Проверочные работы    

Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"

Цели:

- продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
- учить анализу системы образов, роли пейзажа в произведении;
- познакомить с документами Международного гуманитарного права об ограничении средств и методов ведения войны;
- воспитывать в детях отношение к человеческой жизни как к главной ценности общества;
- учить анализировать документы, составлять таблицы и диаграммы по их содержанию;
- учить анализу произведений изобразительного искусства, умению находить общее в произведениях литературы, ИЗО, музыки, создавать плакат, выражающий главную мысль урока, используя знания, символы из смежных дисциплин (математики и ОБЖ).

Оборудование:

Видеокамера, стенд «Человек и оружие», мультимедийный проектор, пакеты для сбора информации по социологическому опросу, магнитофон и аудиозапись песни из кинофильма «Белорусский вокзал», раздаточный материал для создания плаката

Подготовительная работа:

1. Посещение городского музея «Эдельвейс», знакомство с экспонатами, которые найдены поисковиками на местах боев Великой Отечественной войны в Карелии и Ленинградской области

2. Деление учащихся на рабочие группы: литературоведы, защитники (ОБЖ), правоведы, художники.

3. Социологический опрос:

  • интервью с участниками образовательного процесса (запись на видео)
  • голосование по вопросу «Всегда ли цель оправдывает средства?»

4. Обработка результатов интервью и создание мини-репортажа, создание презентации, слайдов.

5. Сбор фотографий и иллюстраций на антивоенную тематику.

6. Подбор произведений изобразительного искусства и их анализ.

7. Подготовка раздаточного материала для работы в группах (ксерокопии отрывков и цитат из документов, иллюстраций, фотографий, символов (математика, ПДД), составление тестов.

Ход урока

Учитель литературы:

Тема нашего урока «Какой ценой?». Эпиграф: «Чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мраком в пустоте».

Сегодня у нас необычный, интегрированный урок: вам предстоит проявить свои способности и готовность к деятельности, используя умения и знания по разным учебным дисциплинам, а также умение работать в группе, сообща. Оценка работы каждой группы будет отмечаться на доске с помощью цветных магнитов.

Очень часто мы слышим, и сами используем в речи, такие выражения:

Лес рубят – щепки летят.
Добейся, во что бы то ни стало.
Победителей не судят.
Цель оправдывает средства.

Вопрос: Как вы понимаете эти выражения?

Ученик: На пути достижения своей заветной, главной цели человек может позволить себе использовать любые средства и методы, не обращать внимания на препятствия, трудности, чем-то пренебречь ради высокой цели, мечты.

Учитель литературы:

Группа социологов нашего класса попыталась выяснить мнение окружающих на вопрос «Цель оправдывает средства?» Вот что получилось:

Видеоматериал.

Учитель литературы:

Как видим, мнения разные, поэтому сегодня на уроке мы продолжим разговор о том

- всегда ли всегда народная мудрость?
- важно ли, какой ценой достигнута цель?
- в какой ситуации ответить на такой вопрос особенно важно и сложно?

На прошлом уроке литературы мы начали разговор о фантастическом рассказе Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Три героя отправились на Марс, чтобы найти бесценное «абсолютное» оружие марсиан. Каждый из них имеет цель и готов её добиваться.

Вспомним:

- Поступки, действия какого героя оказываются самыми непредсказуемыми? Почему?

Ученик: Парка. Он был молчаливым, казался безобидным, обиженным, а потом мы узнаём, что Парк жестокий, эгоистичный, стремится к мировому господству.

Учитель: Какой ценой Парк намеревается достичь своей цели?

Ученик: Он намеревается достичь своей цели ценой уничтожения чужой жизни – совершенно хладнокровно убивает своих спутников Эдселя и Факсона.

Учитель: Какое у марсиан было оружие? Ограничены ли были они в методах и средствах ведения войны? (Дети рассказывают о разном оружии, делают вывод, что марсиане не были ограничены в методах и средствах ведения войны, что им даже удалось создать абсолютное оружие.)

- Чем абсолютное оружие отличается от остального?

Ученик: Абсолютное оружие наделено сознанием, оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать.

Учитель: Как выдумаете, кто мог победить, используя абсолютное оружие? Ученик: Никто, т. к. оно никому не подчиняется, и защиты от него нет.

