтяник и строитель,
Солдат – таков его портрет!
Мира Луферова, Омск,2002 год
Посетив ветеранов, мы подъезжаем к заводу на улице Чернышевского.
“Ветераны стали опорой нашей профессии. Это звание стало символом верности избранной профессии, любви к своему предприятию, глубокого понимания своего места, твердого и почетного положения в ней. Их пример зовет к новым делам. Их порыв и наказы отзовутся в сердцах каждого. Каждый год 9 Мая заводчане проводят на заводской площади митинг. Звучат речи! К вечному огню возлагаются цветы, венки. Молодежь заходит в заводской музей, подолгу они стоят они у витрин с реликвиями, фотографиями прошлого, которое нельзя забыть.
Список литературы
1. П.П.Вибе,А.П.Михеев,Н.М.Пугачева”Омский историко – краеведческий словарь”,Москва,Отечество,1994 г.
2. М.М.Кирьянов “Великая Отечественная Война 1941 – 1945”,Москва ,Издательство политической литературы,1985г.
3. А.Д.Колесников,А.п.Долгушин,А.П.Токарев”Райцентры Омской области”,Омск,1992г.
4. Мейсак Н.А. “Три открытия Сибири”, Западно – сибирское книжное издательство,1978г.
5. П.В.Мозжерин”Единой судьбы частица”,Омск,1991г.
6. В.А.Третьяков “Солдаты Победы”,том1,Омское книжное издательство, Омск,2000г.
7. Д.Ухтомский “Омск и омичи”,издательство “Советская Россия”,1968г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
27 01 2021 1:58:21
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
26 01 2021 10:56:29
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
25 01 2021 13:29:58
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса.
...
24 01 2021 23:59:17
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
23 01 2021 9:10:32
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
22 01 2021 11:40:48
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
21 01 2021 7:13:55
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
20 01 2021 16:31:14
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
19 01 2021 7:19:12
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
18 01 2021 12:38:51
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
17 01 2021 0:51:50
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
16 01 2021 0:43:24
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
15 01 2021 3:52:34
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
14 01 2021 21:26:53
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
13 01 2021 0:37:55
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
12 01 2021 13:25:11
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
11 01 2021 18:34:40
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
10 01 2021 1:59:26
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
09 01 2021 11:28:28
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
08 01 2021 22:11:53
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
07 01 2021 1:52:52
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
06 01 2021 3:47:26
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
05 01 2021 4:54:38
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
04 01 2021 7:16:20
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
03 01 2021 0:57:21
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
02 01 2021 15:38:54
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
01 01 2021 1:49:43
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
31 12 2020 11:59:54
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
30 12 2020 5:45:17
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
29 12 2020 15:24:56
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
28 12 2020 5:20:12
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
27 12 2020 1:55:26
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
26 12 2020 3:51:56
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
25 12 2020 16:53:49
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
24 12 2020 18:29:46
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
23 12 2020 21:45:13
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
22 12 2020 21:16:50
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
21 12 2020 7:19:41
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
20 12 2020 22:59:38
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
19 12 2020 7:34:53
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
18 12 2020 20:52:46
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
17 12 2020 13:44:27
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
16 12 2020 12:57:18

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
15 12 2020 22:55:33
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
14 12 2020 23:51:13
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
13 12 2020 17:21:59
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
12 12 2020 0:16:23
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
11 12 2020 15:32:58
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
10 12 2020 5:19:19
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
09 12 2020 2:29:17
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
08 12 2020 2:15:17
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
07 12 2020 0:43:25
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
06 12 2020 1:50:13
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
05 12 2020 18:17:25
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету.
...
04 12 2020 1:40:39
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
03 12 2020 2:45:12
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
02 12 2020 15:14:33
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
01 12 2020 20:22:45

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
30 11 2020 22:12:43
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
29 11 2020 23:56:33
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
28 11 2020 0:29:37
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
27 11 2020 5:33:55
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
26 11 2020 22:36:33
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
25 11 2020 0:54:58
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
24 11 2020 18:37:53
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
23 11 2020 9:54:53
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
22 11 2020 2:51:42
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
21 11 2020 3:59:35
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
20 11 2020 2:53:20
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
19 11 2020 15:49:59
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
18 11 2020 19:16:55
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
17 11 2020 23:17:10

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
16 11 2020 22:58:53
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
15 11 2020 15:27:17
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
14 11 2020 15:53:54
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
13 11 2020 14:45:37
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
12 11 2020 22:17:51
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
11 11 2020 6:49:37
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
10 11 2020 7:41:54
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
09 11 2020 21:45:28
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
08 11 2020 2:41:43
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
07 11 2020 10:18:53
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
06 11 2020 18:13:31
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
05 11 2020 3:57:47
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
04 11 2020 16:23:58
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
03 11 2020 4:26:54
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
02 11 2020 12:38:28
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
01 11 2020 3:40:35
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
31 10 2020 8:13:22
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
30 10 2020 7:50:26
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
29 10 2020 16:28:42
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
28 10 2020 3:42:38
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
27 10 2020 1:13:35
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
26 10 2020 21:17:25
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
25 10 2020 18:21:13
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
24 10 2020 7:26:41
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
23 10 2020 0:49:37
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
22 10 2020 12:19:28
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
21 10 2020 21:29:53
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
20 10 2020 20:30:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::