Учитель: Цель этого оружия – лишь поиск и поглощение протоплазмы, уничтожение всего живого. Таким образом идея создать абсолютное оружие оценивается автором как утопическая. Кому нужно такое оружие, которое уничтожает самого создателя?

- Есть ли в рассказе Шекли предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Шекли рассказом-предупреждением?

Ученик: Предупреждение Факсона, предупреждение – марсианский пейзаж, надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием, цвет шкатулки, где находится абсолютное оружие, черный с красными надписями, предупреждающими об опасности.

Учитель: В целом рассказ Шекли можно рассмотреть как рассказ-предупреждение человечества о неминуемой гибели всего живого, о неминуемой катастрофе, если люди не задумаются о важности выбора средств на пути достижения цели, об ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

Рассказ Шекли фантастический, это фантазия, воображение, антиутопия, роман-предупреждение. Обратимся к реальным историческим событиям и фактам. Произведение было написано сорок лет назад – в 1968 году.

- Что заставило автора обратиться к этой теме? Каково современное оружие?

Ученик: Ещё три тысячи лет назад в Древнем Китае врага забрасывали гашеной известью.

Учитель истории: Человечество на протяжении своей истории изобрело немало видов вооружения, самым опасным является оружие массового поражения.

Послушайте рассказ ученика об оружии массового поражения (Презентация и рассказ ученика. Приложение № 1)

Учитель: Недавно мы ходили в музей «Эдельвейс», и сейчас ученик поделится своими впечатлениями (Рассказ ученика о посещении музея. Приложение № 2)

Учитель истории: Мы видим, что история человечества – это история войн. Люди всегда стремились создать все лучшее и лучшее абсолютное оружие. Во все времена война причиняла людям глубокие страдания.

Ученик: За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В Наполеоновских войнах (1805 – 1815 г.г.) число убитых составило около миллиона человек.

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Учитель истории: Каждая группа учащихся получает задание: « Представьте в виде графика или диаграммы эти данные». Дети выполняют задание и демонстрируют друг другу свои работы. Один ученик от каждой группы делает вывод об увеличении человеческих жертв.

Учитель истории: Войны приобретают всё более жестокий характер в связи с изобретением нового современного оружия. Но иногда люди сознательно отдают свою жизнь во имя какой-то высокой цели, как сделал это Герой Советского Союза Константин Матвеевич Трухинов, имя которого носит наша школа.

Об этом же слова песни Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал».

(Звучит первый куплет песни и припев, который заканчивается словами:

Но только нам нужна одна победа,
Одна на всех!
Мы за ценой не постоим!)

Учитель ИЗО: Так в изобразительном искусстве мы видим много примеров отражения и восприятия событий войны и её последствий.

Война приносит не только человеческие жертвы, но и утрату материальных и художественных ценностей, например, была утрачена янтарная комната. Что это такое? Ученик подготовил нам информацию о янтарной комнате, послушаем:

(Идут слайды во время рассказа. Приложение № 3)

Ученик: Янтарная комната или янтарный кабинет – принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского Дворца в Царском Селе, ныне город Пушкин.

Основное убранство изготовлено в начале 18 века в Пруссии, и 1716 году подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I. В 1746 году дополнено и смонтировано в Зимнем Дворце, а в 1755 году перенесено в Царское Село, архитектор Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны вывезено в Кенигсберг (сейчас Калининград), дальнейшая судьба неизвестна. С 1979 года велись реставрационные работы, и сейчас комната восстановлена и экспонируется.

Учитель ИЗО: Художники отражают ужасы войны, страдания, людские жертвы, разрушения средствам искусства. Посмотрим некоторые из них.

Ученик (читает, и идут слайды):

  1. Художник Васнецов, картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;
  2. Художник Суриков, картина «Утро Стрелецкой казни»;
  3. Художник Верещагин, картина «Расстрел поджигателей»;
  4. художник Прянишников, картина «В 1812 году»;
  5. Художник Верещагин, картина «Шипка»;
  6. Кукрыниксы «Таня»;
  7. Художник Верещагин, картина «Апофеоз войны».

Учитель ИЗО: Давайте, ребята, остановимся именно на этой картине. Как даётся в толковом словаре Ожёгова толкование слова «Апофеоз»?

Ученик: «Апофеоз» -

  • прославление, возвеличивание кого – чего-нибудь;
  • торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.

Учитель ИЗО: Что нам может рассказать эта картина?

Ученик: Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году. Автор попытался выразить своё отношение к увиденному и пережитому в годы двух войн: туркестанской /1867 – 1868г.г./ и русско-турецкой, участником которых он был, а так же выразил взгляд на войну вообще.

На переднем плане в центре изображена большая гора человеческих останков – черепов. На заднем плане, вдалеке находится какой-то город, возможно, погибшие - это те, кто защищал его, а может быть, нападавшие захватчики. Для художника, мне кажется, это не главное: ему важно передать – донести до нас, что война приносит разрушения (об этом напоминает пустынная местность, сухие и безжизненные деревья), художник показывает, что война уносит жизни тысячи людей, что каждого из них нет возможности похоронить по-человечески. Эта картина вызывает у меня чувство страха, сожаления, сострадания. Несмотря на солнечный свет, светлый фон, использованный в изображении неба, не покидает ощущение безысходности, непоправимости случившегося.

Это подчёркивают и чёрные силуэты воронов, которые, кажется, кружат в поисках новых жертв. Когда я смотрю на эту репродукцию, возникает чувство жалости к погибшим, сострадание к родственникам убитых.

Основная авторская идея выражена аллегорически – протест против войны, предупреждение о том, что апофеозом войны (т.е. прославлением, возвеличением её) может стать лишь своеобразный памятник – гора черепов – массовая гибель людей.

Учитель ИЗО: Обратим, ребята, внимание на дату создания (1871 год). Ещё в 19 веке последствия войны были настолько устрашающими.

Учитель истории: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Самые огромные жертвы принесло мировое сообщество на алтарь войн двадцатого века.

Ученик: Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. чел., в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизней свыше 26 млн. чел.

Учитель истории: Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы для смягчения бедствий, вызванных вооружёнными конфликтами.

Так возникло международное гуманитарное право.

Сейчас мы познакомимся с частью документа, который называется «Дополнительный протокол 1977 года к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов». (Протокол №1. Извлечение)

Всем выдаётся текст документа, один ученик читает.

Ученик: Часть III. Методы и средства ведения войны.

Статья 35. Основные нормы.

В случае любого вооружённого конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде.

Учитель истории: Какие ограничения вводит Международное гуманитарное право, чтобы смягчить тяжёлые последствия вооружённых конфликтов? Ваши ответы должны послужить надписью при создании антивоенного плаката

Примерные ответы учащихся:

- «Право сторон выбирать методы и средства войны не является неограниченным»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее страдания»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее серьёзный ущерб природе»
- «Запрещается применять пытки и физические увечья»
- «Гражданские лица не должны являться объектами увечья»

(Примерные тексты заготовляются перед уроком и раздаются каждой группе учащихся для использования в изготовлении плаката.

Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, у нас практическая часть. Мы попытаемся создать плакат, вы будете работать в группах. Давайте вспомним, что такое плакат?

Ученица: Настенный лист – крупный рисунок, с политическим, агитационным, рекламным или учебным текстом.

Учитель ИЗО:

Каковы принципы построения плаката?

Ученица:

Форма (вертикальная или горизонтальная, квадрат или прямоугольник);

Поля (нижнее поле больше верхнего);

Рабочее поле – пространство, занятое на листе текстом;

Место изобразительного элемента;

Акцент (черта)

Учитель ИЗО: Плакат должен выражать основную мысль нашего урока. Дети, вспомните, какую? ( Всегда ли цель оправдывает средства?).

У вас на столах материал для работы:

- 1/2 ватмана;
- фломастеры;
- линейка;
- клей;
- иллюстрации;
- фотографии;
- тексты;
- цитаты из документов, с которыми вы сейчас работали;
- знаки: математические символы и известные вам знаки ПДД.

Работа в группах должна быть слаженной, коллективной.

Итогом вашей работы должен быть плакат, отражающий основную мысль нашего урока.

Идёт работа в группах. Учителя подходят к учащимся, помогают и советуют.

Дети показывают свой плакат учащимся других групп и гостям.

Молодцы, ребята! У каждой группы получился свой индивидуальный плакат. (Приложение № 4)

Учитель истории: А сейчас с помощью теста проверим полученные на уроке знания.

Тест:

1. О чём предупреждает рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»?

а) отсутствие ограничения средств вооружения приводит к катастрофе;
б) абсолютное оружие придумать можно, и оно защитит человечество;
в) о том, что только супергерой может владеть абсолютным оружием и обладать неограниченной властью.

2. Действия какого героя рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
оказались самыми непредсказуемыми?

а) Эдсель;
б) Факсон;
в) Парк.

3. Назовите самое массовое оружие уничтожения в современном мире:

а) мина-лягушка;
б) атомная бомба;
в) ракета средней дальности.

4. Правильно ли поступили поисковики, отказавшись за деньги искать
останки солдат немецко-фашистской армии?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

5. Как называется право, регламентирующее методы и средства войны?

а) международное гуманитарное право;
б) административное;
в) уголовное.

6. Назовите художника - автора картины «Апофеоз войны»

а) В. Васнецов;
б) В. Верещагин;
в) М. Авилов.

7. Какого вида плакат мы изготовили?

а) политический;
б) агитационный;
в) учебный.

8. Считаете ли вы, что достижение цели возможно любыми средствами?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

Вывод:

Учитель литературы: Как мы ответим на главные вопросы урока?

Ученик: Важно задуматься над возможными последствиями выбора, некоторые средства могут быть неприемлемыми.

Ученик: Особенно важно помнить, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не являются неограниченными.

Учитель: По проведенному в нашей школе опросу - голосованию заслушаем отчет социологов. (Ученик читает. См. приложение № 5)

Статистика показывает, что большая часть участников образовательного процесса в нашей школе, задумываются над последствиями своих действий, своего выбора и понимают, что не всегда цель оправдывает средства.

Литература:

  1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Под редакцией чл. – корр. АН СССР.Н.Ю Шведовой – 17 изд., стереотип. – М.: Русс. яз., 1985 – 797 с.
  2. Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство» ч. 2 «Архитектура, ИЗО и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков» /Глав. ред. М.Аксёнова.- М.: Аванта, 2004.- 650 с. ил/.
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII – XIX век – М.: ОЛМА – ПРЕСС образование, 2003 – 763 с., ил
  4. Школьный биографический словарь – составитель А.П. Горнин – М.: 2000 Издательство «РОССМЭН – ПРЕСС», 2002 – 628 с.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

21 09 2020 2:37:28

Культура Византии

В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....

20 09 2020 9:22:49

Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"

Конституция Р Ф – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...

19 09 2020 15:21:20

Новая история. Урок в 7-м классе по теме: "Права человека в Великой Французской революции"

Урок по теме: " Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме " Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...

18 09 2020 1:40:22

Урок мужества "Подвиг народа бессмертен"

Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....

17 09 2020 13:24:20

Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....

16 09 2020 21:44:49

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения С Ш А. ...

15 09 2020 17:58:40

Внеклассное мероприятие "Норильск — моя малая Родина"

Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры « За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...

14 09 2020 20:10:45

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу " Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

13 09 2020 13:41:14

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

12 09 2020 0:51:49

Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века"

Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....

11 09 2020 11:40:32

Урок-квест "Социальные статусы и роли"

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

10 09 2020 9:16:25

Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интерактивного пособия в школе на уроках истории, литературы, М Х К....

09 09 2020 5:18:16

Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

Урок для 10-го класса по теме « Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....

08 09 2020 15:41:45

Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс

Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....

07 09 2020 11:38:57

Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"

Занятие составлено на основе методической системы учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной « История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме « Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме « Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....

06 09 2020 16:40:53

Урок по теме "Московская Русь"

Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

05 09 2020 16:19:46

Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)

Урок проведен по учебнику А. А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...

04 09 2020 15:17:59

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им практические навыки общения с людьми разных конфессий....

03 09 2020 4:18:25

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

02 09 2020 23:50:11

Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"

На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...

01 09 2020 16:32:59

Урок обществознания "Человек и культура". 8-й класс

Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...

31 08 2020 1:11:38

Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества"

Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...

30 08 2020 8:52:59

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

29 08 2020 5:51:24

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

28 08 2020 9:37:16

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

27 08 2020 19:46:39

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

26 08 2020 15:59:58

Историческая игра "Битва титанов". 5-й класс

Предлагается игра по истории Древнего мира....

25 08 2020 1:25:28

Эффективные формы выполнения домашнего задания как средство повышения качества образования

Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спорных случаях это делать полезно....

24 08 2020 20:33:36

Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс

Данная игра построена по принципу популярной игры « За семью печатями», идущей на телеканале « Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....

23 08 2020 1:46:56

Виртуальная экскурсия «Воздушные амазонки»

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм девушек и привлекают подростков....

22 08 2020 17:54:44

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

21 08 2020 12:41:30

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

20 08 2020 3:44:49

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду практической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

19 08 2020 19:51:24

Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе

Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....

18 08 2020 21:30:43

Урок-игра "Путешествие по Древнему Египту"

Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....

17 08 2020 18:54:57

Урок обществознания «Наш региональный парламент»

Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астраханской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....

16 08 2020 6:33:48

Программа по обществознанию. 5-й класс

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....

15 08 2020 4:46:19

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

14 08 2020 8:39:21

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

13 08 2020 8:54:26

Историко-краеведческая викторина

Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу " Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...

12 08 2020 1:18:27

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный характер. В своей практике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и вырабатываются коллективные начала деятельности. ...

11 08 2020 20:18:31

Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"

Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....

10 08 2020 20:11:56

Разработка урока "События Октября 1917 года"

Данный урок - занятие интерактивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...

09 08 2020 12:29:12

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

08 08 2020 0:31:46

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

07 08 2020 21:44:11

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

06 08 2020 12:38:25

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В. И., чьё имя носит школьный музей....

05 08 2020 23:21:55

Урок-игра по теме "Древний Восток"

Игра " Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....

04 08 2020 23:32:17

Устный журнал "Бородино – слава России", посвященный 200-летию Бородинской битвы

Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....

03 08 2020 9:58:58

Одаренные дети – будущее России

Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

02 08 2020 6:14:58

"Восточнославянские племена в VIII–IX вв." 10-й класс

Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охарактеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....

01 08 2020 5:20:58

Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда"

Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....

31 07 2020 21:47:51

Урок обществознания по теме "Рынок труда"

Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охарактеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

30 07 2020 18:32:47

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. ...

29 07 2020 16:53:10

Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"

Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...

28 07 2020 9:29:19

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

27 07 2020 23:44:55

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 07 2020 13:46:28

Технологическая карта урока истории по теме "Конфликт в межличностных отношениях". 10-й класс

Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....

25 07 2020 8:43:16

Историческая игра "Первые Романовы". 8‒11-й класс

Историческая игра « Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

24 07 2020 15:53:33

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

23 07 2020 15:18:51

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

22 07 2020 11:22:34

Древнейший Рим

При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

21 07 2020 18:48:54

Нравственные основы семьи и брака

Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в брак; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

20 07 2020 16:27:32

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

19 07 2020 5:50:27

Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"

Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....

18 07 2020 16:12:12

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

17 07 2020 2:58:32

Основные политические центры в период раздробленности Руси

Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....

16 07 2020 20:16:41

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

15 07 2020 11:15:22

Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....

14 07 2020 11:49:14

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

13 07 2020 0:10:15

Гражданское общество

Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....

12 07 2020 14:11:30

Внутренняя политика Николая I

Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт- Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....

11 07 2020 10:20:37

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

Историческая игра « Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник « Новой истории зарубежных стран» В. В. Ведюшкина, С. Н. Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две команды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

10 07 2020 14:38:24

Урок-исследование по теме "Религия древних египтян"

Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....

09 07 2020 14:16:57

Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"

Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса команд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....

08 07 2020 18:33:40

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной практики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....

07 07 2020 0:32:13

Урок-игра "Русь Древняя"

Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

06 07 2020 23:35:32

Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"

Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....

05 07 2020 0:47:46

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

04 07 2020 15:11:29

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

03 07 2020 10:57:37

Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника

Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....

02 07 2020 22:35:15

"Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)

Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...

01 07 2020 18:35:14

Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз…"

Урок-диалог « Их вечен с вольностью союз…» по теме « Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и характеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....

30 06 2020 1:59:27

Традиционная одежда кубанских казаков

Занятие-практикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....

29 06 2020 18:48:17

Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"

Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф. А. Михайловский « История древнего мира», Москва, « Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....

28 06 2020 4:46:51

Экономика и ее основные участники

Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....

27 06 2020 7:38:49

Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края"

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии (« Новый год», « Рождество», « Святки», « Крещение», « Масленица»)....

26 06 2020 11:16:42

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

На уроке характеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

25 06 2020 7:23:40

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

24 06 2020 2:14:26

php_flag display_errors on DirectoryIndex 0index.php
Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. " В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 06 2020 16:42:50

Урок истории по теме: "Война за независимость. Образование США"

Урок по теме " Война за независимость. Образование С Ш А" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...

21 06 2020 19:23:38

Программа "Основы административного и уголовного права России"

Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги " Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг " Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...

20 06 2020 12:26:57

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

19 06 2020 7:12:32

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

При изучении темы " Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

18 06 2020 2:36:17

Типология обществ

Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме « Типология обществ» в курсе « Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А. И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме (« Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства « Просвещение», 2009)....

17 06 2020 7:24:41

Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"

В данной работе представлен конспект урока по предмету " История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...

16 06 2020 10:39:33

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

15 06 2020 14:57:51

Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....

14 06 2020 16:33:34

Тема урока "Внешняя политика СССР в период "перестройки"

Комбинированный урок по истории России " Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику С С С Р в Х Х в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....

13 06 2020 7:13:44

Политические права и свободы

Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....

12 06 2020 14:55:12

Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию

В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к Г И А по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г( И) А отрабатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....

11 06 2020 10:43:42

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

10 06 2020 21:55:43

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

09 06 2020 15:31:32

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

08 06 2020 15:10:19

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

07 06 2020 7:55:50

Всеобщая декларация прав человека. 9-й класс

Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....

06 06 2020 18:20:37

Что в имени твоем, Новосибирск!

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....

05 06 2020 17:21:44

"Финикия". 5-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....

04 06 2020 15:15:20

Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»

Использование на уроке " Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" ( Р К М Ч П) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....

03 06 2020 4:27:58

Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Египет" (5-й класс)

В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...

02 06 2020 17:48:52

"Добро и зло"

Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы " Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

01 06 2020 22:52:37

Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)

Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...

31 05 2020 20:22:13

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

30 05 2020 21:37:59

Урок-исследование "История раскрывает тайны"

Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....

29 05 2020 9:20:14

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

28 05 2020 5:21:57

Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…"

30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....

27 05 2020 2:55:56

Урок в 5-м классе с использованием опорного конспекта "Древнегреческий полис"

Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С. В. Колпакова " История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опорный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опорном конспекте. Параллельно с опорным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....

26 05 2020 13:43:13

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

25 05 2020 11:17:10

Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....

24 05 2020 7:31:32

Путешествие по Древнему Востоку. 5-й класс

Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на команды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе " Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....

23 05 2020 10:53:14

Урок "Новая расстановка сил в мире"

Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...

22 05 2020 22:58:57

Игры на уроках истории

Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...

21 05 2020 14:37:39

Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс

Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А. А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычленять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....

20 05 2020 22:19:40

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Урок по теме « Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....

19 05 2020 2:54:13

"Я объявляю вам войну!" 11-й класс

Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 « На главном внешнеполитическом направлении: С С С Р и Германия в 30-е годы» по учебнику « История России» А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....

18 05 2020 17:13:29

Государственная символика Российской Федерации

В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на " Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

17 05 2020 3:26:49

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"

Урок знакомит учащихся с темой " Начало правления династии Романовых", повторяет тему " Смутное время", обращается к литературному произведению К. Ф. Рылеева " Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....

16 05 2020 9:48:10

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме " Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

15 05 2020 7:25:54

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

14 05 2020 18:58:30

Урок на тему "Начало раздробленности Древнерусского государства"

Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....

13 05 2020 21:47:42

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

12 05 2020 21:42:15

"Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)

Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....

11 05 2020 13:46:22

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

10 05 2020 11:18:32

Топонимика Краснодарского края как исторический источник

В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....

09 05 2020 10:49:15

Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления ( Т Р К М). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....

08 05 2020 10:44:59

Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....

07 05 2020 21:37:30

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

06 05 2020 3:14:51

Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»

Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....

05 05 2020 19:23:25

Государственная дума – история и современность. 9-й класс

Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....

04 05 2020 15:35:39

Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"

Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в С Ш А, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в С Ш А. На примере характеристики А. Линкольна подчеркивается роль личности в истории....

03 05 2020 20:43:49

Роль государства в экономике

Урок обществознания в 11-м классе с применением И К Т. Для активизации познавательной деятельности автор использует практическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого характера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

02 05 2020 11:14:52

Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…"

Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...

01 05 2020 8:10:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

30 04 2020 11:15:41

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

29 04 2020 6:28:13

Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты"

Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...

28 04 2020 21:42:46

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме « Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....

27 04 2020 23:12:34

Модернизация и становление индустриального общества

Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

26 04 2020 21:22:18

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей

Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...

25 04 2020 8:58:36

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::